Индексный анализ президентской власти




 

Согласно таблице 1 для исследуемых государств вычислен Индекс формы правления и на его основе проведен анализ.

Исследуемые государства:

· Россия;

· Казахстан;

· Кыргызстан;

· Беларусь;

· Азербайджан;

· Грузия;

· Украина;

· Армения;

· Франция;

· Польша;

· Литва;

· Болгария;

· Португалия;

· Австрия;

· Словакия;

· Финляндия;

· Ирландия;

· Исландия.

Формально - юридически Казахстан относится к полупрезидентским государствам, однако на деле оказывается практически президентским (ИФП = + 9). Конституция содержит обширный перечень президентских полномочий, но и он далеко не полностью отражает реальную силу президента. Президент Казахстана имеет право вмешиваться в деятельность парламента, в частности принимать указы, имеющие силу закона, и даже брать на себя функции законодательной власти (на период до одного года). Процедура выражения недоверия правительству крайне усложнена, причем решение об отставке правительства и роспуске парламента принимает президент. Отличительной особенностью Казахстана является также фактическая несменяемость президента (в 2005г. Н. Назарбаев, занимавший это пост уже 16 лет, был переизбран на очередной семилетний срок, до сих пор он занимает эту должность).

Конституция Кыргызстана от 5 мая 1993 года предусматривала создание полупрезидентской системы с сильным президентом, контролирующим все ветви власти. В годы правления А. Акаева (ИФП = + 8) в Основной закон страны были внесены существенные поправки, нацеленные на укрепление личной власти главы государства. В ноябре и декабре 2006г., после полутора лет противостояния между президентом, парламентом и премьер-министром и борьбы оппозиции против президента и правительства, последовавшими за «революцией тюльпанов», Жогорку Кенеш (парламент) принял поправки к Конституции Кыргызской Республики, заметно изменившие характер взаимоотношений в рамках треугольника «президент - правительство - парламент».

В полупрезидентской системе Кыргызстана усилился парламентский компонент (ИФП = + 4). Во - первых, правительства стало формироваться по результатам парламентских выборов. Согласно новой редакции Конституции КР, депутаты от политической партии, получившие более 50% парламентских мандатов, вносят на рассмотрение президента кандидатуру премьер-министра, а тот после утверждения в должности определяет состав правительства (который утверждается президентом). Впрочем, было бы неверным полагать, что участие президента в формировании кабинета стало сугубо номинальным, поскольку в целом ряде прописанных в конституции случаев (если депутаты от партии большинства не внесли на рассмотрение президента кандидатуру премьер-министра; если назначенный премьер-министр не представил членов правительства; если отсутствует абсолютный победитель на парламентских выборах) именно президент решает, какая из парламентских партий будет выдвигать кандидатуру премьер-министра и формировать правительство. Во - вторых, если раньше правительство несло ответственность перед президентом, то теперь оно «ответственно и подотчетно перед Президентом и Жогорку Кенешем». В - третьих, новое правительство формируется после парламентских выборов (а не президентских и парламентских, как было предусмотрено прежней редакцией Конституции). В - четвертых, несколько усилился контроль парламента над правительством. Так, премьер-министр ежегодно представляет в Жогорку Кенеш отчет о работе кабинета, и если парламент сочтет эту работу неудовлетворительной, он может выразить недоверие правительству. Президент, правда, вправе не согласиться с решением Жогорку Кенеша, но если в течение трех месяцев тот повторно выразит недоверие кабинету, президент отправляет в отставку правительство либо назначает досрочные парламентские выборы.

Объем власти, которой наделен президент России, приближается к максимальной отметке (ИФП = + 8), что подтверждает тезис о «суперпрезидентском» характере нынешнего российского режима. Как уже говорилось, на практике президент РФ обладает гораздо большими полномочиями, чем предусмотрено в Конституции. Фактическое закрепление за президентом функций главы исполнительной власти и права назначать премьер-министра и членов правительства лишает Государственную Думу возможности влиять на ключевые кадровые назначения и осуществлять контроль над исполнительными органами. Российский парламент, по сути, превратился в декоративный политический институт, не способный служить серьезным «противовесом» президенту.

Чрезвычайно высока «президентская» составляющая и в Беларуси (ИФП = + 7). Однако главной чертой белорусского режима является даже не широта полномочий президента, а регулярные нарушения Конституции РБ, резко усилившая власть президента, именно через референдум А. Лукашенко на два года продлил свои президентские полномочия и добился «в порядке исключения» права баллотироваться на третий срок. Подобная практика ставит вод вопрос статус Беларуси как полупрезидентского государства.

До реформы 2004г. Грузия (ИФП = + 7) представляла собой президентскую республику: президент возглавлял правительство (пост премьер-министра отсутствовал), назначал с согласия парламента министров и самостоятельно освобождал их от должности, будучи при этом лишен права распускать парламент (что характерно для президентских систем). Члены правительства несли ответственность только перед президентом, а парламент мог поставить вопрос об отставке того или иного министра лишь в порядке импичмента (за нарушение Конституции, государственную измену или совершение иного преступления).

Конституционные изменения 2004 г. Превратили Грузию в полупрезидентскую республику: появился пост премьер-министра, парламент получил право выражать недоверие правительству, а президент - распускать парламент. Тем не менее, до сбалансированной полупрезидентской системы страна «не дотянула» (ИФП = + 5): как справедливо отмечается в литературе, роль президента в государственном механизме Грузии по-прежнему довольно велика.

В конституции Азербайджана четко выражены президентские черты (ИФП = + 6). Правительство полностью подчинено президенту, который формирует кабинет и отправляет его в отставку. Парламент может выразить недоверие правительству, но его решение не обязательно для президента. Роспуск парламента отсутствует.

До реформы 2005 г. Армения представляла собой относительно сбалансированную полупрезидентскую систему с некоторым перевесом президентской составляющей (ИФП = + 3). В частности, глава государства назначал и освобождал от должности премьер-министра, кабинет которого должен был пользоваться доверием Национального собрания (парламента).

После принятия на референдуме 2005 г. новой редакции Конституции, часть полномочий президента «перетекла» к парламенту. В соответствии с новыми установлениями, кандидатура премьер-министра определяется президентом в ходе консультаций с парламентскими фракциями с учетом распределения депутатских мест в Национальном собрании. Премьер-министром назначается лицо, пользующееся доверием большинства (в идеале - абсолютного, но если это невозможно, то хотя бы относительного) членов парламента. В результате конституционной реформы страна приблизилась к французской модели полупрезидентской республики (ИФП = - 1).

Сходные изменения произошли и на Украине. Поправки к Конституции, принятые парламентом 8 декабря 2004г., в разгар «оранжевой революции» (закон вступил в силу 1 января 2006 г.), заметно сказались на характере отношений между законодательной и исполнительной властью: объем полномочий президента уменьшился, а назначение Верховной Рады, премьер-министра и правительства существенно возросло. ИФП Украины изменился с+4 до 0.

Современная Франция (ИФП = 0) представляет собой «хрестоматийный» образец сбалансированной полупрезидентской системы. Президент избирается всенародно и может быть смещен только путем импичмента. Он формирует правительство самостоятельно, но на деле должен учитывать расстановку сил в Национальном собрании: если правительство не будет пользоваться поддержкой парламента, ему придется уйти в отставку. По традиции после формирования нового кабинета в Национальном собрании проводится голосование о доверии ему. Правительство несет ответственность перед парламентом и перед президентом. Пятая республика - эффективно работающий вариант полупрезидентской системы с чередованием фаз мажоритарности (когда партийные ориентации президента и большинства Национального собрания совпадают) и сосуществования (когда президент принадлежит к одной партии, блоку, а премьер-министр и поддерживающее его Национальное собрание - к другой).

В Польше (ИФП = - 1) ни правительство в целом, ни отдельные министры не несут политической ответственности перед президентом. Сейм может в любой момент вынести вотум недоверия правительству (предложив при этом альтернативного кандидата на пост премьер-министра) или конкретному министру, что влечет за собой их отставку. При наличии в Сейме устойчивого большинства он начинает играть ведущую роль в государственном механизме. Если же коалиционное парламентское большинство является слабым (либо отсутствует), усиливается позиция президента. Власть президента не очень велика, но за ним закреплен ряд конституционных полномочий.

В Литве (ИФП = - 2) в ведении президента находится внешняя политика, которую он осуществляет совместно с правительством. В вопросах внутренней политики правительство автономно, однако все министры несут ответственность не только перед Сеймом, но и перед президентом. Хотя Сейм наделен значительными полномочиями, у президента имеется определенное «пространство выбора» в вопросах, связанных с формированием правительства, выражением ему недоверия и отставкой кабинета. Показательно, что новый состав правительства формируется как после парламентских, так и после президентских выборов (черта президентской республики).

В ст. 1 Конституции Болгарии говорится, что страна является парламентской республикой. И действительно, парламентские составляющие формы правления доминируют здесь над президентскими (ИФП = - 3). Исполнительная власть сосредоточена правительстве. Все акты главы государства требуют министерской «скрепы». Вместе с тем в Конституции зафиксирован принцип разделения властей (ст. 8). Президент действует как самостоятельный институт, правительство тоже самостоятельно. Депутаты парламента не могут быть членами кабинета. В связи с этим Болгарию следует квалифицировать как полупрезидентскую систему с элементами парламентаризма.

ИФП Португалии так же равен - 3. Дуализм исполнительной власти (президент и премьер-министр) проявляется весьма четко. Президент обладает довольно значительными полномочиями (хотя при осуществлении некоторых из них требуется контрасигнация правительства), в частности правом после консультаций с представленными в Ассамблее партиями и Государственным советом отправить в отставку правительство и распустить парламент. Президент - относительно самостоятельная фигура португальской политики и арбитр в спорах между различными акторами.

Действующую в Австрии систему (ИФП = - 4) нельзя считать парламентской, поскольку федеральный президент избирается всенародно (с 1957 г.) и обладает известной, пусть небольшой, степенью автономии. Довольно четко проводится и разделение власти (что характерно для полупрезидентским систем): члены федерального правительства не могут входить в состав Национального совет. Вместе с тем полномочия австрийского президента мало чем отличаются от полномочий президентов парламентских республик. В своих действия он должен руководствоваться предложениями правительства, а все его решения контрассигнуются федеральным канцлером или соответствующим министром. Предусмотрен также своеобразный «вотум недоверия» президенту: он может быть отстранен от должности до истечения срока по результатам народного голосования, проводимого по требованию Федерального собрания.

Президент Словакии (ИФП = - 4) обладает некоторыми важными полномочиями. Будучи лишен права законодательной инициативы и - фактически - права вето, он принимает решение о роспуске парламента и может влиять на правительство.

В Македонии (ИФП = - 5) глава государства выполняет главным образом церемониальные и символические функции. Более того, он фактически подконтролен парламенту: не реже одного раза в год президент информирует законодательное собрание о своей деятельности, и оно вправе потребовать от него высказаться по вопросам, входящим в его компетенции. Исполнительная власть сосредоточена в руках правительства. В то же время в Конституции страны не предусмотрена возможность роспуска парламента, что, с одной стороны, говорит о слабости президента, а с другой - не позволяет отнести Македонию к парламентским государствам.

Весьма незначительными полномочиями обладает и президент Румынии (ИФП = - 5). Он никак не влияет на формирование и отставку правительства, которое несет политическую ответственность только перед парламентом, и его законодательные функции крайне невелики. Несмотря на наличие элементов полупрезиденциализма, Румыния функционирует по правилам парламентской системы.

В Хорватии (ИФП = - 5) дуализм исполнительной власти проявляется лишь во внешней политике. Вопросами внутренней политики занимается исключительно правительство. Поправки к Конституции, принятые в 2000 г., ослабили и без того не сильную президентскую власть (в частности, правительство стало неподотчетным президенту, и тот утратил возможность влиять на процесс его формирования), тем самым значительно приблизив Хорватию к парламентским системам.

Еще более отчетливо парламентские черты выражены в Словении (ИФП = - 6), где президенту отведена преимущественно церемониальная и символическая роль Его полномочия носят сугубо формальный характер. Президент лишен законодательной инициативы, права налагать вето на законы и каких - либо исполнительно - распорядительных функций.

Несмотря на принятие в 1999 г. Новой Конституции, существенно расширившей полномочия правительства и ограничившей права президента, в Финляндии сохраняется дуализм исполнительной власти. Не имея полномочий в сфере внутренней политики, президент занимается вопросами национальной безопасности, определяет внешнюю политику страны и дели с правительством власть в отношениях с Евросоюзом.

В Ирландии (ИФП = - 7) президенту предоставлен ряд важных полномочий, но осуществляет он их либо «по совету правительства», либо по решению парламента, либо «после консультаций с Государственным советом», т.е. роль главы государства является церемониальной.

Сугубо символические функции выполняет и президент Исландии (ИФП = - 7). В стране господствует мнение: глава государства должен быть «выше политически». Отход от этого не писаного правила не приветствуется общественностью: не случайно президент О. Р. Гримссон, слишком откровенно высказывавшийся по болезненным политическим вопросам, навлек на себя острую критику. Кандидаты в президенты участвуют в выборах индивидуально, без поддержки политических партий. Предусмотрен вотум недоверия президенту.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: