Тема 19. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА




Целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам.

Начисление и выплата заработной платы

Аудитору в ходе проверки начисления и выплаты заработной платы следует руководствоваться следующими основными положениями:

· все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

· согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором;

· в соответствии с разъяснениями Роструда, содержащимися в письме от 08.09.2006 № 1557-6, кроме формального выполнения требований ст. 136 ТК РФ о выплате работодателем заработной платы не реже двух раз в месяц, при определении размера аванса следует учитывать фактически отработанное работником время (фактически выполненную работу). Правило ст. 136 ТК РФ является обязательным. Поэтому ни заявления работников, написанные по просьбе работодателя, о выплате заработной платы один раз в месяц, ни подобные условия, внесенные в трудовые договоры, не дают работодателю права для нарушения трудового законодательства;

· работодатель, допустивший задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несет ответственность в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами (ч. 1 ст. 142 ТК РФ). Так согласно ст. 236 ТК РФ работодатель несет материальную ответственность за задержку выплаты заработной платы. При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить ее с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Конкретный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации определяется коллективным договором или трудовым договором;

· по общему правилу работодатель обязан оплачивать труд работника в денежной форме. Согласно ст. 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях). По мнению Роструда, иностранную валюту нельзя использовать даже для целей определения размера заработной платы (письмо Роструда от 10.10.2006 № 1688-6-1). Выплата заработной платы на территории Российской Федерации в иностранной валюте действующим трудовым законодательством не предусмотрена.

Удержания из заработной платы

Удержания из заработной платы регулируются следующим образом:

· законодательно установлен предельный размер производимых при каждой выплате удержаний (ст. 138 ТК РФ). Размер удержаний зависит от оснований удержания. Так, общим правилом является ограничение размера всех удержаний 20% выплачиваемой заработной платы;

· в случаях, предусмотренных федеральными законами, предельный размер удержаний может составлять до 50% выплаты. Один из таких случаев предусматривает ТК РФ: когда удержание производится по нескольким исполнительным документам.

· все случаи, когда допускается самый высокий размер удержаний — до 70%, также перечислены в ТК РФ (перечень закрытый):

o удержание из заработной платы при отбывании исправительных работ;

o взыскание алиментов на несовершеннолетних детей;

o возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица;

o возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца;

o возмещение ущерба, причиненного преступлением.

 

Заработная плата работникам организации является объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ). В соответствии с гл. 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» предусмотрена налоговая ставка 13%; налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218—221 НК РФ.

Для предоставления стандартных налоговых вычетов работником должно быть подано соответствующее заявление с приложением копий необходимых подтверждающих документов (например, копии свидетельств о рождении детей и справка о совместном проживании).

При определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов:

· налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода действует до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13%) превысил 20 000 руб. Начиная с месяца, в котором доход превысил 20 000 руб., налоговый вычет не применяется (НК РФ предусмотрены повышенные вычеты в размере 3000 и 500 руб. для особых категорий налогоплательщиков);

· согласно абз. 2, 4 подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ плательщикам НДФЛ предоставляется налоговый вычет в размере 600 руб. за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка, находящегося на их обеспечении. Указанный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 40 000 руб.

Сумма НДФЛ, удержанная при выплате заработной платы, определяется по данным, содержащимся в расчетно-платежной ведомости либо в налоговых карточках по учету доходов и НДФЛ (форма № 1-НДФЛ, утвержденная приказом МНС России от 01.11.2000 № БГ-3-08/379 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц»).

В соответствии с п. 6 ст. 226 НК РФ организация — налоговый агент обязана перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода.

Предоставление отпуска

Аудитор при проведении проверки должен руководствоваться следующими основными нормативными положениями:

· работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней (ст. 114—115 ТК РФ);

· нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются (ст. 120 ТК РФ);

· оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала (ст. 136 ТК РФ);

· расчет среднего заработка (размера средней заработной платы) для оплаты отпуска производится в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее — Положение о среднем заработке);

· средний дневной заработок для оплаты отпусков исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней) (ст. 139 ТК РФ, п. 10 Положения о среднем заработке);

· для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, независимо от источников этих выплат (п. 2 Положения о среднем заработке);

· с суммы отпускных организация удерживает НДФЛ в общеустановленном порядке;

· с суммы отпускных организация начисляет ЕСН (п. 1 ст. 236 НК РФ), страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон о пенсионном страховании)) по тарифам, установленным подп. 1 п. 2 ст. 22 Закона о пенсионном страховании, а также страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 184);

· для целей налогообложения прибыли расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ, относятся к расходам на оплату труда (п. 7 ст. 255 НК РФ). Данные расходы признаются в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со ст. 255 НК РФ расходов на оплату труда (п. 4 ст. 272 НК РФ);

При построении аудиторской выборки необходимо отдельно отслеживать месяцы, в которых начислялись отпускные выплаты. Отсутствие в программе аудита анализа правильности расчета и выплаты отпускных может быть расценено как сознательное сокращение объема аудита и невыполнение требования полноты проверки.

Единый социальный налог, взносы в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ

В бухгалтерском учете суммы ЕСН, исчисленные в порядке, установленном главой 24 «Единый социальный налог» НК РФ, входят в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 36, 50 Инструкции по применению Плана счетов) и отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с разбивкой суммы налога на суммы, зачисляемые в федеральный бюджет и соответствующие фонды.

Согласно п. 2 ст. 10 Закона о пенсионном страховании объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой для начисления этих страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленная исходя из тарифов, предусмотренных ст. 22, 33 Закона о пенсионном страховании, уменьшает сумму ЕСН, подлежащую уплате в федеральный бюджет (налоговый вычет) согласно п. 2 ст. 243 НК РФ.

В общем случае исчисление ЕСН производится по следующим ставкам (табл. 19.1).

Таблица 19.1

Ставки ЕСН по ст. 264 НК РФ

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года Федеральный бюджет Фонд социального страхования РФ Фонды обязательного медицинского страхования Итого
федеральный фонд обязательного медицинского страхования территориальные фонды обязательного медицинского страхования
           
До 280 000 руб. 20,0% 2,9% 1,1% 2% 26%
От 280 001 до 600 000 руб. 56 000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 280 000 руб. 8120 руб. + 1% с суммы, превышающей 280 000 руб. 3080 руб. + 0,6% с суммы, превышающей 280 000 руб. 5600 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 руб. 72 000 руб. + 10% с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 81 280 руб. + 2% с суммы, превышающей 600 000 руб. 11 320 руб. 5000 руб. 7200 руб. 104 800 руб. + 2% с суммы, превышающей 600 000 руб.

 

Для целей налогообложения прибыли начисленные суммы ЕСН и страховых взносов на обязательное социальное страхование относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Оплата пособий по временной нетрудоспособности

Аудиторская проверка выплаты пособий по временной нетрудоспособности проводится с учетом следующих основных нормативно-регулирующих положений:

  • при наступлении временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами (ч. 1, 2 ст. 183 ТК РФ);
  • порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты установлены Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее — Закон об обеспечении пособиями);
  • право на пособия по временной нетрудоспособности имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, при соблюдении условий, предусмотренных ч. 1 ст. 2 Закона об обеспечении пособиями. Согласно ч. 2 ст. 2 этого закона застрахованными лицами являются:

o лица, работающие по трудовым договорам;

o государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

o адвокаты, индивидуальные предприниматели;

o иные категории лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в соответствии с иными федеральными законами, при условии уплаты ими или за них налогов и (или) страховых взносов в ФСС РФ;

  • общие правила расчета пособия по временной нетрудоспособности установлены ст. 14 Закона об обеспечении пособиями. Сумма пособия рассчитывается исходя из дневного пособия, учитывается страховой стаж застрахованного лица. Суммы выплат составляют:

o застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, — 100% среднего заработка;

o застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, — 80% среднего заработка;

o застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, — 60% среднего заработка;

  • при расчете пособия организация руководствуется Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375;
  • при расчете суммы пособия учитывается заработная плата работника, начисленная ему за вышеуказанный расчетный период. При этом из расчета исключается период очередного оплачиваемого отпуска (28 календарных дней) и начисленная за это время сумма отпускных;
  • в соответствии с ч. 5 ст. 14, ч. 1, 8 ст. 6 Закон об обеспечении пособиями размер пособия по временной нетрудоспособности определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности. При этом законодательно ограничивается максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц. Для простоты контроля приведем расчет размера пособия (табл. 19.2).

Таблица 19.2

Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием)

 

Период, на который установлен размер пособия Максимальный размер пособия за полный календарный месяц Основание
На 2008—2010 гг.   17 250 руб. подп. 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2007 № 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»
На 2007 г. 16 125 руб. п. 1 ст. 13 Федерального закона от 19.12.2006 № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год»
На 2006 г. 15 000 руб. п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.12.2005 № 180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году»
На 2005 г. 12 480 руб. п. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год»
На 2002—2004 гг.   11 700 руб. ст. 7 Федерального закона от 08.12.2003 № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год»; ст. 15 Федерального закона от 11.02.2002 № 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год»

 

  • в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с учетом этих районных коэффициентов;
  • согласно ч. 2 ст. 3 Закона об обеспечении пособиями работникам организаций, применяющих общий режим налогообложения, пособия по временной нетрудоспособности за первые два дня болезни выплачиваются за счет средств работодателя, а начиная с 3-го дня болезни — за счет средств ФСС РФ;
  • сумма начисленного в соответствии с законодательством пособия по временной нетрудоспособности облагаются НДФЛ, который удерживается в момент выплаты денежных средств работнику (п. 1 ст. 217, п. п. 1, 4 ст. 226 НК РФ);

сумма пособия по временной нетрудоспособности, начисленного в соответствии с законодательством, не облагается ЕСН, страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, а также страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (подп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ; п. 2 ст. 10 Закона о пенсионном страховании; п. 2 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 № 765 (далее — Перечень выплат), письмо ФСС РФ от 15.02.2005 № 02-18/07-1243);

  • поскольку сумма доплаты работникам до среднего заработка в случае временной утраты трудоспособности в качестве государственного пособия не рассматривается, она от обложения ЕСН в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ не освобождается;
  • доплаты работникам до среднего заработка за период временной нетрудоспособности, предусмотренные трудовым или коллективным договором, относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, на основании абз. 1 и п. 15 ст. 255 НК РФ. Это означает, что такие доплаты признаются объектом налогообложения по ЕСН на основании п. п. 1 и 3 ст. 236 НК РФ. Аналогичная точка зрения изложена в письме Минфина России от 29.06.2007 № 03-04-06-02/125;

Что касается доплат, не предусмотренных трудовым или коллективным договором, то они при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются, а значит, объектом обложения ЕСН не признаются (абз. 1 ст. 255 и п. 3 ст. 236 НК РФ).

В случае если указанные доплаты производятся работодателями за счет прибыли, остающейся после налогообложения, то они в составе расходов, уменьшающих доходы, при исчислении налога на прибыль также не учитываются (п. 1 ст. 270 НК РФ) и, следовательно, обложению ЕСН не подлежат (п. 3 ст. 236 НК РФ). Такая позиция подтверждается постановлением Президиума ВАС от 03.07.2007 № 1441/07.

В то же время сумма пособия по временной нетрудоспособности не является расходом в бухгалтерском учете и для целей налогообложения прибыли, поскольку оно выплачивается за счет средств Фонда социального страхования РФ, следовательно, не происходит уменьшения экономических выгод (не осуществляется затрат) организации (п. 2 ПБУ 10/99; ст. 252 НК РФ).

Пособие по беременности и родам

Аудитор должен помнить следующие основные нормативно-регулирующие положения:

  • размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год. В случае если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер указанного пособия по каждому месту работы;
  • сумма пособия, выплачиваемого работнице за счет средств ФСС РФ, не облагается НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ). С суммы пособия организация не начисляет ЕСН (подп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ) и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Закона о пенсионном страховании);

с суммы пособия по беременности и родам, выплачиваемого за счет средств ФСС РФ, не начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 2 Перечня выплат). В табл. 19.3 приведены максимальные выплаты пособия по беременности и родам.

Таблица 19.3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: