Проблема перехода от подросткового к юношескому возрасту в работах отечественных и зарубежных психологов. Общая характеристика развития в юношеском возрасте. Проблема социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста. Психологические особенности выбора профессии. Развитие нравственности. Особенности мышления в юношеском возрасте. Пути развития мировоззрения.
В зарубежных исследованиях известны разные теории юности. Био-логизаторские теории рассматривают юность прежде всего как определенный этап эволюции организма, полагая, что именно биологические процессы роста детерминируют все остальное. Психологические теории фиксируют внимание на закономерностях психической эволюции, характерных чертах внутреннего мира и самосознания.
Психоаналитические теории видят в юности определенный этап психосексуального развития и рассматривают этот период с точки зрения внутреннего процесса развития человека как индивида или как личности. Но это развитие по-разному протекает в различной социальной и культурной среде.
Социологизаторские теории юности рассматривают ее как определенный этап социализации, как переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого. Внимание исследователей сосредоточивается на тех социальных ролях, которыми надлежит овладеть человеку, на формировании его ценностных ориентации, проблемах, связанных с вступлением в трудовую жизнь, т. е. индивидуально-психологические проблемы выводят из социальных.
В зарубежных исследованиях, изучая юношеский возраст, ученые называют различные его границы — от 11 до 20 лет. Так, французский этнограф и историк Ф. Ариес предположил, что подростковый возраст
Часть II. О собенн ости психического развития личности...
возник в XIX в.. когда контроль родителей за развитием ребенка продолжался вплоть до брака. Позднее Б. Заззо, изучая подростков из разных социально-экономических слоев общества, показала, что начало отрочества почти все они относят к 14 годам, связывая его с половым созреванием. Тем не менее, представления о сроках его окончания расходились в зависимости от социального положения и длительности образования в целом на 4-7 лет. Так, рабочие и низкоквалифицированные служащие считали, что их отрочество закончилось в 19 лет, инженерно-технические работники отодвигали этот срок до 20 лет, предприниматели и лица свободных профессий — до 21 года, т. е. связывали окончание этого периода с социальной ситуацией развития.
В 30-х гг. прошлого века П. П. Блонский, а затем и Л. С. Выготский отмечали, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируются в зависимости от уровня развития общества.
В периодизации Д. Б. Эльконина юношеский возраст определяется как старшее подростничество, подчеркивая тем самым историческую взаимосвязь двух этапов подросткового периода развития как начала и завершения. Придерживаясь возрастных границ, предложенных Д. Б. Элькониным, старшее нодростничество — раннюю юность — можно рассматривать в пределах от 14 до 17-18 лет, т. е. до окончания средней школы.
Произошедшие в России в последние годы изменения в различных сферах жизни оказали влияние как на общую направленность личности подростков, так и на границы подросткового возраста. Если в 50-х гг. Л. И. Божович показала, что переломный момент в представлениях о будущем наблюдался у учащихся 8-9 классов, т. е. в 15 лет, то через десять лет Н. И. Крылова обнаружила, что выбор будущей профессии становится актуальным для юношей и девушек только в 16-17 лет. А в 80-х гг. Н. Н. Толстых отмечала перелом в отношении к будущему уже у учащихся 13-летнего возраста. В настоящее время эта граница еще более размыта. Такое расхождение результатов объясняется изменениями в социальной ситуации развития поколений и подтверждает историческую и социальную обусловленность развития личности и отсутствие стабильных границ эпохи подростничества.
Юношеский возраст — начальный этап физической зрелости, завершения полового развития. Процесс роста тела в длину практически завершается у девочек к 15 годам, у мальчиков к 16-17 годам. Исчезают диспропорции отдельных частей тела, неуклюжесть, ЯвЙ соразмерность движений. Интенсивно развивается мускулатура, НЩ
Тема 6. Психологическая характе ристика развития в юноше ском возрасте 163
блюдается прирост силы. Несоответствие между ростом мышцы сердца и просветом кровеносных сосудов сглаживается, что способствует нормализации кровообращения. Продолжается развитие мозга.
Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде, спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим оно также оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Осознание своей физической силы, привлекательности, здоровья влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. п., и наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в собственные силы, пессимизм. Вместе с тем половая зрелость не означает зрелости социальной. В сущности, юность и есть не что иное, как переход от чисто физической зрелости к зрелости социальной. Главное ее содержание — вовлечение во взрослую жизнь, усвоение тех норм и правил, которые существуют в обществе.
В этом возрасте юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Положение ребенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержание и направление его жизнедеятельности. Роли, выполняемые ребенком, качественно отличаются от ролей взрослых, и это ясно осознают обе стороны. С усложнением жизнедеятельности у юноши происходит не только количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, но и качественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности. В 14 лет он получает паспорт, в 18 лет — активное избирательное право и возможность вступать в брак. В этом возрасте многие думают о выборе профессии, а некоторые уже начинают трудовую деятельность. Но наряду с элементами взрослого статуса, юноша еще сохраняет черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка. Материально старшеклассник еще находится на иждивении родителей. В школе ему, с одной стороны, напоминают, что он взрослый, старший, а с другой стороны — постоянно требуют от него послушания. Это наблюдается и вне школы, где зачастую не только шестнадцатилетних, но и двадцатилетних не считают взрослыми. Неопределенность положения (в одних отношениях признают взрослым, в других — нет) и предъявляемых к нему требований по-своему преломляется в юношеской психологии.
В ранней юности происходит совершенствование интеллектуальной сферы и в первую очередь мышления. Достаточно высокий уро-
jf
Часть II. Особенности психического развития личности,.,
Тема 6. Психологич еская характеристика развития в юношеском возрасте
вень обобщения и абстрагирования процессов мышления позволяет учащимся старших классов оперировать понятиями, использовать разнообразные мыслительные операции, рассуждать, аргументировать, выделять существенные признаки — главную мысль, делать глубокие выводы и обобщения, пользоваться рациональными приемами запоминания и т. д. Развивается критичность мышления, умение связывать изучаемое в систему. Этому способствует и сам процесс учебной деятельности, предъявляющий высокие требования к умственной активности и самостоятельности старшеклассников.
Таким образом, показателями интеллектуальной зрелости данного возраста являются достаточная сформированность теоретического мышления, способность к познанию и пониманию общих законов окружающего мира природы и общества.
Старшеклассник как субъект учебной деятельности в силу специфики социальной ситуации развития, в которой он находится, характеризуется качественно новым содержанием этой деятельности.
Наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний появляются широкие социальные и узколичные внешние мотивы, среди которых мотивы достижения занимают большое место. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, ибо для старшеклассника сама учебная деятельность — средство реализации жизненных планов будущего. Учение как деятельность, направленная на освоение знаний, характеризует немногих, основным внутренним мотивом для большинства обучающихся является ориентация на результат.
Основным предметом учебной деятельности старшеклассника (тем, на что она направлена) является структурная организация, систематизация индивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации, развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умение принимать решения, анализировать их, осмысливать.
Ведущая деятельность в ранней юности — профессиональное самоопределение. Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет, прежде всего, потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т. е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.
Выбор будущей сферы деятельности составляет самое ядро процесса самоопределения. Тем не менее, можно считать признаком известного неблагополучия, если все попытки определения себя и своего
жизненного пути сводятся молодым человеком только к выбору между установками на вуз, получение престижной работы в избранной области, высокую заработную плату. Внутренними условиями выбора профессии в старшем школьном возрасте являются формирующееся мировоззрение, обобщенная форма самосознания, работа которого проявляется в стремлении юноши подойти к себе с позиций, декларируемых и фактически господствующих в обществе ценностей, наконец, открытие «Я», переживаемое в форме чувства своей индивидуальной целостности и неповторимости.
У большинства старшеклассников устанавливается своеобразная связь между профессиональными и учебными интересами: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, школьники начинают интересоваться профилирующими по отношению к будущей профессии предметами. Таким образом, выбор профессии изменяет отношение к учебной деятельности и приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности. Интересы старшеклассников проявляются в jjx участии в научных кружках, олимпиадах разного уровня: от школьных — до международных. Все это предоставляет оптимальные возможности для развития их склонностей и способностей, тем более что в связи с дифференциацией учебных программ, созданием гимназий, лицеев и других вариативных учебных заведений появилась определенная свобода выбора образования по своему вкусу.
В своих исследованиях Н. С. Пряжников показал, что в последнее время резко возросла роль фактора престижности выбираемой профессии и тех благ, которые она может дать: относительно высокие гонорары, некоторая личная «подстраховка» в общем правовом хаосе и т. д. Молодые люди выбирают то, что престижно сейчас, в данной референтной группе, «в своей тусовке». Если раньше почти насильно пытались «загонять» всем классом на ферму или на завод, то сейчас чуть ли не всем классом идут в юридические или экономические колледжи или университеты. При таком подходе «стадность» повышает вероятность появления в будущем большого числа людей с несостоявшейся судьбой.
Принятие решения о выборе профессии тесно связано с развитием мировоззрения и нравственной сферы личности в ранней юности.
Развитие чувства долга и ответственности за свои поступки является показателем развития нравственности старшего подростка. Ответственность представляется в единстве трех компонентов: когнитивного, мотивационного, поведенческого. Основу развития когнитивного
166__________________ Часть II. Особенности психического развития личности...
компонента ответственности составляет познание социально-нравственных норм.
Мотивационный компонент ответственности связан в своем развитии с расширением пространства социальных интересов ребенка, формированием общественной направленности личности. Растущие люди осознают возможности собственного участия в жизни общества, выделяя одновременно «границы» действия нормы ответственности применительно к этим новым для них сферам деятельности и отношений.
Поведенческий компонент, выражающийся в реальном ответственном поведении, складывается в рамках социально-ориентированной учебно-дифференцированной деятельности и в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Саморегуляция и самоконтроль являются необходимым моментом формирования таких нравственных качеств, как совестливость и нравственная самооценка. Психологические особенности становления совестливости отражают общую линию социально-нравственного развития растущего человека.
Нравственный идеал юноши — это эмоционально окрашенный образ, становящийся не только образцом для подражания, но своеобразным внутренним критерием самооценки, регулятором собственного поведения. Все это создает ту внутреннюю среду молодого человека, которая обеспечивает ему возможность стать самостоятельным и самому в большей или меньшей степени управлять своим развитием.
Если в младшем подростковом возрасте в качестве идеала выступает образ того или иного конкретного человека (родителей, учителей, товарищей), то в старшем подростковом возрасте и юности в качестве идеала начинают выступать и обобщенные образы как совокупность идеальных черт. Это связано с более критическим осознанием личности знакомых людей и особенностями интеллектуальной сферы подростков.
Нравственное развитие — процесс количественных и качественных изменений, происходящих в духовном, нравственном облике растущего человека и продвигающих его в нравственной зрелости на более высокие ступени. Оно происходит в единстве основных компонентов: социальной среды, воспитания и самовоспитания. Функции нравственного развития направлены на внесение в сознание человека знаний о моральных принципах и нормах общества.
Тема 6. Психологическая характеристика развития в юношеском возрасте 167
Движущей силой нравственного развития выступают противоречия между уровнем моральных требований, предъявляемых старшему подростку, и его готовностью и возможностью их выполнить. Смысл психолого-педагогической работы состоит в том, чтобы направлять развитие и содействовать переходу внешних требований во внутренние нравственные требования подростка к себе.
К основным внешним факторам, обеспечивающим формирование нравственного опыта, относятся:
• содержание и методы воспитания:
• стиль отношений педагога к детям;
• единство требований семьи и школы;
• взаимоотношения между подростками в различных видах дея
тельности;
• различные ситуации, в которых ребенок должен самостоятельно
сделать нравственный выбор поступка.
Нравственное развитие в этот период во многом зависит от того, как складываются межличностные взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, родителями. Если эти отношения имеют позитивную направленность в соответствии с нормами нравственности (естественно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей), то процесс развития личности проходит успешно. В другом случае, когда в семье и в школьном воспитании преобладают негативные тенденции, формирование ребенка усложняется, происходят ошибки, которые затрудняют развитие нравственной сферы личности, чем»создается почва для возможных отклонений в развитии личности. Семья может компенсировать возможную дефектность межличностных отношений, но для подростка действительным центром, вокруг которого формируются нравственные отношения, является школьная жизнь, сверстники.
Формирование нравственного опыта определяется также внутренними условиями:
• уровнем развития нравственного сознания чувств, произвольно
го поведения;
• уровнем развития абстрактного мышления.
Развитие нравственности у современных подростков происходит как под влиянием внешних факторов, так и внутренних условий, что подтверждают психологические исследования (Воробьева Е. В., 2003), в которых участвовали подростки — учащиеся общеобразовательной средней школы г. Москвы. Выявлялось отношение испытуемых к эвтаназии.
Часть II. Особенности психического развития личности...
Тема 6. Психологическая характеристика развития в юношеском возрасте 169
11 ■! '■:
Si \i',,
Испытуемым предлагалась следующая ситуация: «В Государственной думе России рассматривается вопрос о введении эвтаназии. Как вы считаете, должен ли быть принят такой закон в нашей стране? Обоснуйте письменно свой ответ. С вашей точки зрения, нравственно ли это?». Подростки, находящиеся на предконвенциалъном {низком) уровне развития не задумываются глубоко над проблемой и не переносят ее па себя и свое окружение. Они даже не испытывают отрицательные эмоции, которые возникают у большинства людей при мысли о смерти близких. Ученики, находящиеся на конвенциадьном {среднем) уровне развития нравственности, руководствуются общественными нормами, но не упоминают о внутренних убеждениях, не примеривают ситуацию на себя и не говорят о внутренних убеждениях.
Подростки, находящиеся на посткоивенциалъном (высоком) уровне развития нравственности, глубоко понимают проблему, эмоционально отзывчивы, пропускают ситуацию через себя, производят оценку не со стороны, а именно изнутри ситуации.
На вопрос: «Что значит вести себя нравственно?» подростки, находящиеся на постконвенциалыюм (высоком) уровне развития нравственности, отвечали:
«Вести себя правильно, нравственно — значит вести себя уважительно по отношению к товарищам, родителям, взрослым. Вести себя так, как тебе хотелось бы, чтобы к тебе относились окружающие. Вести себя нравственно нужно для того, чтобы тебе и твоему окружению было уютно в этом большом и сложном мире, а не для того, чтобы избежать наказания. Жить нужно достойно».
Таким образом, под влиянием правильной системы воспитания и обучения, способствующих интеллектуальному развитию, происходит становление нравственной сферы молодых людей.
В ранней юности процесс формирования личности еще не завершен. Он активно продолжается и далее, но особенности его протекания именно в этот период оказывают существенное влияние на всю последующую жизнь.
Основные понятия
Самоопределение — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Особыми формами самоопределения в ранней юности является профессиональное и нравственное самоопределение.
Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностный ориентации.
Список литературы
1. Ананьев П. Г. Психология и проблемы человекознания. — М.,
1996.
2. Ананьев П. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968.
3. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. — М., 1985.
4. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характе
ристика и условия достижения. — М., 1998.
5. Бескина Р. М., Чудновский В. И. Воспоминания о будущей школе:
книга для учителя. — М., 1993.
6. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.,
1978.
7. Богданова О. С. и др. Этические беседы с подростками: книга для
учителя. — М., 1987.
8. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблема
формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.,
1995.
9. Братусь П. С. Психология нравственного сознания в контексте
культуры. — М., 1994.
10. Выготский Л. С. Психология развития как феномен. - М., 1996.
11. Джиббс Дж., Бэсипджер К. Взаимосвязь морально-нравственно
го и когнитивного развития // Развитие личности. — М., 1997.
№ 1.
12. Джиббс Дж., Бэсинджер К. Моральная зрелость: диагностика раз
вития социоморальной рефлексии // Развитие личности. — М.,
1998. №2.
13. Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности, —
М., 1996.
14. Зенъковский В. В. Психология детства. - М., 1995.
15. Климин С. В. Некоторые особенности нравственного развития под
ростков в России 90-х годов // Мир Психологии. - 1995. № 3 (4).
16. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989.
Часть И. Особенности психич еског о развития личности...
17. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания / Под ред.
Д. И. Фельдштейна. — М., 1997.
18. Михайлова Е. И. Специфика проявления ответственности при пе
реходе из подросткового в юношеский возраст // Вопросы психо
логии. - 1996. № 4.
19. Платонов К. К. Структура и развитие личности. — М., 1986.
20. Прихожан А. М. Проблема подросткового кризиса // Психологи
ческая наука и образование. — 1997. № 1.
21. ФельдштейнД. И. Психология взросления. — М., 1999.
22. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. — М.,
1996.
23. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его
отношений с окружающими / Пер. с англ. М. С. Мацковецкого. —
М., 1992.
24. ЧдросоёаО. М. Особенности отношения младших, средних и стар
ших подростков к себе и к другим людям как показатель развития
нравственного поведения // Вопросы психологии. — 1996. № 4.
25. Чоросова О. М. Отношение ребенка к себе и другим людям как важ
нейший компонент нравственного поведения // Вопросы психо
логии. - 1996. № 2.
Часть III