Раздел 1. Остеосиндесмология
Тема 1.1 Введение в анатомию: организм и его составные элементы (ткани, органы, системы органов и аппараты), форма человеческого тела, понятие конституции, основная анатомическая терминология.
1.Дайте понятие организма.
2.Дайте понятие ткани. Перечислите основные тканевые группы. Опишите место расположения и функции эпителиальных, соединительных, мышечных и нервной тканей.
3.Дайте понятие органа, системы органов, аппарата. Перечислите системы органов и аппараты организма человека.
4.Дайте понятие сомы и внутренностей. Перечислите полости тела.
5.Назовите по-латыни и покажите на муляже/таблице части тела:
Части тела | Латинский термин |
голова | |
шея | |
туловище | |
верхняя конечность | |
нижняя конечность |
6.Назовите по-латыни и покажите на муляже/таблице области:
Области | Латинский термин | |
головы | свод черепа | |
лицо | ||
туловища | грудь | |
спина | ||
живот | ||
верхней конечности | плечо | |
предплечье | ||
кисть: | ||
- ладонь | ||
- тыл | ||
- пальцы | ||
нижней конечности | ягодичная область | |
бедро | ||
голень | ||
стопа: | ||
- подошва | ||
- тыл | ||
- пальцы |
7.Назовите по-латыни и покажите на скелете линии на поверхности груди:
Линии на груди | Латинский термин |
передняя срединная | |
окологрудинная | |
среднеключичная | |
передняя подмышечная | |
средняя подмышечная | |
задняя подмышечная | |
лопаточная |
8.Назовите по-латыни и покажите на муляже/таблице отделы и области живота:
Отделы живота | Латинский термин | Области живота | Латинский термин |
надчревье | надчревная | ||
подреберная правая | |||
подреберная левая | |||
чревье | пупочная | ||
боковая правая | |||
боковая левая | |||
подчревье | лобковая | ||
паховая правая | |||
паховая левая |
9.Назовите по-латыни и покажите на муляже/таблице области спины:
Области спины | Латинский термин |
позвоночная | |
лопаточная | |
подлопаточная | |
дельтовидная |
10.Дайте понятие типа телосложения.Проведите сравнительную характеристику типов телосложения:
Параметр сравнения | Тип телосложения | ||
долихоморфный | брахиморфный | мезоморфный | |
рост | |||
туловище | |||
окружность груди | |||
ширина плеч | |||
длина нижних конечностей | |||
угол наклона таза |
11.Дайте понятия нормы, варианта нормы, аномалии, порока развития.
12.Покажите на самом себе «исходное анатомическое положение».
Исходное анатомическое положение тела человека – вертикальное, лицо обращено вперед, рот закрыт, глаза открыты, сфокусированы на каком-нибудь удаленном предмете, выражение лица нейтральное, нижний край глазницы находится в одной горизонтальной плоскости с наружным слуховым проходом, верхние конечности опущены, ладони обращены вперед, пальцы выпрямлены, большой палец кисти находится под углом 90º к остальным пальцам, нижние конечности вместе, пальцы стоп обращены вперед.
13.Покажите на скелете/муляже анатомические плоскости: сагиттальную, фронтальную, горизонтальную.
14.Составьте словарь анатомических терминов:
Термин | Перевод | Термин | Перевод |
передний | наружный | ||
задний | внутренний | ||
верхний | поверхностный | ||
нижний | глубокий | ||
правый | большой | ||
левый | малый | ||
медиальный | больший | ||
латеральный | меньший | ||
проксимальный | |||
дистальный |
Вопросы и задания к практическим занятиямпо Анатомии
для специальностей Лечебное дело, Педиатрия,
Медико-профилактическое дело
Тема 1.2 Кость как орган, классификация костей.
Общая синдесмология. Классификация и общая характеристика суставов.
*Особенности строения костей у новорожденного (для педиатрического факультета).
**Роль труда, физических упражнений, гиподинамии, перегрузок на сроки окостенения, формообразование костей. Факторы, способствующие укреплению суставов: специальные физические упражнения, трудовые процессы, спорт (для медико-профилактического факультета).
1. Дайте понятие скелета. Перечислите функции скелета.
2. Назовите стадии развития скелета.
3. Назовите части трубчатой кости. Опишите строение диафиза, эпифиза, апофиза. Дайте понятие метафиза, костномозговой полости, красного и желтого костного мозга, надкостницы, суставного хряща.
4. Дайте классификацию костей, опишите принцип строения костей разных видов, приведите примеры на основе заполненной таблицы.
Распределите в таблице кости:
позвонок грудина ребро ключица лопатка плечевая кость локтевая кость | лучевая кость кости запястья кости пястья фаланги пальцев тазовая кость бедренная кость большеберцовая кость | малоберцовая кость надколенник кости предплюсны кости плюсны теменная кость височная кость клиновидная кость лобная кость | |||||||
Трубчатые | Губчатые | Плоские | Смешанные | ||||||
длинные | Короткие | длинные | короткие | сесамовидные | кости черепа | кости поясов | |||
5. Запишите за преподавателем схему классификации соединений костей.
6. Назовите типы соединений костей. Дайте понятие синартроза, диартроза и гемиартроза.
7. Назовите виды синартрозов. Дайте понятие синдесмоза, синхондроза, синостоза.
Покажите на муляжах/таблицах примеры связок, мембран, швов (зубчатый, чешуйчатый, плоский), синхондрозов (гиалиновый, волокнистый; временный, постоянный), синостозов.
8. Опишите строение гемиартроза, покажите на муляжах/таблицах примеры.
9. Перечислите основные элементы сустава, опишите их строение и функцию, покажите на муляжах/таблицах.
10. Перечислите вспомогательные элементы суставов, опишите их строение и функции.
11. Проведите через суставы на скелете главные оси, назовите и покажите движения вокруг них на основе заполненной таблицы.Дайте понятие амфиартроза (тугого сустава).
Вокруг фронтальной оси | Вокруг сагиттальной оси | Вокруг вертикальной оси | Переход с оси на ось, кость описывает конус |
12. Назовите принципы расположения связок в суставах. Приведите примеры на одно,-двух и многоосном суставах.
13. Дайте классификацию суставов по строению (простые, сложные, комбинированные), приведите примеры на основе заполненной таблицы.
14. Объясните принцип строения и движения одноосных суставов – цилиндрических и блоковидных; двухосных – эллипсовидных и седловидных; многоосных – шаровидных и плоских. Приведите примеры на основе таблицы, покажите суставы на скелете, смоделируйте суставы посредством соединения соответствующих костей.
сустав | Классификация | ||
по строению | по форме | по функции – ось и движение | |
атланто-затылочный | |||
атланто-осевой | |||
межпозвоночные (поясничный отдел) | |||
плечевой | |||
локтевой | |||
лучезапястный | |||
запястно-пястный большого пальца | |||
пястно-фаланговый | |||
межфаланговый | |||
тазобедренный | |||
коленный | |||
голеностопный |
*15.Особенности строения костей у новорожденного (для педиатрического факультета):
· диафизы трубчатых костей представлены костной тканью, большинство эпифизов, все губчатые кости кисти и часть губчатых костей стопы – из хрящевой ткани;
· точки окостенения есть в эпифизах бедренной и большеберцовой костей, таранной, пяточной и кубовидной, в телах и дугах позвонков;
· структура костной ткани – грубоволокнистая;
· доля минерального матрикса меньше, чем органического – кости более гибкие, но менее ломкие чем у взрослого;
· относительно большая толщина надкостницы (обеспечивает рост кости в ширину);
· широкая метаэпифизарная зона (рост кости в длину);
· поверхность костей ровная (выступы появляются по мере развития мышечной ткани)
· кровоснабжение кости очень интенсивное;
· все полости кости заполнены красным костным мозгом.
**16.Роль труда, физических упражнений, гиподинамии, перегрузок на сроки окостенения, формообразование костей. Факторы, способствующие укреплению суставов: специальные физические упражнения, трудовые процессы, спорт (для медико-профилактического факультета).
А)Длительные систематические сокращения мускулатуры (при физическом труде и упражнениях) способствуют формообразованию кости, т.к.:
· на месте прикрепления сухожилий образуются костные выступы;
· на месте прикрепления мышечных пусков – ямки или ровные поверхности;
· рефлекторно изменяется обмен веществ в кости, что приводят к увеличению массы костного вещества;
· дозированные нагрузки активизируют зоны роста (чрезмерные нагрузки сначала активизируют рост костей, но затем замедляют процесс синостозирования).
Б)В соединениях костей в результате тренировок увеличивается подвижность в связи с:
· повышением растяжимости мягких тканей, связок и мышц на стороне противоположной движению;
· увеличением силы мышц, обусловливающих движение.
Подвижность в отдельных суставах изменяется избирательно, в зависимости от вида спорта:
· гимнасты, акробаты - все соединения;
· теннисисты - суставы кисти;
· пловцы–суставы пояса верхней конечности;
· хоккеисты–суставы нижней конечностии т. п.