эффективно когда нужно передать эмоциональное состояние (прикосновения, похлопывание по плечу, объятия – передают привязанность, нежность, поддержку, одобрение.) Вербальное общение зависит от умения думать, говорить, слушать, читать, писать.
удивление *центр показывает:
*страх *форму предмета
*гнев-ярость *направление
*отвращение *комментирует сообщение
*счастье *передаёт эмоциональное
*печаль состояние
*презрение-пренебрежение
Таблица 4
Критерии эффективности общения
Социальная поддержка
Вербальная Невербальная
*положительные высказывания по поводу *прикосновение
внешнего вида человека и его одежды. *объятия
*благодарность за помощь и понимание *улыбка
*поощрение успехов в самообслуживании *кивок головы
*одобрение поведения
*помогает закрепить поведение человека
*положительно влияет на его здоровье и
общее благополучие
Эффективно
Осуществляется последовательно Постоянно повторяются
Памятка для студента медицинского колледжа и медицинского работника ЛПУ
Самоутверждение: включает умение отстаивать свои законные права, не ущемляя прав других.
Стресс возникает потому, что мы никогда не требуем того, чего действительно хотим, и потому никогда не получаем этого. Или же когда мы говорим «Да», в действительности имея в виду «Нет». Уверенность в себе является одним из способов предотвратить развития стресса.
Как предотвратить стресс:
· говорить «Нет», когда мы хотим сказать «нет»;
· требовать то, чего мы хотим;
· высказывать своё мнение;
· идти на конфронтацию, если это необходимо.
Уверенность не следует путать с агрессивностью.
Приведённая ниже таблица показывает различия между агрессивностью, уверенностью и неуверенностью в себе.
Невербальный компонент | Агрессивность | Уверенность в себе | Неуверенность в себе |
Выражение лица | Напряжённое, сердитое выражение, пристальный взгляд | Расслабленное, приятное, твёрдое выражение, хороший зрительный контакт. Глаза на уровне собеседника | Нервозное выражение, глаза часто опущены вниз |
Поза | Руки на бёдрах, расхаживание взад и вперёд, вторжение в чужое пространство. Часто стоит, когда остальные сидят. Старается доминировать | Расслабленная, прямая поза. Соблюдение личного пространства. | Согнутая, неудобная поза. Может прислоняться к чему-либо или готов убежать. |
Тон голоса | Громкий, требовательный, угрожающий и повелительный. | Твёрдый, уверенный и тёплый, проявляющий уважение к другому человеку. | Тихий, дрожащий, слабый, трудноразличимый. |
Жесты | Резкие, стремительные, сжатые кулаки | Соответствующие моменту. | Нервные и беспокойные |
Вербальный компонент речи | Обвинительный, атакующий, старающийся унизить и победить любой ценой | Искреннее проявление чувств, обычно выражающие то, что человек думает | Стремление скрыть смысл слов, оправдаться, повиноваться другому человеку. |
Задание № 1
ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
по теме: «Биоэтика. Общение в сестринском деле»
1. Что такое «Биоэтика»?
2. Перечислите основные принципы сестринской этики и деонтологии.
3. Каковы задачи профессиональной деятельности медицинской сестры?
4. Дать понятие: общение.
5. Какие типы общения вам известны?
6. Каковы функции общения?
7. От чего зависит эффективность общения?
Задание № 2
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ: «Биоэтика. Общение в сестринском деле».
1. Приведите примеры мостов и препятствий при общении. Какие из них используете вы?
2. Какова ваша персональная (личная) дистанция, которую вы сохраняете при общении с людьми?
3. Что должна знать медицинская сестра, чтобы её слово было лечебным?
4. Приведите примеры невербального общения, критерии эффективности такого общения.
Задание № 3
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Инструкция: выбрать правильный ответ.
1. Система взглядов между сестрой, пациентом, обществом и окружающей средой:
1. медицинская этика;
2. деонтология;
3. философия сестринского дела;
4. этический кодекс.
2. Основные понятия философии сестринского дела все, кроме:
1. здоровье;
2. болезнь;
3. окружающая среда;
4. пациент.
3. Персональная дистанция устанавливается на расстоянии:
1. 45 – 120 см;
2. 400 – 750 см;
3. 120 – 400 см;
4. до 50 см.
4. Территориально-участковый принцип работы осуществляется в:
1. медсанчасти;
2. поликлинике;
3. профилактории;
4. диспансере.
5. Ятрогения – это:
1. болезненные состояния, вызванные деятельностью медработника;
2. неблагоприятные влияния одних пациентов на других в результате общения;
3. болезненные самовнушения;
4. динамическая гармония личности с окружающей средой.
6. Элементы вербального общения:
1. умение слушать;
2. умение говорить;
3. юмор;
4. всё выше перечисленное.
7. Невербальное общение – это общение с использованием:
1. мимики;
2. жестов;
3. записей, рисунков;
4. всё выше перечисленное.
8. Вербальное общение:
1. использование мимики, жестов;
2. зрительный контакт;
3. передача информации посредством речи;
4. прикосновение.
9. Боязнь того или иного заболевания:
1. фобия;
2. ятрогения;
3. этика;
4. деонтология.
10. Социальная поддержка пациенту:
1. поощрение и одобрение поведения;
2. независимое сестринское вмешательство;
3. необходимый элемент в работе медсестры с пациентом;
4. контроль за поведением.
11. Невербальные средства общения:
1. мимика;
2. зрительный контакт;
3. поза;
4. всё выше перечисленное.
12. Общественная сущность человека:
1. этика;
2. благодеяние;
3. личность;
4. мораль.
13. Причины непонимания при общении:
1. несоблюдение медсестрой медицинской этики;
2. состояние здоровья пациента;
3. неправильно выработанный канал общения;
4. невнимание к нуждам пациента, усталость.
14. Персональная дистанция:
1. общение близких людей;
2. формальные встречи в палате, коридорах;
3. формальное общение в большой аудитории;
4. деловое общение.
15. Области деятельности сестринского персонала все, кро ме:
1. реабилитации;
2. диагностики заболеваний;
3. укрепление здоровья;
4. уход и наблюдения за пациентом.
16. Наука о нравственных началах в деятельности медсестры:
1. медицинская этика;
2. философия сестринского дела;
3. деонтология;
4. ятрогения.
17. Сестринская деонтология – это:
1. система взглядов на взаимоотношения между сестрой, пациентом, обществом и окружающей средой;
2. наука о поведении медсестры в конкретных ситуациях в ЛПУ и вне его;
3. дисциплина, изучающая мораль и нравственность;
4. наука о нравственных началах в деятельности медперсонала.
18. Этический кодекс медсестры – это:
1. этический принцип - приносить добро другому;
2. этические принципы, сформулированные представителями сестринской профессии;
3. нечто, выраженное в общих терминах и подразумевающее непременное исполнение;
4. общественная сущность человека.
19. Максимально заботливые и внимательные к пациентам медсёстры:
1. медсестра – узкий специалист;
2. медсестра – рутинер;
3. медсестра – сильная личность;
4. медсестра материнского типа.
20. Как должна поступить медсестра, если родственники спрашивают её о пациенте (онкологическом):
1. сама всё расскажет;
2. направит к лечащему врачу;
3. даст научно-популярную литературу;
4. откажется от разговора ввиду занятости.