Календарные обряды. Новогодний праздник




Календарные обряды составляли годичный цикл и возобновлялись ежегодно. Их практическое назначение очевидно: они должны были способствовать плодородию земли, благополучию крестьянского хозяйства, крестьянской жизни в целом (трудовое, семейное, природное выступает в обряде в едином комплексе).

Цикличность календарных обрядов свидетельствует об ином, отличающемся от современного, мышлении, которое можно назвать мифологическим, или архаическим. Архаическому мышлению время представлялось иначе: наша жизнь — это повторение того, что было, того, что установлено еще при сотворении мира. Временной поток представляет собой циклы. Внутри цикла время стареет и обновляется с началом очередного цикла. Это представление подсказано самой природой, сменой времен года. Жизнь представляется коловращением, возвращением «на круги своя».

Новогодний праздник

Характеристику календарных обрядов мы ограничим обрядами новогодними и рассмотрим их в эволюции от архаики (когда эти обряды имели несомненный мифологический смысл) до городских игр и забав. Новогодние обряды были самыми важными в цикле, поскольку, в соответствии с архаическим мировосприятием, в новогодние дни воцаряется установленный миропорядок, и хаос уступает место космосу. «Для обрядов... характерно четкое разграничение последнего дня старого года, когда распадаются все связи, все неясно (отсюда — гадания в этот день), и силы хаоса берут верх, — и первого дня нового года, когда побеждает космическое, организующее начало ». Это столкновение хаоса с космосом пронизывает все календарные обряды, новогодний — в первую очередь.

Новогодний праздник означал возрождение времени и мира в целом.

Точка отсчета нового годового цикла у разных народов была разной: для одних это была весна, для других — зима или осень.

Коляда и колядование

Фольклорная лирика

Фольклорная лирика

Наиболее близки былинам и в то же время принципиально от них отличаются исторические песни. Фольклористика обычно относит к ним любые песни исторического содержания — от веселых скомороший до солдатских протяжных песен. Но собственно эпический характер имеют лишь исторические песни XVI в. Их можно возвести к конкретным событиям и ситуациям, хотя основаны они на вымысле: историческая песня — жанр художественный и, как фольклор в целом, оперирует стандартными сюжетными положениями, создает стандартные характеры.

Историческая песня обращается не к седой старине, а к обозримому прошлому, и опирается она не на архаическое наследие, а на исторические предания. Реальные события проходят определенную художественную трансформацию.

Герои исторических песенлюди реальные, и ничего богатырского в них нет. Повествование в былинах приподнято и приукрашено, не чурается фантастики. Повествование в исторических песнях фактически лишено фантастики и строится на «реальных» фактах.

Жанр исторической песни порожден эпохой формирования Русского централизованного государства — временем Ивана Грозного. Исторические песни откликнулись на ряд явлений, казавшихся чрезвычайно важными для народного сознания.

Судьбы исторической песни круто меняются уже в XVII в.: песне становится лироэпической и лирической.

Существует несколько принципов классификации народных песен: по содержанию, по социальной принадлежности, по характеру исполнения. Наиболее проста классификация песен по содержанию: любовные, семейные, о труде и т. п.

По социальной принадлежности песни можно разделить на крестьянские, рабочие, солдатские, мещанские, студенческие и т.д

Очень важен характер исполнения песен. Часто отмечался элегический настрой русских народных песен, их «сердечная тоска». Это справедливо лишь по отношению к песням голосовым, протяжным, с распевом слогов.

Если посмотреть на песни с точки зрения их содержания, то нетрудно заметить, что в них разрабатывается весьма ограниченный набор ситуаций. Так, в протяжных любовных песнях поется, в основном, о разлуке и измене — с типичными эмоциональными реакциями.

Другая группа песен выражает «разгулье удалое». Это песни «частые», «скорые», «плясовые», веселые и жизнерадостные – частушки.

В частушках трагедия превращается в комедию, в веселый фарс. Это песни шуточные, и если в песнях протяжных неравный брак вызывает тоску и слезы, то в песнях частых старый муж оставлен в дураках, а бывшая страдалица пускается в пляс. Впрочем, тематика частых песен довольно разнообразна. В песнях протяжных преобладали любовная и семейная темы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: