Санкциями, осуществляемыми с помощью международных организаций, являются приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, исключение правонарушителя из международного общения, коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности.
Приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, может осуществляться в следующих формах: лишение права голоса государств, не выполняющих принятых на себя обязательств; лишение права представительства в организации (не избрание в органы организации, не приглашение на проводимые в ее рамках конференции); лишение права на получение помощи, получаемой в рамках этой организации; временное приостановление членства в международной организации; исключение из международной организации.
Исключение правонарушителя из международного общения может выражаться в лишении права сотрудничества с другими субъектами вне рамок международной организации (полный или частичный разрыв экономических, политических, военных и иных отношений, транспортного сообщения, связи, разрыв дипломатических и консульских отношений и т.д.).
В случае особо опасных посягательств на международный мир и безопасность международные организации могут принять решение об использовании коллективных вооруженных мер по поддержанию международного мира и безопасности. Возможность применения мер такого рода предусмотрена Уставом ООН, Уставом Организации Американских Государств (Богота, 30 апреля 1948 г.), Пактом Лиги арабских государств (Каир, 22 марта 1945 г.), документами других региональных организаций.
Коллективные меры применяются при необходимости предотвращения угрозы миру и подавления акта агрессии, однако они могут осуществляться не только для пресечения агрессии конкретного государства, но и в целях предотвращения усугубления международного вооруженного конфликта.
|
Санкции вооруженного характера должны применяться, если исчерпаны остальные меры воздействия.
Меры, осуществляемые по Уставу ООН, могут применяться в двух формах: отдельными государствами от имени и по специальным полномочиям ООН; специально создаваемыми вооруженными силами ООН. Определение порядка применения вооруженных мер относится к компетенции СБ ООН.
- Совет безопасности ООН.
Совет Безопасности несёт основную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности состоит из 15 (пятнадцати) государств, при этом пять постоянных членов (они закреплены в Уставе ООН) – Россия, США, Франция, Англия и Китай – и десять непостоянных членов, которые избираются на два года Генеральной Ассамблеей ООН. Совет Безопасности ООН вправе рассматривать любой вопрос на предмет того, не угрожает ли это международному миру и безопасности. Он вправе рассматривать любой спор между государствами, рекомендовать любую процедуру разрешения спора, вправе применять санкции к нарушителям вплоть до вооружённых сил. Государства ООН могут применять силу к любому – в том числе и третьему – государству. Голосование в Совете Безопасности проходит следующим образом. Должно быть подано «за» девять (9) голосов, включая пять постоянных членов. Если один постоянный член против, то решение считается непринятым. Кроме того, голосование «против» – это называется вето. Однако если кто-то воздержался, то это не считается голосованием «против».
|
Есть два предложения по реформированию – 1) включить ещё страны на постоянной основе и 2) пусть не одно вето будет, а два государства. Но для этого надо менять Устав ООН, а Устав меняют только с согласия СБ, а СБ против такого изменения Устава.
С учетом его компетенции этот орган ООН решает вопросы, связанные с поступающими жалобами от государств о совершении в отношении них преступлений против мира и безопасности, а также с противодействием терроризму. Совет Безопасности ООН обсуждает на своих заседаниях факты совершения наиболее опасных террористических актов. По всем вопросам он выносит резолюции, положения которых обязательны для государств.
В настоящее время существует проблема, связанная с полномочиями Совета Безопасности ООН в вопросах противодействия терроризму. Вводя санкции против подозреваемых в причастности к терроризму, Совет Безопасности ООН умышленно подменяет органы правосудия и действует не в рамках норм международного права, и часто с нарушением прав человека.
По мере развития международного права Совет Безопасности ООН и Европейский союз начали заниматься такими вопросами, которые в Уставе ООН четко не прописаны, а именно составление черных списков подозреваемых в террористической деятельности.
В соответствии с международными нормами существуют четкие правила: каждый подозреваемый или обвиняемый должен иметь возможность на защиту своих прав, на то, чтобы доказать обратное в ходе справедливого рассмотрения дела. В рамках Совета Безопасности ООН таких процедур не существует, и с этой точки зрения есть противоречия с нормами международного права. Советом Безопасности ООН не соблюдаются нормы отправления правосудия: в частности лиц, включаемых в черные списки, обычно не уведомляют о поступлении запроса и у них нет возможности высказаться, им не сообщается о принятом решении до тех пор, пока они не пересекут границу или не воспользуются счетом в банке. В данном случае они не имеют минимальной возможности доказать свою невиновность перед Советом Безопасности ООН, так же как и вычеркнуть себя из таких черных списков.