Из них ты делаешь вельмож, их ты доводишь до венца




И шлешь по горам и полям бродить за хлебом мудреца….

 

Почему мы обратились к этой теме? У Булата Окуджавы есть прекрасная строфа: «поэты плачут – нация жива». Проблема азербайджанской нации, точнее - проблема ее конструирования обнажилась как раз на фоне отсутствия поэтов, «животворящий плач» которых указал бы на наличие нации.

Падение армянского царства в XIв. совпало с периодом вторжения в регион тюркских племен. Более восьми столетий армянский народ не имел возможности восстановить свою независимость в пределах исторической родины, он подвергался чудовищным религиозным притеснениям, однако сумел отстоять веру и идентичность. В течение всего последнего тысячелетия наличествовали все необходимые и достаточные условия для превращения созидательной нации в потребительскую общность – бесхозный народ, позже -

в дисперсный конгломерат обособленных толп. Однако история показала, что

накопленный в течение предшествующих столетий культурный тыл оказался достаточным для того, чтобы обеспечить дальнейшее развитие национальной культуры по вектору «вопреки», иными словами – «по инерции». И инерции этой хватило вплоть до восстановления суверенной армянской государственности в начале прошлого века.

В числе факторов, обусловивших высокий показатель этнокультурного иммунитета армян, вопрос «армянского типа воспроизводства» занимает место

особое. Его специфика – более высокая степень выживаемости созидательного (именно) элемента нации в сравнении с демографическими показателями нации. Народ армянский в силу наличия конкретных факторов продемонстрировал потрясающую способность противостоять «вызовам тысячелетий» и сохранить свой национальный облик. Он оказался достаточно гибким, и залогом тому – феномен творческого воспроизводства как важнейшего элемента непрерывного культурно-технологического цикла.

В этой связи Валерий Брюсов специально подчеркивал: «Каждый век последнего тысячелетия, без исключения, имеет в армянской поэзии достойных представителей - Григорий Нарекский (Xв.), Нерсес Благодатный (XIIв.), Фрик

(XII-XIVвв.), Мкртич Нагаш (XVв.), Ованнес Ерзынкайский (XIV-XVвв.), Григорий Ахтамарский (XVIв.), Наапет Кучак (XVIв.), Нагаш Овнатан (XVIIв.),

Саят-Нова (XVIIIв.) <> Все это – имена, которые должно помнить и чтить всем, кому дорога поэзия, наравне с именами любимых лириков других народов: Сапфо и Овидия, Хафиза и Омара Хайяма, Петрарки и Ронсара, Шелли и Тютчева, Гейне и Верлена».

В период вторжения в Армению тюрко-монгольских племенных союзов развивалась и поэтическая публицистика Фрика:

 

Теперь еще труднее нам, когда Татарин сел на трон,

Всех обделил он, и воров поставил господами он.

Но ты ни с кем ведь не родня: вновь повернется ось времен,

Ударишь ты, и нет царя, исчезнет он, как утром сон.

 

Факт нового «вавилонского столпотворения» также был подмечен этим поэтом:

 

И мы, в сознании слепоты, стоим пред тем, что создал Ты:

Пред сей бессчетностью племен, возникших от одной четы!

И каждый созданный народ с особым языком живет:

Тот – армянин, а тот - грузин, тот – тюрок, и сириец – тот.

Тот – жид, иль иначе еврей, тот – агарянин, сын степей,

Другой – алан, что Солнце чтит, а тот абаз, поклонник змей.

Тот курд, его в Халдее край, а тот – монгол, чей дом – Китай,

Издалека татарин тот, тот – самаркандец, джагатай.

Тот – франк, изнеженный болтун, тот – венециец, сын лагун,

Тот – римлянин, а этот – грек, а третий – русич или гунн…

 

Практически каждый период истории, каждое десятилетие тягчайшим образом отражались на демографических показателях армянского народа. Но в

противовес понесенным жертвам он рождал поэтов, писателей, художников.

 

Однажды по улице шел я домой.

Вдруг череп, смотрю, на дороге лежит.

Ударил ногой я по кости пустой,

А череп в лицо мне улыбку кривит;

И кость отвечает такие слова:

«Эй, слушай, что делаешь ты, удалец?

Вчера лишь я был, как твоя голова,

И что из того, что пришел мне конец?»

 

«Череп на улице» – это страшная характеристика смутного времени от

средневекового армянского автора Наапета Кучака. Поэтическая констатация упадка города и обесценивания жизней горожан именно в период разбивки на улицах кочевнических шатров.

 

***

 

«Азербайджанизация» Низами стала логическим результатом сталинского опыта по моделированию

Социалистической нации, «обреченной» иметь

Своих героев, своих борцов против эксплуататоров,

Своих великих поэтов. Масштабность наследия

Низами призвана была нивелировать колоссальное

Отставание пришлой тюркской культуры,

Сформировать среду «культурной совместимости»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: