В условиях кризиса возрастает необходимость сочетания рыночных механизмов с государственным регулированием социально-экономических процессов.
Антикризисное регулирование – это совокупность мер организационно-экономического и нормативно-правового характера со стороны государства, которая направлена на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предупреждение банкротства и ликвидацию предприятий.
Антикризисное регулирование включает:
- нормативно-законодательную базу развития предпринимательства;
- организационно-экономическую базу антикризисного регулирования.
Нормативно-законодательная база развития предпринимательства предусматривает процедуру процесса банкротства как составляющую часть антикризисного управления.
В настоящее время в Украине действует Закон «Про відновлення платоспроможності боржника або визначення його банкрутом». Данный Закон устанавливает состав, порядок и условия использования реорганизационных и ликвидационных процедур антикризисного регулирования (см. раздел 8). Нормы Закона в определенной мере можно рассматривать как гарантию обеспечения интересов контрагентов, кредиторов, и как фактор, дисциплинирующий поведение руководителей предприятий.
Организационно-экономическая база антикризисного регулирования. Рыночная экономика развивается циклично – периоды быстрого роста и активного инвестирования чередуются с экономическими кризисами. Государственное регулирование направлено на выравнивание цикличных тенденций: сдерживание излишней инвестиционной активности в периоды подъёмов и искусственное стимулирование инвестиций перед спадами производства.
|
В соответствии с Законом Украины «Про інвестиційну діяльність» государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в следующих формах:
- Прямое управление государственными инвестициями.
- Непрямое регулирование инвестиционной деятельности следующими методами:
- организационно-правовыми;
- экономическими;
- денежно-кредитными.
- Контроль над законностью осуществления инвестиций всеми участниками
инвестиционной деятельности.
1. Прямое управление государственными инвестициями.
Прямое управление государственными инвестициями осуществляется государственными и местными органами власти через соответствующие министерства и ведомства. На макроуровне управлением государственными инвестициями занимаются:
- Министерство экономики Украины;
- Государственный комитет по делам строительства и жилищной политики;
- Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;
- Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг.
В составе министерств и ведомств функционируют соответствующие отделы или управления по реализации инвестиционных программ.
Объёмы государственных инвестиций утверждаются Верховной Радой Украины по представлению кабинета Министров Украины в составе государственной программы экономического и социального развития. К этой программе прилагаются расчёты по распределению инвестиций по направлениям, а также их распределение между министерствами и ведомствами, которые обеспечивают целевое использование государственных инвестиций.
Государственный заказ является одной из форм реализации государственных инвестиций. Кабинет Министров Украины на конкурсной основе размещает государственный заказ с учетом экономических выгод.
|
Регулирование инвестиционной деятельности осуществляют и местные органы власти в рамках своих полномочий и на своей территории.
2. Непрямое государственное регулирование инвестиционной деятельности.
2.1. Организационно-правовые методы регулирования условий осуществления инвестиционной деятельности охватывают:
- Разработку соответствующего нормативного законодательства. Законы, законодательные акты и нормативные акты защищают права собственности, определяют формы предпринимательства, условия функционирования предприятий, их взаимосвязи и взаимодействие с государством.
- Разработку государственных норм и стандартов в инвестиционной сфере. В настоящее время нормативно-правовая база по регулированию инвестиций насчитывает более 100 нормативных документов. Значительное количество нормативных актов и несовершенство законодательства в настоящее время являются основными причинами, тормозящими развитие инвестиционной деятельности в Украине.
- Лицензирование инвестиционной деятельности. Лицензирование обеспечивает отбор участников инвестирования и качественное выполнение работ.
- Государственную экспертизу программ и проектов. Обязательной государственной экспертизе подлежат инвестиционные программы и проекты, которые осуществляются за счёт средств государственных и местных бюджетов.
- Антимонопольные мероприятия. Антимонопольный комитет выполняет контролирующую и координирующую функцию по деятельности предприятий. Основная цель антимонопольных мероприятий – создание конкурентной среды в инвестиционной сфере.
- Приватизацию и разгосударствление.
- Условия использования земли и других природных ресурсов.
2.2. Экономические методы регулирования условий осуществления инвестиционной деятельности включают:
|
- Налоговый механизм. Система налогообложения является одним из эффективных методов регулирования инвестиций, поскольку налоги носят обязательный характер и непосредственно влияют на формирование источников инвестирования.
- Амортизационную политику. Амортизационная политика должна благоприятствовать внедрению инноваций, повышать уровень научно-технического прогресса, обеспечивать непрерывное обновление основного капитала.
- Систему ценообразования. К прямым методам государственного регулирования цен относят: регламентацию порядка определения себестоимости и норм прибыли, замораживание роста цен, установление граничных цен и предоставление дотаций отдельным отраслям или предприятиям. К непрямым методам государственного регулирования цен относят: создание конкурентной среды, декларацию цен, изменение налоговых ставок и различного рода тарифов, государственные инвестиции с целью снижения затрат в отдельных сферах.
- Предоставление финансовой помощи. Инвесторам может предоставляться финансовая помощь на развитие их деятельности в форме дотаций, субсидий, бюджетных займов, размер которых ежегодно определяется при утверждении государственного бюджета.
2.3. Денежно-кредитными методами регулирования инвестиционной деятельности являются:
· Установление нормативов обязательных резервов, которые обязаны создавать банки для покрытия рисков, что отвлекает определённую часть средств от активного использования для кредитования и инвестирования.
· Политика учётной ставки Национального банка, по которой он продаёт кредитные ресурсы коммерческим банкам, увеличивая или уменьшая объёмы кредитных источников для финансирования инвестиций.
· Операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.