Евразийский экономический союз (ЕАЭС): главные органы.




После распада СССР и создания СНГ в течение 1992–1993 гг. 12 стран – участниц СНГ подписали между собой двусторонние соглашения о свободной торговле, которые провозгласили де-юре на всем пространстве СНГ зону свободной торговли. В 2000 г. Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В 2003 г. было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства между Республикой Казахстан, Республикой Беларусь, Республикой Украина и Российской Федерацией.

Под единым экономическим пространством (ЕЭП) государства – участники ЕЭП понимают экономическое пространство, как объединяющее таможенные территории государств-участников, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая политика (ст. 1 Соглашения). В основу создания ЕЭП был положен принцип разноуровневой и разноскоростной интеграции, в соответствии с которым государства вправе самостоятельно определять скорость своей экономической интеграции. Основными целями формирования ЕЭП являются: эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капитала и труда; создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики государств в интересах повышения жизненного уровня их населения; проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики и согласованная политика; развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем; создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации (ст. I Концепции формирования Единого экономического пространства 2003 г.). В последующие годы Украина вышла из процесса формирования ЕЭП.

В 2006 г. Межгосударственный Совет ЕврАзЭС принял решение о создании Таможенного союза (ТС) в составе трех государств: Беларуси, Казахстана и России. ТС Беларуси, Казахстана и России был создан на основе Договора от 6 октября 2007 г. о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза. В 2009 г. был принят Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, который вступил в силу 1 января 2010 г. Также в 2010 г. вступил в силу ряд международных договоров, направленных на развитие ТС. Указанные договоры, в частности, касались механизма применения тарифных квот и льгот, правил лицензирования в сфере внешней торговли товарами и определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран. Таможенный союз уже доказал свою пользу для его участников. Появление единого рынка увеличило внешнеторговый оборот внутри Таможенного союза более чем на треть.

29 мая 2014 в г. Астана Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация подписали Договор о Евразийском Экономическом Союзе (ЕАЭС). Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью. Государства – члены ЕАЭС осуществляют экономическую интеграцию как в области внешней торговли, так и внутреннего рынка, на котором запрещается применение мер тарифного и нетарифного регулирования, а также всех видов защитных мер.

О своем желании присоединиться к Евразийскому экономическому союзу, в частности, заявила Кыргызская Республика, Республика Армения и Таджикистан.

  1. Право ЕЭАС: общая характеристика.

В любом государстве осуществляется внешнеэкономическая деятельность, включающая в себя внешнюю торговлю товарами, региональную экономическую интеграцию (региональное экономическое сотрудничество, создание торгово-экономических группировок), международное движение капитала, миграция рабочей силы. Ни одно государство не может существовать изолированно. Важнейшей составляющей внешнеэкономической деятельности является внешнеторговая деятельность, под которой понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Внешнеторговая деятельность предполагает трансграничное перемещение товаров и услуг (перемещение товаров через границы государств). К внешней торговле товарами относится их импорт и экспорт. В первом случае это ввоз товара на таможенную территорию определенного государства или ТС без обязательства об обратном вывозе, во втором – вывоз товара с таможенной территории без обязательства об обратном ввозе.

Соответственно все государства контролируют эти перемещения, при этом они регулируют эти товарные потоки в своих интересах посредством применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Существует два основных метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности: 1) таможенно-тарифное регулирование и 2) нетарифное регулирование (например, ст. 19, 20 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности").

Таможенно-тарифное регулирование – это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Таможенно-тарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности – это меры, увеличивающие импортную или экспортную цену товаров при пересечении ими границы таможенной территории. Сущность этого метода заключается в том, что посредством взимания таможенных пошлин государство выполняет следующие свои основные функции: фискальную, защитную (для защиты отечественных товаров от иностранной конкуренции), для стимулирования импорта определенных категорий товаров.

Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера на ввоз и вывоз товаров.

В основе мер нетарифного регулирования лежит административное ограничение экспорта или импорта (экспортные и импортные квоты, лицензии, ограничения и запреты).

Инструментом реализации мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли товарами является таможенное дело. Посредством таможенного дела осуществляются и обеспечиваются меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Таможенное дело – это то, посредством чего реализуются меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Если исходить из сущностного осознания, под таможенным делом следует понимать сферу деятельности государства, связанную с обеспечением соответствующими государственными органами (таможенными органами) порядка и правил, при соблюдении которых лица могут осуществить право на перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Порядок перемещения товаров и транспортных средств лицами и порядок перемещения самих лиц предполагает соблюдение ими основных положений, правил государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые необходимо соблюдать, чтобы переместить товары и транспортные средства через таможенную границу. Иными словами, в основе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу лежит соблюдение определенного порядка и правил перемещения. Этот порядок и правила необходимо установить, тем самым определить содержание таможенного дела. Установление порядка и правил – это регулирование, установление порядка и правил перемещения товаров и транспортных средств лицами, т.е. таможенное регулирование.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: