Президент и сильное государство




Введение

 

Сравнение является одним из важнейших инструментов познавательной деятельности. С давних времен люди пытались понять и объяснить сходства и различия между собой и другими людьми. Как справедливо отмечается в литературе, «политическая наука зарождается в том момент, когда наблюдатель обнаруживает, что другим народом управляют не так, как его» [Hague et al. 1988: 272]. Благодаря сравнительному методу можно познать мир политики, объяснить его с помощью понятий и теорий, подтвердить или опровергнуть гипотезы, оценить происходящее в своей стране и за рубежом. Все плюс компаративистики распространяются и на изучение системы организации государственной власти. Сравнение выступает мощным орудием для анализа форм правления.

Все более широкое распространение в мире «гибридных» режимов актуализирует задачу сравнительного исследования государств этого типа. Следует подчеркнуть, что большинство постсоветских стран, включая Россию, выбрали не «чистую» президентскую форму, которая доминирует в Северной и Южной Америке, и не «чистый» парламентаризм западноевропейского образца, а смешанную модель, комбинирующую элементы президентской и парламентской форм правления. Этот гибрид, соединяющий всенародные выборы президента с парламентской ответственностью правительства, известен в политологии как «полупрезиденциализм».

Настоящая работа посвящена сравнительному анализу президентской власти в странах Европы и постсоветского пространства на основе методики численного измерения президентских компонентов власти. Применение такой методики позволяет воочию представить характер и логику функционирования президентских систем.


Президент и сильное государство

 

Учитывая то, что в данной работе говорится о президентстве, рассмотрим те данные, которые согласно статье кандидата политических наук И. А. Козикова определяют государство, президентское государство, сильным.

Итак, во первых, это государство сильно в структурном смысле этого слова, что обеспечивает ему возможность рационального, разумного и эффективного управления обществом как в условиях обычной жизни, поддерживая его идентичность как целостного социального субъекта, так и в условиях его модернизации, осуществляя преемственность и переход от прошлого к будущему, защищая суверенитет, обеспечивая безопасность общества и его граждан на всех уровнях. Сильное государство предполагает наличие сильной власти на всех уровнях, в том числе исполнительной власти, которая является главным субъектом, осуществляющим управленческие функции в государстве. В связи с этим оно сильно бюрократизировано в лучшем, веберовском смысле этого слова. Оно обладает профессиональной, выстроенной по вертикали и горизонтали, сплоченной администрацией, которая способна координировать и согласовывать интересы всех слоев общества, всех аспектов его жизнедеятельности, реально обеспечивать управленческие функции над государственным обществом.

Во - вторых, сильное государство при федеральном устройстве имеет сильную федерацию. В нем рационально распределены властные полномочия между федеральным центром и региональными субъектами федерации, а также органами местного самоуправления. При этом велика роль центра как связующего все государственные образования в единое целое, сохраняющее это целое.

В - третьих, сильное государство, в системе разделения властей, имеет сильные и авторитетные ветви власти. Оно наделено соответствующими механизмами и балансами, регулирующими и уравновешивающими все ветви власти. Эта черта сильного государства присуща президентской, полупрезидентской, парламентской республике, где существует система разделения властей.

В - четвертых, в своем взаимоотношении с обществом сильное государство имеет более высокую степень автономности по отношению к внешней среде, прежде всего, к гражданскому обществу. В этом отношении, в отличие от сильного слабое государство существенно зависит от народа, например, для США, как отмечал Алексис де Токвиль, народ «начало и конец всему сущему; все исходит от него и все возвращается к нему.» Вместе с тем сильное государство не исключает, а наоборот, предполагает наличие развитых институтов гражданского общества. Степень их развитости характеризует уровень развития демократии в обществе и позволяет осуществлять определенный контроль за властью со стороны народа. Во взаимоотношении с обществом российское государство всегда было сильным. Следует подчеркнуть, что в процессе трансформации российского общества, в практике политической жизни, приходится разрешать противоречия между усилением государства и тенденциями к демократизации, построению гражданского общества и правового государства, к ликвидации остатков тоталитарности, к созданию условий подлинной свободы граждан в обществе. В то же время, сами эти тенденции в реальной жизни могут получить свое развитее в условиях эффективного управления страной со стороны государства, что также повышает его роль в обществе.

В - пятых, сильное государство - это правовое государство, где существует главенство законов, равенство всех перед законом, где выработаны четкие правила жизнедеятельности людей. Как замечал М. Вебер, в обществе нужны четкие и формальные правила, «без которых может обойтись авантюристический, спекулятивно-торговый капитализм и политически обусловленный капитализм всевозможных видов, но не рациональное частнохозяйственное предприятие с его основным капиталом и четкой калькуляцией». Сильное государство - это не просто развитая номенклатурная система, функционирующая как авторитарная, а такое государство, которое обладает эффективным правовым механизмом регулирования жизнедеятельности всех граждан и на основе которого функционирует реально сильный аппарат исполнительной власти, обеспечивающий права и защиту граждан, стабильность в обществе. При этом должен существовать четкий баланс между «правилами игры» и управленческими функциями, вырабатываемыми государством, и «правилами игры», вырабатываемыми субъектами гражданского общества. Подчеркивая важную роль в демократическом обществе государства и права в нем, нельзя сводить эту роль к определению принципов, правил жизнедеятельности его граждан, ограничивать практику социального и политического управления лишь выработкой наиболее оптимальных процедур коллективного принятия решений и внедрения их в жизнь. Государственное управление должно также ориентироваться на определенные прогнозы, ставить стратегические цели, определять стратегические приоритеты. Отсутствие целепологания в обществе, в государстве, в его управленческой деятельности, обедняет его роль в обществе, ведет к минимизации этой роли, что никак не совместимо с сильным государством. Сильное государство не может ограничивать свои функции лишь функциями арбитра, устанавливающего нормы и правила жизнедеятельности граждан и контролирующего их исполнение. Оно должно само осуществлять управленческие функции на основе эти норм и правил.

В - шестых, сильное государство - легитимная власть, поддерживаемая большинством народа. А это возможно лишь в условиях, когда государство способно выражать и защищать интерес общества в целом, его отдельных слоев и каждого гражданина. С этой точки зрения российское государство далеко от сильного, ибо оно слабо защищает своих граждан, их коренные интересы, во всяком случае, интересы большинства народа. Как сказал депутат Государственной Думы Е. Лигачев, «рабочие, крестьяне и большая часть интеллигенции, отрезаны от власти, пребывают в бедности и бесправии». Тотальное безразличие властей к общественным нуждам, интересам граждан привело к тому, что от одной до двух третей населения, имеющего право голоса, не участвуют в выборах органов власти на том или ином уровне.

В - седьмых, сильное государство - это по существу социальное государство. Сегодня демократическое государство становится органом управления делами всех слоев обществ, органом согласования их интересов, все больше и больше внедряясь в социальную сферу, превращаясь, таким образом, с социальное государство. Поэтому сильное демократическое государство ориентируется в своей деятельности на обеспечение достаточного социального качества жизни своих граждан. Еще Гегель отмечал, что государство является сильным, процветающим именно тогда, когда в нем сочетается частный интерес граждан с общей целью государства. «Когда достигается такое соединение, - отмечал он, - наступает период процветания государства, его доблести, его силы и его счастья». Следовательно, с превращением государства в социальное, его роль в обществе возрастает. Оно должно осуществлять сильную социальную политику, социальную защиту своих граждан, гармонизируя их интересы. А главными их интересами являются высокий жизненный уровень, высокая степень безопасности и свободы [3].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: