Региональные и национальные туристские организации играют огромную роль в туристской индустрии. Многие из них входят в состав крупных международных организаций и используют их ресурсы для проведения конференций и научных исследований, а также сбора информации о новых тенденция в мировом туризме. Зачастую эти ресурсы стоят слишком дорого, чтобы региональные организации могли самостоятельно их использовать.
Главная задача региональных организаций – обеспечение инфраструктурной поддержки развивающейся сферы туризма, чтобы:
· привлечь клиентов в свои регионы;
· обеспечить турагентов необходимой им для ответов на вопросы клиентов информацией о регионе.
Они также стремятся «продать» свой регион за границу, что открывает путь для развития частного бизнеса, который начинает эффективнее распоряжаться своими гостиницами, турами, мощностями и т.д. У туристских организаций есть масса способов «продажи» региона – многие из них нацелены на турагента.
К примеру, они открывают представительства за границей, со следующими функциями:
· организовать участие частного сектора в глобальных и региональных туристских ярмарках – Всемирной туристской выставке в Лондоне (World Travel Market, WTM), Международной туристской выставке в Берлине (Internationale Tourismus Borse, ITB – англ. International Tourism Exchange, ITE), Европейской выставке бизнес-туризма и бизнес-встреч (European Incentive & Business Travel & Meetings exhibitions, EIBTM) и др.;
· провести рекламные кампании в сотрудничестве с частным сектором и авиакомпаниями;
· работать с туристским бизнесом в странах, являющихся потенциальными партнерами, для того, чтобы увеличить долю информации, предоставляемую в их брошюрах по региону или стране;
· разработать точные ответы на вопросы о безопасности, визах, мощностях и т.д.;
· проводить исследования от имени частного сектора.
В настоящее время, особенно в развивающихся странах, во многих городах открываются собственные бюро туризма. Множество областей, государств и городов уверено в том, что их туристское предложение уникально, и поэтому они более эффективно действуют самостоятельно.
В ряде стран национальные туристские организации представляют собой крупные министерства, иногда их возглавляет министр с портфелем, иногда они входят в состав министерств экономики, культуры, транспорта, спорта. Обычно роль министерства для регуляции турбизнеса огромна – министерство разрабатывает генеральный план по развитию туризма или проводит этот план в жизнь, совершенствует действующее законодательство. В последние годы многие туристские организации сталкиваются с бюджетными проблемами и переформировываются с передачей ведущей роли частному сектору. Это делает их более эффективными, кроме прочего, посредством более строгого отношения к финансовой отчетности. Национальные туристские организации также работают в тесном контакте с ассоциациями частной торговли, включающими местные гостиницы, гидов, турагентов, сувенирные магазины и прочее. Такие ассоциации являются миниатюрными версиями гигантских международных организаций и работают для достижения тех же результатов в своем масштабе – защита интересов участников от жесткой регуляции и налогообложения, организация форумов по вопросам рынка, проведение исследований и курсов обучения.
В Российской Федерации наиболее крупной авторитетной национальной туристской организацией является РСТ – Российский Союз Туриндустрии (президент – Сергей Шпилько,вице-президент – Юрий Барзыкин). Официальный сайт www.rostourunion.ru.
РСТ был создан в 1993 г. До 2002 г. организация называлась Российской Ассоциацией туристических агентств (РАТА). Основные задачи РСТ – создание в стране цивилизованного туристского рынка и повышение конкурентоспособности национального туристского продукта услуг в сфере туризма.
Российский Союз Туриндустрии – крупнейшее отраслевое объединение, в которое входят туроператоры, турагентства, гостиницы, санаторно-курортные учреждения, транспортные, страховые, консалтинговые, IT-компании, учебные заведения, СМИ, общественные и иные организации в сфере туризма.
В настоящее время в Союз входят более 650 организаций из России, стран ближнего и дальнего зарубежья, а с учетом членов других туристских и гостиничных ассоциаций, вошедших в РСТ, Союз представляет интересы более 1300 предприятий туриндустрии. В структуру РСТ входят 11 региональных отделений – Северо-Западное, Приморское, Красноярское, Хабаровское, Тверское, Нижегородское, Бурятское, Удмуртское, Ростовское, Приволжское и отделение РСТ на Кавказских Минеральных Водах. В рамках Союза работают комиссии: санаторно-курортная, по внутреннему туризму, правовая, страховая, автобусная. Предприятия-члены РСТ зарегистрированы и имеют филиалы в более чем 70 городах России.
РСТ защищает коллективные интересы участников Союза и права обслуживаемых ими клиентов, участвует в работе по:
• совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере туризма;
• противодействию монополизации туристского рынка;
• оперативному разрешению конфликтных ситуаций в сфере туризма;
• привлечению инвестиций для развития туристской инфраструктуры;
• совершенствованию системы подготовки кадров;
• созданию новых турпродуктов и продвижению новых туристских направлений;
• внедрению новых технологий.
РСТ участвует в разработке проектов законов, реализует маркетинговые, образовательные, информационные проекты, в числе которых – ежедневная электронная газета RATA-news, серия каталогов по въездному туризму Just Russia, специализированный портал о санаторно-курортном лечении и оздоровительном туризме «СанКурТур», общероссийский добровольный Генеральный реестр туристических агентств, информационная поддержка туристских брендов и дестинаций, организация инфотуров для руководителей предприятий туриндустрии и журналистов.
РСТ – член Всемирной Туристской организации (UN WTO), Торгово-промышленной палаты РФ и Российского Союза промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».
Другая влиятельная общероссийская организация – Ассоциация туроператоров России (АТОР). Создана в 2007 г. в Москве крупнейшими туроператорами, для которых развитие туристского рынка и заинтересованность в общих стандартах для отрасли являются основополагающими принципами работы. данный момент в АТОР входит около 50 крупнейших компаний-туроператоров из различных регионов России, объединяющих примерно 70% всего турпотока страны. Все члены АТОР внесены в Единый Федеральный реестр туроператоров России и имеют страховую гарантию. На сайте Ассоциации всегда можно ознакомиться с самыми актуальными новостями туризма и новостями компаний-членов АТОР. С 2009 года - ассоциированный член Всемирной Туристской организации (UNWTO). Исполнительный директор АТОР – Майя Ломидзе. Официальный сайт: www.atorus.ru
Миссия АТОР:
· Повышение конкурентоспособности предпринимательской и иной экономической деятельности российских туроператоров на внутреннем и международном рынках, а также их социальной ответственности перед гражданами, обществом и государством;
· Содействие развитию в Российской Федерации ответственного, устойчивого и всеобще доступного туризма как условия достойной жизни и свободного развития человека в социальном государстве, решающего фактора качества жизни граждан, а также привилегированного средства их индивидуального и коллективного совершенствования;
· Содействие реализации и защите прав и законных интересов юридических лиц, граждан Российской Федерации в области туризма, санаторно-курортной сферы и иных отраслях жизнедеятельности, связанных с туризмом;
· Содействие проведению фундаментальных и прикладных научных (научно-технических) исследований в сфере туристской деятельности, экспериментальных разработок, практическому внедрению научных и научно-технических результатов.
На Среднем Урале интересы туриндустрии защищает созданная в 1996 г. межрегиональная некоммерческая организация «Уральская Ассоциация туризма» (УАТ) (см. сайт www.uat1996.ru). Уральский федеральный университет является корпоративным членом УАТ.
В составе УАТ – свыше 70 туристских и транспортных компаний, предприятий гостиничного и страхового сервиса, операторов выставочной деятельности, высших учебных заведений, средств массовой информации. Ассоциация продуктивно взаимодействует с органами, курирующими развитие туризма на муниципальном и региональном уровне, Российским Союзом туриндустрии, туристскими ассоциациями регионов России.
Президент УАТ в 1996-2009 гг. – Сергей Брулев (бывший руководитель Бюро международного молодежного туризма «Спутник» в Екатеринбурге / Свердловске); с ноября 2009 г. по июнь 2018 г. – Дмитрий Бугров (первый проректор УрФУ); с июня 2018 г. по настоящее время – Максим Пузанков (руководитель группы компаний «Виста»).
Цели УАТ:
· становление в Уральском регионе современной высокоразвитой и конкурентоспособной туристской индустрии;
· повышение качества обслуживания туристов;
· методическое содействие развитию туристской индустрии в Уральском регионе;
· координация деятельности участников рынка туристских услуг;
· формирование благоприятных для туриндустрии финансово-экономических условий, совершенствование действующей нормативно-правовой базы по регулированию туристской деятельности.
Задачи УАТ:
· привлечение интеллектуальных, финансовых, организационных и иных ресурсов членов УАТ для реализации уставной деятельности Ассоциации;
· организация информационной, консультативной и методической помощи членам Ассоциации;
· разработка предложений по совершенствованию действующих законов и иных нормативных актов по регулированию туристской деятельности;
· содействие в формировании соответствующих законодательных инициатив по вопросам правовой, экономической и социальной политики, отвечающей профессиональным интересам членов Ассоциации;
· обобщение практики применения действующих законов и иных нормативных актов по регулированию туристской деятельности;
· взаимодействие с другими ассоциациями туристской индустрии, в т.ч. с международными;
· совершенствование деятельности всех организаций, связанных со сферой туризма и гостеприимства.
Примеры других региональных туристских организаций:
· Пермская туристическая гильдия (создана в 1999 г., объединяет свыше 40 предприятий и организаций);
· Челябинская Ассоциация туристических организаций – ЧАТО (создана в 1997 г., в составе – 18 участников);
· Региональная Ассоциация Тюменских туристических организаций – РАТТО (создана в 2010 г., в составе – 10 предприятий).
Выводы.
Туристские организации и ассоциации являются важным источником новых направлений развития мирового туристского бизнеса, статистики, ноу-хау и иных видов информации. Они играют значительную роль в защите интересов как индустрии в целом, так и своего, специфического, сектора туристской сферы. Кроме того, именно в рамках этих организаций происходит контакт различных кругов, связанных с турбизнесом, расширяется сфера профессионального общения.