Приложение. Практические и тестовые задания по курсу «Возрастная психология»




Задание 1. Составьте поведенческий портрет своего однокурсника, пользуясь следующими указаниями:

1) составляется в произвольной форме, возможны употребления оборотов,
литературных сравнений;

2) должен касаться как можно большего числа сторон и черт поведения;

3) может описывать любые особенности поведения, начиная с характерных
жестов и мимики и кончая наиболее общими характеристиками поведения;

4) не должен содержать в себе указаний на специфические черты внешности на­
блюдаемого, по которым он легко узнается и безошибочно идентифицирует­
ся, а также суждений и оценок наблюдателя относительно его личности;

5) наблюдение должно по возможности охватывать поведение испытуемого
в разнообразных ситуациях;

6) наблюдение следует проводить открыто, тактично, стараясь, чтобы испытуе­
мый не заметил факта наблюдения.

В качестве общего плана нестандартизированного наблюдения предлагаются ос­новные параметры «поведенческого портрета»:

• отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характера
наблюдаемого человека (стиль одежды и прическа испытуемого, насколько
он стремится в своем внешнем облике «быть таким как все» или выделить­
ся, привлекать к себе внимание; равнодушен к своему внешнему виду или
придает ему особое значение, какие элементы поведения подтверждают это,
в каких ситуациях);

• пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляция, общая ско­
ванность или, наоборот, свобода движений испытуемого, характерные ин­
дивидуальные позы);

• мимика (выражение лица, сдержанность, выразительность мимики, в каких си­
туациях мимика бывает особенно оживленной, в каких — скованной);

• речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм;
стилистические особенности, содержание и культура речи, интонационное
богатство, включение в речь пауз, темп речи);

• поведение по отношению к другим людям — положение в коллективе и отно­
шение к этому, способ установления контакта, характер общения (деловое, лич­
ностное, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм); стиль общения (автори­
тарный, с ориентацией на собеседника, на себя), позиция в общении (активная,
пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности); нали­
чие противоречий в поведении — демонстрация различных, противоположных
по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях (в каких?);

• поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, не­
достаткам, преимуществам, возможностям, личным вещам);

• поведение в основной деятельности;

• примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также выс­
казываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.

Задание 2. Для того чтобы понять самого себя, выявить содержание определенного возрастного»этапа в вашей жизни, особенности воз-


П риложение. Практические и тестовые задания.

 

Задание 7.Что выступает субъективной составляющей структуры со­циальной ситуации развития ребенка? Приведите пример.

! детство

 

Дошкольное детство

Младшее школьное детство

Приложение.Практические и тестовые задания...

растной идентификации, используйте следующие вопросы и составь­те хронологическую таблицу вашего жизненного пути.

1. В какой семье вы родились? Как прошло ваше детство? Как жила ваша се­
мья? Как ее члены относились друг к другу?

2. Каковы ваши самые ранние воспоминания?

3. Что вам нравилось и что не нравилось в школе? Как в это время складыва­
лись ваши отношения с родителями? Кто были ваши друзья? Чем вы интере­
совались и что думали о будущей жизни?

4. Что изменилось, когда вы повзрослели? Как выбирали профессию? Каким
образом вы проводили свободное время?

5. Что представляется вам наиболее интересным и важным? Каковы ваши жиз­
ненные планы?

 

Основные даты События Переживания
     

Задание 3. Определите, кто из психологов рассматривал взаимосвязь обучения и развития следующим образом.

1. Процессы развития не совпадают с процессами обучения, первые идут вслед
за вторыми.

2. Обучение рассматривается как внешний процесс, который согласуется с хо­
дом развития, но не участвует в нем.

3. Обучение и есть развитие, они совпадают друг с другом.

а) Л. С. Выготский; в) у. Джемс; д) Е. Торндайк;

б) В. В. Давыдов; г) ж. Пиаже; е) Д. Б. Эльконин.

Задание 4. Распределите возрастные периодизации психического раз­вития следующих авторов по критериям, выделенным Л. С. Выготским.

 

Авторы Внешний признак Один из признаков Существенные особенности
Божович Л. И.      
Лисина М. И.      
Мухина В. С.      
Фепьдштейн Д. И.      
Петровский А. В.      

Задание 5. Определите, кто из психологов предложил и использовал в своих исследованиях выделенные ниже критерии периодизации пси­хического развития.

1. Социальная ситуация развития.

2. Ведущий вид деятельности.

а) Л. С. Выготский; в) А. Н. Леонтьев;

б) Л. И. Божович; г) Д. Б. Эльконин.

Задание 6. Заполните пропуски в следующем высказывании.

В рамках периодизации Д. Б. Эльконина переход от эпохи к эпохе связан с..., переход от периода к периоду связан с....

1) несоответствием между операционально-техническими возможностями ребен­
ка, задачами и мотивами деятельности, на основе которых они формируются;

2) со сменой ведущего типа деятельности.


 

I


Подростковый возраст

ранняя юность

Новообразования

Задание 8. Какие виды деятельности становятся ведущими и какие новообразования в них формируются в соответствии с периодизаци­ей Д. Б. Эльконина?

Во зрастные периоды

Ведущая деятельность

Ран

эе детство

Дошкольное детство

Младшее школьное детство

Подростковый возраст

Ранняя юность

Задание 9. Что является результатом процесса развития личности в различные возрастные периоды (по периодизации Д. И. Фельдштейна)?

 

Раннее детство  
Дошкольное детство  
Младшее школьное детство  
Подростковый возраст  
Ранняя юность_____________________________  

Задание 10. Что является зоной ближайшего и зоной актуального раз­вития в следующих возрастных периодах?

 

Возрастной период Зона ближайшего развития Зона актуального развитиия
Раннее детство    
Дошкольное детство    
Младшее школьное детство    
Подростковый возраст    
Ранняя юность_________________    

Задание 11. Как проявляются возрастные кризисы в следующих си­туациях?

Возрастной период Со взрослыми Со сверстниками С самим собой
| Раннее детство______      
Дошкольное детство      
Младшее школьное детство      
Подростковый возраст      
Ранняя юность______________      

Задание 12. Как происходит процесс самопознания в следующих возрастных периодах?

Раннее детство  
Дошкольное детство  
Младшее школьное детство  
Подростковый возраст  
Ранняя юность _____________________________________,  

 



 


Задание 13. Становление чувства взрослости подростка, связанное с доминированием ориентации на учебно-интеллектуальную деятель­ность, имеет для возрастного развития как преимущества, так и недо­статки. Назовите эти преимущества и недостатки. Задание 14. Соотнесите названия видов общения подростка и моти­вов, побуждающих, направляющих и придающих смысл тому или ино­му виду общения.

A. Интимно-личностное.

Б. Стихийно-групповое.

B. Социально-ориентированное.

1. Мотив взаимопомощи и сотрудничества со сверстниками.

2. «Быть как все».

3. Мотив самоутверждения среди сверстников.

4. Мотив взаимопомощи и сотрудничества со взрослыми.

5. Мотив самоутверждения сред» взрослых.

6. Мотив доверия и понимания.

7. Самоутверждение, самореализация в общем деле.

8. Мотив эмоционального сопереживания.

9. Переживание общих чувств радости, веселья.

Задание 15. Закончите предложения и обсудите их со своими товари­щами. Это вам поможет выявить проявления чувства взрослости как у себя, так и у своих однокурсников.

1. Мои родители...

2. Мне нравятся взрослые...

3. Большинство знакомых мне людей...

4. Когда буду взрослым, я...

5. Я еще недостаточно взрослый, чтобы...

6. Мое любимое занятие...

7. Взрослые любят...

8. Лет через десять у меня...

9. Люди, с которыми я общаюсь...

 

10. Думаю, что многие взрослые...

11. Я люблю читать книги...

12. Я считаю себя вполне взрослым, чтобы...

13. Я ссорюсь с родителями чаще всего из-за...

14. Мне не нравится, когда взрослые...

15. Если бы я был взрослым...

16. Больше всего мне хочется знать...

17. Я хотел бы научиться...

18. 19. 20.

' ° Я считаю, что имею право...

Со взрослым мне нравится обсуждать... В будущем я хотел бы...

Задание 16. Составьте психологический портрет старшего школьни­ка, переживающего кризис юности, связанный с обретением идентич­ности (по Э. Эриксону).

Задание 17. Проверьте собственные знания, выбрав из предложен­ных правильный вариант ответа.

1. Психологическими новообразованиями младшего школьного возраста явля­ются:

а) рефлексия; б) произвольность; в) внутренний план действий.


 

 

Приложение. Практические и тестовые- задания

2. Человек, достигший определенного уровня психического развития в про­
цессе самопознания начинает воспринимать и переживать самого себя как
единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я».
При этом он является:

а) индивидом; б) личностью; в) индивидуальностью.

3. Доминирующей функцией, определяющей работу других функций созна­
ния в младшем школьном возрасте, является:

а) память; б) воля; в) мышление; г) эмоции.

4. Социальная среда является для ребенка:

а) условием психического развития; б) стимулом психического развития; в) источником психического развития.

5. Каждому возрастному периоду (по Д. Б. Эльконину) соответствует определен­
ная..., в русле которой идет развитие и формирование личности ребенка, его
познавательных возможностей, характерных именно для этого периода:

а) психологическая структура; б) ведущая деятельность;

в) система новообразований; г) критическая ситуация.

6. С какого момента поведение ребенка можно охарактеризовать как интеллек­
туальное (исходя из теории Ж. Пиаже):

а) с момента выделения себя из окружающего мира;

б) с момента разделения цель—средство;

в) с момента произнесения первой фразы.

7. Учение впервые становится ведущей деятельностью для:

а) дошкольного возраста; б) младшего школьного возраста; в) подросткового возраста.

8. В теории культурно-исторического развития высших психических функций
Л. С. Выготского рассматривается вопрос о взаимоотношении обучения и
развития. Показано, что не всякое обучение является эффективным, а лишь
то, что находится в зоне:

а) актуального развития; б) ближайшего развития;

в) перспективного развития.

9. Подростковый возраст характеризуется:
а) слабостью целей; б) слабостью воли;
в) высокой социальной активностью.

10. Автором теории развития, сложившейся на основе общебиологического по­
нимания процесса развития как взаимосвязи ассимиляции и аккомодации,
является:

а) Д. Б. Эльконин; б) Ж. Пиаже; в) Э. Эрлксоп.

11.... — создает наиболее благоприятные условия для формирования у ребенка
определенных психических свойств и видов поведения:

а) критический период развития; б) сензитивный период развития:
в) период новорожденное™; г) социализация.

12. Мировоззрение и профессиональные интересы являются основным новооб­
разованием следующего возраста:

а) дошкольного; б) младшего школьного;

в) подросткового; г) юности.

13. Характеристикой... является возникновение элементарных логических рас­
суждений относительно объектов и событий, усвоение представлений о со­
хранении числа, массы, веса предмета, классификация объектов по отдель­
ным существенным признакам:

а) сеисомоторной стадии; б) дооперациональиой стадии;

в) стадии конкретных операций; г) стадии формальных операций.

14. Чувство того, что я остаюсь тем же самым, основанное, главным образом,
на преемственности моих целей, намерений и воспоминаний, это:



При ложение. Практические и тестовые задания

б) самоидентичность;

а) «Я-концепция». в) сензитивность.

15. Особое сочетание внутренних процессов развития и условий, которые яв­ляются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают дина­мику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования,;! возникающие к его окончанию, это:

а) ведущая деятельность; б) социальная ситуация развития; в) социальная имитация.

16.

Нормальному вхождению подростка во взрослость может служить:
а) расширение его прав; б) увеличение его обязанностей;

17.

в) поэтапное увеличение прав с увеличением круга обязанностей.
Отрицательными чертами в характере подростка, отнесенного А. Е. Личко
к..., является: несамостоятельность, безволие, следование за мнением груп­
пы, отсутствие критичности как в отношении себя, так и своего окружения:
а) лабильному тину; б) конформному типу;

в) истероидному типу; г) циклоидному типу.

18. Доминирующими чертами характера подростка, отнесенного А. Е. Лнчко
к психотипу..., являются: постоянно повышенное настроение, экстроверти-
рованность, открытость и радость от общения, хорошее самочувствие:
а) параноик; б) астеник;

в)сензитив; г) гипертим.

19.

Наибольший процент учащихся, у которых проявляется «школьная деза
даптация», относится к следующему возрасту:
а) дошкольному; б) младшему школьному;

в) подростковому; г) старшему школьному. 20. Возрастной кризис — это...

а) переход от одного ведущего вида деятельности к другому;

б) изменение отношений со взрослыми;

в) поведенческое указание ребенка на возникшую у него потребность перемен.
Задание 18. Проверь свои знания по юношеской психологии при
помощи следующего теста.

Инструкция. Если вы согласны с данным высказыванием, то слева, рядом с номером этого высказывания, ставьте знак «+»; если не согласны — знак «-»; если затрудняетесь дать определенный ответ — знак «?■>.

Примечание: В предлагаемых высказываниях будут встречаться слова: «дети», «юно­ши», «взрослые». Подразумевается, что «дети» — это учащиеся младших классов; «юно­ши» — молодые люди от 15 до 21года; «взрослые» — люди в возрасте 25-45 лет.

1. Поверхностность — характерная черта юношей.

2. По сравнению со взрослыми юноши более склонны к теоретизированию.

3. Если юноши думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть),
то взрослые выносят на первый план возможное (то, что ожидается в будущем). 1

4. Юношескому возрасту присуща категоричность суждений.

5. Взрослые в большей степени, чем юноши, склонны к поиску общих принци­
пов и законов поведения людей.

6. Юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои
умственные возможности.

7. К детям в большей степени, чем к юношам, нужен индивидуальный подход
в обучении и воспитании.

8. Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряжен-!
ность — характерные черты юношеского возраста.

9. Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в юношес
ком возрасте.


10. Дети в большей степени, чем юноши, склонны к «праздным» разговорам и
спорам об отвлеченных предметах.

11. Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди юношей.

12. В произведениях художественной литературы юношей больше интересуют
реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, свя­
занные с этими поступками и событиями.

13. Детям в большей степени, чем юношам, свойственно подчеркивать свои от­
личия от других людей.

14. «Чувство одиночества» — характерное переживание юношеского возраста.

15. Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется.

16. Особенности своей внешности и своего физического развития больше вол­
нуют юношей, чем мальчиков.

17. Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще юно­
ше, чем ниже уровень его интеллектуального развития.

18. Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (на неустойчивость,
подверженность влияниям и т. п.) — характерная черта юношеской само­
оценки.

19. Юноши ценят в педагоге его «человеческие качества» (сердечность, способность
к сопереживанию и т. п.) выше, чем его профессиональную компетентность.

20. Юноши склонны предъявлять максималистические требования к коллективу.

21. Юноши обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем
сами педагоги.

22. Трудности коммуникативного характера у юношей проявляются в большей
степени, чем у детей и взрослых^

23. Юноши обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литера­
турой.

24. Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правила­
ми в большей степени присуще взрослым, чем юношам.

Ключ. «Да» -1,2, 4, 6, 8, 14, 16, 18, 19, 20, 22.

«Нет»-3,5, 7,9, 10,11, 12, 13,15,17,21,23,24.

Задание 19. Ответив на следующие вопросы, вы узнаете, что преоб­ладает в вашей «Я-концепции» (по Е. А. Сорокоумовой).

1. Доволен ли ты своей внешностью?

2. Считаешь ли ты себя красивым?

3. Хотелось бы тебе участвовать в конкурсе красоты?
1. 11равится ли тебе твой характер?

 

5. Ты хорошо танцуешь?

6. Знаешь ли ты свои физические возможности?

7. Умеешь ли ты ладить с людьми?

8. Участвуешь ли ты в олимпиадах, конкурсах по учебным предметам?

9. Считаешь ли ты себя умным?

 

10. Обращаются ли к тебе за советом друзья?

11. Можешь ли ты организовать интересное дело?

12. У тебя много друзей?

13. Тебе нравится помогать людям?

14. Ты переживаешь, когда видишь горе другого?

15. Ты встречал счастливых людей?

Ключ. Преобладает «Я физическое» — 1, 2, 3, 5, 6 Преобладает «Я социальное» — 7, 10, 11,12,13 Преобладает «Я духовное» — 4, 8, 9, 14,15.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: