III. Интерактивные методы и приемы обучения учащихся и студентов




 

В качестве ведущих методов обучения выступают интерактивные методы, имитирующие, а иногда и реализующие научный поиск. К методам и приемам обучения непосредственно связанных с развитием мышления и формированием опыта творческой деятельности относятся:

- методы и приемы педагогической технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ключевые термины, маркированная таблица «I.N.S.E.R.T.», разбивка на кластеры, двойные дневники, конструктивная таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнали», взаимообучение);

- методы индивидуального и группового анализа конкретных ситуаций (графический метод, метод структуризации, метод «дерева целей», морфологический метод);

- методы коллективного стимулирования творческих поисков, направленных на разрешение конкретных ситуаций (деловые игры, метод «мозгового штурма», метод синектики, метод Дельфи, метод 6-6);

- методы диалогического общения (диалог, полилог, учебная дискуссия, эвристическая беседа, метод структурных академических противоречий, дебаты);

- методы компьютерной поддержки (электронная презентация, WEB-страницы, гипертекстовая технология, технология мультимедиа, INTERNET-технологии).

Практика свидетельствует об эффективности использования методов и приемов педагогической технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления». При работе с текстом конкретной ситуации целесообразно использовать следующие методы и приемы:

1.). Ключевые термины – учитель выбирает из текста, описывающем конкретную ситуацию, четыре - пять ключевых слов и выписывает их на доску. Творческим группам отводится пять минут на то, чтобы методом мозгового штурма дать определение этих терминов и предположить как они будут применяться в контексте данной конкретной ситуации. Когда учащиеся приходят к единому выводу относительно смысла и возможного применения этих слов, учитель просит их обратить внимание на эти термины при чтении текста – с тем, чтобы проверить, в этом ли значении они употребляются.

2). Маркировочная таблица «I.N.S.E.R.T.». Учащимся предлагается система маркировки текста, описывающего конкретную ситуацию, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

«V » - Знаком (V) помечается в тексте то, что им уже известно;

«- » - Знаком (-) помечается то, что противоречит их представлениям;

«+ » - Знаком (+) помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

«?» - Вопросительный знак (?) ставится, если у учащихся возникло желание узнать о чем-то подробнее.

Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

После чтения текста и его маркировки, учащиеся составляют таблицу, внося в колонки по 3 – 4 пункта:

- в колонку со знаком (V) – то, что им было известно;

- в колонку со знаком (-) – то, что пошло вразрез с их представлениями;

- в колонку со знаком (+) – то, что явилось для них интересным и неожиданным;

- в колонку с вопросительным знаком (?) – то, что осталось непонятным или требует дальнейших исследований.

3). Разбивка на кластеры (блоки идей). Учащиеся читая текст, выделяют ключевое слово и записывают его в кружочке в центре листа бумаги. Вокруг него располагают основные идеи текста в виде «спутников», вращающихся вокруг главной идеи. Когда работа закончена, творческим микрогруппам предлагается изложить и аргументировать свой вариант кластера перед всем классом.

4). Двойные дневники дают возможность учащимся тесно увязать содержание текста, описывающем конкретную ситуацию со своим личным опытом, удовлетворить свою познавательную потребность. Учитель просит учащихся разделить страницу в тетради пополам. Слева они записывают, какая часть текста произвела на них наибольшее впечатление. Быть может, она вызвала какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодом из их собственной жизни, или просто озадачила, или вызвала резкий протест в душе.

С правой стороны учащиеся должны дать краткий комментарий: что заставило их записать именно эту цитату? Какие мысли она у них вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней? Таким образом, читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать подобные заметки в своем двойном дневнике.

5). Конструктивная таблица «Знаем – Хотим узнать - Узнали». Учитель делит доску или большой лист бумаги на три широкие колонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали». Учащимся предлагается воспроизвести в тетрадях такую же таблицу. Читая текст, учащиеся заносят в колонку «Знаем» те сведения, в справедливости которых они не сомневаются. Спорные идеи и вопросы учащиеся заносят в колонку «Хотим узнать». На последнем этапе работы с текстом учащиеся заполняют третью колонку «Узнали ». Учащиеся сравнивают возникшие ранее вопросы с полученными из текста ответами и решают, как поступить с вопросами, которые остались без ответа. Это выведет учащихся на новый цикл учебно-познавательной деятельности.

6). Взаимообучение. Творческим микрогруппам учитель раздает текст. Учащиеся по очереди играют роль учителя – роль, которая требует от них выполнения пяти определенных действий. Когда все члены группы прочитали текст, «учитель» делает следующее:

- суммирует содержание текста;

- придумывает вопрос по тесту и просит других учащихся ответить

на него;

- объясняет то, что для других осталось непонятное;

- дает прогноз развития событий.

Охарактеризуем кратко методы индивидуального и группового анализа конкретных ситуаций.

7). Графический метод. Графическое представление позволяет наглядно понять структуру анализируемой конкретной проблемы или ситуации и осознать связи и процессы, происходящие в ней.

8). Метод структуризации. Структурные представления позволяют разделить основную проблему, содержащую в конкретной проблемы или ситуации на более мелкие, лучше поддающиеся анализу.

9). Метод “дерева целей”. Идея метода дерева целей была предложена У. Чергменом. Термин “дерево” подразумевает использование иерархической структуры, получаемой путем расчленения общей цели на подцели, а их в свою очередь, на более детальные составляющие. Как правило “дерево целей” используется для анализа конкретных проблем или ситуаций, имеющих отношения строго (древовидного) порядка, определенной иерархической структуры.

10). Морфологический метод (предложен швейцарским астрофизиком Цвикки). Основная идея морфологического анализа состоит в том, что в исследуемой конкретной проблеме или ситуации выделяют несколько характерных для нее структурных элементов или признаков. По каждому признаку составляют список его возможных вариантов (альтернатив). Признаки располагаются в формы таблицы, называемой морфологическим ящиком или матрицей. Это позволяет лучше провести перебор сочетания вариантов выделенных признаков и выявить новые решения проблемы.

При морфологическом анализе конкретной проблеме или ситуации учащиеся учатся комбинировать всевозможные варианты ее решения, т. к. этот метод позволяет выделить главные характеристики ситуации с помощью осей ординат, а затем на каждый оси записывать всевозможные варианты. К ним относятся:

- сформулировать четко цели и проблемы, попробовать новые формулировки, определить второстепенные и аналогичные цели, проблемы, выделить главные из них;

- перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предложения;

- выделить все значимые для каждого из вариантов решения ситуации параметры;

- установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения;

- проводить ликвидацию всех оценок и ограничений до тех пор, пока не будет найден оптимальный вариант решения ситуации.

Все вышеперечисленные методы могут использоваться при анализе и решении конкретной проблемы или ситуации как индивидуально, так и творческими микрогруппами.

Следующая группа методов относится к методам коллективного стимулирования творческих поисков. Как правило, они направлены на то, чтобы включить в рассмотрение как можно больше возможных вариантов решения конкретной проблемы или ситуации – так называемое генерирование альтернатив.

11). Деловые игры представляют собой имитационное моделирование реальных экономических, социальных и других механизмов и процессов. В процессе обучения деловые игры используются как метод имитационного моделирования конкретных проблем или ситуаций, в процессе которого участники игры ведут себя так, будто они в реальности выполняют порученную им роль. В процессе деловой игры учащиеся генерируют альтернативы решения конкретных проблем или ситуаций. Необходимые знания усваиваются участниками игры в реальном для них процессе информационного обеспечения игровых действий, в формировании целостного образа конкретной ситуации или проблемы.

12). Метод мозгового штурма специально разработан для получения максимального количества предложений при решении проблемы или создании модели. Суть этого метода основывается на психологическом эффекте цепной реакции идей во время сеанса мозгового штурма, который приводит к интеллектуальному взрыву.

При анализе и решении конкретной проблемы или ситуации создаются две группы учащихся: группа “генераторов идей” и группа “экспертов”. За отведенное время “генераторы” должны выдать как можно больше идей. Сообщается, что приветствуются любые идеи, возникшие как индивидуально, так и по ассоциации при выслушивании предложений других участников, в том числе и лишь частично улучшающие чужие идеи. Категорически запрещается любая критика, так как сама ее возможность тормозит воображение. Каждый учащийся высказывает по очереди свою идею, а “эксперты” слушают и записывают на карточки новые мысли, возникающие под влиянием услышанного. Затем проводится экспертиза и отбор идей, в наибольшей степени способствующих решению конкретной ситуации или проблемы.

13). Метод синектики (предложен У. Гордоном в 1960 году, США) предназначен для генерирования альтернатив путем ассоциативного мышления, поиска аналогий поставленной проблеме.

В противоположность мозговому штурму здесь целью является не количество альтернатив, а генерирование небольшого числа альтернатив (даже единственной альтернативы), разрешающих данную проблему.

В процессе обучения этот метод позволяет учащимся формулировать проблемы, составляющие ее элементы, выделить главную цель поиска, искать аналогии решения конкретных ситуаций самого разнообразного характера: прямой (как решаются ситуации похожие на данную), личный (попробуйте войти в образ данного в ситуации объекта и попытайтесь рассуждать с этой точки зрения), символический (дайте в двух словах образное определение сути задачи). При этом у учащихся формируется способность к синектическому мышлению: умению абстрагироваться, мысленно отделяться от предмета обсуждения, склонность к раздумьям, фантазии, способность переключаться, отходить от навязчивых идей, умение слушать других, терпимо относиться к идеям, высказанным партнером, привычка находить в обычном необычное и в необычном обычное, умело пользоваться анализом.

14). Метод Дельфи – помогает выбрать из предлагаемой серии альтернатив лучшую: от членов группы требуется дать оценку каждой альтернативе в определенной последовательности. Процедура здесь такая. Например, в процессе обсуждения конкретной проблемы или ситуации выявлено пять альтернатив (вариантов) решения ситуации. Какую назвать главной? Участники обсуждения (У.О.) ситуации сначала ранжируют все альтернативы по степени важности. На первое место каждый ставит ту альтернативу, которую считает самой главной, а на пятое – второстепенную. Затем каждая альтернатива оценивается учащимся по 10-балльной системе. На третьем этапе оба результата по каждой альтернативе перемножаются между собой и находится сумма произведений. Наименьшая сумма укажет на ту альтернативу, которая является самой оптимальной для решения конкретной проблемы или ситуации. Для удобства подсчета делается следующая таблица:

 

Таблица 2.

Таблица расчета альтернатив

У.О. Альтернативы
         
Р Б П Р Б П Р Б П Р Б П Р Б П
А                              
Б                              
В                              
Г                              
Сумма произведений                    

 

где Р – ранговая оценка (от 1 до 5)

Б – оценка в баллах (от1 до 10)

П – произведение РxБ.

15). Метод 6-6: не менее шести членов группы в течение шести минут стараются сформулировать конкретные идеи, которые должны способствовать решению конкретной проблемы или ситуации. Каждый участник группы на отдельном листе записывает свои соображения в лаконичной форме. И после этого в группе организуется обсуждение всех подготовленных списков. В процессе обсуждения отсеиваются явно ошибочные мнения, уточняются спорные, группируются по определенным признакам все оставшиеся. Задача – отобрать несколько наиболее важных альтернатив, причем их количество должно быть меньше числа участников дискуссии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: