Генеральная Ассамблея ООН – это орган, в котором представлены все государства – члены ООН. На сессиях от каждого государства присутствует не более 5 представителей и не более 5 их заместителей, при этом каждая делегация имеет один голос. В зале заседаний делегации размещаются в алфавитном порядке.
Генеральная Ассамблея, исходя из положений ст. 10 Устава ООН, уполномочена обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных Уставом, и делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности или и членам Организации, и Совету Безопасности по любым рассматриваемым вопросам или делам. Рекомендации не имеют обязательной силы для членов ООН, а носят лишь рекомендательный характер.
Существует семь главных комитетов Генеральной Ассамблеи по конкретным наиболее значимым вопросам. В каждом из комитетов представлены все члены Генеральной Ассамблеи. Обсудив переданные на рассмотрение главного комитета вопросы, он представляет по ним предложения на утверждение на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи. В целях осуществления своих функций Генеральная Ассамблея учреждает специальные комитеты и комиссии как на постоянной, так и на временной основе.
Генеральная Ассамблея имеет сессионный порядок работы. Очередные сессии созываются ежегодно и длятся три месяца. Могут созываться специальные и специальные чрезвычайные сессии по требованию Совета Безопасности или большинством членов Организации, созываются они в течение 24 часов. На каждой сессии избирается председатель и 21 его заместитель, в их число входят председатели семи главных комитетов. Ассамблея утверждает повестку дня, которая составляется Генеральным секретарем и сообщается членам ООН не менее чем за 60 дней до открытия сессии.
|
Генеральная Ассамблея ООН избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов ЭКОСОС, Совета по Опеке и Международного Суда ООН.
Международный суд ООН.
Международный Суд ООН является главным судебным органом ООН. Международный Суд действует на основе Устава ООН и Статута Международного Суда (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.), являющегося неотъемлемой частью Устава. Государства — не члены ООН также могут участвовать в Статуте Международного Суда.
Суд состоит из 15 независимых судей, избранных из числа лиц с высокими моральными качествами, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области МП. При этом в составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены Суда действуют в личном качестве и не являются представителями государства своего гражданства. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
Государства представляют список кандидатур в члены Суда Генеральному секретарю ООН. Члены Суда избираются на раздельных заседаниях ГА и СБ ООН (в Совете для избрания необходимо получить восемь голосов). Срок полномочий судей — девять лет, при этом каждые три года переизбираются пять судей. Кворум образует присутствие девяти судей.
|
При характеристике правового положения Суда следует учитывать, что стороной по делу, разбираемому Судом, может быть только государство. Физические и юридические лица обращаться в Суд не вправе.
К ведению Суда относятся все дела, передаваемые ему сторонами, и вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими конвенциями.
По общему правилу, юрисдикция Суда факультативна. Иными словами, Суд вправе рассматривать конкретные споры с участием того или иного государства только с его согласия. Однако государства могут делать заявления о признании обязательной юрисдикции Суда по всем правовым спорам, касающимся: толкования договора; любого вопроса международного права; наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; характера и размера возмещения за нарушение международного обязательства. В этом случае Суд правомочен рассмотреть дело по заявлению одной из сторон.
Международный Суд выполняет свои функции в полном составе, кворум в девять судей достаточен для образования судебного присутствия.
Дела возбуждаются в Суде путем нотификации (объявления) соглашения сторон или письменным заявлением одной из сторон.
Судопроизводство в Суде состоит из двух этапов: письменного и устного. Письменное производство заключается в сообщении Суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов, ответов на них, представлений иных документов и длится, как правило, несколько месяцев. Во время устного этапа Судом заслушиваются свидетели, эксперты, представители сторон, адвокаты и другие участники процесса. Представляет интерес тот факт, что Суд может принимать меры к собиранию доказательств. Так, Суд вправе поручить производство расследования или экспертизы любому лицу или органу по своему выбору.
|
Разбирательство дела в Суде производится публично, если стороны не просят о проведении закрытых заседаний. После окончания выступлений сторон Суд удаляется на совещание, которое происходит в закрытом заседании. Все вопросы Суд разрешает большинством голосов присутствующих; в случае равенства голосов голос председательствующего является решающим.
По итогам судебного разбирательства выносится решение. В решении указываются имена судей, соображения, на которых оно основано. Решение подписывается Председателем и секретарем Суда и объявляется в открытом заседании. Судьи имеют право на особое мнение.
Решение Суда не имеет характера прецедента, и обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Решение Суда окончательно и не подлежит обжалованию, однако может быть пересмотрено на основании вновь открывшихся обстоятельств.
Суд также вправе давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу, по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы в соответствии с Уставом ООН. Суд выносит консультативные заключения в открытом заседании.
Суд решает споры на основании МП и применяет: международные конвенции; международные обычаи; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; с оговоркой — судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных стран в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
В настоящее время заявления о признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН сделали около 50 государств. СССР долгое время отрицательно относился к обязательной юрисдикции Суда и при подписании договоров, предусматривающих возможность обращения для толкования договора в Суд, зачастую делал оговорки о непризнании обязательной юрисдикции. Российская Федерация пересматривает позицию СССР в отношении обязательной юрисдикции Международного Суда ООН и постепенно снимает оговорки СССР.