Переход к рыночным отношениям в Украине проходит на базе экономики особого рода. Влияние мероприятий последних двух десятилетий породило специфическую экономическую систему, не имеющую аналогов в мировой истории. Экономическая специфика, сложившаяся в Украине, характерна для России и других стран СНГ. К общим чертам можно отнести следующие особенности.
1. Отсталая технологическая структура гражданского сектора экономики является прямым следствием длительного господства централизованной системы планирования и управления, активно сопротивляющаяся техническим и иным нововведениям. Эта особенность определяет тенденцию «замыкания» отечественной промышленности на себя или на другие государства бывшего СССР. При этом конкурентоспособными на мировом рынке остались только два вида продукции: сырьевая и наукоёмкая продукция, производимая в рамках военно-промышленного комплекса. В то же время экономике Украины серьёзный удар нанесен разрывом хозяйственных связей, сложившихся в период существования СССР.
2. Высокая (около 25% от общего числа) доля крупных и сверхкрупных промышленных предприятий также является прямым следствием существования системы централизованного планирования и управления.Малые предприятия в недостаточном количестве имелись в отраслях, производящих предметы потребления, на автотранспорте, в строительстве, торговле, связи, сельском хозяйстве. Такая организационно- производственная структура в сочетании с общей технологической отсталостью ещё более затрудняет реализацию технических нововведений, требуя значительных финансовых затрат на замену их основных производственных фондов, физический износ которых на начало 90-х годов составил в среднем по Украине около 50%, а моральный - до 90%.
|
3. Продукция большинства предприятий оказалась неконкурентоспособной на мировом рынке. Собственных средств для технического перевооружения фактически не было как у малых и средних предприятий, так и у крупных, не принадлежащих к военно-промышленному комплексу или добывающей промышленности.
4. Низкая цена рабочей силы была обусловлена заниженными (по сравнению с мировыми) ценами на потребительском рынке и более низкими жизненными стандартами, привычками, склонностями, готовностью терпеть лишения т.п. Даже на совместных предприятиях (с участием иностранного капитала) уровень оплаты труда украинских работников, как правило, во много раз меньше уровня оплаты труда аналогичных работников в развитых странах. При этом следует отметить, что задолженность по заработной плате в ряде отраслей остается достаточно значительной.
5. Высокий уровень образования работников является следствием существовавшей в СССР системы образования, обеспечивающей достаточно высокий уровень подготовки, несмотря на его некоторое понижение в последние два десятилетия. Основная часть работников в возрасте 30-50 лет была способна пройти повышение квалификации, переобучение, адаптироваться к новой технике и технологии производства. Тем не менее, среди безработных каждый четвёртый имеет высшее образование. Далеко не все молодые специалисты трудоустраиваются в соответствии с полученной профессией. Одна из главных причин – отсутствие или недостаток знаний, необходимых умений и навыков в сфере производства.
|
6. Неразвитость горизонтальной инфраструктуры рынка, практически всех её составляющих – как информационных, так и материальных горизонтальных систем – связи, складов, транспортных путей, средств хранения информации, административных зданий и т.п. Система управления экономикой, ориентированная на преимущественно вертикальное, иерархическое движение информации, оказалась крайне трудно трансформируемой в систему, обеспечивающую преимущественно горизонтальное, минующее центр, движение данных. В стадии становления находятся система банков, страховых компаний, бирж, торговых домов и др. В то же время непропорционально быстро растёт сеть всевозможных посредников, чья деятельность приводит к росту цен на выпускаемую продукцию и услуги, что приводит к снижению конкурентоспособности отечественных предприятий.
7. Высокая инерционность экономической среды. Это означает, что для организации хозяйственной деятельности предприятия требуется приложение значительных усилий, в отличие от западной предпринимательской среды, где создание или увеличение спроса немедленно приводит к заполнению соответствующей «ниши». В наших условиях этот процесс происходит крайне медленно.
Инерционность создает предпосылки для нестабильности и неравномерности функционирования не только различных отраслей и регионов, но и отдельных предприятий одной отрасли, затрудняет выравнивание уровней жизни работников. Имеющиеся диспропорции в оплате за равный труд порождают усиление инфляции и новые диспропорции.
|
8. Низкий уровень экономической культуры всего населения, в том числе руководителей государственных предприятий. При этом отсутствие знаний и опыта действий в рыночной среде сочетается с отсутствием установок на экономическое (рациональное, целенаправленное) поведение. Это прямое следствие долголетнего существования системы централизованного планирования и управления. Работа в её условиях сформировала у подавляющей части руководителей навыки действий по правилам «бюрократического рынка».
9. Высокий уровень скрытой безработицы.
10. Малочисленность среднего класса. Доля среднего класса составляет не более чем 12% всего населения. Такое положение является следствием изначально проводимой в бывшем СССР социальной политики, направленной на обеспечение всесторонней зависимости человека от государства. Малочисленность среднего класса является одной из составляющих потенциальной нестабильности социально-политической ситуации, иным проявлением факта неразвитости предпринимательства.
11. Возникновение и расширение легального негосударственного сектора в форме кооперативов, акционерных обществ, частных предприятий, фермерских хозяйств, совместных предприятий и т.п.
12. Разрушение системы хозяйственного управления, размывание полномочий принятия решений, прав собственности на государственное имущество, децентрализация, резкий рост масштабов волюнтаристского поведения в сфере управления, распространение коррупции, присвоение результатов функционирования формально государственной собственности.
13. Резкое снижение эффективности всей хозяйственной системы. Невыгодным оказывается производство большинства видов продукции обрабатывающей промышленности. Растут производственные издержки, некомпенсируемые рационализацией производства из-за отсутствия инвестиций. Растут цены на производимую продукцию в условиях ограниченного платёжеспособного спроса.
14. Растут стартовые издержки (как финансовые, так и организационные), необходимые для начала нового производства, резко снижается уровень безопасности предпринимательства, возрастает риск провала при неразвитости системы экономического страхования и противодействия рискам. Продолжающееся противостояние властей на всех уровнях приводит к пренебрежению законами.
15. Отсутствует четкая и ясная правительственная антикризисная программа, которая была бы понятна большинству руководителей хозяйств.
16. Социальная среда предприятия может быть оценена как стабильно конфликтная. Законы и другие нормативные документы характеризуются низким уровнем исполнения. В Украине образовалась специфическая экономическая система, не имеющая аналогов. В результате проведенной приватизации в стране сформировались следующие четыре типа предприятий, выделенных по характеру сочетания «собственность – управление»:
а) предприятия, руководители которых являются владельцами крупных пакетов акций. В этом случае понятия «собственник» и «менеджер» практически совпадают, и предприятие можно отнести к типу так называемых предпринимательских;
б) предприятия, крупные пакеты акций которых сосредоточены в руках нескольких собственников, одним из которых является директор, - групповые предприятия;
в) предприятия, крупные пакеты акций которых сосредоточены в руках одного или нескольких внешних собственников, а директор так же, как и члены трудового коллектива, по сути, является наёмным работником. Такие предприятия можно отнести к капиталистическому типу;
г) предприятия, акции которого находятся преимущественно у трудового коллектива, причём пакет акций директора не является достаточным для продвижения единоличных решений через собрание акционеров. Такие предприятия обычно называются коллективными.
Эта классификация не учитывает в явном виде пакеты акций, являющиеся собственностью государства и уполномоченных им органов. В настоящее время государство не играет существенной роли в решении вопросов управления предприятиями.
Эффективность управления предпринимательскими предприятиями в решающей степени зависит от компетентности директора. При этом велика вероятность доминирования таких целей, как личное обогащение директора и его приближённых в ущерб интересам предприятия, пренебрежение интересами коллектива и как следствие – низкая внутренняя (т.е. направленная на обеспечение интересов работников) эффективность предприятия. Внешняя эффективность предпринимательских предприятий в промышленности, как правило, носит кратковременный характер, поскольку в единолично управляемых предприятиях особенно высока вероятность и цена ошибочных решений. Наоборот, для предприятий коллективного типа преобладающей является ориентация на внутреннюю эффективность в ущерб эффективности внешней. Таким предприятиям труднее выдержать конкурентную борьбу, они могут существовать в тех отраслях промышленности, где системные эффекты от чёткой работы всех работников предприятия превосходят возможные потери от неполной интенсивности труда каждого работника в отдельности.
Для промышленных предприятий капиталистического и группового типов характерно слабое влияние собственника на ход производства, поэтому фактически управление предприятием концентрируется в руках директора.
Поскольку каждый из перечисленных типов предприятий порождает внутреннюю конкуренцию, то психологическая «комфортность» в коллективе конкретного работника может стать не менее важным стимулом качества труда, чем размер заработной платы. Если работник оказывается не в состоянии отыскать приемлемый для себя тип коллектива, он обречен на неэффективный труд, а в худшем случае – на безработицу.
Задачами государственной политики являются противодействие неэффективному использованию ресурсов и незаконному использованию труда при соблюдении баланса между внешней и внутренней эффективностью деятельности предприятия.