Задание 1. Составьте поведенческий портрет своего однокурсника, пользуясь следующими указаниями:
1) составляется в произвольной форме, возможны употребления оборотов,
литературных сравнений;
2) должен касаться как можно большего числа сторон и черт поведения;
3) может описывать любые особенности поведения, начиная с характерных
жестов и мимики и кончая наиболее общими характеристиками поведения;
4) не должен содержать в себе указаний на специфические черты внешности на
блюдаемого, по которым он легко узнается и безошибочно идентифицирует
ся, а также суждений и оценок наблюдателя относительно его личности;
5) наблюдение должно по возможности охватывать поведение испытуемого
в разнообразных ситуациях;
6) наблюдение следует проводить открыто, тактично, стараясь, чтобы испытуе
мый не заметил факта наблюдения.
В качестве общего плана нестандартизированного наблюдения предлагаются основные параметры «поведенческого портрета»:
• отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характера
наблюдаемого человека (стиль одежды и прическа испытуемого, насколько
он стремится в своем внешнем облике «быть таким как все» или выделить
ся, привлекать к себе внимание; равнодушен к своему внешнему виду или
придает ему особое значение, какие элементы поведения подтверждают это,
в каких ситуациях);
• пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляция, общая ско
ванность или, наоборот, свобода движений испытуемого, характерные ин
дивидуальные позы);
• мимика (выражение лица, сдержанность, выразительность мимики, в каких си
туациях мимика бывает особенно оживленной, в каких — скованной);
• речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм;
стилистические особенности, содержание и культура речи, интонационное
богатство, включение в речь пауз, темп речи);
|
• поведение по отношению к другим людям — положение в коллективе и отно
шение к этому, способ установления контакта, характер общения (деловое, лич
ностное, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм); стиль общения (автори
тарный, с ориентацией на собеседника, на себя), позиция в общении (активная,
пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности); нали
чие противоречий в поведении — демонстрация различных, противоположных
по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях (в каких?);
• поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, не
достаткам, преимуществам, возможностям, личным вещам);
• поведение в основной деятельности;
• примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также выс
казываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.
Задание 2. Для того чтобы понять самого себя, выявить содержание определенного возрастного»этапа в вашей жизни, особенности воз-
П риложение. Практические и тестовые задания. |
Задание 7.Что выступает субъективной составляющей структуры социальной ситуации развития ребенка? Приведите пример. |
! детство |
Дошкольное детство |
Младшее школьное детство |
Приложение.Практические и тестовые задания... |
растной идентификации, используйте следующие вопросы и составьте хронологическую таблицу вашего жизненного пути.
|
1. В какой семье вы родились? Как прошло ваше детство? Как жила ваша се
мья? Как ее члены относились друг к другу?
2. Каковы ваши самые ранние воспоминания?
3. Что вам нравилось и что не нравилось в школе? Как в это время складыва
лись ваши отношения с родителями? Кто были ваши друзья? Чем вы интере
совались и что думали о будущей жизни?
4. Что изменилось, когда вы повзрослели? Как выбирали профессию? Каким
образом вы проводили свободное время?
5. Что представляется вам наиболее интересным и важным? Каковы ваши жиз
ненные планы?
Основные даты | События | Переживания |
Задание 3. Определите, кто из психологов рассматривал взаимосвязь обучения и развития следующим образом.
1. Процессы развития не совпадают с процессами обучения, первые идут вслед
за вторыми.
2. Обучение рассматривается как внешний процесс, который согласуется с хо
дом развития, но не участвует в нем.
3. Обучение и есть развитие, они совпадают друг с другом.
а) Л. С. Выготский; в) у. Джемс; д) Е. Торндайк;
б) В. В. Давыдов; г) ж. Пиаже; е) Д. Б. Эльконин.
Задание 4. Распределите возрастные периодизации психического развития следующих авторов по критериям, выделенным Л. С. Выготским.
Авторы | Внешний признак | Один из признаков | Существенные особенности |
Божович Л. И. | |||
Лисина М. И. | |||
Мухина В. С. | |||
Фепьдштейн Д. И. | |||
Петровский А. В. |
Задание 5. Определите, кто из психологов предложил и использовал в своих исследованиях выделенные ниже критерии периодизации психического развития.
|
1. Социальная ситуация развития.
2. Ведущий вид деятельности.
а) Л. С. Выготский; в) А. Н. Леонтьев;
б) Л. И. Божович; г) Д. Б. Эльконин.
Задание 6. Заполните пропуски в следующем высказывании.
В рамках периодизации Д. Б. Эльконина переход от эпохи к эпохе связан с..., переход от периода к периоду связан с....
1) несоответствием между операционально-техническими возможностями ребен
ка, задачами и мотивами деятельности, на основе которых они формируются;
2) со сменой ведущего типа деятельности.
I
Подростковый возраст
ранняя юность
Новообразования |
Задание 8. Какие виды деятельности становятся ведущими и какие новообразования в них формируются в соответствии с периодизацией Д. Б. Эльконина?
Во зрастные периоды |
Ведущая деятельность
Ран |
эе детство
Дошкольное детство
Младшее школьное детство
Подростковый возраст
Ранняя юность
Задание 9. Что является результатом процесса развития личности в различные возрастные периоды (по периодизации Д. И. Фельдштейна)?
Раннее детство | |
Дошкольное детство | |
Младшее школьное детство | |
Подростковый возраст | |
Ранняя юность_____________________________ |
Задание 10. Что является зоной ближайшего и зоной актуального развития в следующих возрастных периодах?
Возрастной период | Зона ближайшего развития | Зона актуального развитиия |
Раннее детство | ||
Дошкольное детство | ||
Младшее школьное детство | ||
Подростковый возраст | ||
Ранняя юность_________________ |
Задание 11. Как проявляются возрастные кризисы в следующих ситуациях?
Возрастной период | Со взрослыми | Со сверстниками | С самим собой |
| Раннее детство______ | |||
Дошкольное детство | |||
Младшее школьное детство | |||
Подростковый возраст | |||
Ранняя юность______________ |
Задание 12. Как происходит процесс самопознания в следующих возрастных периодах?
Раннее детство | |
Дошкольное детство | |
Младшее школьное детство | |
Подростковый возраст | |
Ранняя юность _____________________________________, |
![]() |
Задание 13. Становление чувства взрослости подростка, связанное с доминированием ориентации на учебно-интеллектуальную деятельность, имеет для возрастного развития как преимущества, так и недостатки. Назовите эти преимущества и недостатки. Задание 14. Соотнесите названия видов общения подростка и мотивов, побуждающих, направляющих и придающих смысл тому или иному виду общения.
A. Интимно-личностное.
Б. Стихийно-групповое.
B. Социально-ориентированное.
1. Мотив взаимопомощи и сотрудничества со сверстниками.
2. «Быть как все».
3. Мотив самоутверждения среди сверстников.
4. Мотив взаимопомощи и сотрудничества со взрослыми.
5. Мотив самоутверждения сред» взрослых.
6. Мотив доверия и понимания.
7. Самоутверждение, самореализация в общем деле.
8. Мотив эмоционального сопереживания.
9. Переживание общих чувств радости, веселья.
Задание 15. Закончите предложения и обсудите их со своими товарищами. Это вам поможет выявить проявления чувства взрослости как у себя, так и у своих однокурсников.
1. Мои родители...
2. Мне нравятся взрослые...
3. Большинство знакомых мне людей...
4. Когда буду взрослым, я...
5. Я еще недостаточно взрослый, чтобы...
6. Мое любимое занятие...
7. Взрослые любят...
8. Лет через десять у меня...
9. Люди, с которыми я общаюсь...
10. Думаю, что многие взрослые...
11. Я люблю читать книги...
12. Я считаю себя вполне взрослым, чтобы...
13. Я ссорюсь с родителями чаще всего из-за...
14. Мне не нравится, когда взрослые...
15. Если бы я был взрослым...
16. Больше всего мне хочется знать...
17. Я хотел бы научиться...
18. 19. 20. |
' ° Я считаю, что имею право...
Со взрослым мне нравится обсуждать... В будущем я хотел бы...
Задание 16. Составьте психологический портрет старшего школьника, переживающего кризис юности, связанный с обретением идентичности (по Э. Эриксону).
Задание 17. Проверьте собственные знания, выбрав из предложенных правильный вариант ответа.
1. Психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются:
а) рефлексия; б) произвольность; в) внутренний план действий.
Приложение. Практические и тестовые- задания
2. Человек, достигший определенного уровня психического развития в про
цессе самопознания начинает воспринимать и переживать самого себя как
единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я».
При этом он является:
а) индивидом; б) личностью; в) индивидуальностью.
3. Доминирующей функцией, определяющей работу других функций созна
ния в младшем школьном возрасте, является:
а) память; б) воля; в) мышление; г) эмоции.
4. Социальная среда является для ребенка:
а) условием психического развития; б) стимулом психического развития; в) источником психического развития.
5. Каждому возрастному периоду (по Д. Б. Эльконину) соответствует определен
ная..., в русле которой идет развитие и формирование личности ребенка, его
познавательных возможностей, характерных именно для этого периода:
а) психологическая структура; б) ведущая деятельность;
в) система новообразований; г) критическая ситуация.
6. С какого момента поведение ребенка можно охарактеризовать как интеллек
туальное (исходя из теории Ж. Пиаже):
а) с момента выделения себя из окружающего мира;
б) с момента разделения цель—средство;
в) с момента произнесения первой фразы.
7. Учение впервые становится ведущей деятельностью для:
а) дошкольного возраста; б) младшего школьного возраста; в) подросткового возраста.
8. В теории культурно-исторического развития высших психических функций
Л. С. Выготского рассматривается вопрос о взаимоотношении обучения и
развития. Показано, что не всякое обучение является эффективным, а лишь
то, что находится в зоне:
а) актуального развития; б) ближайшего развития;
в) перспективного развития.
9. Подростковый возраст характеризуется:
а) слабостью целей; б) слабостью воли;
в) высокой социальной активностью.
10. Автором теории развития, сложившейся на основе общебиологического по
нимания процесса развития как взаимосвязи ассимиляции и аккомодации,
является:
а) Д. Б. Эльконин; б) Ж. Пиаже; в) Э. Эрлксоп.
11.... — создает наиболее благоприятные условия для формирования у ребенка
определенных психических свойств и видов поведения:
а) критический период развития; б) сензитивный период развития:
в) период новорожденное™; г) социализация.
12. Мировоззрение и профессиональные интересы являются основным новооб
разованием следующего возраста:
а) дошкольного; б) младшего школьного;
в) подросткового; г) юности.
13. Характеристикой... является возникновение элементарных логических рас
суждений относительно объектов и событий, усвоение представлений о со
хранении числа, массы, веса предмета, классификация объектов по отдель
ным существенным признакам:
а) сеисомоторной стадии; б) дооперациональиой стадии;
в) стадии конкретных операций; г) стадии формальных операций.
14. Чувство того, что я остаюсь тем же самым, основанное, главным образом,
на преемственности моих целей, намерений и воспоминаний, это:
![]() |
![]() |
При ложение. Практические и тестовые задания |
б) самоидентичность; |
а) «Я-концепция». в) сензитивность.
15. Особое сочетание внутренних процессов развития и условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования,;! возникающие к его окончанию, это:
а) ведущая деятельность; б) социальная ситуация развития; в) социальная имитация.
16. |
Нормальному вхождению подростка во взрослость может служить:
а) расширение его прав; б) увеличение его обязанностей;
17. |
в) поэтапное увеличение прав с увеличением круга обязанностей.
Отрицательными чертами в характере подростка, отнесенного А. Е. Личко
к..., является: несамостоятельность, безволие, следование за мнением груп
пы, отсутствие критичности как в отношении себя, так и своего окружения:
а) лабильному тину; б) конформному типу;
в) истероидному типу; г) циклоидному типу.
18. Доминирующими чертами характера подростка, отнесенного А. Е. Лнчко
к психотипу..., являются: постоянно повышенное настроение, экстроверти-
рованность, открытость и радость от общения, хорошее самочувствие:
а) параноик; б) астеник;
в)сензитив; г) гипертим.
19. |
Наибольший процент учащихся, у которых проявляется «школьная деза
даптация», относится к следующему возрасту:
а) дошкольному; б) младшему школьному;
в) подростковому; г) старшему школьному. 20. Возрастной кризис — это...
а) переход от одного ведущего вида деятельности к другому;
б) изменение отношений со взрослыми;
в) поведенческое указание ребенка на возникшую у него потребность перемен.
Задание 18. Проверь свои знания по юношеской психологии при
помощи следующего теста.
Инструкция. Если вы согласны с данным высказыванием, то слева, рядом с номером этого высказывания, ставьте знак «+»; если не согласны — знак «-»; если затрудняетесь дать определенный ответ — знак «?■>.
Примечание: В предлагаемых высказываниях будут встречаться слова: «дети», «юноши», «взрослые». Подразумевается, что «дети» — это учащиеся младших классов; «юноши» — молодые люди от 15 до 21года; «взрослые» — люди в возрасте 25-45 лет.
1. Поверхностность — характерная черта юношей.
2. По сравнению со взрослыми юноши более склонны к теоретизированию.
3. Если юноши думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть),
то взрослые выносят на первый план возможное (то, что ожидается в будущем). 1
4. Юношескому возрасту присуща категоричность суждений.
5. Взрослые в большей степени, чем юноши, склонны к поиску общих принци
пов и законов поведения людей.
6. Юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои
умственные возможности.
7. К детям в большей степени, чем к юношам, нужен индивидуальный подход
в обучении и воспитании.
8. Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряжен-!
ность — характерные черты юношеского возраста.
9. Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в юношес
ком возрасте.
10. Дети в большей степени, чем юноши, склонны к «праздным» разговорам и
спорам об отвлеченных предметах.
11. Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди юношей.
12. В произведениях художественной литературы юношей больше интересуют
реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, свя
занные с этими поступками и событиями.
13. Детям в большей степени, чем юношам, свойственно подчеркивать свои от
личия от других людей.
14. «Чувство одиночества» — характерное переживание юношеского возраста.
15. Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется.
16. Особенности своей внешности и своего физического развития больше вол
нуют юношей, чем мальчиков.
17. Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще юно
ше, чем ниже уровень его интеллектуального развития.
18. Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (на неустойчивость,
подверженность влияниям и т. п.) — характерная черта юношеской само
оценки.
19. Юноши ценят в педагоге его «человеческие качества» (сердечность, способность
к сопереживанию и т. п.) выше, чем его профессиональную компетентность.
20. Юноши склонны предъявлять максималистические требования к коллективу.
21. Юноши обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем
сами педагоги.
22. Трудности коммуникативного характера у юношей проявляются в большей
степени, чем у детей и взрослых^
23. Юноши обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литера
турой.
24. Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правила
ми в большей степени присуще взрослым, чем юношам.
Ключ. «Да» -1,2, 4, 6, 8, 14, 16, 18, 19, 20, 22.
«Нет»-3,5, 7,9, 10,11, 12, 13,15,17,21,23,24.
Задание 19. Ответив на следующие вопросы, вы узнаете, что преобладает в вашей «Я-концепции» (по Е. А. Сорокоумовой).
1. Доволен ли ты своей внешностью?
2. Считаешь ли ты себя красивым?
3. Хотелось бы тебе участвовать в конкурсе красоты?
1. 11равится ли тебе твой характер?
5. Ты хорошо танцуешь?
6. Знаешь ли ты свои физические возможности?
7. Умеешь ли ты ладить с людьми?
8. Участвуешь ли ты в олимпиадах, конкурсах по учебным предметам?
9. Считаешь ли ты себя умным?
10. Обращаются ли к тебе за советом друзья?
11. Можешь ли ты организовать интересное дело?
12. У тебя много друзей?
13. Тебе нравится помогать людям?
14. Ты переживаешь, когда видишь горе другого?
15. Ты встречал счастливых людей?
Ключ. Преобладает «Я физическое» — 1, 2, 3, 5, 6 Преобладает «Я социальное» — 7, 10, 11,12,13 Преобладает «Я духовное» — 4, 8, 9, 14,15.