Существует множество различных методик сравнения, и все они имеют свои плюсы и минуты. Но в данной работе остановимся на методике Кроувела, так как идет не просто вычисление индекса президентских полномочий, а определяется уровень президенциализма исходя из постоянных характеристик политических систем, что позволяет качественно определить уровень президентской власти.
Основываясь на дихотомическом делении (президенциализм и парламентаризм), Кроувел предлагает методику, позволяющую рассчитывать индексы президенциализма (И През) и парламентаризма (И Пар) для любой страны, независимо от формы правления. При вычислении «И През» признакам, которые однозначно ассоциируются с президенциализмом, присваивается значении «1», а признакам, не свойственным данной форме правления - «0». Аналогичным образом кодируются переменные и применительно к «И пар». Совместные или ограниченные полномочия получают значение «0,5».
При расчете будут использованы следующие переменные:
· Выборы президента;
· Носитель исполнительной власти;
· Назначение премьер министра;
· Назначение других членов правительства;
· Формирование нового кабинета после…;
· Вотум недоверия;
· Законодательная инициатива;
· Вето президента;
· Роспуск парламента;
· Совместность депутатского мандата с правительственной должностью.
Таблица 1 - Президентский и парламентский индексы
Критерий | Президентский индекс | Парламентский индекс | ||
Выборы президента | 1 - избирается населением; 0,5 - избирается населением, но если да должность только один кандидат, голосование не проводится; 0 - не избирается населением. | 1 - избирается парламентом или специальной избирательной коллегией; 0,5 - избирается населением, но если да должность только один кандидат, голосование не проводится; 0 - избирается населением. | ||
Носитель исполнительной власти | 1 - принадлежит президенту; 0,5 - президент делит полномочия с правительством; 0 - президент лишен исполнительных полномочий. | 1 - единственным органом исполнительной власти является ответственной перед парламентом правительство; 0,5 - исполнительная власть разделена между правительством и президентом; 0 - правительство полностью подчинено президенту. | ||
Назначение премьер-министра | 1 - назначает президент; 0,5 - назначают президент и парламент совместно; 0 - президент не влияет на назначение. | 1- парламентом; 0,5 - назначают президент и парламент совместно; 0 - парламент не влияет на назначение премьер-министра. | ||
Назначение других членов правительства | 1 - назначает президент; 0,5 - назначают президент, премьер-министр и парламент совместно; 0 - президент лишен такой возможности. | 1 - назначает парламент; 0,5 - назначают президент и парламент совместно; 0 - президент лишен такой возможности. | ||
Формирование нового кабинета после… | 1 - президентских выборов; 0,5 - президентских и парламентских выборов; 0 - парламентских выборов. | 0 - президентских выборов; 0,5 - президентских и парламентских выборов; 1 - парламентских выборов. | ||
Вотум недоверия | 1 - может быть проигнорирован президентом и правительством; 0,5 - всегда ведет к отставке правительства или к роспуску парламента; 0 - всегда к отставке правительства (парламент не может быть распущен в ответ на вотум недоверия). | 0 - может быть проигнорирован президентом и правительством; 0,5 - всегда ведет к отставке правительства или к роспуску парламента; 1 - всегда к отставке правительства (парламент не может быть распущен в ответ на вотум недоверия). | ||
Законодательная инициатива | 1 - президент обладает правом законодательной инициативы наряду с парламентом (отдельными депутатами, депутатскими группами) и правительством; 0,5 - наряду с парламентом, правительством и президентом, правом законодательной инициативы обладают и другие акторы (суды, избиратели и т.д.); 0 - у президента отсутствует право законодательной инициативы. | 1 - право законодательной инициативы принадлежит только парламенту (отдельным депутатам, депутатским группам) и правительству; 0,5 - Наряду с парламентом и правительством, правом законодательной инициативы обладает президент и другие акторы (суды, избиратели и т.д.); 0 - президент обладает правом законодательной инициативы наряду с парламентом и правительством. | ||
Вето президента | 1 - вето преодолевается квалифицированным большинством голосов; 0,5 - для преодоления вето требуется абсолютное или относительное большинство голосов; 0 - Право на отсутствие или, несмотря на отклонение законопроекта президентом, он вступает в силу. | 9 - вето преодолевается квалифицированным большинством голосов; 0,5 - для преодоления вето требуется абсолютное или относительное большинство голосов; 1 - Право на отсутствие или, несмотря на отклонение законопроекта президентом, он вступает в силу. | ||
Роспуск парламента | 1 - президент распускает парламент по собственной инициативе; 0,5 - президент распускает парламент по инициативе других акторов (премьер-министра, парламента и т.д.); 0 - президент не может распустить парламент. | 0 - президент распускает парламент по собственной инициативе; 0,5 - президент распускает парламент по инициативе других акторов (премьер-министра, парламента и т.д.); 1 - президент не может распустить парламент. | ||
Совместимость депутатского мандата с правительственной должностью | 1 - не совместим; 0,5 - совместим для членов одной палаты и не совместим для членов другой; 0 - совместим. | 1 - не совместим; 0,5 - совместим для членов одной палаты и не совместим для членов другой; 0 - совместим. | ||
|
|
Таким образом, индекс формы правления вычисляется:
ИФП = ПрИ - ПарИ