Тема 6. Психологическая характеристика развития в юношеском возрасте




Проблема перехода от подросткового к юношескому возрасту в ра­ботах отечественных и зарубежных психологов. Общая характерис­тика развития в юношеском возрасте. Проблема социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Профессиональное самоопределе­ние как ведущее новообразование юношеского возраста. Психоло­гические особенности выбора профессии. Развитие нравственности. Особенности мышления в юношеском возрасте. Пути развития миро­воззрения.

В зарубежных исследованиях известны разные теории юности. Био-логизаторские теории рассматривают юность прежде всего как опре­деленный этап эволюции организма, полагая, что именно биологичес­кие процессы роста детерминируют все остальное. Психологические теории фиксируют внимание на закономерностях психической эволю­ции, характерных чертах внутреннего мира и самосознания.

Психоаналитические теории видят в юности определенный этап психосексуального развития и рассматривают этот период с точки зре­ния внутреннего процесса развития человека как индивида или как личности. Но это развитие по-разному протекает в различной соци­альной и культурной среде.

Социологизаторские теории юности рассматривают ее как опреде­ленный этап социализации, как переход от зависимого детства к само­стоятельной и ответственной деятельности взрослого. Внимание ис­следователей сосредоточивается на тех социальных ролях, которыми надлежит овладеть человеку, на формировании его ценностных ори­ентации, проблемах, связанных с вступлением в трудовую жизнь, т. е. индивидуально-психологические проблемы выводят из социальных.

В зарубежных исследованиях, изучая юношеский возраст, ученые называют различные его границы — от 11 до 20 лет. Так, французский этнограф и историк Ф. Ариес предположил, что подростковый возраст


 


               
   
 
   
 
   
 
 

 

Часть II. О собенн ости психического развития личности...

возник в XIX в.. когда контроль родителей за развитием ребенка про­должался вплоть до брака. Позднее Б. Заззо, изучая подростков из раз­ных социально-экономических слоев общества, показала, что начало отрочества почти все они относят к 14 годам, связывая его с половым созреванием. Тем не менее, представления о сроках его окончания рас­ходились в зависимости от социального положения и длительности образования в целом на 4-7 лет. Так, рабочие и низкоквалифициро­ванные служащие считали, что их отрочество закончилось в 19 лет, инженерно-технические работники отодвигали этот срок до 20 лет, предприниматели и лица свободных профессий — до 21 года, т. е. свя­зывали окончание этого периода с социальной ситуацией развития.

В 30-х гг. прошлого века П. П. Блонский, а затем и Л. С. Выготский отмечали, что особенности протекания и продолжительность подрост­кового возраста заметно варьируются в зависимости от уровня разви­тия общества.

В периодизации Д. Б. Эльконина юношеский возраст определяется как старшее подростничество, подчеркивая тем самым историческую взаимосвязь двух этапов подросткового периода развития как начала и завершения. Придерживаясь возрастных границ, предложенных Д. Б. Элькониным, старшее нодростничество — раннюю юность — мож­но рассматривать в пределах от 14 до 17-18 лет, т. е. до окончания сред­ней школы.

Произошедшие в России в последние годы изменения в различных сферах жизни оказали влияние как на общую направленность личнос­ти подростков, так и на границы подросткового возраста. Если в 50-х гг. Л. И. Божович показала, что переломный момент в представлениях о будущем наблюдался у учащихся 8-9 классов, т. е. в 15 лет, то через десять лет Н. И. Крылова обнаружила, что выбор будущей профессии становится актуальным для юношей и девушек только в 16-17 лет. А в 80-х гг. Н. Н. Толстых отмечала перелом в отношении к будущему уже у учащихся 13-летнего возраста. В настоящее время эта граница еще более размыта. Такое расхождение результатов объясняется измене­ниями в социальной ситуации развития поколений и подтверждает историческую и социальную обусловленность развития личности и отсутствие стабильных границ эпохи подростничества.

Юношеский возраст — начальный этап физической зрелости, за­вершения полового развития. Процесс роста тела в длину практи­чески завершается у девочек к 15 годам, у мальчиков к 16-17 годам. Исчезают диспропорции отдельных частей тела, неуклюжесть, ЯвЙ соразмерность движений. Интенсивно развивается мускулатура, НЩ


Тема 6. Психологическая характе ристика развития в юноше ском возрасте 163

блюдается прирост силы. Несоответствие между ростом мышцы серд­ца и просветом кровеносных сосудов сглаживается, что способствует нормализации кровообращения. Продолжается развитие мозга.

Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде, спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим оно также оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Осознание своей физической силы, при­влекательности, здоровья влияет на формирование у юношей и деву­шек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. п., и наоборот, осознание своей физической слабости вызывает по­рой у них замкнутость, неверие в собственные силы, пессимизм. Вме­сте с тем половая зрелость не означает зрелости социальной. В сущ­ности, юность и есть не что иное, как переход от чисто физической зрелости к зрелости социальной. Главное ее содержание — вовлече­ние во взрослую жизнь, усвоение тех норм и правил, которые суще­ствуют в обществе.

В этом возрасте юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Положение ребенка характеризуется его зави­симостью от взрослых, которые определяют главное содержание и направление его жизнедеятельности. Роли, выполняемые ребенком, качественно отличаются от ролей взрослых, и это ясно осознают обе стороны. С усложнением жизнедеятельности у юноши происходит не только количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, но и качественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и от­ветственности. В 14 лет он получает паспорт, в 18 лет — активное из­бирательное право и возможность вступать в брак. В этом возрасте многие думают о выборе профессии, а некоторые уже начинают тру­довую деятельность. Но наряду с элементами взрослого статуса, юно­ша еще сохраняет черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка. Материально старшеклассник еще находится на иждивении родителей. В школе ему, с одной стороны, напоминают, что он взрослый, старший, а с другой стороны — постоянно требуют от него послушания. Это наблюдается и вне школы, где зачастую не толь­ко шестнадцатилетних, но и двадцатилетних не считают взрослыми. Неопределенность положения (в одних отношениях признают взрос­лым, в других — нет) и предъявляемых к нему требований по-своему преломляется в юношеской психологии.

В ранней юности происходит совершенствование интеллектуаль­ной сферы и в первую очередь мышления. Достаточно высокий уро-


 


 


jf



Часть II. Особенности психического развития личности,.,


Тема 6. Психологич еская характеристика развития в юношеском возрасте



 


вень обобщения и абстрагирования процессов мышления позволяет учащимся старших классов оперировать понятиями, использовать раз­нообразные мыслительные операции, рассуждать, аргументировать, выделять существенные признаки — главную мысль, делать глубокие выводы и обобщения, пользоваться рациональными приемами запо­минания и т. д. Развивается критичность мышления, умение связы­вать изучаемое в систему. Этому способствует и сам процесс учебной деятельности, предъявляющий высокие требования к умственной ак­тивности и самостоятельности старшеклассников.

Таким образом, показателями интеллектуальной зрелости данно­го возраста являются достаточная сформированность теоретическо­го мышления, способность к познанию и пониманию общих законов окружающего мира природы и общества.

Старшеклассник как субъект учебной деятельности в силу специ­фики социальной ситуации развития, в которой он находится, харак­теризуется качественно новым содержанием этой деятельности.

Наряду с внутренними познавательными мотивами освоения зна­ний появляются широкие социальные и узколичные внешние моти­вы, среди которых мотивы достижения занимают большое место. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, ибо для стар­шеклассника сама учебная деятельность — средство реализации жиз­ненных планов будущего. Учение как деятельность, направленная на освоение знаний, характеризует немногих, основным внутренним мотивом для большинства обучающихся является ориентация на ре­зультат.

Основным предметом учебной деятельности старшеклассника (тем, на что она направлена) является структурная организация, система­тизация индивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации, развитие самостоятельности, творчес­кого подхода к решениям, умение принимать решения, анализировать их, осмысливать.

Ведущая деятельность в ранней юности — профессиональное са­моопределение. Психологическую базу для самоопределения в ран­ней юности составляет, прежде всего, потребность юноши занять внут­реннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т. е. понять себя и свои возможнос­ти наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Выбор будущей сферы деятельности составляет самое ядро процес­са самоопределения. Тем не менее, можно считать признаком извест­ного неблагополучия, если все попытки определения себя и своего


жизненного пути сводятся молодым человеком только к выбору меж­ду установками на вуз, получение престижной работы в избранной области, высокую заработную плату. Внутренними условиями выбора профессии в старшем школьном возрасте являются формирующееся мировоззрение, обобщенная форма самосознания, работа которого про­является в стремлении юноши подойти к себе с позиций, декларируе­мых и фактически господствующих в обществе ценностей, наконец, открытие «Я», переживаемое в форме чувства своей индивидуальной целостности и неповторимости.

У большинства старшеклассников устанавливается своеобразная связь между профессиональными и учебными интересами: выбор про­фессии способствует формированию учебных интересов, школьники начинают интересоваться профилирующими по отношению к буду­щей профессии предметами. Таким образом, выбор профессии изме­няет отношение к учебной деятельности и приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности. Интере­сы старшеклассников проявляются в jjx участии в научных кружках, олимпиадах разного уровня: от школьных — до международных. Все это предоставляет оптимальные возможности для развития их склон­ностей и способностей, тем более что в связи с дифференциацией учебных программ, созданием гимназий, лицеев и других вариатив­ных учебных заведений появилась определенная свобода выбора об­разования по своему вкусу.

В своих исследованиях Н. С. Пряжников показал, что в последнее время резко возросла роль фактора престижности выбираемой про­фессии и тех благ, которые она может дать: относительно высокие го­норары, некоторая личная «подстраховка» в общем правовом хаосе и т. д. Молодые люди выбирают то, что престижно сейчас, в данной референтной группе, «в своей тусовке». Если раньше почти насильно пытались «загонять» всем классом на ферму или на завод, то сейчас чуть ли не всем классом идут в юридические или экономические кол­леджи или университеты. При таком подходе «стадность» повышает вероятность появления в будущем большого числа людей с несосто­явшейся судьбой.

Принятие решения о выборе профессии тесно связано с развитием мировоззрения и нравственной сферы личности в ранней юности.

Развитие чувства долга и ответственности за свои поступки являет­ся показателем развития нравственности старшего подростка. Ответ­ственность представляется в единстве трех компонентов: когнитив­ного, мотивационного, поведенческого. Основу развития когнитивного



166__________________ Часть II. Особенности психического развития личности...

компонента ответственности составляет познание социально-нравст­венных норм.

Мотивационный компонент ответственности связан в своем раз­витии с расширением пространства социальных интересов ребенка, формированием общественной направленности личности. Растущие люди осознают возможности собственного участия в жизни обще­ства, выделяя одновременно «границы» действия нормы ответствен­ности применительно к этим новым для них сферам деятельности и отношений.

Поведенческий компонент, выражающийся в реальном ответствен­ном поведении, складывается в рамках социально-ориентированной учебно-дифференцированной деятельности и в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Саморегуляция и самоконтроль являются необходимым момен­том формирования таких нравственных качеств, как совестливость и нравственная самооценка. Психологические особенности становле­ния совестливости отражают общую линию социально-нравственного развития растущего человека.

Нравственный идеал юноши — это эмоционально окрашенный образ, становящийся не только образцом для подражания, но своеоб­разным внутренним критерием самооценки, регулятором собственного поведения. Все это создает ту внутреннюю среду молодого челове­ка, которая обеспечивает ему возможность стать самостоятельным и самому в большей или меньшей степени управлять своим разви­тием.

Если в младшем подростковом возрасте в качестве идеала выступа­ет образ того или иного конкретного человека (родителей, учителей, товарищей), то в старшем подростковом возрасте и юности в качестве идеала начинают выступать и обобщенные образы как совокупность идеальных черт. Это связано с более критическим осознанием лично­сти знакомых людей и особенностями интеллектуальной сферы под­ростков.

Нравственное развитиепроцесс количественных и качественных изменений, происходящих в духовном, нравственном облике растущего человека и продвигающих его в нравственной зрелости на более высокие ступени. Оно происходит в единстве основных компонентов: соци­альной среды, воспитания и самовоспитания. Функции нравствен­ного развития направлены на внесение в сознание человека знаний о моральных принципах и нормах общества.


Тема 6. Психологическая характеристика развития в юношеском возрасте 167

Движущей силой нравственного развития выступают противоречия между уровнем моральных требований, предъявляемых старшему подростку, и его готовностью и возможностью их выполнить. Смысл психолого-педагогической работы состоит в том, чтобы направлять развитие и содействовать переходу внешних требований во внутрен­ние нравственные требования подростка к себе.

К основным внешним факторам, обеспечивающим формирование нравственного опыта, относятся:

• содержание и методы воспитания:

• стиль отношений педагога к детям;

• единство требований семьи и школы;

• взаимоотношения между подростками в различных видах дея­
тельности;

• различные ситуации, в которых ребенок должен самостоятельно
сделать нравственный выбор поступка.

Нравственное развитие в этот период во многом зависит от того, как складываются межличностные взаимоотношения со взрослыми, свер­стниками, родителями. Если эти отношения имеют позитивную на­правленность в соответствии с нормами нравственности (естественно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей), то процесс раз­вития личности проходит успешно. В другом случае, когда в семье и в школьном воспитании преобладают негативные тенденции, формиро­вание ребенка усложняется, происходят ошибки, которые затрудняют развитие нравственной сферы личности, чем»создается почва для воз­можных отклонений в развитии личности. Семья может компенси­ровать возможную дефектность межличностных отношений, но для подростка действительным центром, вокруг которого формируются нравственные отношения, является школьная жизнь, сверстники.

Формирование нравственного опыта определяется также внутрен­ними условиями:

• уровнем развития нравственного сознания чувств, произвольно­
го поведения;

• уровнем развития абстрактного мышления.

Развитие нравственности у современных подростков происходит как под влиянием внешних факторов, так и внутренних условий, что под­тверждают психологические исследования (Воробьева Е. В., 2003), в ко­торых участвовали подростки — учащиеся общеобразовательной сред­ней школы г. Москвы. Выявлялось отношение испытуемых к эвтаназии.



Часть II. Особенности психического развития личности...


Тема 6. Психологическая характеристика развития в юношеском возрасте 169


 


11 ■! '■:

Si \i',,


Испытуемым предлагалась следующая ситуация: «В Государственной думе России рассматривается вопрос о введении эвтаназии. Как вы счи­таете, должен ли быть принят такой закон в нашей стране? Обоснуйте письменно свой ответ. С вашей точки зрения, нравственно ли это?». Подростки, находящиеся на предконвенциалъном {низком) уровне раз­вития не задумываются глубоко над проблемой и не переносят ее па себя и свое окружение. Они даже не испытывают отрицательные эмоции, ко­торые возникают у большинства людей при мысли о смерти близких. Ученики, находящиеся на конвенциадьном {среднем) уровне развития нравственности, руководствуются общественными нормами, но не упо­минают о внутренних убеждениях, не примеривают ситуацию на себя и не говорят о внутренних убеждениях.

Подростки, находящиеся на посткоивенциалъном (высоком) уровне раз­вития нравственности, глубоко понимают проблему, эмоционально от­зывчивы, пропускают ситуацию через себя, производят оценку не со сто­роны, а именно изнутри ситуации.

На вопрос: «Что значит вести себя нравственно?» подростки, находя­щиеся на постконвенциалыюм (высоком) уровне развития нравствен­ности, отвечали:

«Вести себя правильно, нравственно — значит вести себя уважительно по отношению к товарищам, родителям, взрослым. Вести себя так, как тебе хотелось бы, чтобы к тебе относились окружающие. Вести себя нравственно нужно для того, чтобы тебе и твоему окружению было уют­но в этом большом и сложном мире, а не для того, чтобы избежать нака­зания. Жить нужно достойно».

Таким образом, под влиянием правильной системы воспитания и обу­чения, способствующих интеллектуальному развитию, происходит ста­новление нравственной сферы молодых людей.

В ранней юности процесс формирования личности еще не завершен. Он активно продолжается и далее, но особенности его протекания именно в этот период оказывают существенное влияние на всю после­дующую жизнь.

Основные понятия

Самоопределение — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Особыми формами самоопределения в ранней юности является профессиональное и нрав­ственное самоопределение.

Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми ру­ководствуется человек; этические нормы, правила поведения, опреде­ляемые этими качествами.


Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действитель­ности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основ­ные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы по­знания и деятельности, ценностный ориентации.

Список литературы

1. Ананьев П. Г. Психология и проблемы человекознания. — М.,
1996.

2. Ананьев П. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968.

3. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. — М., 1985.

4. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характе­
ристика и условия достижения. — М., 1998.

5. Бескина Р. М., Чудновский В. И. Воспоминания о будущей школе:
книга для учителя. — М., 1993.

6. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.,
1978.

7. Богданова О. С. и др. Этические беседы с подростками: книга для
учителя. — М., 1987.

8. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблема
формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.,
1995.

9. Братусь П. С. Психология нравственного сознания в контексте
культуры. — М., 1994.

 

10. Выготский Л. С. Психология развития как феномен. - М., 1996.

11. Джиббс Дж., Бэсипджер К. Взаимосвязь морально-нравственно­
го и когнитивного развития // Развитие личности. — М., 1997.
№ 1.

12. Джиббс Дж., Бэсинджер К. Моральная зрелость: диагностика раз­
вития социоморальной рефлексии // Развитие личности. — М.,
1998. №2.

13. Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности, —
М., 1996.

14. Зенъковский В. В. Психология детства. - М., 1995.

15. Климин С. В. Некоторые особенности нравственного развития под­
ростков в России 90-х годов // Мир Психологии. - 1995. № 3 (4).

16. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989.



Часть И. Особенности психич еског о развития личности...


 


17. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания / Под ред.
Д. И. Фельдштейна. — М., 1997.

18. Михайлова Е. И. Специфика проявления ответственности при пе­
реходе из подросткового в юношеский возраст // Вопросы психо­
логии. - 1996. № 4.

19. Платонов К. К. Структура и развитие личности. — М., 1986.

20. Прихожан А. М. Проблема подросткового кризиса // Психологи­
ческая наука и образование. — 1997. № 1.

21. ФельдштейнД. И. Психология взросления. — М., 1999.

22. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. — М.,
1996.

23. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его
отношений с окружающими / Пер. с англ. М. С. Мацковецкого. —
М., 1992.

24. ЧдросоёаО. М. Особенности отношения младших, средних и стар­
ших подростков к себе и к другим людям как показатель развития
нравственного поведения // Вопросы психологии. — 1996. № 4.

25. Чоросова О. М. Отношение ребенка к себе и другим людям как важ­
нейший компонент нравственного поведения // Вопросы психо­
логии. - 1996. № 2.


Часть III



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: