Тема 2. Психология старения




Понятие старости в психологии. Геронтология и ее задачи. Психоло­гическая характеристика старости. Старость в истории человечества. Биологические и социальные критерии и факторы старения. Старость как социальная и психологическая проблема. Периодизация психичес­кого развития в старости. Пожилые люди в современном обществе.

Старость — самый парадоксальный и противоречивый человечес­кий возраст, который изучается психологами, социологами, биолога­ми, историками на протяжении длительного времени.

Одной из наиболее важных и очевидных причин необходимости изучения особенностей старости явилось резкое увеличение продол­жительности жизни у большей части населения, проживающего в ин­дустриальных западных странах. В 1914 г. возникает новое научное направление — геронтология, предметом которого становится изуче­ние процессов старения.

Поиски процессов, которые можно было бы считать специфически­ми для наступления старости, были основными направлениями иссле­дований в геронтологии со времени ее зарождения как науки.

До недавнего времени число людей, доживших до предельного биб­лейского возраста — 70 лет, было невелико. В настоящее время появи­лись новые сведения о средней продолжительности жизни в развитых западных странах, которая составляет для мужчин — 70 лет, а для жен­щин — 76 лет (и ожидается дальнейший ее рост на 10 лет). Согласно Книге рекордов Гиннесса, самым старым человеком, чей возраст был документально подтвержден, является Шигечио Изюми из Японии, умерший в 1986 г. в возрасте 120 лет.

Обычно, когда говорят о старых людях, обозначают возраст выхо­да на пенсию, но последний далеко не одинаков в разных странах, для различных профессиональных групп, для мужчин и женщин. По мнению Всемирной организации здравоохранения, более удобным представляется термин «стареющие», указывающий на постепен­ный и непрерывный процесс, а не на определенную и всегда произ­вольно устанавливаемую возрастную границу.


           
   
   
 
 
 

 

Часть III. Особенн ости психического pa

звития личности...

Поэтому, в соответствии с классификацией Европейского регио­нального бюро Всемирной организации здравоохранения, пожилой возраст длится у мужчин с 61 года до 74 лет, у женщин — с 55 до 74 лет; с 75 лет наступает старость. Люди старше 90 лет считаются долгожи­телями; 65-летний рубеж нередко выделяется особо, так как во многих странах это возраст выхода на пенсию.

Но это только градации биологического возраста. Все больше ис­следователей приходит к выводу, что сущность возраста не сводится лишь к длительности существования, измеряемой количеством про­житых лет. По мнению некоторых авторов, при определении пожи­лого возраста наиболее существенным признаком служит социаль­но-экономический «порог» — уход на пенсию, изменение источника дохода, изменение социального статуса, сужение круга социальных ролей (Александрова М. Д., 1974).

С изменением медицинских, социальных и экономических условий жизни процент здоровых людей пенсионного возраста значительно вы­рос. Именно увеличение числа людей, доживающих до глубокой старо­сти (80 лет и старше), позволило привлечь внимание исследователей к проблеме позднего возраста. В результате возник разрыв в знаниях: «белым пятном» явился период развития между ранней взрослостью и глубокой старостью, который необходимо исследовать. Таким обра­зом, перед психологией развития встает задача изучения всего жиз­ненного пути человека.

Психологические проблемы старения разработаны еще недостаточно. Это связано, во-первых, с различиями теоретических интерпрета­ций психологических характеристик пожилых людей, отсутствием дос­товерных данных о возрастной норме различных сторон психической деятельности в позднем возрасте. В о - в т о р ы х, с отсутствием надеж­ного и валидного инструментария для проведения эксперименталь­ных психологических исследований лиц пожилого И старческого воз­раста. Наконец, в-третьих, с тем, что подавляющее большинство употребляемых методик разработано для изучения людей более моло­дого возраста и, естественно, не соответствует установкам, интересам и другим характеристикам пожилых и старых людей.

Современная геронтопсихология основывается на следующих пред­ставлениях о природе старости и старения.

1. Социально-психическое развитие человека не ограничено каки­
ми-то определенными периодами его бытия, оно осуществляется
на протяжении всей жизни.

2. К старости человек не исчерпывает все свои резервные возмож­
ности, потенциал своего развития.


 

 

Тема 2. Психология старения

3. Психическое развитие человека настолько многомерно, много-
формно и многонаправленно, что практически невозможно выя­
вить все его проявления, качества и возможности.

4. Личностно-психологическое развитие человека происходит раз­
ными темпами и достигает разного уровня в различных областях
социальной действительности. Соответственно, соотношение ут­
рат и приобретений оказываемся различным в разные периоды
старения человека.

Старение — многоплановый процесс. Можно говорить о физичес­ком, личностно-психологическом, социальном, профессиональном ас­пектах старения.

В современной психологии все более утверждается точка зрения, согласно которой старение не может рассматриваться как простая ин­волюция, угасание или регресс; это, скорее, продолжающееся станов­ление человека, включающее многие приспособительные и компенса­торные механизмы. Причем люди позднего возраста вынуждены не только приспосабливаться к новой ситуации вовне, но и реагировать на изменения в самих себе (Давыдовский И. В., 1966).

Необходимо строго различать понятия старения и старости.

Старость — это заключительный период человеческой жизни, услов­ное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества, характеризующийся но­вообразованиями, как и любой другой возраст (Ермолаева М. В., 2002).

Старение — разрушительный процесс, который протекает в ре­зультате нарастающего с возрастом повреждающего действия вне­шних и внутренних факторов и ведет к uedocrrtaточности физиологи­ческих функций организма. Старение представляет собой постоянно развивающееся и необратимое изменение структур и функций живой системы (Яцемирская Р. С, Беленькая И. Г., 1999).

По мнению известного советского геронтолога И. В. Давыдовского, в этих понятиях переплетаются объективные законы жизни и субъек­тивные антропоморфные представления человечества, а также просто страстное желание жить долго.

Старость является не статичным состоянием, а динамичным процес­сом. Она связана со специфичными изменениями условий жизни, мно­гие из которых, к сожалению, имеют негативную окраску. К ним при­надлежат: изменение физических возможностей, утрата общественного положения, связанного с выполнявшейся работой, изменение функций в семье, смерть или угроза утраты близких людей, ухудшение экономи­ческих условий жизни, необходимость приспосабливаться к быстрым культурным и бытовым изменениям. Более того, окончание професси-


 



 



Часть III. Особенности психического раз вития /


Тема 2. Пси хология старения



 


ональной деятельности у многих людей вызывает радикальное измене- \ ние стиля жизни. У некоторых со временем дополнительно наступают?; изменения ближайшего окружения и форм поведения, например в ре­зультате помещения в дом для престарелых.

Существуют и позитивные стороны изменения жизненной ситуа­ции: наличие большого количества свободного времени, возможность свободно заниматься любимым делом, посвящать себя развлечениям или хобби, освобождение от необходимости соперничества и борьбы за свое положение (Ермолаева М. В., 2002).

Успешность личностного и социально-психологического развития че­ловека'во все периоды жизни, и особенно в поздние годы, зависит от того, насколько он сам выступает субъектом, создателем условий своей жизни. Старение и старость являются закономерным следствием возраст­ных изменений, происходящих в ходе онтогенетического развития на всех уровнях жизнедеятельности.

Мышечная сила, быстрота реакции, острота зрения и слуха, а также ловкость, выносливость и другие психофизиологические качества до 60-летнего возраста слегка снижаются. С 65 до 75 лет у 13% отмечают­ся различные нарушения слуха, а после 75 — этот процент удваивает­ся. Однако значительное ослабление слуха отмечается только у 10% пожилых людей, а серьезные нарушения зрения — лишь у 2%.

Проблемам развития интеллекта в зрелом возрасте посвящено не­мало работ, в частности показано, что до 60 лет умственные способно­сти у человека не снижаются, а у многих даже увеличиваются. Это, в первую очередь, касается словарного запаса и владения абстрактными понятиями. Развитие же формального мышления обусловлено в опре­деленной степени спецификой образа жизни и профессиональной де­ятельности конкретного человека.

■ Некоторые отличия между интеллектуальным потенциалом в ста­рости и в молодом возрасте отмечаются только в тех случаях, когда главным критерием оценки является скорость реакции. У пожилых людей выявлено также ухудшение кратковременной памяти, однако долговременная память остается хорошей.

В течение жизни определенную динамику претерпевает и темпера­мент человека. Хотя основные свойства нервной системы даны нам при рождении и на всю жизнь (т. е. входят в генотип), все же с возрас­том происходят их некоторые изменения, связанные с физиологичес­ким созреванием. Параллельно идет и «созревание» темперамента. Так, для школьников характерна легкая возбудимость и неуравнове­шенность, зависящая от чисто детской слабости тормозного процесса.


В подростничестве эта возбудимость и неуравновешенность еще боль­ше усиливаются, ослабевают тормозные процессы под воздействием биологической реконструкции и сдвигов в организме. Возраст с 18 до 25 лет является дифинитивным для многих психологических характерис­тик, в том числе и для темперамента. В это время темпераментальные свойства можно считать уже устоявшимися. В преклонном возрасте в связи с общим старением организма наблюдается снижение психичес­кого тонуса — возрастная «деформация» темперамента. Снижение силы и подвижности психических процессов лежит в основе упадка психи­ческих сил в старости.

Как было отмечено выше, в процессе своего развития человек про­ходит через возрастные кризисы — «поворотные пункты», психоло­гические переломы жизненного пути. Благополучное прохождение возрастных кризисов, активное использование резервов развития, успешное решение свойственных возрасту задач дают человеку воз­можность достичь состояния, которое в геронтопсихологии принято называть «счастливой старостью».

Счастливая старостьособо благоприятная форма старения, на­ходящаяся в одном ряду с другими формами благоприятных и небла­гоприятных возрастных изменений высших психических функций.

Хорошее физическое здоровье, умеренный характер общих возрастных изменений, долгожительство, сохранение деятельного образа жизни, вы­сокое общественное положение, наличие супруга и детей, материальный достаток не являются залогом и гарантией осознания старости как бла­гоприятного периода жизни. О счастливой старости правомерно гово­рить, когда имеется удовлетворенность новой жизнью, своей ролью в этой жизни. Это та форма психического старения, когда долгая жизнь приносит новые положительные эмоции, которых человек не знал в про­шлом. Самоудовлетворение — важный момент в благоприятной оценке своей жизни в старости (Шахматов Я. Ф., 1996).

Существуют две традиционные точки зрения на причины развития старения.

1. Старение — это генетически запрограммированный процесс, ре­
зультат закономерной реализации программы, заложенной в ге-

* нетическом аппарате. Действие факторов окружающей и внут­ренней среды незначительно влияет на темп старения (теории генетически запрограммированного старения).

2. Старение есть результат разрушения организма вследствие неиз­
бежного повреждающего действия сдвигов, возникающих в ходе
самой жизни. Это многопричинный процесс, вызываемый различ­
ными факторами, действие которых повторяется и накапливается


Часть III. Особ ен ности психического р азвития личности...

в течение всей жизни (стохастические теории, или теории изна­шивания организма).

Специалисты Института геронтологии и гериатрии Академии ме­дицинских наук СССР выделили молекулярные, клеточные и ней-рогуморальные механизмы старения. К молекулярным и клеточным механизмам относятся: нарушения генетического аппарата клетки, программы биосинтеза белка; нарушение клеточной биоэнергетики; уменьшение клеточной массы; цитоморфологические изменения; функ­циональные изменения и т. п.

В последние годы широкое распространение получила адаптационно- регуляторная теория старения, разработанная отечественным психоло­гом В. В. Фролькисом. Он обобщил и свел в одну систему механизмы старения от уровня клеточных структур и функций до сложных нейрогу-моральных регуляций гомеостаза целого организма. Эта теория объясняет старение не как следствие инволюции и атрофии, а как процесс возникно­вения новых механизмов адаптации и регуляции. Механизмом, опреде­ляющим устойчивость, длительность существования, продолжительность жизни живой системы, является витаукт (вита — жизнь, укт — увеличе­ние). Согласно теории В. В. Фролькиса, благодаря деятельности мозга в ходе возрастного развития мобилизуются приспособительные механиз­мы, направленные на увеличение продолжительности жизни, сохранение адаптации к среде, формируются важнейшие процессы витаукта. Но ког­да возрастные нарушения возникают в самих центральных механизмах регуляции, то это приводит к ограничению адаптационных возможнос­тей и старению целостного организма (Фролъкис В. В., 1988).

В отечественной геронтологии различают следующие виды старения: 1) естественное (физиологическое, нормальное)-старение, которое ха­рактеризуется определенным темпом и последовательностью воз­растных изменений, соответствующих биологическим, адаптацион-но-регуляторным возможностям данной человеческой популяции; 2) замедленное (ретардированное) старение, отличающееся более медленным, чем у всей популяции, темпом возрастных измене­ний. Предельным проявлением этого типа старения является фе­номен долголетия;

3) преждевременное (патологическое, ускоренное) старение. Для него свойственно раннее развитие возрастных изменений или более яркое их проявление в тот или иной возрастной период. Итак, изменения при старении происходят на биологическом уров­не, когда организм становится более уязвим, возрастает вероятность


Т ема 2. П сихология старения

смерти; на социальном уровне, когда человек выходит на пенсию, ме­няется его социальный статус, социальные роли, паттерны поведения; наконец, на психологическом уровне, когда человек осознает происхо­дящие с ним изменения и приспосабливается к ним.

Таким образом, проблема старения — это проблема гармоничного функ­ционирования биологической системы, которое невозможно без соответ­ствующего психологического отслеживания и соответствующей адапта­ции человека в окружающем его социальном пространстве. Старение — это переход в систему новых социальных ролей, а значит, и в новую сис­тему групповых и межличностных отношений (Краснова О. В., 1999).

В отечественной психологии разработана периодизация старческо­го возраста, основанная на анализе социальной ситуации развития, ве­дущей деятельности и личностных новообразований большинства лю­дей, вступивших в эпоху, которую условно называют «после зрелости»:

1) пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода
на пенсию, ожидание и подготовка к пенсии);

2) период после выхода на пенсию (первые несколько лет на пен­
сии, освоение нового социального статуса);

3) период собственно старости, период стабильной старости (через
несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного
ухудшения здоровья);

4) старость и долгожительство в условиях значительного ухудше­
ния состояния здоровья;

5) долгожительство при относительно хорошем здоровье, стабиль­
ное долгожительство (примерно после 75-80 лет и старше).

Пожилой, предпенсионный возраст. В этом возрасте социальная ситуация развития характеризуется ожиданием пенсии, Для кого-то пенсия воспринимается как возможность «поскорее начать отдыхать», для кого-то — как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией. Ос­новные контакты еще носят больше производственный характер, ког­да, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорее ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой сто­роны, человека не хотят отпускать и он сам втайне надеется, что пен­сия для него наступит позже, чем для многих его сверстников. От­ношения с родственниками также неоднозначны. С одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, вклю­чая и внуков, а с другой стороны, предчувствие своей скорой «не­нужности», когда он будет получать свою «жалкую пенсию».


 



 



Часть III. Особенности психического развития /


Тема 2. Психология старения



 


Ведущая деятельность в предпенсионном возрасте связана со стрем­лении «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессио­нальном плане), а также стремление оставить о себе «добрую память» на работе. Некоторые люди, как мужчины, так и женщины, стремятся «наверстать упущенное» в личностно-интимном плане, например «догу­лять» то, что «не догуляли» в молодости. Психологически многие не вос­принимают себя в качестве «стариков» и «старух», чем, вероятно, и объяс­няется некоторое повышение сексуальной активности в этот период. При появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «разры­ваются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны. К концу предпенсионного периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь. Вероятно, именно здесь человек предпенсионного возраста в наибольшей степени нуждается в моральной и организационной поддержке и добром совете. Личностные новообразования характеризуются сменой ценностных ориентации, поиском смыслов в новой, предстоящей жизнедеятельнос­ти, которая раньше воспринималась как бы не всерьез. Для человека пред­пенсионного возраста время как бы раздвигается: он неизбежно думает о ближайшем будущем, представляя себя в новой роли «пенсионера» и стремится не терять времени в настоящем (максимально реализовать себя в качестве «пока еще ценного работника»). В то же время все больше задумывается о своем прошлом (что он сделал в своей жизни и в профес­сиональной деятельности «недостойного», что было «не так»...).

В период после выхода на пенсию социальная ситуация развития резко изменяется. Контакты с коллегами по работе в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выражен­ными. Постепенно появляются друзья-пенсионеры или даже другие, более молодые люди. Это зависит от того, чем будет заниматься пен­сионер и с кем ему придется общаться. Например, пенсионеры-об­щественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обзаводятся новыми «деловыми» контактами.

Обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, «у которого и так много времени», больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важней­шей характеристикой социальной ситуации пенсионеров.

Ведущая деятельность после выхода на пенсию направлена на «по­иск себя» в новом качестве. Идет проба своих сил в самых разных видах деятельности: в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хоб-


би, в новых отношениях, в общественной деятельности и т. п. Это самоопределение методом «проб и ошибок». Для части пенсионеров («счастливчиков») первое время на пенсии — это продолжение работы по своей основной профессии (особенно когда такой работник получа­ет пенсию и основную зарплату вместе). В этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости (он стал зарабатывать еще больше, чем раньше, со всеми вытекающи­ми отсюда последствиями как для него самого, так и для его родствен­ников). Для части пенсионеров это может быть стремление спокойно осмыслить всю прожитую жизнь: кто-то даже пытается в этот период начинать писать «мемуары», а кому-то непременно нужно поделиться своим опытом и переживаниями.

Осознание себя в новом качестве — вот главное личностное новооб­разование вышедшего на пенсию человека. В результате осмысления своей жизни может появиться либо чувство целостности и гармонич­ности своей жизни, либо чувство «незавершенности», негармонично­сти жизни (с соответствующими переживаниями).

Период собственно старости. Через несколько лет после выхода на пенсию социальная ситуация характеризуется следующим: общение происходит, в основном, с такими же старцами и с членами своей се-, мьи. Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в об­щественной деятельности (или даже в продолжающейся профессио­нальной деятельности).

Для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людь­ми, например некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика люди постепенно «теряют свою прежнюю интимность и ста­новятся более обобщенными». Вероятно, в последующие периоды ста­рости эта тенденция еще больше усиливается.

Досуговое увлечение становится ведущей деятельностью. Если у пенсионера сложились устойчивые отношения с другими пенсионе­рами, то определенная общая деятельность может серьезно увлечь их, и тогда они стараются отдавать себя этой новой деятельности без ос­татка, особенно если такая деятельность представляется старикам об­щественно значимой.

Например, в наше время многие старики в условиях провалившихся «социально-экономических преобразований» нашли для себя смысл в оппозиционной политической деятельности. Можно по-разному отно­ситься к их политическим пристрастиям, но важно признать, что эти люди обрели для себя новый смысл жизни, тем более что в своих по­мыслах они ориентированы на достаточно благородные и светлые


194_____________ ______________._

идеалы (духовное развитие страны, идеалы социальной справедливос­ти и т. п.). Возникла даже парадоксальная ситуация, когда политичес­кая активность таких пенсионеров вызывает недовольство и осуждение современной молодежи, примерно такое же недовольство, которое вы­зывала раньше сама молодежь у людей более старшего возраста. Для большинства стариков подтверждение чувства собственного до­стоинства — это просто «болезненный пункт», и именно это объясняет навязчивое преувеличение заслуг своего поколения и своих личных заслуг.

Для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще доста­точно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью») веду­щей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, частому хождении на кладбище, разговорах с близкими о «завещании» и т. п.

Личностные новообразования в старости не отличаются разнообраз­ностью. Либо это укрепляющееся чувство собственного достоинства, когда старый человек вопреки всем обстоятельствам находит для себя важный смысл своей жизни, либо это чувство отчаяния, когда такой смысл не находится, и старый человек растрачивает свои силы по ме­лочам, буквально «угасая на глазах». Можно предположить, что при­чина быстрого старения многих людей не столько в биологическом и физиологическом «износе» организма и даже не в трудных условиях предшествующей жизни, сколько в чувстве своей «невостребованнос­ти», «ненужности», а может, еще больше — в неспособности заставить себя уважать и с собой считаться (с соответствующим переживанием такой своей неспособности).

Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здо­ровья существенно отличается от старости без особых проблем со здо­ровьем. Поэтому социальная ситуация характеризуется в основном общением с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате, если старец находится на стационарном лечении или в домах престарелых (в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход). К сожалению, в подобных домах такой уход фак­тически хуже, чем в домашних условиях.

Например, даже в такой благополучной стране, как Франция, 8% здоро­вых стариков умирают в первую неделю поступления в дома для пре­старелых, 29% — и первый месяц, 45% — в первые полгода. Государ­ственные дома для престарелых «отличаются плохими санитарными условиями, большой скученностью, жестким режимом, плохо организо­ванным досугом, неквалифицированным медицинским обслуживанием. Многие старики просто спиваются». А что же говорить о России перио­да тусовочно-криминальных «демократических преобразований?..»


 

 

Т ема 2. Психология старен ия

Ведущая деятельность — лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями. Очень часто, стремясь осмыслить свою жизнь, человек как бы «цепляется» за все лучшее, что было (и чего не было) в его жиз­ни. В этом состоянии, когда трудно проявить свои силы и свою актив­ность, старики общаются с себе подобными (или с врачами). Со сторо­ны психологов, врачей, специалистов-геронтологов главная помощь — это человеческое участие, выражающееся в умении выслушивать рас­сказы человека о своей жизни, ведь далеко не каждому суждено напи­сать «мемуары». И даже у многих из тех, кто напишет такие «мемуа­ры», все-таки мало надежды, что кто-то их внимательно прочитает. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то очень хоро­шее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим: «Я жил не зря». А может, и покаяться в чем-то недостойном. Раньше такие исповеди неплохо умели выслушивать священники.

Личностные новообразования связаны с пониманием ограниченнос­ти своей жизни, и в то же время с сопричастностью к миру, к природе, к культуре, к обществу, к человечеству. Для многих все это выражает­ся в сопричастности к Богу. Человек понимает бренность своей жизни и хочет все в большей степени чувствовать себя частью окружающего мира, космоса, природы, которые вечны. Таким образом человек, по­нимая конечность своего существования, хочет в чем-то приобщиться к бесконечному. Недаром, именно в старости многие выдающиеся уче­ные обращаются к Богу, как бы «открывают» для себя Бога.

Долгожительство при относительно хорошем здоровье (пример­но после 7,5-80 лет и старше) может характеризоваться тем, что близ­кие и родные люди начинают гордиться, что в их семье живет настоя­щий долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также дол­го проживут. В этом смысле долгожитель — символ будущей долгой жизни для других членов семьи. У здорового долгожителя могут по­явиться новые друзья и знакомые, более того, иногда долгожители, уверовав в то, что «годы им не страшны», начинают флиртовать с не­которыми старушками (и даже с дамами зрелого возраста) и иногда женятся на них. Поскольку долгожитель — явление редкое, то пооб­щаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая пред­ставителей средств массовой информации, поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться. Этим и характери­зуется социальная ситуация данного возраста.

Ведуща> деятельность во многом зависит от наклонностей данного человека, ко в любом случае это достаточно активная жизнь (иногда



Часть III. Особенности психического развития личности.;.

даже с излишествами, характерными для здорового зрелого человека, например выпивки по праздникам, курение и т. п. — слишком много примеров). Вероятно, для сохранения здоровья важны не только пред­писания врача, но и само чувство своего здоровья (или «чувство жиз­ни»). Воспитание детей и внуков (правнуков) для долгожителей не становится столь актуальным, как для стариков предпенсионного и пенсионного возраста, так как к этому времени его дети сами стано­вятся пожилыми и старыми людьми и уже самостоятельно хотят вое- * питывать своих внуков.

Личностные новообразования долгожителя — это чувство собствен­ного достоинства, поскольку человек смог победить старость. Поэто­му для многих из них характерны интерес к жизни (а иногда и «жаж­да жизни»), а также определенная внутренняя гармоничность и даже мудрость. Можно предположить, что важнейшим условием их долго­летия как раз и является мудрость, уравновешенный, философский взгляд на все явления жизни.

Положение пожилых людей в обществе обычно рассматривают как следствие урбанизации и индустриализации. Существует ряд культур- j но-социальных факторов, которые определяют специфику процесса./ старения и положение пожилых в обществе: владение собственностью | и доход, стратегические знания, работоспособность, традиции и ре- -J лигия, ролевая неопределенность, потеря ролей, потеря будущего, взаимозависимость с близким окружением. Эти факторы для каждо­го человека индивидуальны, поэтому процесс старения уникален для | каждой личности. Однако он происходит не только на уровнях лично- | сти и группы, но и общества.

Одной из теорий, пытающихся объяснить положение пожилых лю- | дей в обществе, является широко распространенная и принятая на Западе теория разобществления, которую впервые обосновали Дж. Ро­зен и Б. Ньюгартен, а затем дополнили Е. Камминг и В. Генри. Ра-зобществление — это психосоциальное явление, объясняющееся как природными изменениями психологии стареющей личности, так и воз­действием на нее социальной среды. Явление разобществления выра­жается в изменении мотивации и сосредоточении на своем внутрен­нем мире и спаде коммуникативности.

Формальное начало этого процесса связано с выходом на пенсию и обнаруживает субъективное и объективное проявление.

Объективно разобществление находит свое выражение в утрате | прежних социальных ролей, ухудшении состояния здоровья, сниже­нии дохода, утрате или отдалении близких людей. Субъективно оно


 

 

Тема 2. Психология старения

выступает в ощущении своей ненужности, сужении круга интересов — сосредоточении их на своем внутреннем мире.

Суть ее заключается в том, что с возрастом происходит удаление стареющего человека от общества, причем этот процесс биологичес­ки и психологически внутренне присущ и неизбежен. Разрыв между личностью и обществом происходит уже после выхода на пенсию. По инерции пожилой человек продолжает поддерживать старые связи, интересуется тем, что происходит на работе. Затем эти связи стано­вятся искусственными и постепенно прерываются. Количество посту­пающей к человеку информации уменьшается, круг его интересов су­жается, падает активность, в связи с чем ускоряется процесс старения.

Другой теорией, которая пытается объяснить положение пожилых людей в обществе и отношение к ним, является теория модерни­зации. Не так давно западное общество оставалось неграмотным в культурном отношении, аграрным в экономике, большим в семейной структуре и сельским в расположении. Старших людей было мало, авторитет их был велик. В большой семье старые люди монополизи­ровали власть, в аграрной экономике они контролировали землю. Тра­диционная культура окружала их почти мистическим ореолом знания и авторитета. Но в начале XX в. революционный процесс, называемый модернизацией, потряс традиционное общество, и эта теория описы­вает изменение отношений к пожилым людям и их положение, как следствие модернизации:

• современное здравоохранение увеличило количество старых лю­
дей, возраст популяции и ее рабочей части. Ситуация вынуждает
к выходу на пенсию и понижает статус'пожилых;

• современная технология создала новые производства и трансфор­
мировала устаревшие, что привело к потере старыми людьми ра­
боты, дохода и статуса;

• урбанизация привлекла молодых в города, что повлекло за собой
разрушение многопоколенной семьи;

• рост массового образования и грамотности уничтожил мистичес­
кий ореол старости в смысле мудрости и знания.

Другая теория, разработанная М. Мид, ставила своей целью объяс­нить зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-техни­ческого и социального развития. Она описывает положение пожилых в обществе, связывая межпоколенные отношения с темпом обществен­ного развития и господствующим типом семейной организации. М. Мид различает в истории человечества три типа культур:



 


 



Часть III. Особенности психического развития личности...


Тема 2. Психология старения



 


постфигуративные, в которых дети учатся главным образом
у своих предков;

конфигуративные, в которых и дети, и взрослые учатся у сверст­
ников;

префигуративные, в которых взрослые учатся у своих детей.
Постфигуративная культура — такая культура, где каждое изменение

протекает настолько медленно и незаметно, что деды, держа в руках но­ворожденных внуков, не могут представить себе для них никакого бу­дущего, отличного от их собственного прошлого. Прошлое взрослых оказывается будущим для каждого нового поколения. Постфигуратив­ная культура преобладает, по словам Мид, в традиционном, патриархаль­ном обществе, которое ориентируется главным образом на опыт прежних поколений, то есть на традицию и живых ее носителей — стариков.

Ускорение технического и социального развития делает опыт прежних поколений недостаточным. В конфигуративной культуре преобладаю­щей моделью поведения для людей, принадлежащих к данному обществу, оказывается поведение их современников. Для нее типична ориентация не столько на старших, сколько на современников, равных по возрасту и опыту. Конфигуративная культура на



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: