Главная экономическая стратегическая цель настоящего генплана – обеспечение достойного качества жизни населения на основе создания и дальнейшего динамичного развития многофункционального перспективного полюса роста, регионального центра города Тамбова. Тамбов как столичный и промышленный центр должен придать мощный импульс развитию всей территории области, привлекая капитал, труд, инвестиционные и научно-образовательные ресурсы.
Реализация основной стратегической цели генплана предусматривает решение следующих задач.
1. Создание необходимых условий для обеспечения высоких темпов экономического роста. Для этого необходимо осуществить структурную перестройку и переоборудование производств, реконструкцию и модернизацию основных фондов предприятий, совершенствование их технологического процесса, увеличение мощности производств, развитие традиционных видов деятельности и освоение новых видов выпускаемой продукции, а также строительство новых объектов:
восстановление и модернизация Тамбовского домостроительного комбината;
строительство объектов производственного назначения филиала Тамбовского вагоноремонтного завода ОАО «РЖД»;
в развитие кластера молочной промышленности области проектом предлагается создать завод по изготовлению сухого молока. Он будет размещён в западной части города в Советском районе;
возникает потребность в создании транспортно-логистического центра. При транспортно-логистическом центре рекомендуется создать предприятие, не требующее санитарно-защитной зоны по сборке деталей, микросхем, различных плат и других устройств компьютерной техники.
2. Содействие формированию интегрированных структур, участвующих в областном и общероссийском разделении труда, расширению рынков сбыта выпускаемой продукции.
|
3. Повышение инновационной активности предприятий, активное внедрение научных разработок.
Тамбов имеет предпосылки для создания на своей территории ОЭЗ промышленно-производственного типакак центра концентрации обрабатывающих отраслей промышленности с развитой инженерно-транспортной инфраструктурой и наличием квалифицированных кадров.
Основой для создания ОЭЗ технико-внедренческого типа федерального и регионального уровней в г. Тамбове предлагаются:
научные разработки в сфере промышленных технологийна базе Тамбовского завода «Комсомолец» им. Н.С. Артёмова, ТГТУ, ГНУ ВИИТиН, Тамбовского инновационно-технологического центра машиностроения и др.;
разработки в сфере био- и химических технологийна базе Инновационного центра высоких био- и химических технологий, ГНУ ВИИТиН, ОАО «Биохим» и др.;
разработки в сфере нанотехнологий на базеТамбовского инновационно-технологического центра машиностроения.
Технопарки и агротехнопарки
В Тамбове предлагается создать ряд технопарков и агротехнопарков на базе научных, научно-образовательных, проектно-конструкторских и научно-производственных объектов города с целью разработки и внедрения в производство инноваций и новых технологий.
4. Развитие социально-трудовых отношений, обеспечение безопасных условий труда и повышение жизненного уровня работающих.
5. Обеспечение экологической безопасности предприятий, внедрение мер и технологий по очистке воздуха, вод и почв, понижению шума.
|
6. Повышение уровня развития малого предпринимательства, создание дополнительных условий для привлечения незанятого трудоспособного активного населения в экономику города.
Жилищное строительство
Тенденция высоких темпов роста жилищного строительства сохранится на долгосрочную перспективу.
Сегодня экономическая ситуации в России и в мире непредсказуема в связи с наступившим финансовым кризисом. Предполагается, что прогнозные расчёты по строительству будут реализованы, но, возможно, на более отдалённую перспективу.
В Тамбове действует ряд программ и нормативно-правовых актов, направленных на решение жилищного вопроса города (см. материалы по обоснованию проекта):
Расчёт объёмов жилищного строительства и реконструкции был согласован с администрацией города. Объём жилищного строительства на расчётный срок был принят порядка 11 млн. м2 жилья, средние темпы ввода - 230 тыс. м2 в год.
При расчётной численности населения на проектный срок порядка 330 тыс. человек, средняя обеспеченность достигнет 33 м2/чел. На I очередь эти показатели составят соответственно 310 тыс. человек и 27 м2/чел.
Территория Тамбова разбита на 3 планировочных района, которые по своим границам совпадают с административными: Октябрьский, Советский, Ленинский. Кроме того, в районах выделены категории застройки:
малоэтажная застройка (усадебная, коттеджная, 1-этажная многоквартирная);
среднеэтажная (2-5 этажей);
многоэтажная (6 этажей и выше).
В планируемом капстроительстве выделена I очередь.
|
Ориентировочные темпы строительства по районам и категориям застройки и предполагаемое количество населения приведены в нижеследующих таблицах.
Объёмы жилищного строительства по планировочным районам на I очередь
Застройка | Сущ. жилфонд, тыс. м2 | Убыль жилфонда, тыс. м2 | Новое строительство, тыс. м2 | Итого жилфонд, тыс. м2 | Территория микрорайонов для нов. капстроительства, га | |||
в том числе: | Всего | в том числе: | ||||||
на своб. терр-ях | на реконстр. терр-ях | реконст. | своб. | |||||
Октябрьский район | ||||||||
малоэтажная (усадебн., коттеджн., 1-этажн. многоквартирн.) | 61,8 | 131,4 | – | 951,6 | – | – | – | |
среднеэтажная (2-5 этажей) | 9,4 | 212,5 | 799,1 | – | – | – | ||
многоэтажная (6-этажей и выше) | 1 300 | – | 2 272 | – | – | – | ||
Всего | 2 722 | 71,2 | 1 143,9 | 4 022,7 | ||||
Советский район | ||||||||
малоэтажная (усадебн., коттеджн., 1-этажн. многоквартирн.) | 1 330 | 575,7 | – | – | 754,3 | – | – | |
среднеэтажная (2-5 этажей) | – | – | 32,9 | 432,9 | – | – | ||
многоэтажная (6-этажей и выше) | – | – | 1 446 | 1 871 | – | – | ||
Всего | 2 155 | 575,7 | – | 1 478,9 | 3 058,2 | |||
Ленинский район | ||||||||
малоэтажная (усадебн., коттеджн., 1-этажн. многоквартирн.) | 374,5 | – | – | 209,5 | – | – | – | |
среднеэтажная (2-5 этажей) | 9,4 | – | 197,2 | 481,8 | – | – | – | |
многоэтажная (6-этажей и выше) | – | – | – | – | – | |||
Всего | 1 023 | 383,9 | – | 651,2 | 1 290,3 | – | ||
Итого | 5 900 | 1 030,8 | 1 143,9 | 2 358,1 | 8 371,2 |
Таблица 3
Объёмы жилищного строительства
по планировочным районам на проектный срок
Застройка | Сущ. жилфонд, тыс. м2 | Убыль жилфонда, тыс. м2 | Новое строительство, тыс. м2 | Итого жилфонд, тыс. м2 | Территория микрорайонов для нов. капстроительства, га | |||
в том числе: | Всего | в том числе: | ||||||
на своб. терр-ях | на реконстр. терр-ях | реконст. | своб. | |||||
Октябрьский район | ||||||||
малоэтажная (усадебн., коттеджн., 1-этажн. многоквартирн.) | 94,5 | 131,4 | – | 920,4 | – | – | – | |
среднеэтажная (2-5 этажей) | 9,4 | 212,5 | 799,8 | – | – | – | ||
многоэтажная (6-этажей и выше) | 1 300 | – | 1 202 | 3 202 | – | – | – | |
Всего | 2 722 | 103 900 | 1 545,9 | 4 922,2 | ||||
Советский район | ||||||||
малоэтажная (усадебн., коттеджн., 1-этажн. многоквартирн.) | 1 330 | 592,8 | – | 787,8 | – | – | – | |
среднеэтажная (2-5 этажей) | – | – | 479,1 | 879,1 | – | – | – | |
многоэтажная (6-этажей и выше) | – | 390,5 | 1 700 | 2 517,5 | – | – | – | |
Всего | 2 155 | 592,8 | 440,5 | 2 179,1 | 4 184,4 | |||
Ленинский район | ||||||||
малоэтажная (усадебн., коттеджн., 1-этажн. многоквартирн.) | – | – | – | – | – | |||
среднеэтажная (2-5 этажей) | 9,4 | – | 823,3 | 1 109,7 | – | – | – | |
многоэтажная (6-этажей и выше) | – | – | 518,4 | 663,4 | – | – | – | |
Всего | 1 023 | 481,4 | – | 1 341,7 | 1 887,1 | |||
Итого | 5 900 | 1 178,1 | 1 986,4 | 4 274,8 | 10 983,1 |
Таблица 4
Социальная сфера
Оценка потребности жителей города в объектах и услугах социально-культурной сферы проводилась на основании социальных нормативов и норм, утверждённых распоряжением Правительства России от 03.06.1996 № 1063-р, и «Методикой определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры», одобренной распоряжением Правительства России от 19.10.1999 № 1683-р.
Большинство социальных нормативов имеют сейчас рекомендательный характер и предназначены главным образом для оценки минимальной бюджетной обеспеченности по соответствующим статьям расходов, а не реальной потребности в конкретных видах услуг.
В современной ситуации нецелесообразно рассматривать потребность населения в бытовых услугах, местах сферы общественного питания и различного типа магазинов, поскольку предприятия этого вида деятельности находятся полностью под влиянием рынка, являются частными и их нормирование выходит за рамки госрегулирования.
Данные расчётов потребности города в объектах социальной инфраструктуры приведены в разделе «Технико-экономические показатели».
III. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ
ПЛАНИРОВАНИЮ
Планировочная организация территории
Проектом предлагается архитектурно-планировочное решение, принятое по комплексному варианту, выработанному на основании трёх разработанных эскизов генерального плана, рассмотренных и согласованных на Градостроительном совете в комитете архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова (выписка из протокола рабочих совещаний по предварительному рассмотрению эскиза Генерального плана городского округа - город Тамбов от 7, 8 октября 2008 г.).
В проекте учтены предложения в ранее разработанной проектной документации, а также информация об отводах под намечаемое строительство, полученных в комитете по архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова.
В основу архитектурно-планировочного решения положены материалы исходной информации, программные документы социально-экономического развития городского округа, анализа существующего положения, комплексной оценки территории, а так же основные градостроительные направления развития территории, заложенные в генеральном плане 1986 года.
Город, не имея достаточных территориальных резервов, но обладая благоприятным социально-экономическим и производственным потенциалом, имеет перспективы для дальнейшего развития.
Градостроительная ёмкость территории города при предполагаемой структуре жилой застройки (55% - многоэтажная, 28% - среднеэтажная, 17% - малоэтажная) составит 11000 тыс. кв.м. Общий объём нового строительства к расчётному сроку составит 6100 тыс. кв.м. Площадь территории, осваиваемой под жилищное строительство, составит порядка 900 га.
По сложившейся территориальной структуре города прослеживается четкое планировочное зонирование.
Функционально-планировочный каркас образован системой связей меридионального и широтного направления и сетью улиц, сложившихся внутри планировочных районов. В структуре каркаса прослеживается главная меридиональная ось, проходящая через всю территорию городского округа, с севера на юг (ул. Советская, Карла Маркса). Она образована системой главных улиц планировочных районов - (восточный пл. р.), (западный пл. р.), (северный пл. р.), которые совпадают с административными районами города соответственно - Советским, Ленинским и Октябрьским. Зоны, образовавшиеся в местах пересечения главных улиц с основными магистралями широтного направления, выполняют функции общегородского центра. Структура города обогащается восстановлением старых и созданием новых площадей, скверов и бульваров.
Западный планировочный район - восстановление площади на ул. Елецкой, создание в новом многофункциональном центре, образованном между ул. Гастелло и Комиссара Московского площади районного значения, бульвара по ул. Фрунзе и до ул. Сенько на реконструируемой территории, проходящего через вновь создаваемую парковую зону и вливающегося на рекреационные территории района «Лётка».
Восточный планировочный район (центральный) - восстановление старых площадей – Пушкарской (или Коминтерновской), создание новой площади на пересечении ул. Ленинградской и Базарной, - бульваров по ул. Ленинградской, Лермонтовской, Сергеева-Ценского, продление благоустройства набережной до Дачного пер. с выходом как на Красноармейскую площадь, так и к рекреационным территориям на речке Жигалке до Ахлебиновской рощи. При реконструкции территории вокруг существующего парка усадьбы Асеева возможно создание дендрологического парка-сада городского значения.
Северный планировочный район – завершение формирования бульвара вдоль всей улицы Мичуринской с пересекающими его перпендикулярно бульварами по улицам бульвар Энтузиастов, 2-я Высотная, Магистральная, Чичерина, Парка Победы.
Формирование и развитие структуры обслуживающих центров, предлагаемое проектом, включает систему многофункциональных общегородских центров: центры планировочных районов, центры производственных зон, зон общественно-деловой активности, центры рекреационного обслуживания.
В перспективе структура общегородских центров будет складываться из трёх узлов, соединённых не только транспортными, а и главными пешеходными направлениями. Такими узлами являются сложившиеся общественные зоны в микрорайонах «Лётка», «Пехотка», административно-деловая зона со зданием городской администрации на ул. Коммунальной и зона коммунально-бытового и общественного обслуживания на пересечении улиц Базарной, Красной, Коммунальной и Носовской.
На реконструируемых территориях между ул. Гастелло и Комиссара Московского формируется районный центр, который закрепит развитие одной из главных планировочных (широтной) осей города. Он представляет собой многофункциональный жилой комплекс с развитой системой обслуживания, включающий рекреационную компоненту.
На территории существующих промышленных зон, реконструируемых и вновь образующихся производственно-логистических комплексов, проектируемых технопарков предлагается формирование полифункциональных производственно-общест-венных центров. Они располагаются в буферных зонах на границе производственных и жилых территорий.
Структура расселения на территории городского округа в целом сохраняется и в перспективе частично претерпевает функциональные и архитектурно-планировочные преобразования. В соответствии с концепцией генерального плана города индивидуальная застройка, сложившаяся в центральном историческом районе г. Тамбова, сохраняет свои функции и приобретает дальнейшее развитие и новое качество. Это будет район с высококомфортной малоэтажной и многоквартирной среднеэтажной застройкой.
Развитие жилищного строительства намечается во всех трёх планировочных районах. Основными участками возведения многоэтажного жилья остаются кварталы вдоль улицы Мичуринской. В Ленинском районе территории сформировавшейся многоэтажной застройки находятся вдоль ул. Советской, Астраханской, а в историческом ядре - участки точечной многоэтажной застройки, имеющие землеотводы и предложенные городом к строительству на первую очередь. В Советском районе генеральным планом предлагается на реконструируемой территории создать блок многоэтажной застройки, соединяющий восточный и западный планировочные районы. Там же многоэтажной застройкой будут оформлены обновлённые городские магистрали, составляющие транспортный каркас района.
Наиболее интенсивное первоочередное строительство среднеэтажной и малоэтажной усадебной застройки на свободной территории предполагается в северной части города, там где уже сделаны землеотводы и ведётся застройка такого характера. Выделены участки под одноэтажное строительство в новом Полынковском жилом районе.
Структура производственно-хозяйственного комплекса
В восточном планировочном районе генпланом предлагается развитие коммунальных и промышленных территорий к северу и югу от ул. Киквидзе в зоне шумового дискомфорта от аэропорта. Генеральным планом предполагается размещение двух зон многофункционального развития – технопарков. Один из участков площадью 80 га находится на территории между ул. Киквидзе и западной коммунально-складской зоной. Здесь намечено формирование производственно-логистического и торгового комплекса по производству и продаже выпускаемой продукции (отвёрточное производство и т. д.).
Территорию на месте городских очистных сооружений предполагается рекультивировать и использовать в качестве опытно-производственных площадок для технопарка ТТГУ.
Генеральным планом предлагается вывод предприятия «Деметра» и размещения на его месте технопарка, сочетающего в себе функции выставочной, экспериментальной и общественно-деловой зоны. В южной части города на освобождаемой от нефтебазы территории возможно размещение инвестиционно-промышленных объектов, в том числе, размещение логистики, так как здесь имеются железнодорожные подъездные пути и городская автомагистраль. Необходимо вынесение за пределы города режимного предприятия, находящегося на пересечении улиц Пролетарской и Мичуринской.
Ввиду дефицита городских территорий проектом предлагается зарезервировать участок под кладбище в шумовой зоне от аэродрома за селом Покрово-Пригородное.
Рекреационная зона
Озеленённые пешеходные зоны, парки, скверы, бульвары составляют единую структуру пешеходных направлений.
Генеральным планом предлагается формирование на правобережной территории Цны общегородской рекреационной зоны, включающей элементы рекреационного строительства, размещение спортивных, торгово-развлекательных и досуговых комплексов (аквапарка, спортивной арены или крытого дворца спорта на 10 тыс. зрителей), пляжей, лодочных и яхт-клубов. Кроме того генпланом предусмотрена рекультивация поймы ручья Студенец с последующим полным благоустройством территории, а также благоустройство отработанных карьеров и создание на их основе зон отдыха для прилегающих жилых районов.