Образовательный мониторинг - целевое, системное наблюдение за качеством образования в системе школы, позволяющее отслеживать отклонения от государственных образовательных стандартов и уровень удовлетворения образовательных потребностей. Основные принципы образовательного мониторинга:
1) целенаправленность - соответствие мониторинговой деятельности общему стратегическому направлению цели;
2) научность – мониторинг строится с опорой на новейшие достижения педагогической науки и передовой практики, современной теории управления;
3) нормативность - опора при организации и осуществлении мониторинга на нормативные документы;
4) целостность и непрерывность - рассмотрение объектов мониторинга в их взаимосвязи;
5) оптимальность – объекты мониторинга требуют применения адекватной технологии;
6) эффективность – система процедур, применяемая в процессе мониторингового исследования, должна способствовать переводу системы в новое качественное состояние;
7) компетентность – сотрудники образовательной организации, проводящие мониторинг, должны владеть знаниями о способах изучения объекта и средствах его регулирования и коррекции.
Так как фактические результаты деятельности, степень отклонения сравниваются с нормой, то она является необходимым условием и основанием мониторинга. При этом установление уровня соответствия процесса и его результатов стандарту или норме представляет собой контроль.
Внешний мониторинг предполагает изучение результатов, а также анализ и оценку условий и процесса образования независимыми комиссиями. Внутренний мониторинг — главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности школы для принятия управленческих решений.
В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий с целью обеспечения обратной связи и осведомления о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.
Изучение динамики процессов обновления, их учет в планировании работы является залогом успешного функционирования и развития в условиях трансформирующейся внешней среды.
Система мониторинга включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в целом.
Цель мониторинга: обеспечение уровня преподавания и качества обучения, воспитания и развития обучающихся, соответствующего требованиям, предъявляемым к российскому образованию, и позволяющего создать целостную образовательную среду.
Объектами школьного мониторинга являются:
- достижение обучающимися уровня обученности в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;
- обеспечение содержания образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
- выполнение программ вариативной части и инвариантной части учебного плана;
- качество преподавания, методический уровень и повышение квалификации педагогов;
- организация преемственности в преподавании и обучении между всеми уровнями обучения;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований к образовательному процессу.
Мониторинг включает в себя проверку, оценку и сопоставление количественных и качественных результатов обученности, воспитанности и развития обучающихся, роста профессионального мастерства учителей. Мониторинг проводится как по промежуточным, так и по конечным результатам. Такой подход позволяет своевременно корректировать темпы прохождения программ, содержание образования, выбор форм, средств и методов обучения.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется по традиционным направлениям:
- контроль качества преподавания:
- выполнение учебных программ;
- эффективность урока;
- методический уровень учителя, рост профессионального мастерства;
- обеспеченность учебным и дидактическим материалом;
- индивидуальная работа с детьми;
- соответствие преподавания настоящей Программы ООО;
- выполнение санитарно-гигиенических требований;
- контроль качества обучения:
- уровень знаний, умений и навыков обучающихся;
- выполнение требований государственных образовательных стандартов;
- контроль ведения школьной документации;
- ведение журналов;
- ведение дневников обучающихся;
- ведение тетрадей обучающихся;
- оформление личных дел обучающихся.
Формирование плана мониторинга производится на основе анализа данных диагностических срезов знаний, мониторинга различных направлений, объектов и субъектов образовательной деятельности Школы.
Основные задачи, решаемые в ходе мониторинга:
- получение объективной информации о качестве предоставляемых образовательных услуг;
- систематизация полученной информации;
- обеспечение регулярного и наглядного представления информации об изменении качества обучения;
- информационное обеспечение анализа и планирования дальнейшей работы в области повышения качества образовательных услуг.
В течение учебного года мониторинг качества обучения осуществляется по следующим направлениям:
- уровень сформированности обязательных результатов обучения: посещение уроков; административные контрольные работы, тесты; сравнительный анализ;
- качество знаний обучающихся: государственная итоговая аттестация, олимпиады, конкурсы; сравнительный анализ итогов учебного года по предметам с результатами прошлых лет;
- общая и качественная успеваемость: отчёты учителей по итогам триместров и учебного года; сравнительный анализ итогов учебного года с результатами прошлых лет; динамика успеваемости по классам;
- степень готовности выпускников к государственной итоговой аттестации: посещение уроков; анкетирование; предварительный контроль; проверка документации.
В течение года проводится мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения по русскому языку, математике, другим предметам (по необходимости) в виде административных контрольных работ:
- стартовый (входной) контроль, цель которого определить степень устойчивости знаний обучающихся, выяснить причины потери знаний за летний период и наметить меры по устранению выявленных пробелов в процессе повторения материала прошлых лет;
- промежуточный (по четвертям) контроль, целью которого является отслеживание динамики обученности обучающихся, коррекция деятельности учителя и учеников для предупреждения неуспеваемости;
- итоговый (годовой) контроль, цель которого состоит в определении уровня сформированности знаний, умений и навыков при переходе обучающихся в следующий класс, отслеживании динамики их обученности, прогнозировании результативности дальнейшего обучения, выявлении недостатков в работе, планировании внутреннего контроля на следующий учебный год по предметам и классам, по которым получены неудовлетворительные результаты мониторинга.
Критериями мониторинга учебно-воспитательного процесса являются следующие показатели:
показатели качества образовательной деятельности:
- обученность (результаты учебного процесса по предмету).
- уровень сформированности общеучебных ЗУН (знаний, умений и навыков);
показатели качества ресурсного обеспечения:
- сохранение и расширение материально-технической базы: сроки службы школьного имущества, полнота укомплектованности мебелью, учебниками, расходными материалами;
- рациональное использование столовой, спортзала, спортплощадки;
- эффективность использования компьютерного оборудования;
показатели качества учебного плана и образовательных программ:
- рациональность учебного плана: сбалансированность компонентов, практико-ориентированность;
- эффективность учебных программ: преемственность и согласованность содержания программ по годам обучения и предметным областям;
- наличие специалистов по каждому предмету;
- полное учебно-методическое обеспечение;
показатели качества достижений обучающихся:
- высокие учебные достижения обучающихся: результаты стандартных контрольных срезов, результаты ЕГЭ, количество медалистов, количество призеров и победителей предметных олимпиад, конкурсов разного уровня;
- высокие внеучебные достижения обучающихся: участие в кружках по интересам и спортивных секциях, количество победителей конкурсов и спортивных соревнований, участие в социальных проектах разного уровня;
- продолжение обучения выпускников;
показатели качества педагогического коллектива:
- количественный показатель учителей с высшей и первой квалификационной категорией;
- наличие курсовой переподготовки (курсов повышения квалификации) учителей;
- активность и результативность деятельности педагогического коллектива;
- участие в педагогических форумах, конкурсах педагогического мастерства, социальных проектах (результативность участия);
показатели качества культуры и психологического климата:
- высокий уровень безопасности и здоровьесбережения обучающихся;
- работа по сохранению контингента обучающихся и педагогов;
- высокие показатели исследований по проблемам физического и психического здоровья обучающихся;
- высокие показатели исследований по состоянию психологического климата школы;
личностные достижения родителей обучающихся:
- обеспечение систематического контроля за результатами обучения ребенка;
- исполнение рекомендаций учителей, классного руководителя.