Основанием для корректировки стратегии развития предприятия является появление признаков кризиса.
Предприятие в своей деятельности использует одну из четырех базовых стратегий: ограниченный рост, рост, сокращение, а также сочетания этих трёх стратегий.
В условиях кризиса, когда показатели деятельности предприятия ухудшаются, чаще всего прибегают к стратегии сокращения. Фактически для многих предприятий стратегия сокращения может означать рационализацию и переориентацию деятельности предприятия. В рамках стратегии сокращения может быть использовано несколько вариантов её подвидов:
1. Отсечение лишнего. Часто предприятия считают выгодным отделить от себя некоторые подразделения или виды деятельности.
2. Сжатие и переориентация. При застойной экономике многие предприятия считают целесообразным сокращение части бизнеса в попытке увеличения показателей рентабельности.
3. Ликвидация. Наиболее радикальным вариантом сокращения является полная распродажа материальных запасов и активов предприятия.
Корректировка базовой стратегии предприятия приводит к изменениям основных функциональных стратегий, к которым относятся:
- инвестиционная стратегия;
- инновационная стратегия;
- маркетинговая стратегия.
Инвестиционная стратегия. Выбор инвестиционной стратегии зависит от принятой предприятием базовой стратегии. Такая зависимость определяется тем, что инвестиционная стратегия носит подчинённый характер по отношению к базовой стратегии и, как любой вид функциональной стратегии, призвана обеспечивать её реализацию. В условиях базовой стратегии сокращения используется антикризисная инвестиционная стратегия предприятия, которая направлена на обеспечение финансовой стабилизации в процессе выхода предприятия из кризиса. В этом случае сокращаются объёмы производства и реализации продукции, а приоритетной сферой стратегического финансового развития предприятия становится формирование достаточного объёма реальных инвестиций.
|
Активная инвестиционная деятельность даёт возможность расширять воспроизводство основных фондов, внедрять достижения научно-технического прогресса и нововведения.
Инновационная стратегия. Антикризисное управление не может иметь другой основы, нежели поиск и активное использование новых форм, методов, приёмов и сфер бизнеса, так как прежние подходы уже не оправдывают себя. Поскольку любые действия в рамках АКУ, направленные на выживание предприятия, так или иначе, связаны с какими-то нововведениями, инновации должны быть основными элементами стратегии предприятия.
Различают пять типов инноваций:
- товарная инновация (введение нового продукта);
- технологическая инновация (введение новой технологии производства);
- рыночная инновация (создание нового рынка товаров или услуг);
- маркетинговая инновация;
- управленческая инновация (реорганизация, банкротство, ликвидация предприятия).
В условиях кризиса предприятия в своей деятельности используют, в основном, наступательную, защитную и имитационную инновационные стратегии.
Наступательная стратегия связана со стремлением предприятий достичь технического и рыночного лидерства путём создания и внедрения новых продуктов.
|
Защитная стратегия направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции предприятия на имеющихся рынках. Данной стратегии придерживается большинство предприятий, которые избегают чрезмерного риска.
Имитационная стратегия используется предприятиями, которые не являются пионерами в выпуске на рынок нововведений, однако имитируют их продукцию, приобретя у предприятия-пионера лицензию. При этом предприятие-имитатор не только копирует основные потребительские свойства нововведений, но и стремится достичь в производстве определённых преимуществ.
Маркетинговая стратегия. Антикризисная маркетинговая стратегия – выдвижение наиболее важных задач в области производственной, ценовой и сбытовой политики предприятия, способствующей достижению стабильности развития бизнеса и снижению риска банкротства.
Элементами маркетинга являются предложение, спрос и цена. Эти элементы взаимозависимы и должны быть сбалансированными по объёмам, структуре и во времени.
В качестве антикризисной маркетинговой стратегии применяется:
- стратегия проникновения на рынок (используется предприятием для проникновения на уже сложившийся рынок и предлагает тот же продукт, что и конкуренты);
- стратегия развития рынка (предполагает расширение сбыта своей продукции в результате создания новых рынков);
- стратегия разработки продукта (реализуется посредством создания принципиально новой или модификации старой продукции, на имеющихся старых рынках);
- стратегия диверсификации (применяется для выхода новой продукции на новые рынки).
Выбор маркетинговой стратегии в конкретной ситуации зависит от степени насыщения рынка продуктом и возможности предприятия обновлять свой ассортимент. При этом может применяться одновременно две стратегии.