ПРИМЕР НАПИСАНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ




 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Одним из самых сложных видов деятельности участников педагогического процесса является деятельность, направленная на преобразование собственной личности, т.е. самовоспитание. Направить активность питомца на создание собственной личности означает превратить его в соучастника процесса воспитания, его субъекта, сделать союзником в достижении цели. Для достижения этой цели в общей педагогике применяются средства воздействия, при которых потребность самосовершенствования становится актуальной для воспитанников. Если педагогу удается активизировать у учащихся потребность сознательного формирования собственной личности, тогда существенно повышается эффективность учебно-воспитательной работы. То есть, воспитательное воздействие на школьников стимулирует их к самовоспитанию.

Наиболее действенным и плодотворным является воспитание, которое обращается к собственным силам личности и действует на последнюю не с помощью внешнего воздействия, а, так сказать, «изнутри». Взаимодействие, сотрудничество с воспитанником в его совершенствовании является наиболее органичной формой, которая объективно призвана дать максимальный эффект. Ведь каждый человек пытается утвердить свое Я, переживает потребность наиболее полно реализовать себя в любой сфере человеческой деятельности и межличностных отношений. Это попытка естественна и для ребенка. Педагог призван помочь в достижении этой не всегда высказанной цели питомца - стать личностью.

Самовоспитание издавна было предметом исследования философов, педагогов, психологов. В частности, проблема самовоспитания получила развитие в трудах Я. А. Коменского, который отмечал, что самостоятельность учащихся во всех звеньях их развития является главной основой для достижения ими успеха; Ж. Руссо писал, что человек способен к самовоспитанию в любом возрасте, и самовоспитание является важнейшим средством формирования личности и т. д. В общей педагогике проблему самовоспитания исследовали А. Я. Арет, И. Г. Бухуленшвили, В. М. Галузинский, А. К. Громцева, А. Г. Ковалев, Я. И. Колдунов, А. И. Кочетов, Л. И. Рувинский В. А. Сухомлинский, Л. А. Яровая и др. Исследования этих и других ученых (Д. М. Гришин, А. Г. Ковалев, М. П. Масленникова) посвящены формированию у школьников внутренней готовности к самовоспитанию, устойчивой мотивации подростков к работе над собой, созданию условий руководства этим процессом, методическому обеспечению самовоспитания подростков, различным аспектам организации процесса самовоспитания. Социальная актуальность проблемы самовоспитания и обусловила выбор темы исследования «Самовоспитание как фактор развития личности старшеклассника».

Объектом исследования выступает процесс самовоспитания старшеклассников.

Предмет исследования – содержание, средства и условия процесса самовоспитания старшеклассников.

Цель работы заключается в комплексном анализе самовоспитания как фактора развития личности старшеклассников и определении уровня сформированности готовности старшеклассников к самовоспитанию.

Согласно объекту, предмета и цели были поставлены следующие исследовательские задачи:

1. проанализировать историческую ретроспективу становления самовоспитания как педагогического феномена;

2. выяснить сущность и содержание понятия самовоспитание;

3. доказать взаимосвязь между воспитанием и самовоспитанием;

4. проанализировать пути реализации задач самовоспитания старшеклассников;

5. экспериментально исследовать уровень сформированности способности старшеклассников к самовоспитанию.

Для решения поставленных задач и достижения цели был использован комплекс методов, адекватных изучаемому вопросу, в частности:

1. теоретические (изучение литературных источников, метод анализа и синтеза);

2. эмпирические (анкетирование и интервью).

Практическое значение работы состоит в возможности использования ее результатов студентами при подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплинам психолого-педагогического цикла, а также учителями школ в работе со старшеклассниками.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводы к каждой главе, общих выводов, приложений и списка использованной литературы (31 позиция).

 

 


 

Приложение В

ПРИМЕР НАПИСАНИЯ ВЫВОДОВ К РАЗДЕЛУ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выводы к главе 2

Старший школьный возраст – наиболее плодотворный период для самовоспитания. Необходимость самоопределения как проблема будущей самостоятельной жизни, быстрое физическое и умственное развитие, что отражается на внутреннем мире девушек и юношей, заставляет искать пути самосовершенствования.

На самовоспитание старшеклассника влияют такие психологические факторы, как оптимизм, воля, степень развития аналитического мышления, умение требовать от себя. Требовательность к себе является решающим фактором любого самовоспитания, который влияет и на самопознание, и на самооценку, и на работу по формировыанию идеала.

Когда установлены цели самосовершенствования, надо выбрать методы, которыми они будет достигаться. Под методами самовоспитания понимают способы, приемы, средства, которыми пользуется личность, чтобы влиять на свои чувства, волю, сознание, с целью получения необходимых общественно полезных качеств. К основным методам самовоспитания относятся: самопознание, самообязательство, самоубеждение, самовнушение, самотренировка, самопринуждение, самоприказ, самоотчет, самоконтроль, самопоощрение.

С целью выявления уровня способности старшеклассников к самовоспитанию было проведено анкетирование и интервью. После интервью с учителями был сделан вывод, что в МОУ «Школа № 152 города Донецка» проблеме самовоспитания уделяется большое внимание. Учителя разрабатывают собственные программы организации самовоспитания, проводят воспитательные мероприятия. Пытаются научить детей побуждать себя к самовоспитанию, контролировать свои чувства, ставить четкие задачи по преодолению отрицательных черт и развитию положительных.

Анализ анкет, которые были предложены учащимся, свидетельствует, что юноши стараются больше анализировать себя, они более критично относятся к своим недостаткам. А главная причина этого – систематическая работа классного руководителя по формированию потребности в самовоспитании.


 

Приложение Г



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: