Государственное регулирование кризисных ситуаций




В условиях кризиса возрастает необходимость сочетания рыночных механизмов с государственным регулированием социально-экономических процессов.

Антикризисное регулирование – это совокупность мер организационно-экономического и нормативно-правового характера со стороны государства, которая направлена на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предупреждение банкротства и ликвидацию предприятий.

Антикризисное регулирование включает:

  • нормативно-законодательную базу развития предпринимательства;
  • организационно-экономическую базу антикризисного регулирования.

 

Нормативно-законодательная база развития предпринимательства предусматривает процедуру процесса банкротства как составляющую часть антикризисного управления.

В настоящее время в Украине действует Закон «Про відновлення платоспроможності боржника або визначення його банкрутом». Данный Закон устанавливает состав, порядок и условия использования реорганизационных и ликвидационных процедур антикризисного регулирования (см. раздел 8). Нормы Закона в определенной мере можно рассматривать как гарантию обеспечения интересов контрагентов, кредиторов, и как фактор, дисциплинирующий поведение руководителей предприятий.

Организационно-экономическая база антикризисного регулирования. Рыночная экономика развивается циклично – периоды быстрого роста и активного инвестирования чередуются с экономическими кризисами. Государственное регулирование направлено на выравнивание цикличных тенденций: сдерживание излишней инвестиционной активности в периоды подъёмов и искусственное стимулирование инвестиций перед спадами производства.

В соответствии с Законом Украины «Про інвестиційну діяльність» государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в следующих формах:

  • Прямое управление государственными инвестициями.
  • Непрямое регулирование инвестиционной деятельности следующими методами:

- организационно-правовыми;

- экономическими;

- денежно-кредитными.

  • Контроль над законностью осуществления инвестиций всеми участниками

инвестиционной деятельности.

 

1. Прямое управление государственными инвестициями.

Прямое управление государственными инвестициями осуществляется государственными и местными органами власти через соответствующие министерства и ведомства. На макроуровне управлением государственными инвестициями занимаются:

  • Министерство экономики Украины;
  • Государственный комитет по делам строительства и жилищной политики;
  • Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;
  • Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг.

В составе министерств и ведомств функционируют соответствующие отделы или управления по реализации инвестиционных программ.

Объёмы государственных инвестиций утверждаются Верховной Радой Украины по представлению кабинета Министров Украины в составе государственной программы экономического и социального развития. К этой программе прилагаются расчёты по распределению инвестиций по направлениям, а также их распределение между министерствами и ведомствами, которые обеспечивают целевое использование государственных инвестиций.

Государственный заказ является одной из форм реализации государственных инвестиций. Кабинет Министров Украины на конкурсной основе размещает государственный заказ с учетом экономических выгод.

Регулирование инвестиционной деятельности осуществляют и местные органы власти в рамках своих полномочий и на своей территории.

 

2. Непрямое государственное регулирование инвестиционной деятельности.

2.1. Организационно-правовые методы регулирования условий осуществления инвестиционной деятельности охватывают:

  • Разработку соответствующего нормативного законодательства. Законы, законодательные акты и нормативные акты защищают права собственности, определяют формы предпринимательства, условия функционирования предприятий, их взаимосвязи и взаимодействие с государством.
  • Разработку государственных норм и стандартов в инвестиционной сфере. В настоящее время нормативно-правовая база по регулированию инвестиций насчитывает более 100 нормативных документов. Значительное количество нормативных актов и несовершенство законодательства в настоящее время являются основными причинами, тормозящими развитие инвестиционной деятельности в Украине.
  • Лицензирование инвестиционной деятельности. Лицензирование обеспечивает отбор участников инвестирования и качественное выполнение работ.
  • Государственную экспертизу программ и проектов. Обязательной государственной экспертизе подлежат инвестиционные программы и проекты, которые осуществляются за счёт средств государственных и местных бюджетов.
  • Антимонопольные мероприятия. Антимонопольный комитет выполняет контролирующую и координирующую функцию по деятельности предприятий. Основная цель антимонопольных мероприятий – создание конкурентной среды в инвестиционной сфере.
  • Приватизацию и разгосударствление.
  • Условия использования земли и других природных ресурсов.

2.2. Экономические методы регулирования условий осуществления инвестиционной деятельности включают:

  • Налоговый механизм. Система налогообложения является одним из эффективных методов регулирования инвестиций, поскольку налоги носят обязательный характер и непосредственно влияют на формирование источников инвестирования.
  • Амортизационную политику. Амортизационная политика должна благоприятствовать внедрению инноваций, повышать уровень научно-технического прогресса, обеспечивать непрерывное обновление основного капитала.
  • Систему ценообразования. К прямым методам государственного регулирования цен относят: регламентацию порядка определения себестоимости и норм прибыли, замораживание роста цен, установление граничных цен и предоставление дотаций отдельным отраслям или предприятиям. К непрямым методам государственного регулирования цен относят: создание конкурентной среды, декларацию цен, изменение налоговых ставок и различного рода тарифов, государственные инвестиции с целью снижения затрат в отдельных сферах.
  • Предоставление финансовой помощи. Инвесторам может предоставляться финансовая помощь на развитие их деятельности в форме дотаций, субсидий, бюджетных займов, размер которых ежегодно определяется при утверждении государственного бюджета.

2.3. Денежно-кредитными методами регулирования инвестиционной деятельности являются:

· Установление нормативов обязательных резервов, которые обязаны создавать банки для покрытия рисков, что отвлекает определённую часть средств от активного использования для кредитования и инвестирования.

· Политика учётной ставки Национального банка, по которой он продаёт кредитные ресурсы коммерческим банкам, увеличивая или уменьшая объёмы кредитных источников для финансирования инвестиций.

· Операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: