Особенности моторной сферы
Общая моторика: незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловка.
Ручная моторика: норма (сохранность функции), объем движений полный, темп медленный, переключаемость неточная, координация - незначительные нарушения.
Ведущая рука: правша.
Характеристика познавательной сферы ребенка
Характеристика внимания: во время занятий способна длительно сосредотачиваться на каком-либо деле, старательна и аккуратна в выполнении заданий.
Характеристика памяти: медленно запоминает и быстро забывает, тяжело дается заучивание стихотворений, концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания, преобладающий вид памяти: зрительная.
Характеристика мышления: плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, из, под, над и т.д.; не осуществляет простейшие классификации по образцу или слову по разным основаниям (кто, где живет? Кто летает, а кто бегает? и т.д.; не подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала; не умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (на улице снег - зима), не понимает содержание сюжетных рядов и картин.
Состояние знаний ребенка по разделам программы
По результатам мониторинга было выявлено следующее:
- слабо сформировано представление о семье, названиях растений и животных, правила поведения в общественных местах, со взрослыми и сверстниками, культурно-гигиенические навыки, умение различать музыкальные инструменты. Слабо сформировано умение различать противоположные значения (выше-ниже, слева-справа), умение различать предметы по форме, цвету, размеру;
- не сформирован навык имитирования мимики, движений или интонации героев литературных произведений, навык придерживаться правил в дидактических играх, навык составления краткого рассказа об увиденном, чёткой артикуляции звуков. Кроме того, не сформировано умение энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах и прыгать в длину с места, не определяет количественное соотношение двух групп (больше-меньше и пр.).
Отношение к занятиям: девочка способна контролировать свою деятельность, доводит дело до конца, но быстро истощаема, работает медленно и неравномерно, способна принимать ли помощь (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); затруднения, возникающие в процессе деятельности, преодолевает: обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.
Характеристика деятельности:
Навыки самообслуживания: может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки; может самостоятельно одеться, раздеться, обращаясь за помощью к взрослым, не обувается самостоятельно; может самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; не умеет убирать свои вещи в шкафчик и складывать на стуле.
Игровая деятельность: испытывает интерес к игрушкам, есть любимые игры, правила игры не всегда понимает и не всегда выполняет, не вносит изменения в содержание игры, в коллективной игре выбирает пассивную роль, в конфликтной ситуации поведение агрессивное (может ударить других детей), умеет поддерживать игру.
Конструктивная и графическая деятельность: умеет правильно собрать матрешку, пирамидку собирает с трудом, выполняет простые постройки из кубиков.
Основные трудности, отмечаемые в общении: конфликтна, без причины щипает детей, реакции на вопросы (задания) взрослых заторможены, часто проявляет ревность к сестре.
Дополнительные особенности развития ребенка: замечены склонности, проявление творческих способностей к ИЗО-деятельности.
Исходя из вышеизложенного, был составлен план индивидуальной работы в течение учебного года (2016-2017гг.) и проект индивидуального образовательного маршрута для воспитанницы на основе данных мониторинга освоения образовательных областей.
Цели маршрута:
- Купирование трудностей, сопровождающих образовательный процесс и развитие личностных особенностей воспитанницы;
- Профилактика личностной (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребенка;
- Коррекция и развитие речи ребенка;
- Повышение уровня развития внимания ребёнка при осознании значимости своих знаний для решения заданий;
- Социализация ребенка среди сверстников;
- Диагностика индивидуальных особенностей развития воспитанницы.
Задачи ИОМ
- развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей);
- осуществление полноценной социализации ребенка со сверстниками;
- проведение коррекционно-педагогической работы с воспитанницей;
- оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
Педагогом группы и старшим воспитателем ДОУ составлен индивидуальный план работы с девочкой на основе первичного обследования (мониторинга), который включает в себя:
- Взаимодействие с родителями (помочь родителям понять сущность ребенка, определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка);
- Работу с ребенком по индивидуальному плану;
- Обследование по выявлению динамики развития (результаты действия маршрута).
Примерный прогноз развития ребенка и рекомендации.
Становление ребёнка более восприимчивым к пониманию задания воспитателя, что явилось бы результатом реализация заданий предусмотренных индивидуальным маршрутом развития. Создание ситуации, в которых ребёнок осознавал бы необходимость выполнения данного задания в его интересах. Способствование формированию умения выполнять задания по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей. Выполнение заданий фиксировать постепенно, объём заданий гибкий на увеличение. Повышение уровень развития зрительной памяти, так как предъявление информации в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ней. (Человек лучше всего запоминает те знания, которые использовал в каких-то собственных действиях, практически опробовал, применил.) Вместе с ребёнком подробно анализировать результаты деятельности, выявить, что не получается, на каком этапе работы сложно, что необходимо исправить. Задание для ребёнка давать не в форме объяснения, а через показ способов выполнения задания. Повышение уровня концентрация внимания; уровня развития восприятия; уровня развития общего интеллекта. Направление на самостоятельное выполнение заданий, предлагаемые воспитателем. Педагогу создавать ситуацию успеха во время объяснения способов действий. Ребенок овладеет речью как средством общения со взрослыми и сверстниками. Обогатится словарный запас, будет развита связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь. Таким образом, неоднократное выполнение упражнения ребёнком различного уровня сложности закрепляет и совершенствует способы действия, уровень развития ребёнка повысится.
Основные направления образовательного маршрута:
- организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
- развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
- формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной,
предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации,
рисования);
- развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного
механизма, речевых функций);
- формирование представлений об окружающем (предметном мире и
социальных отношениях);
- формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
Предполагаемые результаты и сроки: индивидуальный образовательный маршрут рассчитан на один учебный год
• развитие социальной компетентности;
• развитие коммуникативных навыков;
• коррекция тревожности, самооценки;
• развитие чувства самоценности;
• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.