Тема 1. Психология зрелого возраста




Понятие зрелого возраста в психологии. Периодизация психического развития в зрелом возрасте. Психологическая характеристика разви­тия личности в зрелом возрасте. Биологические и социальные кри-_ терии и факторы зрелого возраста. Кризис середины жизни. Акмео-логия и ее задачи. Профессиональное самоопределение в зрелом возрасте.

Период зрелости занимает по длительности самое большое время в жизни человека и охватывает несколько неоднородных, не похожих один на другой периодов.

Известно, что существует три определения возраста.

Биологический возраст — средняя вероятная продолжительность жизни человека — значительно варьируется у разных людей. Биологи­ческий возраст 40-летнего мужчины, у которого эмфизема, больное сер­дце и которому, вероятно, осталось жить года три, совершенно иной, чем у 40-летнего здоровяка, который надеется прожить еще лет 35.

Социальный возраст оценивается по степени соответствия положе­ния человека существующим в данной культуре нормам. На 50-летне­го женатого мужчину с тремя детьми смотрят совершенно иначе, чем на 50-летнего холостяка.

Психологический возраст указывает на то, насколько человек адап­тирован к требованиям среды. Он включает уровень интеллекта, спо­собность к научению, двигательные навыки, а также такие субъектив­ные факторы, как чувства, установки и мотивы.

Объединение факторов биологического, социального и психологи­ческого возраста приводит к понятию зрелости. Хотя биологические и социальные факторы — это необходимые условия ее достижения (на­пример, определенный возраст и социальный статус), в роли опреде­ляющих ингредиентов зрелости выступают и некоторые психологи-


ческие свойства. К ним относится материальная и социальная неза­висимость и автономия, способность самостоятельно принимать ре­шения и в какой-то степени твердость характера, благоразумие, на­дежность, честность и умение сострадать. Различные исследователи по-разному подходят к определению зрелости и включают в него раз­личные составляющие.

В науке существуют разногласия по поводу начала периода взрос­лости и его окончания. Большая часть исследователей относит начало его к моменту окончания юности — к 18-19 годам, а конец — к возрас­ту 55-60 лет. В дополнение к этому в названном возрастном диапазо­не жизни человека они выделяют стадии:

1) ранней взрослости (18-30 лет);

2) средней взрослости (30-45 лет);

3) поздней взрослости (45-55 лет);

4) предпенсионного возраста (50-55 лет для женщин, 55-60 лет для
мужчин).

При этом для каждой из стадий отмечаются особенности.

Так, для стадии ранней взрослости характерно овладение ролью взрослого человека, получение избирательного права, полная юриди­ческая и экономическая ответственность, возможность включения во все виды социальной активности страны. У большинства проходящих эту стадию лиц складывается собственная семья и рождается первый ребенок. Завершается получение высшего образования. На работе ос­ваиваются профессиональные роли, образуется круг общения, в осно­ве которого — избранная профессия.

Средняя взрослость — это период достижения совершенства в вы­полнении профессиональной роли и старшинства, а иногда и лидер­ства среди многих товарищей по работе, относительная материальная самостоятельность и сравнительно широкий круг социальных связей, а также наличие и удовлетворение интересов вне рамок профессио­нальной деятельности.

Поздняя взрослость характеризуется высококвалифицированным выполнением избранных в молодости профессиональных и социальных ролей и, как правило, достижением пика в должностном статусе, а так­же некоторым снижением социальной активности. Во многих случаях в это время происходит уход из семьи выросших детей.

Предпенсионный возраст — это лериод, когда налицо очевидное сни­жение физических и умственных функций. В основнойобласти труда наблюдается спад профессиональных притязаний и происходят суще-



 


 



Часть III. Особенности психического развития личности.:!!


Тема 1. Психология зрелого возраста


J75


 


ственные изменения во всей мотивационной сфере в связи с подготов­кой к предстоящему пенсионному образу жизни. Вместе с тем — это годы, благоприятные для занятия наиболее видного положения в сво-f ем социальном кругу.

Естественно, что все названные характеристики стадий взрослости необязательно оказываются присущими абсолютно всем людям, про-Л ходящим эти ступени. При «проживании» каждой из стадий возмож­ны индивидуальные вариации, обусловленные совершенно конкрет­ными обстоятельствами жизни каждого человека, а также степенью | его физической, умственной, гражданской и трудовой зрелости при достижении им «паспортной» взрослости.

Как известно, развитие человека как индивида (сложнейшего при­родного организма), как личности (ансамбля отношений), как субъек­та познания и как субъекта труда (прежде всего как профессионала) отличается неравномерностью. К началу периода взрослости боль­шинство людей достигает достаточно высокого уровня соматической и половой зрелости. В то же время их нервно-психическое развитие не укладывается полностью в рамки физического созревания и индиви­дуальные различия здесь чрезвычайно велики.

Это относится и к сформированное™ людей как субъектов позна­ния и как личностей. Что же касается степени их зрелости как профес­сионалов, то совершенно очевидно, за редкими исключениями, боль­шая часть, вступая в пору взрослости, проходит по этому параметру, как правило, лишь начальную стадию зрелости.

Наверное, понятно, что степень сближения или, наоборот, рассог­ласования уровней физической, умственной, личностно-трудовой зре­лости человека в очень большой степени зависит от конкретных исто­рических условий, в которых проходит жизнь этого человека.

По периодизации Э. Эриксоиа, в период взрослости человек пере­живает два жизненных кризиса:

• кризис 20-40 лет (ранняя взрослость);

• кризис 40-60 лет (зрелость).

Ранняя взрослость охватывает период от 20 до 40 лет и соответству­ет вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессио­нальную деятельность. Это пора постановки четких и точных целей, позволяющих добиться стабильности в личной жизни и высоких ре­зультатов на профессиональном поприще, время, когда принимаются решения о создании семьи и рождении детей. Это самый богатый пе­риод жизни — расцвет.


Зрелость (взрослость) продолжается с 40 до 60 лет и характеризу­ется стабильностью и продуктивностью, особенно в профессиональ­ной и социальной сфере. В этом возрасте человек начинает подводить итоги, пересматривать свои цели с учетом состояния здоровья, поло­жения дел в семье и на работе.

В кризисе, переживаемом в 40-60-летнем возрасте, Р. Пекк выде­лил четыре подкризиса, разрешение которых служит необходимым условием нормального развития.

1. Развитие у человека уважения к мудрости, сменяющего главен­
ство физической храбрости.

2. Замена сексуализации социальных отношений их социализацией
(что, соответственно, приводит к ослаблению сексуальных ро­
лей).

3. Необходимость сопротивляться аффективному обеднению, свя­
занному со смертью близких людей или с обособлением детей, и
сохранять эмоциональную гибкость, способствующую аффектив­
ному обогащению в иных формах (досуг, хобби, друзья, внуки).

4. Сохранение душевной гибкости, возможность продолжать поиск
новых форм поведения, вместо того чтобы придерживаться ста­
рых привычек и пребывать в состоянии психической ригидности.
(Пекк Р., 1968)

Начало зрелости, приходящееся на промежуток между 20 и 40 года­ми, — это период наивысшего уровня физического развития человека. Своего расцвета в этом возрасте достигают Лышечная сила, быстрота реакции, острота зрения и слуха, а также ловкость, выносливость и другие психофизиологические качества.

Физическая сила, функционирование органов, скорость реакции, двигательные навыки и другие физические возможности человека до­стигают своего максимума в промежутке между 25 и 30 годами; после 30 лет они медленно, но заметно идут на убыль. Однако этот спад, ко­торый происходит в возрасте от 30 до 50 лет, не столь резок, как пред­ставляется большинству людей. До 40 лет уровень физических, воз­можностей взрослых продолжает оставаться чрезвычайно высоким. Снижение физических навыков и возможностей становится наиболее заметным в критических ситуациях или в тех случаях, когда резко воз­растает нагрузка на организм.

Например, беременность у женщины, возраст которой приближает­ся к 40 годам, скорее приведет к расходованию энергетических резер­вов организма, чем у женщины, недавно перешагнувшей 20-летний


Тем а 1. Психология зрелого возраста



 


 


рубеж. Кроме того, чем старше беременная женщина, тем дольше она восстанавливается после родов. Аналогично, 25-летнему мужчине лег­че «тянуть на себе» три работы, чтобы пережить со своей семьей финансовый кризис, чем 40-летнему. Острота слуха с 20 до 40 лет снижается примерно на 10%, а зрение, вкус, обоняние и осязание практически не обнаруживают ухудшения. Умственные способности в зрелом возрасте не снижаются, а у многих людей увеличиваются. Это в первую очередь касается словарного запаса и владения абстрактны­ми понятиями. Развитие же формального мышления обусловлено в определенной степени спецификой образа жизни и профессиональной деятельности конкретного человека.

Как показали исследования Е. И. Степановой, процесс интеллекту­ального развития взрослого человека неоднороден, он характеризуется чередованием спадов и подъемов, а также изменением акцентов внутри системы психических познавательных процессов. Выделено нескольку основных периодов интеллектуального развития:

• 18-25 лет — частая смена подъемов и спадов (через один два
года), неустойчивость и активная перестройка мыслительных
функций;

• 26-35 лет — увеличение устойчивости, некоторое снижение уров­
ня непроизвольной памяти, повышение произвольного внимания,
общий подъем уровня развития интеллекта за счет повышения ак­
тивности процессов мышления, формирование индивидуа1ьного
стиля умственной деятельности;

• 36-40 лет — усиление целостности интеллекта, появление зрело­
сти суждений, мудрости;

• после 40 лет — большее развитие вербального интеллекта, кото­
рый как бы противостоит процессу старения и ослабления ин­
теллектуальных функций.

В старших возрастах по мере накопления жизненного опыта и его профессионализации усиливается влияние индивидуального стиля умственной работы на интеллектуальное развитие человека.

Для того чтобы человек мог долго сохранять свой интеллектуаль­ный потенциал, необходимо сознательно регулировать процессы на­копления и логического преобразования знаний, вести активную ум­ственную деятельность и не только в плане теоретизирования, но и построения своего поведения.

Существует определенная закономерность в оценке своего возрас­та людьми разных возрастных групп. Так, в процессе эксперимента


оценивали свой возраст молодые люди (от 20 до 40 лет) и люди стар­шего возраста (от 40 и до 60).

Оказалось, что чем моложе человек, тем старше он себе кажется и так же, с переоценкой возраста, он воспринимает других. Девушка, которая не вышла замуж в 23 года, считает себя старой девой, а 30-летних и подавно стариками.

После 40 лет наблюдается обратная тенденция — люди обычно вос­принимают себя моложе, чем они есть на самом деле. И чем старше они становятся, тем больше молодеет у них душа, вот только, к сожа­лению, биология напоминает человеку о его возрасте. Психологиче­ский возраст имеет некоторые характерные особенности:

• измеряется по «внутренней шкале отсчета» каждой индивидуаль­
ности;

• в некоторых пределах обратим, т. е. человек может молодеть
и стареть за счет увеличения удельного веса психологического
будущего или уменьшения психологического прошлого;

• может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности челове­
ка (в личной жизни, в деловой сфере);

• может сопровождаться психологическими кризисами в опреде­
ленные возрастные периоды.

В детстве — кризисы 3, 6-7лет; у подростков — 12-14; у юношей —
18-19; в ранней взрослости — 25-26 лет. А далее переломы наступают
каждое десятилетие — 30, 40, 50 и так до 70, а потом через каждые 5
лет. Человек как бы подводит итоги своей жизни за десятилетие и
строит планы на будущее. •

Психологический кризис у 40-летних оценивается как кризис се­редины жизни. Сила этого кризиса определяется тем, насколько ве­лико расхождение между целями-задумками, планами, поставленны­ми в молодости, и тем, как они реализованы.

Кризис середины жизни помогает человеку переосмыслить прожи­тую часть жизни и наметить перспективу жизни так, чтобы оставаться активным и нужным людям.

М. Зощенко в «Повести о разуме» оценивает случай с человеком, кото­рый попал в автомобильную катастрофу — ему рассекло верхнюю губу и его сразу отвезли в больницу. Женщина-хирург в присутствии боль­ного, который не мог говорить из-за травмы, спросила сопровождав­шего его друга: «Сколько ему лет?», тот ответил: «40 или 50, какая разни­ца?» Женщина-врач сказала: «Если 40 — будем делать пластическую операцию, если 50, то зашью так».

7 Зак. 925


,...unira ЛИЧНОСТ

Пострадавший делал отрицательные жесты и показывал четыре калька (что ему 40). Больному сделали пластическую операцию. Все прошло хорошо, шрам был невелик, ко моральное потрясение оказалось силь­ным.

Человек позабыл о том, что его задела машина, его потрясение было в другом — он не мог забыть слова хирурга о 50-летних людях, которым можно зашивать губы так, как иной раз зашивают матрацы, стегая гру­бой ниткой через край. Вот эта душевная боль стареющего человека ос­талась у него надолго.

В социальной психологии центральным является положение о том, что социализация продолжается непрерывно — всю человеческую жизнь. Однако ответ на вопрос, как протекает социализация взросло­го, на сегодняшний день еще не получен.

Выделяют первичную и вторичную социализации. Первая соот­ветствует периоду становления ребенка. Вторая связана с самораз­витием взрослого. В современной практической психологии накоплен материал, позволяющий анализировать их соотношение и различие. Естественно, жизнь взрослого является продолжением детской жизни и вырастает из нее, однако продуктивность жизни взрослого во мно­гом связана с пересмотром или даже отказом от освоенного ранее, на­копленного в детском прошлом опыта.

Стимулы к этому могут быть разные, например изменение ситуа­ции развития в связи с переменами в обществе пли в собственной жиз­ни. Они могут ставить человека перед необходимостью пересмотра, обновления каких-то ценностей, установок, поведенческого репертуа­ра. Современная социальная ситуация в России — наглядный тому пример. Среди значимых стимульных событий личной жизни можно упомянуть такие, как вступление в брак, рождение ребенка, развод, смена профессии, болезнь, собственная или близких, и другие пробле-матизирующие жизнь обстоятельства.

Известно, что вне семьи невозможно полноценное психическое раз­витие ребенка. В то же время роль родительской семьи в развитии че­ловека далеко не однозначна - во многих случаях для взрослого остро стоит задача преодоления именно усвоенного в родительской семье наследия. Это может быть связано не только с его устареванием и потому неадекватностью. Возможны и иные основания. Например, травмирующий эффект прошлого — минувших событий, людей или межличностных отношений из прошлого. Иногда речь может идти о своеобразной тирании прошлого, связанной с застреванием в нем, в особенности с фокусированием на негативных моментах. Это отнимает силы, которые человек мог бы задействовать в настоящем. Обычно


Тема 1. Психология зрелого возраста

не существует единственного восприятия и интепретации одного и того же опыта, в том числе и прошлого. В этом отношении у взрослого всегда есть выбор — выбор варианта понимания собственной истории и реагирования на нее с тем, чтобы минимизировать ее травмирующее влияние. Существенным основанием для переосмысления взрослым сложившегося опыта может быть стремление приблизиться к само­му себе, в большей мере соответствовать изначальной собственной внутренней природе.

Прививая ребенку наличный социальный опыт, в том числе стерео­типы, семья может часто больше акцентировать именно эти внешние ориентиры, а не его внутренний голос. И взрослому приходится выби­рать — следовать ли устоявшемуся (семейной традиции) либо провес­ти сложную работу по переориентации.

В отличие от первичной социализации ребенка, ориентированной прежде всего вовне — на присвоение внешнего и его интимизацию, социализация взрослого — это прежде всего обращенность внутрь себя, это самопознание (Петровская Л. А., 1999).

Самопознание в зрелом возрасте протекает как в общении с колле­гами по работе, родственниками, знакомыми, детьми, так и в профес­сиональной деятельности.

Развитие самопознания начинается с процесса познания себя че­рез сравнение с другим. Это очень ярко проявляется у детей, кото­рые остро реагируют на оценку их качеств путем сопоставления с другими детьми. Самопознание по типу «я и другой человек» харак­терно не только для детей, оно сохраняется у человека на всю жизнь, носит очень эмоциональную окраску и зависит от правильности оцен­ки им других людей, а также от мнения других людей о нем. Этот тип самопознания очень неустойчивый, ситуативный и может служить источником конфликтных ситуаций, особенно когда человек возом­нит, что он всегда лучше других. И очень важно в развитии самопоз­нания перейти на другой, более высокий уровень — сравнения себя с самим собой. Человек должен научиться оценивать свои качества, свои поступки, сопоставлять, каким он был вчера и какой он сегодня: со­вершил смелый, решительный поступок или, наоборот, струсил. И вот здесь нам помогают развитие, внутренние приемы самонаблюдения и са­моанализа. Настоящая, конструктивная самокритика всегда должна вестись не на уровне «я и другой человек», а на уровне «я и я».

На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей,


180

Часть III. Особенно сти психич еского развития личности..

психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возмож­ностей их достижения, а также своего места среди других людей.

Трудовую жизнь взрослого человека представляют в виде профес­сионального цикла.

Профессиональный циклэто изменяемая последовательность периодов или этапов в жизни человека, включающая знакомство с ми­ром профессий и профессиональный выбор, получение образования и профессиональную подготовку, начало самостоятельной работы и на­копление опыта, продвижение по служебной лестнице и периоды даль­нейшей профессионализации.

Профессиональный цикл начинается в детские годы и часто завер­шается уже в преклонном возрасте. Два исследователя — Доналд Су­пер и Роберт Хейвигхерст — разбили этот цикл на ряд этапов профес­сионального пути, исходя из того, какое место работа занимает в нашей жизни на том или ином ее отрезке.

Этапы профессионального пути по Суперу. Д. Супер (1957) разде­лил профессиональный путь человека на пять характерных этапов. В первую очередь его интересовали выяснение индивидуумом своих склонностей и способностей и поиск им подходящей профессии. Во время этого поиска человек развивает и уточняет профессиональную «Я-концепцию».

1. Этап роста (от рождения до 14 лет). В детстве начинает разви­ваться «Я-концепция». В своих играх дети проигрывают различ­ные роли, затем пробуют себя в разных занятиях, выясняя, что им нравится и что у них хорошо получается. У них появляются какие-то интересы, которые могут повлиять на будущую про­фессиональную карьеру.

2. Этап исследования (от 15 до 24 лет). Юноши и девушки пыта­ются разобраться и определиться в своих потребностях, интере­сах, способностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах такого самоанализа, они прикидывают возможные варианты профессиональной карьеры. К концу этого этапа моло­дые люди обычно уже подбирают подходящую профессию, начи­нают ее осваивать.

3. Этап упрочения карьеры (от 25 до 44 лет). Взрослые стараются занять прочное положение в выбранной ими сфере деятельнос­ти. В годы своей трудовой жизни они еще могут менять место ра­боты или специальность, но во второй половине этого этапа на­блюдается тенденция к сохранению выбранного рода занятий.


Тема 1. Психология зрелого возраста

В трудовой биографии человека эти годы часто оказываются наи­более творческими.

4. Этап сохранения достигнутого (от 45 до 64 лет). Работники ста­
раются сохранить за собой то положение на производстве или
службе, которого они добились на предыдущем этапе.

5. Этап спада (после 65 лет). Физические и умственные силы по­
жилых работников начинают убывать. Характер работы меняет­
ся, с тем чтобы он мог соответствовать снизившимся возможнос­
тям человека. В итоге трудовая деятельность прекращается.

Этапы профессионального пути по Хейвигхерсту. Хейвигхерст (1964) предлагает альтернативное видение этапов профессионально­го пути. Его интересуют не столько потребности и способности инди­видуума, сколько приобретение установок и трудовых навыков, кото­рые позволяют людям стать полноценными работниками.

1. Идентификация с работником (от 5 до 10 лет). Дети идентифи­
цируются со своими работающими отцами и матерями, и намере­
ние работать в будущем становится частью их «Я-концепции».

2. Приобретение основных трудовых навыков и формирование тру­
долюбия
(от 10 до 15 лет). Школьники научаются организовывать
свое время и усилия для выполнения различных задач, например
домашних заданий или работы по дому. Они также начинают в
определенных обстоятельствах следовать принципу: сначала рабо­
та, а потом игра.

3. Приобретение конкретной профессиональной идентичности (от
15 до 25 лет). Человек выбирает профессию и начинает себя к ней
подготавливать. Он приобретает определенный трудовой опыт,
который помогает ему сделать выбор и начать карьеру.

4. Становление профессионала (от 25 до 40 лет). Взрослые совершен­
ствуют свое профессиональное мастерство в рамках возможнос­
тей, предоставляемых работой, и начинают продвигаться вверх по
служебной лестнице.

5. Работа на благо общества (от 40 до 70 лет). Работники достигают
пика своей профессиональной карьеры. Они начинают задумы­
ваться о той гражданской и социальной ответственности, с кото­
рой сопряжен их труд, и находить время для выполнения своих
обязательств перед обществом.

6. Размышления о продуктивном периоде профессиональной деятель­
ности
(после 70 лет). Выйдя в отставку или на пенсию, люди оки-


       
 
 
   

Часть III.Особенн ости псих ического развития лично сти...

Т ема 1. Психоло ги я зрелого возр ас
та
дывают взглядом пройденный путь и с удовлетворением вспоми­ нают о своих профессиональны* пл/»™™.....
.........,:,i i,v IB ii l удовле! нают о своих профессиональных достижениях

Некоторые авторы высказывают такую точку зрения: в сегодняш- | нем быстро меняющемся, высокотехнологичном обществе ошибочно 1 полагать, что все люди проходят одну и ту же последовательность эта«И нов одинакового для всех профессионального цикла. Молодые люди меняют работу по многу раз, прежде чем связывают себя окончатель­ным профессиональным выбором, а многие взрослые на пике своей профессиональной карьеры меняют место работы или профессию. Подобные события могут быть вызваны как внешними обстоятель­ствами, например увольнением работников в результате сокращения численности персонала, так и внутренними факторами, например пе­реоценкой достигнутых успехов. Предложенные Супером и Хейвиг-херстом этапы, возможно, соответствуют трудовой биографии менее чем половины всех работающих взрослых людей.

Как показали исследования американских и советских психологов, существуют два профессиональных пика.

Первый пик приходится на возраст 30-35 лет, когда «умы све­жи», человек делает открытия, изобретения, предлагает что-то совер шенно до него неизвестное.

Второй пик приходится на возраст 50-60 лет и связан с мудрое- I тью, зрелостью человека, имеющего большой жизненный опыт. Такой человек способен на обобщения, создание своей школы, может быть мудрым организатором и руководителем.

В отечественных исследованиях взрослого человека существует акмеологичесий подход, основанный на идеях Б. Г. Ананьева. Ананьев исходил из того, что при изучении человека необходимо учитывать весь комплекс воздействующих на него факторов и условий его суще­ствования. Поскольку поведение человека определяется условиями прошлой жизни, значимыми для него обстоятельствами прошлого и настоящего, а также его наследственными и врожденными особеннос­тями, то все эти факторы надо изучать в психологии, привлекая по необходимости методы и данные всех смежных с ней наук (при иссле­довании связи особенностей поведения с мозгом и работой организма в целом психология смыкается с естественными науками, а при анали­зе условий жизни — с социальными, гуманитарными и техническими науками).

Идеи Б. Г. Ананьева, разрабатываемые в сфере онтопсихологии и акмеологии, включают в себя четыре блока проблем.


1. Установление сущности развития индивидных и личностных ха­
рактеристик с позиции соотношения действия социальных и био­
логических факторов.

2. Прослеживание взаимосвязей индивидных и личностных эта­
пов индивидуального развития человека.

3. Выявление связей человека как индивидуальных, так и личност­
ных с его субъектно-деятельностной характеристикой.

4. Исследование становления индивидуальности как процесса.
Результаты изучения взрослых людей в научной школе Ананьева

свидетельствуют о том, что человек, проходя ступень своего развития, которая обозначается как зрелость, переживает фазы и подъема, и относительной стабильности, и начинающейся инволюции. В соот­ветствии с такой позицией Б. Г. Ананьев ориентировал акмеологов на исследование закономерностей развития и функционирования взрослого человека {Бодалев А. А, 1998).

Последователи и ученики акмеологической школы Б. Г. Ананьева в последние годы разработали и успешно применяют акмеологичес-кий подход в исследовании проблем различного характера профес­сиональной деятельности, личностного развития, творческой само­реализации, оптимизации в различных сферах социальной практики и других. В центре исследования оказывается целостный социальный субъект, который включен во все многообразие реальных связей и от­ношений.

с

Основные понятия

Акмеология — наука, возникшая на стыке естественных и об­щественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономер­ности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом раз­витии.

Профессиональный цикл — изменяемая последовательность пери­одов или этапов в жизни человека, включающая знакомство с миром профессий и профессиональный выбор, получение образования и про­фессиональной подготовки, начало самостоятельной работы и накоп­ление опыта, продвижение по служебной лестнице и периоды даль­нейшей профессионализации.


       
   
 
 

 

Часть III. Особенно сти психического развития

Список литературы

 

 

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб., 2002.

2. Ананьев Б. Г. Проблемы современного человекознания. — М., 1976.

3. Анисимов О. С. Основы общей и управленческой акмеологии:
Учебное пособие. — М., 1995.

4. Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья. —
СПб., 1905.

5. Бодалев А. А. Актуальные проблемы изучения взрослых // Мир
психологии. — 1999. № 2.

6. Бодалев А. А., Ганжин В. Т. Основные акмеологические законо­
мерности человеческой жизни // Мир психологии. — 1999. № 2.

 

7. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характери­
стики и условия достижения. — М., 1998.

8. Бодалев А. А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. —
М., 1993.

9. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вер­
шин профессионализма. — М., 1993.

 

10. КрайгГ. Психология развития. — СПб., 2000.

11. Петровская Л. А. К вопросу о своеобразии социализации взросло­
го // Мир психологии. — 1999. № 2.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: