В настоящее время развивается сравнительно новая разновидность кризиса – долговой кризис. При этом вызывают опасения долги как населения (клиентов банков), так и долги целых государств: Греции, Португалии, Ирландии, Италии, Испании Франции и США.
1. Особенности долгового кризиса населения (по материалам статьи «Любите ли вы Бони и Клайда», опубликованной в газете «2000» от 26.08.2011 г.).
С этической точки зрения банковский бизнес (например, в США и Канаде), следует отнести к категории нечистоплотного, поскольку клиент, хранящий деньги на депозитных счетах, в действительности получает не прибыль, а убыток. При этом вкладчика соблазняют словами о том, что он является партнёром, а на деле банки пускают его депозитные деньги в оборот, делясь с их хозяином лишь небольшой частью прибыли, не покрывающей даже инфляцию. Невозможность накопить деньги на серьёзную покупку с помощью убыточных депозитных вкладов, вынуждает граждан брать необходимую сумму в кредит. В итоге население тотально охвачено кредитованием и пожизненно не вылезает из долгов.
В зависимости от условий и сроков кредитов на недвижимость покупатель в итоге выплачивает стоимость дома или квартиры в полуторном, а то и в двойном размере.
Банк обычно закрепляет за собой в договоре (в одностороннем порядке) право периодически пересматривать и менять процентную ставку, и таким образом оказывается защищенным от инфляции – в отличие от клиента.
Рядовые граждане, как правило, не обладают хотя бы поверхностными познаниями в психологии, тогда как сотрудники банков получают основательную подготовку в этой области и опираются в своей деятельности на рекомендации специалистов-психологов. И со знанием дела используют психологические особенности клиента, чтобы навязать ему услугу по кредитованию. Поэтому в период, когда дела у человека идут хорошо, его нетрудно соблазнить дорогими покупками в кредит, кредитными линями и многочисленными кредитными карточками.
|
Вторую важную особенность можно назвать противоречием между «сейчас» и «потом». Заключается она в том, что получить желаемое хочется сейчас, а необходимость расплачиваться можно отнести в относительно отдалённое будущее.
Третья причина заключается в иллюзии того, что купленная в кредит вещь и взятые в долг деньги – твои: ты хозяин дома, владелец кредитной линии и т.д. Однако дом, купленный в кредит принадлежит банку. А деньги, одолженные под процент, - чужие, временно взятые в пользование. Подобного рода настроения в полной мере используют кредитодатели и продавцы.
Отрезвление приходит к потребителям много позже – во время очередного экономического кризиса или неожиданной потери работы. В условиях кризиса невозможно погасить долги, что неотвратимо влечет конфискацию имущества должника.
2. Особенности долгового кризиса страны. На сегодняшний день практически во всех странах сложилась долговая экономическая система, т.к. подавляющее большинство стран в мире испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям.
Внешний долг - суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определённую дату, то есть общая задолженность страны включает сумму внешних займов и невыплаченные по ним проценты. Внешний государственный долг есть совокупная задолженность государства международным банкам, правительствам других стран, частным иностранным банкам.
|
Различают текущий внешний долг данного года, который надо вернуть в нынешнем году, и общий (накопленный) государственный внешний долг, который предстоит вернуть в текущем году и в последующие годы. К внешнему долгу обычно относят долги, платежи по которым производятся в иностранной валюте либо в товарах и услугах и которые влияют на платёжный баланс.
Растущее долговое бремя может привести к тому, что страна оказывается в так называемой долговой петле, когда новые внешние заимствования используются большей частью на погашение ранее полученных займов, кредитов и ссуд.
Начало кризиса внешней задолженности обычно датируют августом 1982 года, когда правительство Мексики ввергло в шок весь финансовый мир, объявив, что оно не способно выполнять обязательства по долгам в соответствии с графиком платежей. В некоторых странах (Ямайка, Перу, Польша, Турция и др.) кризис задолженности начался ещё раньше, но теперь десятки стран немедленно последовали примеру Мексики, признав наличие существенных трудностей по обслуживанию долга.
Таким образом, долговой кризис является следствием растущей внешней задолженности.
Как и все сложные явления, долговой кризис определяется не одним, а множеством взаимосвязанных факторов. Поскольку десятки стран одновременно попали в тиски кризиса, это даёт основание предполагать, что основную роль в его возникновении сыграли международные факторы. Кроме того, нельзя исключать влияние внутренних факторов, т.к. одни страны всё же пострадали больше других.
|
Внешние факторы. Рост цен на нефть во всем мире в 1973-1974 годах способствовал быстрому развитию рынка евродолларов, сети оффшорных банков, расположенных в Европе, которые занимали и ссужали международные средства. Ближневосточные страны-экспортёры нефти помещали огромные суммы дополнительной выручки в международные банки Европы. Банки, в свою очередь, ссужали средства с этих депозитов заёмщикам из развивающихся стран. Таким образом, нефтяной шок внёс свой вклад в существенный прирост мировых кредитов, предоставляемых развивающимся странам.
Правительства ряда развивающихся стран внезапно обнаружили, что коммерческие
банки готовы ссужать средства. Большинству крупнейших заёмщиков (Аргентина, Бразилия, Мексика и т.д.) казалось, что благодаря низким ставкам процента в сочетании с быстрым ростом доходов от экспорта (частично за счёт высоких мировых цен на сырьевые ресурсы, экспортируемые из этих стран) в будущем у них не будет никаких проблем с обслуживанием долга.
Однако в начале 80-х годов произошли драматические изменения в экономической ситуации. Мировые процентные ставки резко взлетели вверх в результате проведения антиинфляционной политики в развитых странах. В то же время падение цен на сырьевые ресурсы, экспортируемые странами-должниками, привело к ухудшению торгового баланса. Таким образом, рост экспортных доходов развивающихся стран замедлился, а в некоторых случаях доходы стали снижаться.
Совокупное действие высоких процентных ставок и падение экспортных цен означали, что должники стали платить очень высокие реальные проценты по внешним долгам, что не замедлило привести к тяжёлым последствиям. Экономика стран-заёмщиков была крайне подвержена влиянию роста процентных ставок, поскольку их займы осуществлялись на условиях плавающего процента. Это означает, что в момент получения долгосрочного кредита заёмщик не знает и не может знать процентной ставки, по которой он будет расплачиваться за кредит. Большинством кредитных соглашений между правительствами государств-заёмщиков и коммерческими банками предусматривалось, что выплаты по процентам будут зависеть от процентных ставок мирового рынка на момент выплат. Примерно 65% долга Латинской Америки было взято под плавающий процент, поэтому, когда в начале 80-х годов процентные ставки вдруг подскочили, счёт Латинской Америки за обслуживание долга резко и неожиданно вырос. Одновременно с этим резко сократился приток иностранных инвестиций.
Внутренняя экономическая политика. Большая доля вины за разразившийся кризис должна быть возложена на внутреннюю экономическую политику. В начале 70-х годов, когда получение кредитов было лёгким делом, ни банкиры, ни заёмщики не уделяли должного внимания тому, как страны-должники использовали предоставленные им кредитные ресурсы. Инвестировались ли они в проекты, сулящие доходы, достаточные для выплаты долга? Или они просто «проедались»? Может быть, заёмные средства «уплывали» из государства? Выбор направления использования заёмных средств во многом определялся внутренней экономической политикой.
Фискальная политика. Доступность внешних кредитов позволила многим правительствам во много раз увеличить расходы, не вводя новых налогов и не прибегая к инфляционному финансированию. Конечно, большие размеры внешнего долга могли поддерживаться только в течение ограниченного периода. Когда в начале 80-х годов приток капитала из-за рубежа внезапно сократился, правительства стран-должников не смогли сократить расходы и увеличить налоговые поступления на величину, достаточную для компенсации этого сокращения. Таким образом, дефицит стал финансироваться не за счет средств других государств, а за счёт внутренних источников.
В странах с наибольшей внешней задолженностью (Аргентина, Бразилия, Мексика) долговой кризис был связан главным образом с дефицитом государственного бюджета. Политика латиноамериканских стран может быть охарактеризована как популистская. Это означает, что правительства пытались заручиться поддержкой населения, реализуя крупные государственные программы, даже если у правительства не хватало на это средств.
По-видимому, одной из причин, породившей такую популистскую политику, являлось существенное неравенство доходов в странах Латинской Америки. На одном полюсе находились очень богатые люди, на долю которых приходилась большая часть национального дохода, и, пользуясь своим экономическим могуществом, они оказывали политическое давление на правительство, чтобы избежать больших размеров налогообложения. На другом полюсе находились низшие классы, которые распоряжались лишь незначительной частью национального дохода, но чья огромная доля в общем, количестве населения требовала существенных расходов на общественные нужды. Такое соотношение порождает необходимость роста расходов при низкой способности правительства к увеличению налоговых поступлений.
Торговая политика. Другим существенным отличием стран, попавших в кризис, от стран, его избежавших, являлось их отношение к международной торговле. Страны, которые избежали кризиса, имели более свободные условия для мировой торговли, реалистичные обменные курсы, обеспечивающие прибыльность экспортера, и в целом они следовали политике, стимулировавшей конкурентоспособность экспортного сектора в международном масштабе.
Утечка капитала. Побочным эффектом крупных бюджетных дефицитов и завышенных обменных курсов в странах Латинской Америки явилась широкомасштабная утечка капитала. Это происходит тогда, когда отечественные резиденты конвертируют собственные накопления в иностранную валюту, чтобы хранить их за пределами страны. Связь между утечкой капитала и бюджетным дефицитом часто бывает непосредственной (существуют и другие причины утечки капитала: например, политическая нестабильность может заставить владельцев богатств переправлять средства за рубеж; кроме того, причиной утечки капитала является стремление уклониться от выплаты налогов). При фиксированном обменном курсе попытка правительства финансировать бюджетный дефицит приводит к избытку предложения национальной валюты, находящейся в домашних хозяйствах. В свою очередь, домашние хозяйства конвертируют эти средства в иностранную валюту по официальному курсу. Резервы иностранной валюты центрального банка сокращаются, в то время как объёмы средств в иностранной валюте у населения растут (если при этом средства перемещаются за границу, то растёт и утечка капитала). Утечка капитала возрастает и при ожиданиях будущей девальвации национальной валюты.
Проблема иностранного долга и бюджетный кризис. Поскольку основная доля взятых развивающимися странами иностранных кредитов приходилась на государство, долговой кризис имел серьёзные последствия для государственного бюджета. Правительства оказались между двух огней - с одной стороны, резко и неожиданного увеличились затраты на обслуживание внешнего долга, с другой стороны, государства лишились возможности получать иностранные кредиты, чтобы покрыть бюджетный дефицит. Нужно было или уменьшить бюджетный дефицит, или использовать внутренние средства для его финансирования.
Бюджетная проблема начала 80-х годов была порождена и другими причинами. Во многих странах торговый баланс значительно ухудшился, что снизило экспортную выручку государственных предприятий, производивших продукцию на экспорт, и сократило налоговые поступления от экспорта. Многие частные фирмы в этот период также переживали финансовые затруднения, в некоторых странах правительства частично или полностью взяли на себя их долги, что в конечном итоге провело к росту задолженности государственного сектора. Кроме того, как только разразился долговой кризис, реальные обменные курсы резко упали (т.е. выросли цены экспортируемой продукции). Поскольку обслуживание долга осуществлялось в долларах, а налоговые поступления правительства в основном зависели от производства неэкспортируемой продукции, реальное снижение обменного курса значительно усилило бремя обслуживания долга за счёт части внутренних налоговых поступлений. Возможные действия, которые могли бы предпринять правительства, столкнувшись с серьёзным бюджетным кризисом, с политической, экономической и социальной точек зрения были малопривлекательными. Расходы государственного сектора были значительно сокращены во всех развивающихся странах. В частности, реальная заработная плата и инвестиции в государственном секторе резко сокращались, создавая большую политическую и социальную напряжённость.
При росте бюджетного дефицита правительства вынуждены были искать альтернативные источники финансирования. Поскольку внутренние финансовые рынки не могли удовлетворить растущих потребностей государства в кредитах, правительства вынуждены были обратиться к печатанью денег. Финансирование бюджетного дефицита за счёт эмиссии денег подстёгивает инфляцию. Таким образом, одним из результатов долгового кризиса явилось распространение инфляции по всему миру.
Для того чтобы внешний долг не превратился в острую экономическую проблему для страны, ей требуется активное управление своим внешним долгом. Этот термин применяется для обозначения набора мер по предотвращению или смягчению долгового кризиса. В их числе меры экономические (минимизация величины внешних заимствований, реструктуризация накопленной задолженности, повышение эффективности использования привлеченных финансовых ресурсов, повышение возможностей госбюджета по обслуживанию внешнего долга), политические (поддержание политической стабильности в стране и хороших отношений с внешними кредиторами), социальные (обеспечение социальной стабильности), а также по обеспечению национальной безопасности (прежде всего сохранение независимой от кредиторов внешней и внутренней политики).