Анализ президентских режимов в бывших социалистических странах




президент власть государство правительство

В данной главе будет рассмотрен краткий анализ президентских режимов в бывших социалистических странах на базе следующих критериев:

. Состав избирательного корпуса;

. Способ избрания;

. Совмещение постов главы государства и главы правительства;

. Механизм формирования правительства;

. Наличие либо отсутствие у президента права распустить парламент;

. Порядок замещения поста президента.

Несмотря на целый ряд различий и разный объем полномочий, во всех постсоциалистических странах президент является главой государства и Главнокомандующим Вооруженными Силами, руководство которыми в мирное время осуществляется министром обороны и начальником Генерального штаба. Во всех странах Восточной Европы президент предлагает парламенту кандидата в премьер-министры. Право же окончательного утверждения главы правительства в должности принадлежит парламенту, остальные члены правительства либо утверждаются парламентом в едином списке членов кабинета при получении вотума доверия, либо назначаются президентом по предложению главы правительства, самостоятельно определять состав кабинет президент не может.

Особенностью большинства постсоциалистических стран состоит в том, что ключевые решения, в том числе по составу правительства, президент и премьер - министр осуществляют совместно, т.е. президент может назначить министра только по предложению Премьер-министра, при этом президент может назначить внесенную Кандидатуру (Польша, Словакия, Сербия, Черногория и др.).

Во всех странах Центральной и Восточной Европы, кроме Македонии, Боснии и Герцеговины, президент имеет право на роспуск парламента в строго оговоренных в конституциях случая, как правило, связанных с невозможностью сформировать устойчивое парламентское большинство для формирования правительства в условиях конфликта правительства и парламента. Наибольшие возможности в этом случае у президентов Хорватии, Сербии и Болгарии, наименьшие и почти не существующие у президентов Словении и Венгрии. В Болгарии президент при роспуске парламента может назначить беспартийное «служебное» правительство [2].

Особенностью постсоциалистических стран является наличие у президента обширных «скрытых полномочий», приобретаются которые в условиях войны, угрозы войны, при действии режима чрезвычайного положения, невозможности нормального функционирования парламента. Наиболее сильны они у президентов Хорватии, Польши, Сербии, Албании, Венгрии. Президент в постсоциалистических странах имеет значительные законодательные прерогативы. Во всех странах, кроме Словении, президент обладает правом вернуть в парламент закон для повторного принятия. В ряде стран президент имеет исключительное право при назначении референдума, которое является важным инструментом политического влияния.

Практически во всех странах Центральной и Восточной Европы в течение 1990-х годов шло постепенное усиление полномочий президента путем обращений в Конституционный Суд по вопросу толкования пробелов в Конституции. Сравнивая постсоциалистические страны с другими государствами мира, имеющими институт президентства, можно подчеркнуть, что ни в одной из этих стран не введена в действие «североамериканская модель» или «латиноамериканская модель», так как во всех анализируемых странах имеются раздельно посты президента и главы правительства; выборы главы государства, как правило, проходят по двухтуровой системе и введен механизм досрочных выборов. Ни одни президент стран Восточной Европы не может самостоятельно и немотивированно распустить парламент. Там, где это право дано, оно сильно регламентировано и ограничено.

В большинстве постсоциалистических стран введены ограничения по количеству сроков избрания одного и того же лица президентом. Однако в отличие от большинства парламентских республик, президенты многих постсоциалистических стран (кроме Венгрии, Албании, Молдовы, Латвии, Эстонии, Чехии) избираются населением. Кроме того, большинство восточноевропейских президентов имеют пусть и ограниченное, но реальное право на роспуск парламента, значительная часть государственных чиновников назначается именно президентом, президент обладает рядом полномочий исполнительной власти.

Анализируя становление и деятельность институтов президентства в постсоциалистических странах, в большей либо меньшей мере можно утверждать, что данный институт оказался достаточно эффективным. Опыт стран Восточной Европы является прекрасной иллюстрацией того, что только созданные с учетом национальной культурной, специфики, те или иные формы могут быть стабильными и надежными. Ни в одной из стран Восточной Европы не произошло строгого копирования конституционной модели, а, наоборот, в каждой из них разработана своя модель, вобравшая, в том числе опыт социалистического конституционного строя [1].


Заключение

 

Как видно из проведенного анализа, для полупрезидентских государств Западной, Центральной и Восточной Европы характерен сдвиг в сторону парламентской системы. В этих странах ведущую роль играет не исполнительная власть во главе с президентом, а парламент, и результаты выборов в законодательный орган во многом определяют «лицо» режима. Полупрезидентские республики бывшего СССР, напротив, проявляют склонность к президенциализму и сильной президентской власти.

Если взглянуть на конституционное развитие полупрезидентских государств Европы и постсоветского пространства в последние годы, то нетрудно выделить два направления динамики - парламентаризм и президенциализм.

В России и других государствах постсоветского пространства причины президенциализации разные. В данном случае речь идет о прорастании сквозь Полупрезидентские формы авторитарных тенденций. Политические системы России, Азербайджана, Беларуси и Казахстана фактически функционируют по президентской модели, причем в ухудшенном ее варианте, ибо следствии сохранения внешних элементов полупрезиденциализма она оказывается лишена тех сдержек и противовесов, которые позволяют ей оставаться в лоне демократии.

Таким образом, стоит отметить, что президентство во всех странах имеет много закономерностей и отличий друг от друга. Но также присуще и общие характеристики. В современном мире наверно все государства в большей или меньше степени являются гибридными, т.е. нет чистой формы президентства.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: