Понятие старости в психологии. Геронтология и ее задачи. Психологическая характеристика старости. Старость в истории человечества. Биологические и социальные критерии и факторы старения. Старость как социальная и психологическая проблема. Периодизация психического развития в старости. Пожилые люди в современном обществе.
Старость — самый парадоксальный и противоречивый человеческий возраст, который изучается психологами, социологами, биологами, историками на протяжении длительного времени.
Одной из наиболее важных и очевидных причин необходимости изучения особенностей старости явилось резкое увеличение продолжительности жизни у большей части населения, проживающего в индустриальных западных странах. В 1914 г. возникает новое научное направление — геронтология, предметом которого становится изучение процессов старения.
Поиски процессов, которые можно было бы считать специфическими для наступления старости, были основными направлениями исследований в геронтологии со времени ее зарождения как науки.
До недавнего времени число людей, доживших до предельного библейского возраста — 70 лет, было невелико. В настоящее время появились новые сведения о средней продолжительности жизни в развитых западных странах, которая составляет для мужчин — 70 лет, а для женщин — 76 лет (и ожидается дальнейший ее рост на 10 лет). Согласно Книге рекордов Гиннесса, самым старым человеком, чей возраст был документально подтвержден, является Шигечио Изюми из Японии, умерший в 1986 г. в возрасте 120 лет.
Обычно, когда говорят о старых людях, обозначают возраст выхода на пенсию, но последний далеко не одинаков в разных странах, для различных профессиональных групп, для мужчин и женщин. По мнению Всемирной организации здравоохранения, более удобным представляется термин «стареющие», указывающий на постепенный и непрерывный процесс, а не на определенную и всегда произвольно устанавливаемую возрастную границу.
|
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() | |||||
Часть III. Особенн ости психического pa
звития личности...
Поэтому, в соответствии с классификацией Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения, пожилой возраст длится у мужчин с 61 года до 74 лет, у женщин — с 55 до 74 лет; с 75 лет наступает старость. Люди старше 90 лет считаются долгожителями; 65-летний рубеж нередко выделяется особо, так как во многих странах это возраст выхода на пенсию.
Но это только градации биологического возраста. Все больше исследователей приходит к выводу, что сущность возраста не сводится лишь к длительности существования, измеряемой количеством прожитых лет. По мнению некоторых авторов, при определении пожилого возраста наиболее существенным признаком служит социально-экономический «порог» — уход на пенсию, изменение источника дохода, изменение социального статуса, сужение круга социальных ролей (Александрова М. Д., 1974).
С изменением медицинских, социальных и экономических условий жизни процент здоровых людей пенсионного возраста значительно вырос. Именно увеличение числа людей, доживающих до глубокой старости (80 лет и старше), позволило привлечь внимание исследователей к проблеме позднего возраста. В результате возник разрыв в знаниях: «белым пятном» явился период развития между ранней взрослостью и глубокой старостью, который необходимо исследовать. Таким образом, перед психологией развития встает задача изучения всего жизненного пути человека.
|
Психологические проблемы старения разработаны еще недостаточно. Это связано, во-первых, с различиями теоретических интерпретаций психологических характеристик пожилых людей, отсутствием достоверных данных о возрастной норме различных сторон психической деятельности в позднем возрасте. В о - в т о р ы х, с отсутствием надежного и валидного инструментария для проведения экспериментальных психологических исследований лиц пожилого И старческого возраста. Наконец, в-третьих, с тем, что подавляющее большинство употребляемых методик разработано для изучения людей более молодого возраста и, естественно, не соответствует установкам, интересам и другим характеристикам пожилых и старых людей.
Современная геронтопсихология основывается на следующих представлениях о природе старости и старения.
1. Социально-психическое развитие человека не ограничено каки
ми-то определенными периодами его бытия, оно осуществляется
на протяжении всей жизни.
2. К старости человек не исчерпывает все свои резервные возмож
ности, потенциал своего развития.
Тема 2. Психология старения
3. Психическое развитие человека настолько многомерно, много-
формно и многонаправленно, что практически невозможно выя
вить все его проявления, качества и возможности.
4. Личностно-психологическое развитие человека происходит раз
ными темпами и достигает разного уровня в различных областях
социальной действительности. Соответственно, соотношение ут
рат и приобретений оказываемся различным в разные периоды
старения человека.
|
Старение — многоплановый процесс. Можно говорить о физическом, личностно-психологическом, социальном, профессиональном аспектах старения.
В современной психологии все более утверждается точка зрения, согласно которой старение не может рассматриваться как простая инволюция, угасание или регресс; это, скорее, продолжающееся становление человека, включающее многие приспособительные и компенсаторные механизмы. Причем люди позднего возраста вынуждены не только приспосабливаться к новой ситуации вовне, но и реагировать на изменения в самих себе (Давыдовский И. В., 1966).
Необходимо строго различать понятия старения и старости.
Старость — это заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества, характеризующийся новообразованиями, как и любой другой возраст (Ермолаева М. В., 2002).
Старение — разрушительный процесс, который протекает в результате нарастающего с возрастом повреждающего действия внешних и внутренних факторов и ведет к uedocrrtaточности физиологических функций организма. Старение представляет собой постоянно развивающееся и необратимое изменение структур и функций живой системы (Яцемирская Р. С, Беленькая И. Г., 1999).
По мнению известного советского геронтолога И. В. Давыдовского, в этих понятиях переплетаются объективные законы жизни и субъективные антропоморфные представления человечества, а также просто страстное желание жить долго.
Старость является не статичным состоянием, а динамичным процессом. Она связана со специфичными изменениями условий жизни, многие из которых, к сожалению, имеют негативную окраску. К ним принадлежат: изменение физических возможностей, утрата общественного положения, связанного с выполнявшейся работой, изменение функций в семье, смерть или угроза утраты близких людей, ухудшение экономических условий жизни, необходимость приспосабливаться к быстрым культурным и бытовым изменениям. Более того, окончание професси-
![]() |
Часть III. Особенности психического раз вития /
Тема 2. Пси хология старения
ональной деятельности у многих людей вызывает радикальное измене- \ ние стиля жизни. У некоторых со временем дополнительно наступают?; изменения ближайшего окружения и форм поведения, например в результате помещения в дом для престарелых.
Существуют и позитивные стороны изменения жизненной ситуации: наличие большого количества свободного времени, возможность свободно заниматься любимым делом, посвящать себя развлечениям или хобби, освобождение от необходимости соперничества и борьбы за свое положение (Ермолаева М. В., 2002).
Успешность личностного и социально-психологического развития человека'во все периоды жизни, и особенно в поздние годы, зависит от того, насколько он сам выступает субъектом, создателем условий своей жизни. Старение и старость являются закономерным следствием возрастных изменений, происходящих в ходе онтогенетического развития на всех уровнях жизнедеятельности.
Мышечная сила, быстрота реакции, острота зрения и слуха, а также ловкость, выносливость и другие психофизиологические качества до 60-летнего возраста слегка снижаются. С 65 до 75 лет у 13% отмечаются различные нарушения слуха, а после 75 — этот процент удваивается. Однако значительное ослабление слуха отмечается только у 10% пожилых людей, а серьезные нарушения зрения — лишь у 2%.
Проблемам развития интеллекта в зрелом возрасте посвящено немало работ, в частности показано, что до 60 лет умственные способности у человека не снижаются, а у многих даже увеличиваются. Это, в первую очередь, касается словарного запаса и владения абстрактными понятиями. Развитие же формального мышления обусловлено в определенной степени спецификой образа жизни и профессиональной деятельности конкретного человека.
■ Некоторые отличия между интеллектуальным потенциалом в старости и в молодом возрасте отмечаются только в тех случаях, когда главным критерием оценки является скорость реакции. У пожилых людей выявлено также ухудшение кратковременной памяти, однако долговременная память остается хорошей.
В течение жизни определенную динамику претерпевает и темперамент человека. Хотя основные свойства нервной системы даны нам при рождении и на всю жизнь (т. е. входят в генотип), все же с возрастом происходят их некоторые изменения, связанные с физиологическим созреванием. Параллельно идет и «созревание» темперамента. Так, для школьников характерна легкая возбудимость и неуравновешенность, зависящая от чисто детской слабости тормозного процесса.
В подростничестве эта возбудимость и неуравновешенность еще больше усиливаются, ослабевают тормозные процессы под воздействием биологической реконструкции и сдвигов в организме. Возраст с 18 до 25 лет является дифинитивным для многих психологических характеристик, в том числе и для темперамента. В это время темпераментальные свойства можно считать уже устоявшимися. В преклонном возрасте в связи с общим старением организма наблюдается снижение психического тонуса — возрастная «деформация» темперамента. Снижение силы и подвижности психических процессов лежит в основе упадка психических сил в старости.
Как было отмечено выше, в процессе своего развития человек проходит через возрастные кризисы — «поворотные пункты», психологические переломы жизненного пути. Благополучное прохождение возрастных кризисов, активное использование резервов развития, успешное решение свойственных возрасту задач дают человеку возможность достичь состояния, которое в геронтопсихологии принято называть «счастливой старостью».
Счастливая старость — особо благоприятная форма старения, находящаяся в одном ряду с другими формами благоприятных и неблагоприятных возрастных изменений высших психических функций.
Хорошее физическое здоровье, умеренный характер общих возрастных изменений, долгожительство, сохранение деятельного образа жизни, высокое общественное положение, наличие супруга и детей, материальный достаток не являются залогом и гарантией осознания старости как благоприятного периода жизни. О счастливой старости правомерно говорить, когда имеется удовлетворенность новой жизнью, своей ролью в этой жизни. Это та форма психического старения, когда долгая жизнь приносит новые положительные эмоции, которых человек не знал в прошлом. Самоудовлетворение — важный момент в благоприятной оценке своей жизни в старости (Шахматов Я. Ф., 1996).
Существуют две традиционные точки зрения на причины развития старения.
1. Старение — это генетически запрограммированный процесс, ре
зультат закономерной реализации программы, заложенной в ге-
* нетическом аппарате. Действие факторов окружающей и внутренней среды незначительно влияет на темп старения (теории генетически запрограммированного старения).
2. Старение есть результат разрушения организма вследствие неиз
бежного повреждающего действия сдвигов, возникающих в ходе
самой жизни. Это многопричинный процесс, вызываемый различ
ными факторами, действие которых повторяется и накапливается
Часть III. Особ ен ности психического р азвития личности...
в течение всей жизни (стохастические теории, или теории изнашивания организма).
Специалисты Института геронтологии и гериатрии Академии медицинских наук СССР выделили молекулярные, клеточные и ней-рогуморальные механизмы старения. К молекулярным и клеточным механизмам относятся: нарушения генетического аппарата клетки, программы биосинтеза белка; нарушение клеточной биоэнергетики; уменьшение клеточной массы; цитоморфологические изменения; функциональные изменения и т. п.
В последние годы широкое распространение получила адаптационно- регуляторная теория старения, разработанная отечественным психологом В. В. Фролькисом. Он обобщил и свел в одну систему механизмы старения от уровня клеточных структур и функций до сложных нейрогу-моральных регуляций гомеостаза целого организма. Эта теория объясняет старение не как следствие инволюции и атрофии, а как процесс возникновения новых механизмов адаптации и регуляции. Механизмом, определяющим устойчивость, длительность существования, продолжительность жизни живой системы, является витаукт (вита — жизнь, укт — увеличение). Согласно теории В. В. Фролькиса, благодаря деятельности мозга в ходе возрастного развития мобилизуются приспособительные механизмы, направленные на увеличение продолжительности жизни, сохранение адаптации к среде, формируются важнейшие процессы витаукта. Но когда возрастные нарушения возникают в самих центральных механизмах регуляции, то это приводит к ограничению адаптационных возможностей и старению целостного организма (Фролъкис В. В., 1988).
В отечественной геронтологии различают следующие виды старения: 1) естественное (физиологическое, нормальное)-старение, которое характеризуется определенным темпом и последовательностью возрастных изменений, соответствующих биологическим, адаптацион-но-регуляторным возможностям данной человеческой популяции; 2) замедленное (ретардированное) старение, отличающееся более медленным, чем у всей популяции, темпом возрастных изменений. Предельным проявлением этого типа старения является феномен долголетия;
3) преждевременное (патологическое, ускоренное) старение. Для него свойственно раннее развитие возрастных изменений или более яркое их проявление в тот или иной возрастной период. Итак, изменения при старении происходят на биологическом уровне, когда организм становится более уязвим, возрастает вероятность
Т ема 2. П сихология старения
смерти; на социальном уровне, когда человек выходит на пенсию, меняется его социальный статус, социальные роли, паттерны поведения; наконец, на психологическом уровне, когда человек осознает происходящие с ним изменения и приспосабливается к ним.
Таким образом, проблема старения — это проблема гармоничного функционирования биологической системы, которое невозможно без соответствующего психологического отслеживания и соответствующей адаптации человека в окружающем его социальном пространстве. Старение — это переход в систему новых социальных ролей, а значит, и в новую систему групповых и межличностных отношений (Краснова О. В., 1999).
В отечественной психологии разработана периодизация старческого возраста, основанная на анализе социальной ситуации развития, ведущей деятельности и личностных новообразований большинства людей, вступивших в эпоху, которую условно называют «после зрелости»:
1) пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода
на пенсию, ожидание и подготовка к пенсии);
2) период после выхода на пенсию (первые несколько лет на пен
сии, освоение нового социального статуса);
3) период собственно старости, период стабильной старости (через
несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного
ухудшения здоровья);
4) старость и долгожительство в условиях значительного ухудше
ния состояния здоровья;
5) долгожительство при относительно хорошем здоровье, стабиль
ное долгожительство (примерно после 75-80 лет и старше).
Пожилой, предпенсионный возраст. В этом возрасте социальная ситуация развития характеризуется ожиданием пенсии, Для кого-то пенсия воспринимается как возможность «поскорее начать отдыхать», для кого-то — как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией. Основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорее ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой стороны, человека не хотят отпускать и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников. Отношения с родственниками также неоднозначны. С одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков, а с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он будет получать свою «жалкую пенсию».
![]() |
Часть III. Особенности психического развития /
Тема 2. Психология старения
Ведущая деятельность в предпенсионном возрасте связана со стремлении «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе «добрую память» на работе. Некоторые люди, как мужчины, так и женщины, стремятся «наверстать упущенное» в личностно-интимном плане, например «догулять» то, что «не догуляли» в молодости. Психологически многие не воспринимают себя в качестве «стариков» и «старух», чем, вероятно, и объясняется некоторое повышение сексуальной активности в этот период. При появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «разрываются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны. К концу предпенсионного периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь. Вероятно, именно здесь человек предпенсионного возраста в наибольшей степени нуждается в моральной и организационной поддержке и добром совете. Личностные новообразования характеризуются сменой ценностных ориентации, поиском смыслов в новой, предстоящей жизнедеятельности, которая раньше воспринималась как бы не всерьез. Для человека предпенсионного возраста время как бы раздвигается: он неизбежно думает о ближайшем будущем, представляя себя в новой роли «пенсионера» и стремится не терять времени в настоящем (максимально реализовать себя в качестве «пока еще ценного работника»). В то же время все больше задумывается о своем прошлом (что он сделал в своей жизни и в профессиональной деятельности «недостойного», что было «не так»...).
В период после выхода на пенсию социальная ситуация развития резко изменяется. Контакты с коллегами по работе в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными. Постепенно появляются друзья-пенсионеры или даже другие, более молодые люди. Это зависит от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться. Например, пенсионеры-общественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обзаводятся новыми «деловыми» контактами.
Обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, «у которого и так много времени», больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей характеристикой социальной ситуации пенсионеров.
Ведущая деятельность после выхода на пенсию направлена на «поиск себя» в новом качестве. Идет проба своих сил в самых разных видах деятельности: в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хоб-
би, в новых отношениях, в общественной деятельности и т. п. Это самоопределение методом «проб и ошибок». Для части пенсионеров («счастливчиков») первое время на пенсии — это продолжение работы по своей основной профессии (особенно когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе). В этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости (он стал зарабатывать еще больше, чем раньше, со всеми вытекающими отсюда последствиями как для него самого, так и для его родственников). Для части пенсионеров это может быть стремление спокойно осмыслить всю прожитую жизнь: кто-то даже пытается в этот период начинать писать «мемуары», а кому-то непременно нужно поделиться своим опытом и переживаниями.
Осознание себя в новом качестве — вот главное личностное новообразование вышедшего на пенсию человека. В результате осмысления своей жизни может появиться либо чувство целостности и гармоничности своей жизни, либо чувство «незавершенности», негармоничности жизни (с соответствующими переживаниями).
Период собственно старости. Через несколько лет после выхода на пенсию социальная ситуация характеризуется следующим: общение происходит, в основном, с такими же старцами и с членами своей се-, мьи. Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности (или даже в продолжающейся профессиональной деятельности).
Для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми, например некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика люди постепенно «теряют свою прежнюю интимность и становятся более обобщенными». Вероятно, в последующие периоды старости эта тенденция еще больше усиливается.
Досуговое увлечение становится ведущей деятельностью. Если у пенсионера сложились устойчивые отношения с другими пенсионерами, то определенная общая деятельность может серьезно увлечь их, и тогда они стараются отдавать себя этой новой деятельности без остатка, особенно если такая деятельность представляется старикам общественно значимой.
Например, в наше время многие старики в условиях провалившихся «социально-экономических преобразований» нашли для себя смысл в оппозиционной политической деятельности. Можно по-разному относиться к их политическим пристрастиям, но важно признать, что эти люди обрели для себя новый смысл жизни, тем более что в своих помыслах они ориентированы на достаточно благородные и светлые
194_____________ ______________._
идеалы (духовное развитие страны, идеалы социальной справедливости и т. п.). Возникла даже парадоксальная ситуация, когда политическая активность таких пенсионеров вызывает недовольство и осуждение современной молодежи, примерно такое же недовольство, которое вызывала раньше сама молодежь у людей более старшего возраста. Для большинства стариков подтверждение чувства собственного достоинства — это просто «болезненный пункт», и именно это объясняет навязчивое преувеличение заслуг своего поколения и своих личных заслуг.
Для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью») ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, частому хождении на кладбище, разговорах с близкими о «завещании» и т. п.
Личностные новообразования в старости не отличаются разнообразностью. Либо это укрепляющееся чувство собственного достоинства, когда старый человек вопреки всем обстоятельствам находит для себя важный смысл своей жизни, либо это чувство отчаяния, когда такой смысл не находится, и старый человек растрачивает свои силы по мелочам, буквально «угасая на глазах». Можно предположить, что причина быстрого старения многих людей не столько в биологическом и физиологическом «износе» организма и даже не в трудных условиях предшествующей жизни, сколько в чувстве своей «невостребованности», «ненужности», а может, еще больше — в неспособности заставить себя уважать и с собой считаться (с соответствующим переживанием такой своей неспособности).
Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. Поэтому социальная ситуация характеризуется в основном общением с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате, если старец находится на стационарном лечении или в домах престарелых (в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход). К сожалению, в подобных домах такой уход фактически хуже, чем в домашних условиях.
Например, даже в такой благополучной стране, как Франция, 8% здоровых стариков умирают в первую неделю поступления в дома для престарелых, 29% — и первый месяц, 45% — в первые полгода. Государственные дома для престарелых «отличаются плохими санитарными условиями, большой скученностью, жестким режимом, плохо организованным досугом, неквалифицированным медицинским обслуживанием. Многие старики просто спиваются». А что же говорить о России периода тусовочно-криминальных «демократических преобразований?..»
Т ема 2. Психология старен ия
Ведущая деятельность — лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями. Очень часто, стремясь осмыслить свою жизнь, человек как бы «цепляется» за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни. В этом состоянии, когда трудно проявить свои силы и свою активность, старики общаются с себе подобными (или с врачами). Со стороны психологов, врачей, специалистов-геронтологов главная помощь — это человеческое участие, выражающееся в умении выслушивать рассказы человека о своей жизни, ведь далеко не каждому суждено написать «мемуары». И даже у многих из тех, кто напишет такие «мемуары», все-таки мало надежды, что кто-то их внимательно прочитает. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то очень хорошее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим: «Я жил не зря». А может, и покаяться в чем-то недостойном. Раньше такие исповеди неплохо умели выслушивать священники.
Личностные новообразования связаны с пониманием ограниченности своей жизни, и в то же время с сопричастностью к миру, к природе, к культуре, к обществу, к человечеству. Для многих все это выражается в сопричастности к Богу. Человек понимает бренность своей жизни и хочет все в большей степени чувствовать себя частью окружающего мира, космоса, природы, которые вечны. Таким образом человек, понимая конечность своего существования, хочет в чем-то приобщиться к бесконечному. Недаром, именно в старости многие выдающиеся ученые обращаются к Богу, как бы «открывают» для себя Бога.
Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 7,5-80 лет и старше) может характеризоваться тем, что близкие и родные люди начинают гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут. В этом смысле долгожитель — символ будущей долгой жизни для других членов семьи. У здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые, более того, иногда долгожители, уверовав в то, что «годы им не страшны», начинают флиртовать с некоторыми старушками (и даже с дамами зрелого возраста) и иногда женятся на них. Поскольку долгожитель — явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации, поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться. Этим и характеризуется социальная ситуация данного возраста.
Ведуща> деятельность во многом зависит от наклонностей данного человека, ко в любом случае это достаточно активная жизнь (иногда
![]() |
Часть III. Особенности психического развития личности.;.
даже с излишествами, характерными для здорового зрелого человека, например выпивки по праздникам, курение и т. п. — слишком много примеров). Вероятно, для сохранения здоровья важны не только предписания врача, но и само чувство своего здоровья (или «чувство жизни»). Воспитание детей и внуков (правнуков) для долгожителей не становится столь актуальным, как для стариков предпенсионного и пенсионного возраста, так как к этому времени его дети сами становятся пожилыми и старыми людьми и уже самостоятельно хотят вое- * питывать своих внуков.
Личностные новообразования долгожителя — это чувство собственного достоинства, поскольку человек смог победить старость. Поэтому для многих из них характерны интерес к жизни (а иногда и «жажда жизни»), а также определенная внутренняя гармоничность и даже мудрость. Можно предположить, что важнейшим условием их долголетия как раз и является мудрость, уравновешенный, философский взгляд на все явления жизни.
Положение пожилых людей в обществе обычно рассматривают как следствие урбанизации и индустриализации. Существует ряд культур- j но-социальных факторов, которые определяют специфику процесса./ старения и положение пожилых в обществе: владение собственностью | и доход, стратегические знания, работоспособность, традиции и ре- -J лигия, ролевая неопределенность, потеря ролей, потеря будущего, взаимозависимость с близким окружением. Эти факторы для каждого человека индивидуальны, поэтому процесс старения уникален для | каждой личности. Однако он происходит не только на уровнях лично- | сти и группы, но и общества.
Одной из теорий, пытающихся объяснить положение пожилых лю- | дей в обществе, является широко распространенная и принятая на Западе теория разобществления, которую впервые обосновали Дж. Розен и Б. Ньюгартен, а затем дополнили Е. Камминг и В. Генри. Ра-зобществление — это психосоциальное явление, объясняющееся как природными изменениями психологии стареющей личности, так и воздействием на нее социальной среды. Явление разобществления выражается в изменении мотивации и сосредоточении на своем внутреннем мире и спаде коммуникативности.
Формальное начало этого процесса связано с выходом на пенсию и обнаруживает субъективное и объективное проявление.
Объективно разобществление находит свое выражение в утрате | прежних социальных ролей, ухудшении состояния здоровья, снижении дохода, утрате или отдалении близких людей. Субъективно оно
Тема 2. Психология старения
выступает в ощущении своей ненужности, сужении круга интересов — сосредоточении их на своем внутреннем мире.
Суть ее заключается в том, что с возрастом происходит удаление стареющего человека от общества, причем этот процесс биологически и психологически внутренне присущ и неизбежен. Разрыв между личностью и обществом происходит уже после выхода на пенсию. По инерции пожилой человек продолжает поддерживать старые связи, интересуется тем, что происходит на работе. Затем эти связи становятся искусственными и постепенно прерываются. Количество поступающей к человеку информации уменьшается, круг его интересов сужается, падает активность, в связи с чем ускоряется процесс старения.
Другой теорией, которая пытается объяснить положение пожилых людей в обществе и отношение к ним, является теория модернизации. Не так давно западное общество оставалось неграмотным в культурном отношении, аграрным в экономике, большим в семейной структуре и сельским в расположении. Старших людей было мало, авторитет их был велик. В большой семье старые люди монополизировали власть, в аграрной экономике они контролировали землю. Традиционная культура окружала их почти мистическим ореолом знания и авторитета. Но в начале XX в. революционный процесс, называемый модернизацией, потряс традиционное общество, и эта теория описывает изменение отношений к пожилым людям и их положение, как следствие модернизации:
• современное здравоохранение увеличило количество старых лю
дей, возраст популяции и ее рабочей части. Ситуация вынуждает
к выходу на пенсию и понижает статус'пожилых;
• современная технология создала новые производства и трансфор
мировала устаревшие, что привело к потере старыми людьми ра
боты, дохода и статуса;
• урбанизация привлекла молодых в города, что повлекло за собой
разрушение многопоколенной семьи;
• рост массового образования и грамотности уничтожил мистичес
кий ореол старости в смысле мудрости и знания.
Другая теория, разработанная М. Мид, ставила своей целью объяснить зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития. Она описывает положение пожилых в обществе, связывая межпоколенные отношения с темпом общественного развития и господствующим типом семейной организации. М. Мид различает в истории человечества три типа культур:
![]() |
Часть III. Особенности психического развития личности...
Тема 2. Психология старения
• постфигуративные, в которых дети учатся главным образом
у своих предков;
• конфигуративные, в которых и дети, и взрослые учатся у сверст
ников;
• префигуративные, в которых взрослые учатся у своих детей.
Постфигуративная культура — такая культура, где каждое изменение
протекает настолько медленно и незаметно, что деды, держа в руках новорожденных внуков, не могут представить себе для них никакого будущего, отличного от их собственного прошлого. Прошлое взрослых оказывается будущим для каждого нового поколения. Постфигуративная культура преобладает, по словам Мид, в традиционном, патриархальном обществе, которое ориентируется главным образом на опыт прежних поколений, то есть на традицию и живых ее носителей — стариков.