I. Сущность интерактивного обучения




Лекция №6

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫИ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ

1. Сущность интерактивного обучения.

2. Интерактивные формы обучения.

3. Интерактивные методы и приемы обучения учащихся и студентов.

4. Виды современных образовательных технологий и их характерные особенности.

5. Инновационные педагогические технологии.

 

I. Сущность интерактивного обучения

Переход на многоуровневую систему в высшей профессиональной школе предполагает активное внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий.

Перед российскими вузами в ближайшие годы стоит задача выработать образовательные технологии, которые позволяют формировать у обучающихся требуемые образовательной программой универсальные (общекультурные) и профессиональные компетенции.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО, образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают основные образовательные программы подготовки бакалавра и магистра, которые включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитания обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. ФГОС ВПО обязывают вузы разработать для каждой программы соответствующий набор образовательных технологий.

Компетентностно-ориентированный образовательный процесс студентоцентричен. Он подразумевает ответственное отношение студента к процессу и результатам собственного обучения. В соответствии с идеологией Болонского процесса обучение должно осуществляться в форме индивидуальных для каждого студента образовательных траекторий и асинхронного учебного процесса, при котором обучающиеся имеют возможность освоить именно тот набор учебных курсов и иных видов учебной работы, который необходим им для будущей успешной профессиональной реализации.

Однако и в условиях привычного синхронного группового обучения возможны и необходимы изменения в образовательных технологиях. Общим вектором этого изменения должны стать активизация познавательной деятельности студента, повышение уровня его мотивации и ответственности за качество освоения образовательной программы.

ФГОС определяет, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, различного рода тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов (рис. 1.6).

Под интерактивным обучением подразумевается обучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации студентов, образовательный процесс для которых проходит в групповой совместной деятельности. В отличие от предшествующих Государственных образовательных стандартов ФГОС определяет долевое соотношение традиционных и инновационных форм обучения: «удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий» (цифры могут несколько различаться во ФГОС по разным направлениям подготовки).

 

Рис. 1. Активные и интерактивные формы проведения учебных занятий

Изменение вектора образовательного процесса с подхода, основанного на знаниях, на практико-ориентированный, компетентностный подход к результатам образовательного процесса, неизбежно привело к постановке проблемы технологий и методов обучения, которыми эта практико-ориентированность и компетентность будет достигаться. Первостепенную роль в достижении поставленных целей играют активные и интерактивные формы и методы обучения.

При активном обучении студент в большей степени выступает субъектом учебной деятельности, чем при пассивном обучении, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания.

Активные методы обучения позволяют успешно формировать:

- способность адаптироваться в группе;

- умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией;

- готовность принять на себя ответственность за деятельностью группы;

- способность выдвигать и формулировать идеи, проекты;

- готовность идти на оправданный риск и принимать нестандартные решения;

- умение избегать повторения ошибок и просчетов;

- способность ясно и убедительно излагать свои мысли, быть немногословным, но понятным;

- способность предвидеть последствия предпринимаемых шагов;

- умение эффективно управлять своей деятельностью и временем.

Интерактивные методы (от англ. interaction – взаимодействие, воздействие друг на друга) – методы обучения, основанные на взаимодействии обучающихся между собой.

Интерактивное обучение – это:

- обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта;

- обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий;

- обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог.

Сущность интерактивного обучения состоит в том, что оно опирается не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и с другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы в команде на основе анализа ситуационных профессиональных задач и актуальной информации.

Среди ведущих признаков и инструментов интерактивного взаимодействия, выделяются полилог, диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свобода выбора, ситуация успеха, рефлексия (табл. 1).

 


Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: