Диагностика предприятия и превентивные антикризисные меры на основе анализа финансовых коэффициентов




Финансовые коэффициенты используются для оценки текущего финансового состояния предприятия и рассчитываются на основе базовых параметров финансовой отчетности.

Для диагностики предприятия используются следующие группы финансовых коэффициентов:

  • коэффициенты ликвидности (платёжеспособности);
  • коэффициенты оборачиваемости активов (деловой активности);
  • коэффициенты управления задолженностью (финансовой устойчивости);
  • коэффициенты рентабельности.

 

1. Коэффициенты ликвидности – характеризуют способность предприятия в погашении своих долгов в течение определённого периода времени.

а) Коэффициент абсолютной ликвидности

 

Денежные средства

Коэффициент абсолютной ликвидности = -----------------------------------------.

Краткосрочные обязательства

 

Данный коэффициент характеризует способность предприятия выполнять краткосрочные обязательства за счёт свободных денежных средств. Краткосрочные обязательства состоят из кредиторской задолженности, краткосрочных векселей, суммы долгосрочной задолженности к погашению в текущем году, накопленной задолженности по заработной плате и налогам и другой краткосрочной задолженности.

Считается, что при коэффициенте абсолютной ликвидности, равном 0,2-0,25, платёжеспособность предприятия нормальна.

б) Коэффициент текущей ликвидности

 

Оборотные активы

Коэффициент текущей ликвидности = -----------------------------------------.

Краткосрочные обязательства

 

Оборотные активы включают не только денежные средства, но и ликвидные ценные бумаги, дебиторскую задолженность и материально-производственные запасы. Текущая ликвидность считается лучшим показателем того, в какой степени требования кредиторов обеспечиваются активами, которые могут достаточно быстро обращены в денежные средства.

С точки зрения акционера высокий коэффициент текущей ликвидности может означать, что у предприятия много денежных средств омертвлено в непроизводственных и обычно низкодоходных активах, таких как ценные бумаги или материально-производственные запасы.

В качестве эталонного значения коэффициента текущей ликвидности используется средний показатель по отрасли. В зависимости от отрасли рекомендуемое значение коэффициента изменяется в пределах 1,0-2,0.

в) Коэффициент быстрой ликвидности

 

Оборотные активы - Запасы

Коэффициент быстрой ликвидности = -----------------------------------------.

Краткосрочные обязательства

 

Материально-производственные запасы обычно представляют наименее ликвидные из оборотных средств предприятия. Следовательно, коэффициент быстрой ликвидности - это способность предприятия погашать краткосрочные долговые обязательства, не полагаясь при этом на реализацию материально-производственных запасов.

В качестве эталонного значения коэффициента текущей ликвидности используется средний показатель по отрасли. В зависимости от отрасли рекомендуемое значение коэффициента изменяется в пределах 0,7-1,0.

 

2. Коэффициенты оборачиваемости активов предназначены для оценки того, насколько эффективно предприятие управляет своими активами. Эти коэффициенты являются индикатором деловой активности предприятия и отражают весь спектр усилий, направленных на продвижение продукции предприятия на рынках.

а) Коэффициент оборота запасов

 

Выручка

Коэффициент оборота запасов = -------------.

Запасы

 

Годовой объём продаж, разделённый на материальные запасы равняется годовому обороту. Если оборот запасов значительно ниже, чем средний показатель по отрасли, то это означает, что у предприятия слишком много материально-производственных запасов. Невысокая скорость оборота материально-производственных запасов ставит вопрос о ликвидности предприятии. Возможно, что предприятие хранит устаревшие запасы, не обладающие стоимостью, близкой к балансовой.

б) Срок оборота дебиторской задолженности (в днях)

 

Дебиторская задолженность

Срок оборота дебиторской задолженности = -------------------------------------------.

(Годовая выручка: 365)

 

Если срок оборота дебиторской задолженности превышает среднеотраслевой показатель, то это означает, что клиенты предприятия в среднем не оплачивают свои счета вовремя. Более того, в некоторых случаях тот факт, что клиент платит позже оговоренного срока, может сигнализировать о том, что у клиента имеются финансовые проблемы. Это означает, что возможно скоро у клиента могут возникнуть сложности со сбором выручки. Если в течение нескольких последних лет наблюдается тенденция к росту срока оборота дебиторской задолженности, необходимо менять кредитную политику предприятия или же улучшать работу с клиентами.

в) Коэффициент оборота основных средств характеризует, насколько эффективно предприятие использует свои здания, сооружения и оборудование

 

Выручка

Коэффициент оборота основных средств = --------------------------------------------------.

Чистая стоимость основных средств

 

Данный показатель также должен сравниваться со среднеотраслевым показателем. Возможные проблемы могут возникнуть при интерпретации этого коэффициента. Инфляция приводит к тому, что стоимость многих ранее приобретённых активов оказывается сильно завышенной. Следовательно, если сравнивать старое предприятие, которое приобрело основные средства несколько лет назад по сравнительно низким ценам, с новым предприятием, которое приобрело основные средства недавно по более высоким ценам, то у старого предприятия будет более высокий коэффициент оборота основных средств. Однако это не может означать низкую эффективность нового предприятия. Финансовый аналитик должен найти такие методы оценки, при которых финансовые показатели отражали бы действительное положение дел у предприятия.

г) Коэффициент оборота активов

 

Выручка

Коэффициент оборота активов = --------------.

Активы

 

Если данный коэффициент ниже, чем среднеотраслевой, то это означает необходимость увеличения выручки, или продажи некоторых активов, или сочетание этих действий.

 

3. Коэффициенты управления задолженностью. Для развития предприятия необходимы инвестиционные ресурсы, которые можно привлечь в виде собственного капитала или в форме заёмных средств. Степень, в которой предприятие использует заёмное финансирование, называется финансовым левериджем (финансовым рычагом).

Финансовым левериджем называют эффект от использования заёмных средств с целью увеличения размера операции и прибыли при отсутствии достаточного для этого капитала.

Заёмные средства имеют два преимущества.

Во-первых, выплачиваемые проценты вычитаются при расчёте налога, что снижает фактическую стоимость займа.

Во-вторых, кредиторы получают заранее оговоренный фиксированный доход, и акционеры не должны делиться с ними прибылью.

Однако у заёмных средств имеются и недостаток - чем выше коэффициент задолженности, тем рискованнее проект, что повышает стоимость заёмных средств и может привести предприятие к банкротству.

Поэтому предприятия, у которых прибыль и операционные потоки денежных средств неустойчивы, должны ограничивать привлечение заёмных средств. С другой стороны, те предприятия, у которых денежные потоки достаточно стабильны, могут свободнее привлекать заёмное финансирование.

а) Отношение общей задолженности к общим активам (коэффициент левериджа)

 

Коэффициент левериджа =

 

 

Краткосрочные обязательства + Долгосрочные обязательства

= --------------------------------------------------------------------------------------.

Активы

 

Общая сумма обязательств включает как краткосрочные, так и долгосрочные обязательства. Кредиторы предпочитают низкие коэффициенты задолженности, поскольку, чем ниже коэффициент, тем больше защита кредиторов в случае ликвидации предприятия в результате банкротства. С другой стороны, акционеры могут предпочесть, чтобы коэффициент левериджа был выше с целью увеличения рентабельности.

Оптимальный коэффициент левериджа зависит от различных факторов. Если коэффициент левериджа превышает средний показатель по отрасли, то данноё обстоятельство является тревожным сигналом, так как предприятию, возможно, придётся заплатить относительно высокие проценты за возможность занимать дополнительные средства без одновременного наращивания собственного капитала.

б) Коэффициент покрытия процентов вычисляется путём деления операционной прибыли (прибыли до выплаты процентов и уплаты налогов) на проценты к уплате

 

Операционная прибыль

Коэффициент покрытия процентов = -------------------------------.

Проценты к уплате

 

Коэффициент покрытия процентов показывает степень снижения операционной прибыли, при которой предприятие способно обслуживать свои процентные платежи.

в) Коэффициент покрытия фиксированных платежей. Коэффициент покрытия процентов полезен для оценки способности предприятия по обслуживанию процентов по задолженности. Однако этот показатель имеет два недостатка:

  • проценты – это не единственные фиксированные расходы предприятия;
  • прибыль до налогообложения не представляет в точности потока денежных средств, доступных для обслуживания задолженности (особенно, если у предприятия имеются значительные амортизационные отчисления).

Чтобы учесть данные обстоятельства, используется такой показатель, как коэффициент покрытия фиксированных платежей

 

Коэффициент покрытия фиксированных платежей =

 

Операционная прибыль + Амортизация + Арендные платежи

= -------------------------------------------------------------------------------------------------------.

Проценты к уплате + Выплаты основной суммы долга + Арендные платежи

 

Величина коэффициента покрытия фиксированных платежей анализируется краткосрочными кредиторами. В течение короткого времени средства, создаваемые амортизацией, можно использовать для обслуживания долга. Следовательно, банки и другие краткосрочные кредиторы больше интересуются именно коэффициентом покрытия фиксированных платежей, в то время как владельцев долгосрочных облигаций преимущественно интересует коэффициент покрытия процентов.

 

4. Коэффициенты рентабельности. Рентабельность бизнеса – это конечный результат действия целого ряда управленческих решений и структуры компании. Коэффициенты рентабельности показывают совместное влияние эффективности управления активами, заёмными средствами и задолженностью на результаты деятельности предприятия.

а) Рентабельность продаж показывает долю прибыли в каждой гривне, полученной от продаж

 

Чистая прибыль

Рентабельность продаж = ------------------------.

Выручка

 

Если рентабельность продаж предприятия ниже средней по отрасли, то это обусловлено неоправданно высокими затратами предприятия. Высокие затраты, в свою очередь, порождаются неэффективностью операций. Кроме того, низкая рентабельность продаж может быть обусловлена использованием относительно больших объёмов заёмных средств. Действительно, если у двух предприятий идентичные операции (в том смысле, что уровень продаж, операционные затраты и прибыль до налогообложения у предприятий одинаковы), но одно предприятие использует больше заёмных средств, чем другое, у первого предприятия будут и большие затраты на обслуживание процентов. В подобном случае относительно низкая рентабельность продаж не будет указывать на недостатки в операционной деятельности предприятия, а будет означать различие в структуре финансирования предприятий.

б) Коэффициент способности активов порождать прибыль

 

Операционная прибыль

Коэффициент способности активов порождать прибыль = --------------------------------.

Активы

 

Данный коэффициент показывает способность активов компании порождать прибыль без учёта влияния налогов и левериджа. Он полезен для сравнения компаний, находящихся в различных налоговых режимах и имеющих различную степень долговой зависимости.

в) Рентабельность активов

 

Чистая прибыль

Рентабельность активов = -----------------------------.

Активы

 

Предположим, что рентабельность активов предприятия ниже среднего показателя по отрасли. Недостаточно высокий уровень прибыли является результатом низкой способности активов порождать прибыль или результатом высоких процентных расходов, возникающих в результате привлечения заёмных средств выше среднего уровня.

г) Рентабельность собственного капитала

 

Чистая прибыль

Рентабельность собственного капитала = ---------------------------------.

Собственный капитал

 

Рентабельность собственного капитала показывает акционеру на сколько эффективно используется акционерный капитал.

 

На этапе зарождения предприятия особое внимание уделяют показателям ликвидности и управления задолженностью. На этом этапе предприятие может ещё не работать на полную мощность, и делать какие-либо выводы по показателям рентабельности или оборачиваемости преждевременно.

К этапу ускорения деятельности предприятия показатели ликвидности и управления задолженностью должны быть уже стабильными. В противном случае предприятие находится на грани банкротства и необходимо пересмотреть миссию предприятия или изменить маркетинговую стратегию.

На этапе ускорения деятельности предприятия важным становится отслеживание показателей оборачиваемости. Чем выше показатели оборачиваемости, тем лучше идут дела у предприятия. Показатели оборачиваемости на этапе ускорения должны постоянно увеличиваться. Уменьшение одного из показателей оборачиваемости должно тщательно анализироваться с целью принятия соответствующих мер. Как правило, снижение одного из показателей определяется ростом знаменателя в расчётной формуле, который и должен подвергаться тщательному анализу.

На этапе замедления роста к анализу показателей оборачиваемости дополняется анализ показателей рентабельности, причём наиболее важным является анализ рентабельности продаж. На данном этапе важно, чтобы к стабильным показателям оборачиваемости добавились стабильные показатели рентабельности продаж. На предыдущих этапах рентабельность продаж могла быть не очень высокой, так как производство ещё только налаживалось, но, если предприятие достигло этапа замедления роста производства, то, по всей видимости, были преодолены достаточно серьёзные препятствия, предприятие вышло на стабильный уровень работы и теперь важно закрепить успех. Одним из показателей стабильного успеха является стабилизация показателей рентабельности продаж. Особое внимание следует уделять коэффициентам рентабельности всех операций по балансовой и чистой прибыли как интегрированным показателям.

При достижении зрелости предприятия добавляется ещё одна группа показателей, требующая особого внимания. Это показатели рентабельности собственного капитала. Имея стабильные показатели рентабельности продаж, необходимо добиваться стабильных и высоких показателей рентабельности собственного капитала. На этапе зрелости важно отслеживать инвестиционную деятельность предприятия. Особое внимание уделяют анализу рентабельности собственного капитала, который даёт наиболее полное представление о рентабельности производственной деятельности. Данный коэффициент должен иметь стабильное значение. Отклонение допустимо не более чем на 5% в сторону понижения.

На этапе спада происходит дестабилизация всех показателей, поэтому необходимо отслеживание всех показателей. Но не все из них могут сигнализировать о неполадках в равной степени. Наиболее существенными показателями являются показатели ликвидности и показатели рентабельности. На основании показателей рентабельности можно сделать вывод о возможности или невозможности продолжения деятельности предприятия. Показатели ликвидности могут предвещать банкротство предприятия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: