Признаки и инструменты интерактивного взаимодействия | Характеристики способов интерактивного взаимодействия |
1. Полилог | - интенсивное межличностное общение, партнерство, сотрудничество; - право каждого участника на собственную точку зрения и возможность ее высказать; - возможность существования в полилоге альтернативных точек зрения, отказ от абсолютных истин |
2. Диалог | - сотрудничество педагога и обучаемого как равных партнеров по взаимодействию; - умение слушать и слышать друг друга, задавать вопросы и отвечать на них, критически воспринимать мысли, стремление разделить или отвергнуть чужое мнение; - умение реализовать свой интеллектуальный потенциал и коммуникативные способности |
3. Мыследеятельность | - стимулирование активной мыслительной деятельности всех участников образовательного процесса; - самостоятельное решение проблем через осуществление системы операций мышления и сочетание различных форм организации мыслительной деятельности обучаемых; - активный процесс обмена мыслями между всеми участниками образовательного процесса |
4. Смыслотворчество | - содержание образовательного процесса является результатом смыслотворчества всех его участников; - понимание каждым участником образовательного процесса смысла изучаемых теорий, законов, явлений, событий, фактов; - обогащение индивидуального смысла за счет активного обмена, соотношения с другими смыслами |
5. Межсубъектные отношения | - все участники педагогического взаимодействия являются субъектами образовательного процесса; - субъектность обучаемого детерминирована субъектной позицией педагога; - создание благоприятной, конструктивной атмосферы в отношениях всех участников образовательного процесса |
6. Свобода выбора | - активизация всеми участниками образовательного процесса своей деятельности и взаимодействия; - возможность проявления всеми участниками образовательного процесса своей воли, самостоятельности, свободы творчества и выбора; - осознанная ответственность всех участников образовательного процесса за принимаемые решения и осуществляемый выбор |
7. Ситуация успеха | - применение комплекса педагогических средств, способствующих успеху в деятельности всех субъектов образовательного процесса; - организация деятельности обучаемых на принципах гуманизации, индивидуализации и дифференциации; - создание ситуации успеха в деятельности через позитивность и оптимистичность оценивания самостоятельности и активности |
8. Рефлексия | - самоанализ, самооценка всеми участниками образовательного процесса своей деятельности и взаимодействия; - способность всех участников образовательного процесса анализировать результаты своих достижений, уровень личностного развития и саморазвития |
Признаки интерактивного взаимодействия обуславливают и дополняют друг друга, интегрируются в отдельную систему, составляющих содержательную и технологическую основу современного образовательного процесса.
Интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется такими признаками как интенсивная коммуникативная деятельность всех участников образовательного процесса, разнообразие и смена видов, форм и способов деятельности.
Интерактивные формы и методы обучения наиболее соответствуют личностно-деятельностному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основано на собственном опыте обучающихся, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого профессионального опыта.
Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Интерактивные формы и методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного («здесь и теперь») использования знаний. Если формы и методы интерактивного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение (поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем.
2. Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям, процесс обучения становится более осмысленным.
3. Интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность и доброжелательность по отношению к своим оппонентам.
4. Интерактивные формы и методы обучения позволяют осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт деятельности, ее организации, общения, переживаний. Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей.
5. Использование интерактивных форм и методов обучения позволяет сделать контроль за усвоением знаний, умений, владений и компетенций в различных ситуациях более гибким и гуманным.
Рис. 2. Результаты интерактивного обучения
В интерактивной форме могут проводиться как практические (семинарские) занятия, так и лекции.