Понятие зрелого возраста в психологии. Периодизация психического развития в зрелом возрасте. Психологическая характеристика развития личности в зрелом возрасте. Биологические и социальные кри-_ терии и факторы зрелого возраста. Кризис середины жизни. Акмео-логия и ее задачи. Профессиональное самоопределение в зрелом возрасте.
Период зрелости занимает по длительности самое большое время в жизни человека и охватывает несколько неоднородных, не похожих один на другой периодов.
Известно, что существует три определения возраста.
Биологический возраст — средняя вероятная продолжительность жизни человека — значительно варьируется у разных людей. Биологический возраст 40-летнего мужчины, у которого эмфизема, больное сердце и которому, вероятно, осталось жить года три, совершенно иной, чем у 40-летнего здоровяка, который надеется прожить еще лет 35.
Социальный возраст оценивается по степени соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам. На 50-летнего женатого мужчину с тремя детьми смотрят совершенно иначе, чем на 50-летнего холостяка.
Психологический возраст указывает на то, насколько человек адаптирован к требованиям среды. Он включает уровень интеллекта, способность к научению, двигательные навыки, а также такие субъективные факторы, как чувства, установки и мотивы.
Объединение факторов биологического, социального и психологического возраста приводит к понятию зрелости. Хотя биологические и социальные факторы — это необходимые условия ее достижения (например, определенный возраст и социальный статус), в роли определяющих ингредиентов зрелости выступают и некоторые психологи-
ческие свойства. К ним относится материальная и социальная независимость и автономия, способность самостоятельно принимать решения и в какой-то степени твердость характера, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать. Различные исследователи по-разному подходят к определению зрелости и включают в него различные составляющие.
В науке существуют разногласия по поводу начала периода взрослости и его окончания. Большая часть исследователей относит начало его к моменту окончания юности — к 18-19 годам, а конец — к возрасту 55-60 лет. В дополнение к этому в названном возрастном диапазоне жизни человека они выделяют стадии:
1) ранней взрослости (18-30 лет);
2) средней взрослости (30-45 лет);
3) поздней взрослости (45-55 лет);
4) предпенсионного возраста (50-55 лет для женщин, 55-60 лет для
мужчин).
При этом для каждой из стадий отмечаются особенности.
Так, для стадии ранней взрослости характерно овладение ролью взрослого человека, получение избирательного права, полная юридическая и экономическая ответственность, возможность включения во все виды социальной активности страны. У большинства проходящих эту стадию лиц складывается собственная семья и рождается первый ребенок. Завершается получение высшего образования. На работе осваиваются профессиональные роли, образуется круг общения, в основе которого — избранная профессия.
Средняя взрослость — это период достижения совершенства в выполнении профессиональной роли и старшинства, а иногда и лидерства среди многих товарищей по работе, относительная материальная самостоятельность и сравнительно широкий круг социальных связей, а также наличие и удовлетворение интересов вне рамок профессиональной деятельности.
Поздняя взрослость характеризуется высококвалифицированным выполнением избранных в молодости профессиональных и социальных ролей и, как правило, достижением пика в должностном статусе, а также некоторым снижением социальной активности. Во многих случаях в это время происходит уход из семьи выросших детей.
Предпенсионный возраст — это лериод, когда налицо очевидное снижение физических и умственных функций. В основнойобласти труда наблюдается спад профессиональных притязаний и происходят суще-
![]() |
Часть III. Особенности психического развития личности.:!!
Тема 1. Психология зрелого возраста
J75
ственные изменения во всей мотивационной сфере в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни. Вместе с тем — это годы, благоприятные для занятия наиболее видного положения в сво-f ем социальном кругу.
Естественно, что все названные характеристики стадий взрослости необязательно оказываются присущими абсолютно всем людям, про-Л ходящим эти ступени. При «проживании» каждой из стадий возможны индивидуальные вариации, обусловленные совершенно конкретными обстоятельствами жизни каждого человека, а также степенью | его физической, умственной, гражданской и трудовой зрелости при достижении им «паспортной» взрослости.
Как известно, развитие человека как индивида (сложнейшего природного организма), как личности (ансамбля отношений), как субъекта познания и как субъекта труда (прежде всего как профессионала) отличается неравномерностью. К началу периода взрослости большинство людей достигает достаточно высокого уровня соматической и половой зрелости. В то же время их нервно-психическое развитие не укладывается полностью в рамки физического созревания и индивидуальные различия здесь чрезвычайно велики.
Это относится и к сформированное™ людей как субъектов познания и как личностей. Что же касается степени их зрелости как профессионалов, то совершенно очевидно, за редкими исключениями, большая часть, вступая в пору взрослости, проходит по этому параметру, как правило, лишь начальную стадию зрелости.
Наверное, понятно, что степень сближения или, наоборот, рассогласования уровней физической, умственной, личностно-трудовой зрелости человека в очень большой степени зависит от конкретных исторических условий, в которых проходит жизнь этого человека.
По периодизации Э. Эриксоиа, в период взрослости человек переживает два жизненных кризиса:
• кризис 20-40 лет (ранняя взрослость);
• кризис 40-60 лет (зрелость).
Ранняя взрослость охватывает период от 20 до 40 лет и соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Это пора постановки четких и точных целей, позволяющих добиться стабильности в личной жизни и высоких результатов на профессиональном поприще, время, когда принимаются решения о создании семьи и рождении детей. Это самый богатый период жизни — расцвет.
Зрелость (взрослость) продолжается с 40 до 60 лет и характеризуется стабильностью и продуктивностью, особенно в профессиональной и социальной сфере. В этом возрасте человек начинает подводить итоги, пересматривать свои цели с учетом состояния здоровья, положения дел в семье и на работе.
В кризисе, переживаемом в 40-60-летнем возрасте, Р. Пекк выделил четыре подкризиса, разрешение которых служит необходимым условием нормального развития.
1. Развитие у человека уважения к мудрости, сменяющего главен
ство физической храбрости.
2. Замена сексуализации социальных отношений их социализацией
(что, соответственно, приводит к ослаблению сексуальных ро
лей).
3. Необходимость сопротивляться аффективному обеднению, свя
занному со смертью близких людей или с обособлением детей, и
сохранять эмоциональную гибкость, способствующую аффектив
ному обогащению в иных формах (досуг, хобби, друзья, внуки).
4. Сохранение душевной гибкости, возможность продолжать поиск
новых форм поведения, вместо того чтобы придерживаться ста
рых привычек и пребывать в состоянии психической ригидности.
(Пекк Р., 1968)
Начало зрелости, приходящееся на промежуток между 20 и 40 годами, — это период наивысшего уровня физического развития человека. Своего расцвета в этом возрасте достигают Лышечная сила, быстрота реакции, острота зрения и слуха, а также ловкость, выносливость и другие психофизиологические качества.
Физическая сила, функционирование органов, скорость реакции, двигательные навыки и другие физические возможности человека достигают своего максимума в промежутке между 25 и 30 годами; после 30 лет они медленно, но заметно идут на убыль. Однако этот спад, который происходит в возрасте от 30 до 50 лет, не столь резок, как представляется большинству людей. До 40 лет уровень физических, возможностей взрослых продолжает оставаться чрезвычайно высоким. Снижение физических навыков и возможностей становится наиболее заметным в критических ситуациях или в тех случаях, когда резко возрастает нагрузка на организм.
Например, беременность у женщины, возраст которой приближается к 40 годам, скорее приведет к расходованию энергетических резервов организма, чем у женщины, недавно перешагнувшей 20-летний
Тем а 1. Психология зрелого возраста
рубеж. Кроме того, чем старше беременная женщина, тем дольше она восстанавливается после родов. Аналогично, 25-летнему мужчине легче «тянуть на себе» три работы, чтобы пережить со своей семьей финансовый кризис, чем 40-летнему. Острота слуха с 20 до 40 лет снижается примерно на 10%, а зрение, вкус, обоняние и осязание практически не обнаруживают ухудшения. Умственные способности в зрелом возрасте не снижаются, а у многих людей увеличиваются. Это в первую очередь касается словарного запаса и владения абстрактными понятиями. Развитие же формального мышления обусловлено в определенной степени спецификой образа жизни и профессиональной деятельности конкретного человека.
Как показали исследования Е. И. Степановой, процесс интеллектуального развития взрослого человека неоднороден, он характеризуется чередованием спадов и подъемов, а также изменением акцентов внутри системы психических познавательных процессов. Выделено нескольку основных периодов интеллектуального развития:
• 18-25 лет — частая смена подъемов и спадов (через один два
года), неустойчивость и активная перестройка мыслительных
функций;
• 26-35 лет — увеличение устойчивости, некоторое снижение уров
ня непроизвольной памяти, повышение произвольного внимания,
общий подъем уровня развития интеллекта за счет повышения ак
тивности процессов мышления, формирование индивидуа1ьного
стиля умственной деятельности;
• 36-40 лет — усиление целостности интеллекта, появление зрело
сти суждений, мудрости;
• после 40 лет — большее развитие вербального интеллекта, кото
рый как бы противостоит процессу старения и ослабления ин
теллектуальных функций.
В старших возрастах по мере накопления жизненного опыта и его профессионализации усиливается влияние индивидуального стиля умственной работы на интеллектуальное развитие человека.
Для того чтобы человек мог долго сохранять свой интеллектуальный потенциал, необходимо сознательно регулировать процессы накопления и логического преобразования знаний, вести активную умственную деятельность и не только в плане теоретизирования, но и построения своего поведения.
Существует определенная закономерность в оценке своего возраста людьми разных возрастных групп. Так, в процессе эксперимента
оценивали свой возраст молодые люди (от 20 до 40 лет) и люди старшего возраста (от 40 и до 60).
Оказалось, что чем моложе человек, тем старше он себе кажется и так же, с переоценкой возраста, он воспринимает других. Девушка, которая не вышла замуж в 23 года, считает себя старой девой, а 30-летних и подавно стариками.
После 40 лет наблюдается обратная тенденция — люди обычно воспринимают себя моложе, чем они есть на самом деле. И чем старше они становятся, тем больше молодеет у них душа, вот только, к сожалению, биология напоминает человеку о его возрасте. Психологический возраст имеет некоторые характерные особенности:
• измеряется по «внутренней шкале отсчета» каждой индивидуаль
ности;
• в некоторых пределах обратим, т. е. человек может молодеть
и стареть за счет увеличения удельного веса психологического
будущего или уменьшения психологического прошлого;
• может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности челове
ка (в личной жизни, в деловой сфере);
• может сопровождаться психологическими кризисами в опреде
ленные возрастные периоды.
В детстве — кризисы 3, 6-7лет; у подростков — 12-14; у юношей —
18-19; в ранней взрослости — 25-26 лет. А далее переломы наступают
каждое десятилетие — 30, 40, 50 и так до 70, а потом через каждые 5
лет. Человек как бы подводит итоги своей жизни за десятилетие и
строит планы на будущее. •
Психологический кризис у 40-летних оценивается как кризис середины жизни. Сила этого кризиса определяется тем, насколько велико расхождение между целями-задумками, планами, поставленными в молодости, и тем, как они реализованы.
Кризис середины жизни помогает человеку переосмыслить прожитую часть жизни и наметить перспективу жизни так, чтобы оставаться активным и нужным людям.
М. Зощенко в «Повести о разуме» оценивает случай с человеком, который попал в автомобильную катастрофу — ему рассекло верхнюю губу и его сразу отвезли в больницу. Женщина-хирург в присутствии больного, который не мог говорить из-за травмы, спросила сопровождавшего его друга: «Сколько ему лет?», тот ответил: «40 или 50, какая разница?» Женщина-врач сказала: «Если 40 — будем делать пластическую операцию, если 50, то зашью так».
7 Зак. 925
,...unira ЛИЧНОСТ
Пострадавший делал отрицательные жесты и показывал четыре калька (что ему 40). Больному сделали пластическую операцию. Все прошло хорошо, шрам был невелик, ко моральное потрясение оказалось сильным.
Человек позабыл о том, что его задела машина, его потрясение было в другом — он не мог забыть слова хирурга о 50-летних людях, которым можно зашивать губы так, как иной раз зашивают матрацы, стегая грубой ниткой через край. Вот эта душевная боль стареющего человека осталась у него надолго.
В социальной психологии центральным является положение о том, что социализация продолжается непрерывно — всю человеческую жизнь. Однако ответ на вопрос, как протекает социализация взрослого, на сегодняшний день еще не получен.
Выделяют первичную и вторичную социализации. Первая соответствует периоду становления ребенка. Вторая связана с саморазвитием взрослого. В современной практической психологии накоплен материал, позволяющий анализировать их соотношение и различие. Естественно, жизнь взрослого является продолжением детской жизни и вырастает из нее, однако продуктивность жизни взрослого во многом связана с пересмотром или даже отказом от освоенного ранее, накопленного в детском прошлом опыта.
Стимулы к этому могут быть разные, например изменение ситуации развития в связи с переменами в обществе пли в собственной жизни. Они могут ставить человека перед необходимостью пересмотра, обновления каких-то ценностей, установок, поведенческого репертуара. Современная социальная ситуация в России — наглядный тому пример. Среди значимых стимульных событий личной жизни можно упомянуть такие, как вступление в брак, рождение ребенка, развод, смена профессии, болезнь, собственная или близких, и другие пробле-матизирующие жизнь обстоятельства.
Известно, что вне семьи невозможно полноценное психическое развитие ребенка. В то же время роль родительской семьи в развитии человека далеко не однозначна - во многих случаях для взрослого остро стоит задача преодоления именно усвоенного в родительской семье наследия. Это может быть связано не только с его устареванием и потому неадекватностью. Возможны и иные основания. Например, травмирующий эффект прошлого — минувших событий, людей или межличностных отношений из прошлого. Иногда речь может идти о своеобразной тирании прошлого, связанной с застреванием в нем, в особенности с фокусированием на негативных моментах. Это отнимает силы, которые человек мог бы задействовать в настоящем. Обычно
Тема 1. Психология зрелого возраста
не существует единственного восприятия и интепретации одного и того же опыта, в том числе и прошлого. В этом отношении у взрослого всегда есть выбор — выбор варианта понимания собственной истории и реагирования на нее с тем, чтобы минимизировать ее травмирующее влияние. Существенным основанием для переосмысления взрослым сложившегося опыта может быть стремление приблизиться к самому себе, в большей мере соответствовать изначальной собственной внутренней природе.
Прививая ребенку наличный социальный опыт, в том числе стереотипы, семья может часто больше акцентировать именно эти внешние ориентиры, а не его внутренний голос. И взрослому приходится выбирать — следовать ли устоявшемуся (семейной традиции) либо провести сложную работу по переориентации.
В отличие от первичной социализации ребенка, ориентированной прежде всего вовне — на присвоение внешнего и его интимизацию, социализация взрослого — это прежде всего обращенность внутрь себя, это самопознание (Петровская Л. А., 1999).
Самопознание в зрелом возрасте протекает как в общении с коллегами по работе, родственниками, знакомыми, детьми, так и в профессиональной деятельности.
Развитие самопознания начинается с процесса познания себя через сравнение с другим. Это очень ярко проявляется у детей, которые остро реагируют на оценку их качеств путем сопоставления с другими детьми. Самопознание по типу «я и другой человек» характерно не только для детей, оно сохраняется у человека на всю жизнь, носит очень эмоциональную окраску и зависит от правильности оценки им других людей, а также от мнения других людей о нем. Этот тип самопознания очень неустойчивый, ситуативный и может служить источником конфликтных ситуаций, особенно когда человек возомнит, что он всегда лучше других. И очень важно в развитии самопознания перейти на другой, более высокий уровень — сравнения себя с самим собой. Человек должен научиться оценивать свои качества, свои поступки, сопоставлять, каким он был вчера и какой он сегодня: совершил смелый, решительный поступок или, наоборот, струсил. И вот здесь нам помогают развитие, внутренние приемы самонаблюдения и самоанализа. Настоящая, конструктивная самокритика всегда должна вестись не на уровне «я и другой человек», а на уровне «я и я».
На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей,
180
Часть III. Особенно сти психич еского развития личности..
психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей.
Трудовую жизнь взрослого человека представляют в виде профессионального цикла.
Профессиональный цикл — это изменяемая последовательность периодов или этапов в жизни человека, включающая знакомство с миром профессий и профессиональный выбор, получение образования и профессиональную подготовку, начало самостоятельной работы и накопление опыта, продвижение по служебной лестнице и периоды дальнейшей профессионализации.
Профессиональный цикл начинается в детские годы и часто завершается уже в преклонном возрасте. Два исследователя — Доналд Супер и Роберт Хейвигхерст — разбили этот цикл на ряд этапов профессионального пути, исходя из того, какое место работа занимает в нашей жизни на том или ином ее отрезке.
Этапы профессионального пути по Суперу. Д. Супер (1957) разделил профессиональный путь человека на пять характерных этапов. В первую очередь его интересовали выяснение индивидуумом своих склонностей и способностей и поиск им подходящей профессии. Во время этого поиска человек развивает и уточняет профессиональную «Я-концепцию».
1. Этап роста (от рождения до 14 лет). В детстве начинает развиваться «Я-концепция». В своих играх дети проигрывают различные роли, затем пробуют себя в разных занятиях, выясняя, что им нравится и что у них хорошо получается. У них появляются какие-то интересы, которые могут повлиять на будущую профессиональную карьеру.
2. Этап исследования (от 15 до 24 лет). Юноши и девушки пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах такого самоанализа, они прикидывают возможные варианты профессиональной карьеры. К концу этого этапа молодые люди обычно уже подбирают подходящую профессию, начинают ее осваивать.
3. Этап упрочения карьеры (от 25 до 44 лет). Взрослые стараются занять прочное положение в выбранной ими сфере деятельности. В годы своей трудовой жизни они еще могут менять место работы или специальность, но во второй половине этого этапа наблюдается тенденция к сохранению выбранного рода занятий.
Тема 1. Психология зрелого возраста
В трудовой биографии человека эти годы часто оказываются наиболее творческими.
4. Этап сохранения достигнутого (от 45 до 64 лет). Работники ста
раются сохранить за собой то положение на производстве или
службе, которого они добились на предыдущем этапе.
5. Этап спада (после 65 лет). Физические и умственные силы по
жилых работников начинают убывать. Характер работы меняет
ся, с тем чтобы он мог соответствовать снизившимся возможнос
тям человека. В итоге трудовая деятельность прекращается.
Этапы профессионального пути по Хейвигхерсту. Хейвигхерст (1964) предлагает альтернативное видение этапов профессионального пути. Его интересуют не столько потребности и способности индивидуума, сколько приобретение установок и трудовых навыков, которые позволяют людям стать полноценными работниками.
1. Идентификация с работником (от 5 до 10 лет). Дети идентифи
цируются со своими работающими отцами и матерями, и намере
ние работать в будущем становится частью их «Я-концепции».
2. Приобретение основных трудовых навыков и формирование тру
долюбия (от 10 до 15 лет). Школьники научаются организовывать
свое время и усилия для выполнения различных задач, например
домашних заданий или работы по дому. Они также начинают в
определенных обстоятельствах следовать принципу: сначала рабо
та, а потом игра.
3. Приобретение конкретной профессиональной идентичности (от
15 до 25 лет). Человек выбирает профессию и начинает себя к ней
подготавливать. Он приобретает определенный трудовой опыт,
который помогает ему сделать выбор и начать карьеру.
4. Становление профессионала (от 25 до 40 лет). Взрослые совершен
ствуют свое профессиональное мастерство в рамках возможнос
тей, предоставляемых работой, и начинают продвигаться вверх по
служебной лестнице.
5. Работа на благо общества (от 40 до 70 лет). Работники достигают
пика своей профессиональной карьеры. Они начинают задумы
ваться о той гражданской и социальной ответственности, с кото
рой сопряжен их труд, и находить время для выполнения своих
обязательств перед обществом.
6. Размышления о продуктивном периоде профессиональной деятель
ности (после 70 лет). Выйдя в отставку или на пенсию, люди оки-
![]() | |||
![]() |
Часть III.Особенн ости псих ического развития лично сти... |
Т ема 1. Психоло ги я зрелого возр ас |
та |
дывают взглядом пройденный путь и с удовлетворением вспоми нают о своих профессиональны* пл/»™™..... |
.........,:,i i,v IB ii l удовле! нают о своих профессиональных достижениях |
Некоторые авторы высказывают такую точку зрения: в сегодняш- | нем быстро меняющемся, высокотехнологичном обществе ошибочно 1 полагать, что все люди проходят одну и ту же последовательность эта«И нов одинакового для всех профессионального цикла. Молодые люди меняют работу по многу раз, прежде чем связывают себя окончательным профессиональным выбором, а многие взрослые на пике своей профессиональной карьеры меняют место работы или профессию. Подобные события могут быть вызваны как внешними обстоятельствами, например увольнением работников в результате сокращения численности персонала, так и внутренними факторами, например переоценкой достигнутых успехов. Предложенные Супером и Хейвиг-херстом этапы, возможно, соответствуют трудовой биографии менее чем половины всех работающих взрослых людей.
Как показали исследования американских и советских психологов, существуют два профессиональных пика.
Первый пик приходится на возраст 30-35 лет, когда «умы свежи», человек делает открытия, изобретения, предлагает что-то совер шенно до него неизвестное.
Второй пик приходится на возраст 50-60 лет и связан с мудрое- I тью, зрелостью человека, имеющего большой жизненный опыт. Такой человек способен на обобщения, создание своей школы, может быть мудрым организатором и руководителем.
В отечественных исследованиях взрослого человека существует акмеологичесий подход, основанный на идеях Б. Г. Ананьева. Ананьев исходил из того, что при изучении человека необходимо учитывать весь комплекс воздействующих на него факторов и условий его существования. Поскольку поведение человека определяется условиями прошлой жизни, значимыми для него обстоятельствами прошлого и настоящего, а также его наследственными и врожденными особенностями, то все эти факторы надо изучать в психологии, привлекая по необходимости методы и данные всех смежных с ней наук (при исследовании связи особенностей поведения с мозгом и работой организма в целом психология смыкается с естественными науками, а при анализе условий жизни — с социальными, гуманитарными и техническими науками).
Идеи Б. Г. Ананьева, разрабатываемые в сфере онтопсихологии и акмеологии, включают в себя четыре блока проблем.
1. Установление сущности развития индивидных и личностных ха
рактеристик с позиции соотношения действия социальных и био
логических факторов.
2. Прослеживание взаимосвязей индивидных и личностных эта
пов индивидуального развития человека.
3. Выявление связей человека как индивидуальных, так и личност
ных с его субъектно-деятельностной характеристикой.
4. Исследование становления индивидуальности как процесса.
Результаты изучения взрослых людей в научной школе Ананьева
свидетельствуют о том, что человек, проходя ступень своего развития, которая обозначается как зрелость, переживает фазы и подъема, и относительной стабильности, и начинающейся инволюции. В соответствии с такой позицией Б. Г. Ананьев ориентировал акмеологов на исследование закономерностей развития и функционирования взрослого человека {Бодалев А. А, 1998).
Последователи и ученики акмеологической школы Б. Г. Ананьева в последние годы разработали и успешно применяют акмеологичес-кий подход в исследовании проблем различного характера профессиональной деятельности, личностного развития, творческой самореализации, оптимизации в различных сферах социальной практики и других. В центре исследования оказывается целостный социальный субъект, который включен во все многообразие реальных связей и отношений.
с
Основные понятия
Акмеология — наука, возникшая на стыке естественных и общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Профессиональный цикл — изменяемая последовательность периодов или этапов в жизни человека, включающая знакомство с миром профессий и профессиональный выбор, получение образования и профессиональной подготовки, начало самостоятельной работы и накопление опыта, продвижение по служебной лестнице и периоды дальнейшей профессионализации.
![]() | |||
![]() | |||
Часть III. Особенно сти психического развития |
Список литературы |
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб., 2002.
2. Ананьев Б. Г. Проблемы современного человекознания. — М., 1976.
3. Анисимов О. С. Основы общей и управленческой акмеологии:
Учебное пособие. — М., 1995.
4. Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья. —
СПб., 1905.
5. Бодалев А. А. Актуальные проблемы изучения взрослых // Мир
психологии. — 1999. № 2.
6. Бодалев А. А., Ганжин В. Т. Основные акмеологические законо
мерности человеческой жизни // Мир психологии. — 1999. № 2.
7. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характери
стики и условия достижения. — М., 1998.
8. Бодалев А. А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. —
М., 1993.
9. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вер
шин профессионализма. — М., 1993.
10. КрайгГ. Психология развития. — СПб., 2000.
11. Петровская Л. А. К вопросу о своеобразии социализации взросло
го // Мир психологии. — 1999. № 2.