Духовное образование в XVIII веке




В начале XVIII века Петр I провел реформу школьного образования. Одной из его главных забот было насаждение в России европейского просвещения. Он потратил много сил на организацию школ, которые готовили бы знающих людей для армии и флота, для горного дела и строительства крепостей. Однако светские училища и по числу учащихся, и по уровню образования значительно отставали от ранее устроенных духовных школ. По характеру своего образования эти школы были подобны европейским университетам – они выпускали не только богословов, но и специалистов для государственной службы, переводчиков, медиков, преподавателей.

Петр своим указом от 1721 года ввел обязательное духовное образование для детей духовенства. Те, кто не обучался в школах, не допускались к церковным должностям, их запрещено было принимать и в «чины гражданской службы», кроме солдатского. Этот указ поддержал и Святейший Синод Русской Церкви.

Согласно синодальному «Регламенту», все необученные дети духовенства исключались из духовного сословия и подлежали обязательной рекрутчине. Этим же документом каждому архиерею вменялось в обязанность открывать духовные школы у себя в епархии и содержать их на свои средства.

После издания императорского указа епархиальные школы стали быстро расти. В течение первых пяти лет школы были открыты почти во всех епархиях Русской Церкви. Причем в школы принимались уже грамотные мальчики, получившие начальное образование у себя дома или в цифирных школах, организованных при храмах и монастырях для детей всех сословий.

Все духовные школы представляли собой закрытые учебные заведения, подобно военным «корпусам». Для воспитанников вводились строгие правила внутреннего распорядка. Общежития при них назывались «семинариями». Впоследствии этим словом стали называть и сами духовные школы. Свидания с родными дозволялись семинаристам крайне редко. Ректор, инспектор, наставники и учителя обязаны были жить вместе с воспитанниками. Школьная дисциплина была весьма суровой. За нарушения распорядка и другие провинности секли розгами не только семинаристов, но даже их наставников.

К 30-м годам XVIII столетия в духовных школах был введен полный латинский курс по образцу Киевской Академии. Школы, сумевшие внедрить такой курс, получали название семинарий, остальные стали считаться более низкими по уровню духовными училищами. Все преподавание велось на латинском языке. Учеников в процессе обучения заставляли не только писать и говорить на этом языке, но и общаться только на нем вне аудиторий. Для контроля над этим, особенно среди учеников низших классов, были изобретены длинные листы, вложенные в футляр. Так, сказавшему что-нибудь «не по-латине» давался этот лист, в который вписывалось имя провинившегося. Ученик носил этот лист до тех пор, пока сам не ловил следующего проговорившегося «не по-латине» нарушителя. Тот из учеников, у кого этот лист оставался на ночь, подвергался порке. В дисциплине школьному начальству помогали и ученики, как правило, старших классов. Они надзирали над младшими, имея особые латинские титулы. Визитаторы, например, следили за учениками, жившими за стенами школы, сеньоры и директоры контролировали порядок в общежитии, цензоры следили за поведением в храме, а авдиторы репетиторствовали со слабейшими.

На заучивание латинских слов и штудирование латинской грамматики уходило много сил. Но это имело и свои положительные стороны. Латинский язык в то время был международным языком европейской богословской и светской науки. Знание его открывало доступ к этой сокровищнице знаний и значительно расширяло кругозор учеников семинарий. Лучших учеников направляли в духовные академии, которых к концу XVIII века стало четыре – в Петербурге, Москве, Киеве и Казани.

 

 

СЛОВАРЬ

 

«Апостол » — богослужебная книга

Архиерей – высшая степень священной иерархии (священства)

Архимандрит —в православной церкви: высшее звание священника монаха; почетный титул настоятелей мужских монастырей, ректоров духовных учебных заведений.

Би́блия (Священное Писание) — собрание текстов, являющихся священными в иудаизме и христианстве.

Благословение –это дозволение что-то сделать, напутствие.

Божественная Литургия — главное христианское богослужение

Владыка - неофициальное титулование архиереев (епископов, архиепископов, митрополитов; патриархов называют «Святейший владыка») в русском, сербском, македонском и болгарском православии.

Евангелиеэто книга о земных годах жизни Иисуса Христа, о Его учении и совершенных Им чудесах, Крестной смерти и Воскресении.

Епа́рхия в христианской церкви — территориальная единица (церковно-административный округ) во главе с епископом (архиереем)

Епископ —священнослужитель высшей степени в церковной иерархии христианской церкви.

Игу́мен — духовный сан в Православной церкви, руководитель (начальник) православного монастыря.

Кли́рос — в православной церкви место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы.

Митрополит – архиерей областного города – правительственная степень епископа

Мо́щи — останки людей, причисленных после смерти к лику святых. Мощи святых являются объектом почитания в Православной, Католической и других христианских церквях

Обитель (монастырь)- жилище человека, сознательно отвергшего земные радости.

Патриарх — титул епископа-предстоятеля автокефальной (независимой) православной Церкви в ряде Поместных (обладающих самостоятельностью во внутреннем управлении) церквей.

Патриа́рший местоблюсти́тель в православии — епископ, временно исполняющий обязанности патриарха как предстоятеля Поместной церкви.

Префект (духовный инспектор) — со времён Петра I инспектор духовных семинарий в России

Псалтирь, Псалтырь — библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песен (псалмов), излагающих благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях.

Святе́йший прави́тельствующий сино́д — высший орган церковно-государственного управления Русской церковью в синодальный период (1721—1917)

Святи́тель — чин святости, в котором почитаются епископы (архиереи), канонизированные Церковью за праведную жизнь, особые заслуги в качестве духовных пастырей и труд на устроение Церкви.

Семина́рия — учебное заведение для подготовки христианского духовенства.

Синодэто высшее церковное учреждение. Слово «синод» происходит из греческого языка и переводится как «собрание», «собор».

Часосло́в — богослужебная книга, содержащая неизменяемые молитвы суточного богослужебного круга, предназначенные для исполнения служителями храма: чтецами и певчими.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: