Европейская Комиссия (ЕК) — ведущий институт Европейских сообществ и Европейского Союза. Комиссия воплощает в себе наднациональное начало в европейском строительстве. Если Европейский Совет и Совет призваны при осуществлении задач и целей европейской интеграции стоять на страже учета и согласования национальных интересов, то Европейская Комиссия, как, впрочем, и Европейский парламент, и Суд ЕС, призваны отражать и защищать интересы европейской интеграции от каких бы то ни было посягательств на юрисдикцию и полномочия ЕС и Союза со стороны государств-членов. Об этом, в частности, говорят и учредительные договоры, согласно которым Комиссия выполняет функции стража европейской законности, добиваясь неуклонного осуществления постановлений как первичного, так и вторичного права.
Характеризуя правовой статус Комиссии, ее нередко сравнивают с правительством в суверенных государствах. Это утверждение верно лишь отчасти. Действительно, Комиссия играет решающую роль в управлении делами Сообществ и в определенной мере Союза. Под ее началом работает разветвленный административный аппарат. Комиссия обладает собственной распорядительной властью. Она является распорядителем кредитов по бюджету. Комиссия играет весьма важную роль в осуществлении законодательного процесса. Все это, безусловно, сближает Комиссию с таким институтом, как правительство в суверенных государствах. Вместе с тем ни по способу формирования, ни по характеру осуществления своих полномочий Комиссия не представляет собой аналога национальному правительству. Это подчеркивается и тем фактом, что Комиссия нигде в официальных документах не именуется носителем исполнительной власти, а ее полномочия по исполнению решений осуществляются преимущественно на основе делегирования со стороны Совета.
|
Порядок формирования Комиссии претерпел существенные изменения с созданием Европейского Союза. Назначение Председателя и членов Комиссии осуществляется государствами-членами Европейского Союза. Назначение производится на основе соглашения между государствами-членами и только при условии достижения консенсуса. Кандидатуры на замещение мест в Комиссии предлагаются государствами-членами.
В соответствии с Договором о Европейском Союзе формированию всего состава Комиссии должно предшествовать достижение соглашения по кандидатуре Председателя Комиссии. Выдвинутая кандидатура представляется на одобрение Европейскому парламенту. Одобренный Парламентом кандидат совместно с правительствами государств-членов участвует в подборе кандидатур, предлагаемых к назначению в состав членов Комиссии.
Подтверждением высокого профессионализма чаще всего на практике служит предшествующая карьера назначаемого члена Комиссии. По общему правилу места в Комиссии занимают бывшие главы национальных правительств и бывшие министры, имеющие значительный опыт политического руководства и административного управления.
Комиссия и ее члены назначаются сроком на 5 лет. Досрочная вакансия замещается в том же порядке, в каком проводится назначение членов Комиссии при ее формировании вновь назначенный член Комиссии исполняет свои обязанности вплоть до истечения общего срока полномочий данного состава ЕК. Вакансия может иметь место в случае болезни или смерти члена Комиссии, при добровольной отставке и сложений полномочий, а также в результате принудительной отставки. Решение о принудительной отставке, связанное с нарушением обязанностей члена Комиссии, принимается Судом ЕС, действующим по предложению Совета или Комиссии.
|
Каждый член Комиссии возглавляет определенное направление деятельности и руководит работой соответствующих административных служб. Член Комиссии имеет свой собственный аппарат, образующий его кабинет, члены которого подбираются и назначаются лично самим комиссаром по его усмотрению. Однако такого рода назначения не должны противоречить ни критериям профессиональной квалификации, ни требованиям морали.
Уходящий в отставку член Комиссии может быть назначен повторно. В истории ЕС примеров этого довольно много. Известны также и случаи, когда прежний Председатель по завершении своих полномочий становился членом Комиссии. Преемственность состава — обычное правило функционирования Комиссии. Однако после кризиса 1999 г. только четверо из прежнего состава Европейской Комиссии были назначены на новый срок.
Европарламент.
Состав и порядок формирования.
Граждане избирают своих представителей раз в 5 лет. Депутаты избираются в гос-чл.
Количество депутатов, избираемых на территории каждой страны, определяется на основе квот. Формирующихся в соответствии с численностью населения соответствующего государства.
Депутаты обладают свободным мандатом. Объединяются в Парламенте не по национальному, а по партийному признаку в политические группы.
|
Политические фракции на европейском уровне являются важным фактором интеграции внутри Союза. Они содействуют формированию европейского сознания и выражению политической воли граждан Союза. Европарламент может совместно с Советом издавать законодательство по вопросам партийного строительства.
Внутренняя организация.
А)Руководящие органы и д.л.
1. Председатель избирается на 2,5 года тайным голосованием (т.е. на ½ легислатуры парламента). Направляет всю деятельность Парламента и его органов, ведет заседания, представляет Парламент. Обычно – поочередно представители крупнейших фракций.
2. Заместители Председателя осуществляют отдельные полномочия Председателя в порядке их делегирования или его замещения. При их избрании д. учитываться необходимость справедливого представительства гос-чл и политических взглядов.
3. Квесторы отвечают за административные и финансовые вопросы, непосредственно касающиеся депутатов, в соответствии с указаниями бюро.
4. Бюро. 27 депутатов (Председатель + 26 замов) + квесторы с правом совещательного голоса. Принимают организационные и административные решения по вопросам, затрагивающим депутатов и внутреннюю организацию Парламента, его секретариат и органы.
5. Конференция председателей. Председатель Парламента + представители политических групп. Планирует текущую деятельность. К компетенции относятся отношения с другими институтами и органами Союза и гос-чл, а также с иностранными государствами.
Б) Вспомогательные органы.
1. Постоянные комитеты. Предварительно рассматривают все внесенные в Парламент документы законодательного характера. Всего 17 (например, бюджетный; по правовым вопросам, социальным делам и занятости, петициям).
2. Временные комитеты. Комитет по расследованию - расследует предполагаемые противоречия или нарушения порядка управления в процессе имплементации права Сообщества. Предмет расследования – действия/бездействия органов и д.л. Сообщества, любого публичного административного органа гос-чл. Комитет завершает свое существование предоставлением отчета Парламенту.
В) Вспомогательный аппарат. Насчитывает около 3 тыс. должностных лиц. Индивидуальный аппарат помощников имеется у каждого депутата, а также у фракции.
Порядок работы и принятия решений.
Работает сессионно. На ежегодную сессию собирается без созыва во второй вторник марта.
Созыв чрезвычайной сессии – по требованию большинства членов Европарламента, Комиссии или Совета, в исключительных случаях – по просьбе 1/3 депутатов с согласия Конференции председателей.
Пленарные заседания – ежемесячно (кроме августа) в течение 1 недели. Комитеты собираются по мере необходимости.
Принимают решения простым большинством голосов присутствующих депутатов. Вопрос о кворуме решает Парламент.
Способы принятия решений по вопросам большой важности:
· Абсолютное большинство (при даче согласия на вступление в Союз нового гос-чл);
· 3/5 поданных голосов (утверждение отдельных статей бюджета Сообщества);
· 2/3 (в случае применения санкций к гос-чл; вотум недоверия Комиссии).
Суд Европейского Союза.
Суд Европейского Союза включает в себя Суд, Трибунал и специализированные трибуналы. Он обеспечивает соблюдение права в ходе толкования и применения Договоров.
Государства-члены устанавливают способы обжалования, необходимые для обеспечения эффективной судебной защиты в сферах, регулируемых правом Союза.
В состав Суда входят по одному судье от каждого государства-члена. Суду оказывают содействие генеральные адвокаты.
Трибунал включает, как минимум, по одному судье от каждого государства-члена.
Судьи и генеральные адвокаты Суда и судьи Трибунала отбираются из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости и отвечающих условиям. Они назначаются по общему согласию правительствами государств-членов на шесть лет. Судьи и генеральные адвокаты, чьи полномочия истекли, могут быть назначены вновь.
Суд заседает в рамках палат или Большой палаты в соответствии с правилами, предусмотренными с этой целью Статутом Суда Европейского Союза.
Когда это предусмотрено Статутом, Суд также может заседать на пленуме.
Суду оказывают содействие восемь генеральных адвокатов. По запросу Суда Совет, постановляя единогласно, может увеличить число генеральных адвокатов.
Роль генерального адвоката состоит в том, чтобы публично, с полной беспристрастностью и полной независимостью, представлять мотивированные заключения по делам, которые в соответствии со Статутом Суда Европейского Союза требуют его участия.
Судьи и генеральные адвокаты Суда являются знатоками права с общепризнанной компетентностью, назначаются по общему согласию правительствами государств-членов на шесть лет после консультации с комитетом.
Частичное обновление состава судей и генеральных адвокатов происходит каждые три года на условиях, предусмотренных Статутом Суда Европейского Союза.
Судьи избирают из своего состава Председателя Суда сроком на три года. Его полномочия могут возобновляться.
Судьи и генеральные адвокаты, чьи полномочия истекли, могут быть назначены вновь.
Суд назначает своего Секретаря и устанавливает его статус.
Суд устанавливает свой процессуальный регламент. Данный регламент подлежит одобрению Совета.
Число судей Трибунала устанавливается Статутом Суда Европейского Союза. Статутом может быть предусмотрено, что Трибуналу оказывают содействие генеральные адвокаты.
Члены Трибунала отбираются из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости и обладающих качествами, требуемыми для занятия высоких судебных должностей. Они назначаются по общему согласию правительствами государств-членов на шесть лет после консультации с комитетом. Частичное обновление происходит каждые три года.
Члены, чьи полномочия истекли, могут быть назначены вновь.
Судьи избирают из своего состава Председателя Трибунала сроком на три года. Его полномочия могут возобновляться.
Трибунал назначает своего Секретаря и устанавливает его статус.
Трибунал с согласия Суда устанавливает свой процессуальный регламент. Данный регламент подлежит одобрению Совета.
Если иное не предусмотрено Статутом Суда Европейского Союза, то положения Договоров, относящиеся к Суду, подлежат применению к Трибуналу.
Учреждается комитет с целью давать заключение о пригодности кандидатов для занятия должности судьи и генерального адвоката Суда и Трибунала перед тем, как правительства государств-членов произведут назначения.
В состав комитета входят семь лиц, отбираемых из числа бывших членов Суда и Трибунала, членов верховных национальных судов и юристов с общепризнанной компетентностью, одного из которых предлагает Европейский парламент. Совет принимает решение, устанавливающее правила функционирования данного комитета, а также решение о назначении его членов.
Члены специализированных трибуналов отбираются из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости и обладающих качествами, требуемыми для занятия судебных должностей. Они назначаются Советом единогласно.
Специализированные трибуналы с согласия Суда устанавливают свои процессуальные регламенты. Данные регламенты подлежат одобрению Совета.
Совет Европы.
Совет Европы (СЕ) - одна из старейших международных межправительственных политических организаций на Европейском континенте - был основан в 1969 г. На момент основания в него входили 10 государств-учредителей. Сегодня ни одна из европейских политических структур не имеет такого количества участников - 40 европейских государств являются членами Совета Европы. Совет Европы и Европейский союз (ЕС) - это две различные и по задачам и по составу организации, хотя все 15 государств - членов Европейского союза являются также и членами Совета Европы. Диапазон деятельности СЕ очень широк: он охватывает практически весь спектр проблем, которые находятся сейчас в центре внимания Европейского сообщества: основные права и свободы человека; средства массовой информации и демократия; сотрудничество в области права; местная демократия и трансграничное сотрудничество; охрана окружающей среды и региональное планирование; социальные и экономические вопросы; проблемы молодежи, включая проблемы зашиты детства и семьи; здравоохранение; вопросы образования, культуры и культурного наследия, спорта и др.
Вопросы образования находили отражение в деятельности Совета Европы с самого начала его существования. С разработкой, принятием и открытием к подписанию в 1954 г. Европейской конвенции по культуре и созданием в том же году Фонда культуры, через который главным образом финансируется деятельность Совета Европы по образованию и культуре, начался новый этап его деятельности в образовании. Конвенция определила рамки деятельности СЕ в области образования и стала для него руководством к действию.
Программами СЕ по вопросам образования и культуры руководит Совет по культурному сотрудничеству (Council for cultural cooperation -CCC). Сотрудничество в области образования и культуры в рамках Совета установлено на регулярной основе между 51 страной.
В своих программах и проектах СЕ также уделял большое внимание университетам, помогал решать их проблемы, стимулируя сотрудничество между ними, сбор и распространение информации по этим вопросам и учреждение европейских проектов по высшему образованию. Приоритеты СЕ в этой области включали доступ к высшему образованию, признание эквивалентности дипломов и квалификаций, законодательную реформу в области высшего образования в странах Центральной и Восточной Европы.
В 1995-1997 г.г., основными темами проектов СЕ по образованию были: Европа и среднее образование, образование взрослых и демократическая гражданственность; сотрудничество университетов Европы; программа реформы законодательства о высшем образовании (для новых стран-членов из Центральной и Восточной Европы); изучение языков и европейское гражданство; демократия, права человека и меньшинств и т.д.
Основным органом, через который планируется и осуществляется сотрудничество в области образования в рамках культурного сотрудничества является Совет по культурному сотрудничеству Совета Европы.
Активно участвует в осуществлении сотрудничества в области образования и созданный еще в 1965 г. в структуре Секретариата Центр документации по образованию в Европе. В задачи Центра входят сбор и обработка информации о состоянии и развитии образования в Европе, прежде всего в странах-членах, а также международных нормативных актов по образованию.
Программа деятельности СЕ в области образования на 1998-2000 гг. была принята на январской 1998 г. сессии Совета по культурному сотрудничеству и состояла из пяти крупных проектов по школьному образованию и четырех обширных проектов по организации высшего образования и педагогических исследований.