Специфика фольклора как искусства
Орфоэпия допускает два варианта произношения слова «фололькл о р» и «фольклёр».
Термин «фольклор» (англ, folklore), принятый в международной науке около ста лет назад и вошедший в российский обиход чуть позже, означает в переводе «народная мудрость». В некоторых странах под фольклором понимается вся народная культура — от одежды и национальной кухни до колыбельных песен.
В нашей стране под фольклором обычно подразумевают устное народное творчество, иначе говоря — устную словесность как совокупность текстов.
Изящная словесность и фольклор. Сходства и различия, форма бытования
Между фольклором и литературой есть принципиальные различия, выявляющие специфику фольклора.
Литература представляет особую сферу духовной деятельности — сферу искусства. То же можно сказать и о фольклоре. Но сказать так не значит сказать все. Фольклор — это область народной культуры, он охватывает народный быт, связан с трудом и досугом, социально-бытовыми отношениями.
У каждой социальной группы складывается собственный фольклор, выражающий коллективное самосознание этой группы. Многое в русском фольклоре создано крестьянами: ведь прежняя Россия была крестьянской страной. Велик вклад в русский фольклор населения средневековых городов и слобод — ремесленников, кустарей, посадских людей, торговцев - горожан. С давних пор в городах бытовали анекдоты и сказки, произведения героического эпоса. Несомненно городское происхождение новгородских былин.
В самом деле, есть общерусский фольклор (многие пословицы и поговорки) и есть фольклор самых разных групп, выделяемый по следующим признакам:
- локальным (фольклор яицких казаков, фольклор Мезени),
|
- конфессиональным (фольклор сектантов),
- профессиональным (фольклор лесорубов или железнодорожников),
- возрастным (детский фольклор).
Принципиальные отличия фольклора от литературы касаются природы художественного творчества. Литература — искусство слова.
Фольклор — тоже. Однако это устное народное творчество. Следовательно, очень важную роль играет в фольклоре начало исполнительское. Одна и та же сказка по-разному звучит в устах рассказчиков разной одаренности. Говорят о синкретизме фольклора, т. е. о соединении в устном творчестве выразительных средств разных искусств — словесного, музыкального, театрального и т. п.
Творческий процесс в фольклоре и литературе протекает по-разному. В литературе творчество индивидуально, в фольклоре — коллективно. Это значит, что фольклорное произведение выражает не индивидуальное самосознание, а мировоззрение группы, в которой оно быту ет.
Авторство фольклорного текста
В фольклоре нет индивидуального авторского самосознания, и неверно говорить об «анонимности» фольклорных произведений. Аноним — это человек, скрывающий свое имя. В фольклоре же никто ничего не скрывает, и в нем вообще нет понятия «автор». Фольклорный текст находится в постоянном движении. Фольклорные исполнители — это своего рода «соавторы», «редакторы»: они не творят что-либо принципиально новое, а рассказывают и поют то, что известно многим.
Типы мирового фольклора
Типы мирового фольклора: архаический, классический и современный.
Архаический фольклор складывается у народов, находящихся на первобытной ступени развития. Письменности еще нет, и вся культура является устной. Поэтому в данном случае можно говорить о панфольклоре: он охватывает всю культуру этноса. Это фольклор людей с мифологическим мышлением.
|
Классический фольклор складывается в ту эпоху, когда образуются государства и возникают письменность и литература, но отношения между людьми во многом остаются патриархальными.
Здесь формируются художественное время и художественное пространство, появляется художественный вымысел, складывается жанровая система.
Самое же главное в том, что современный фольклор развивается в тесном соседстве с массовой культурой. Дешевые песенники, бульварный роман, лубочная книжка — все это питается народным творчеством и одновременно питает его.
Поэтика архаического фольклора
Мифология отражает самый примитивный уровень человеческого мышления, еще не познавшего причинно-следственные закономерности, не научившегося обобщать и не выработавшего абстрактных понятий, не отделявшего космическое от биологического, человеческое от животного. Миф есть древнейшая поэзия.
Мифология — это не только древнее, языческое мировосприятие, но и система мышления, находящаяся в развитии
Категории мифов
Этиологические («причинные», объяснительные) – мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов – рассказы происхождении животных и объектов.
Культовые – объясняющие происхождение культового действия. В случае эзотеричности культового мифа, он может быть сильно сакрализован.
|
Космогонические – (менее архаические и более сакрализованные) – повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе.
Антропогонические – мифы о происхождении человека, или племенных первопредков (тотемия).
Астральные – о звездах и планетах. Солярные и лунарные – о солнце (маркировано положительно) и луне (отрицательно). Лучше представлены в развитых мифологиях. Мужское и женское начало.
Близнечные – о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и выступающих в качестве родоначальников племени.
Тотемические – представление о сверхъестественном родстве мужду определенной группой людей и тотемными видами животных и растений.
Календарные мифы – цикл календарных обрядов, аграрная магия.
Героические – подвиги и жизнь героев.
Эсхатологические – о конце мира (боги наказывают людей за преступления).
Мифология — это своего рода философия, которая обусловила «правила» поведения первобытного человека и нашла конкретные, практические воплощения в обряде (ритуале).
В наиболее архаичных мифах создание мира приписывается предкам, в которых животное начало не отделено от человеческого. Эти тотемические предки выступают одновременно и как демиурги (создатели мира), и как культурные герои (создатели человеческой культуры). Нынешнее состояние мира — рельеф, небесные светила, породы животных и виды растений, образ жизни, социальные группировки и религиозные установления, все природные и культурные объекты — оказывается следствием событий давно прошедшего времени и действий мифических культурных героев.
Так, на Чукотке и Камчатке существует цикл мифов о Вороне-Кутхе. Ворон достает горсть земли из безбрежного океана и создает сушу. У хранителя света он ворует шары, содержащие небесные светила. Хитростью он добывает воду у ее хранителя и выплевывает ее в виде рек. Он вырезает лосося и другие породы рыб из различных пород деревьев. Наконец, Ворон делает человека из дерева, листьев и камней. Ворон, таким образом, — и первопредок, и демиург, и культурный герой. При всем том Ворон вовсе не был объектом религиозного культа. Вместе со значительными деяниями он совершает массу неудачных; это не только серьезный культурный герой, но и проказник, ловкостью, хитростью и обманом добивающийся своих целей. Когда это ему не удается, над Вороном смеются. Единство серьезного и комического характерно для всей архаической мифологии. Такой мифологический проказник получил название трикстера.
В позднеродовом обществе культурные герои приобретают человеческий облик. Они заняты уже не созданием мира, а добыванием предметов культуры, необходимых человеку в его борьбе с природой. Прежде всего это добывание огня и освоение полезных злаков. Кроме того, культурные герои ведут борьбу с чудовищами, мешающими мирной жизни людей и олицетворяющими враждебные человеку силы природы либо чужеплеменников. Подобные культурные герои хорошо знакомы нам по древнегреческой мифологии (Геракл, Прометей).
Именно в архаической мифологии берут начало многие жанры фольклора, которые сформируются значительно позже.
Жанровые особенности классического фольклора
Каждому жанру присущи свой художественный мир и особое отношение к действительности.
Понятие о жанре, как фольклорном, так и литературном, связано с художественными законами преображения действительности
Развитие жанра
Каждый жанр проходит в своем развитии полный цикл:
- порождается определенными социально-историческими обстоятельствами,
- наступает период его продуктивного развития,
- время стабилизации,
- старения и смерти.
Так случилось в 30—40-е годы XX в., когда некоторые фольклористы пытались создать советский эпос, так называемые «новины» — эпические тексты о новой действительности — с помощью былинной поэтики. Это приводило к созданию таких художественных диковинок:
Тут садился богатырь да в скороходный ЗИС,
Да во ту ли машину бронетанкову,
Да поехал-то в раздольице чисто поле
Да по той-то дороженьке крестовоей.
Оставим этот текст без комментариев.
Можно сказать, что жанровая картина русского фольклора не представляет собой монолитное целое.
Во-первых, древние жанры соседствуют с более поздними.
Во-вторых, пестрота жанровой картины русского фольклора объясняется огромными масштабами расселения русских — от побережья Балтийского моря до берегов Тихого океана. По мере миграции русских появлялись локальные художественные традиции. Это делает классический русский фольклор чрезвычайно пестрым:
- рядом с древними заклинаниями живут заговоры от пули времен Первой мировой войны,
- рядом с архаическим обрядом завивания березки - новогодняя елка. Таким образом, классический фольклор — сложное соединение архаических и современных форм.