Жанровые особенности классического фольклора




Специфика фольклора как искусства

Орфоэпия допускает два варианта произношения слова «фололькл о р» и «фольклёр».

Термин «фольклор» (англ, folklore), принятый в международной науке около ста лет назад и вошедший в российский обиход чуть позже, означает в переводе «народная мудрость». В некоторых странах под фольклором понимается вся народная культура — от одежды и национальной кухни до колыбельных песен.

В нашей стране под фольклором обычно подразумевают устное народное творчество, иначе говоря — устную словесность как совокупность текстов.

Изящная словесность и фольклор. Сходства и различия, форма бытования

Между фольклором и литературой есть принципиальные различия, выявляющие специфику фольклора.

Литература представляет особую сферу духовной деятельности — сферу искусства. То же можно сказать и о фольклоре. Но сказать так не значит сказать все. Фольклор — это область народной культуры, он охватывает народный быт, связан с трудом и досугом, социально-бытовыми отношениями.

У каждой социальной группы складывается собственный фольклор, выражающий коллективное самосознание этой группы. Многое в русском фольклоре создано крестьянами: ведь прежняя Россия была крестьянской страной. Велик вклад в русский фольклор населения средневековых городов и слобод — ремесленников, кустарей, посадских людей, торговцев - горожан. С давних пор в городах бытовали анекдоты и сказки, произведения героического эпоса. Несомненно городское происхождение новгородских былин.

В самом деле, есть общерусский фольклор (многие пословицы и поговорки) и есть фольклор самых разных групп, выделяемый по следующим признакам:

- локальным (фольклор яицких казаков, фольклор Мезени),

- конфессиональным (фольклор сектантов),

- профессиональным (фольклор лесорубов или железнодорожников),

- возрастным (детский фольклор).

Принципиальные отличия фольклора от литературы касаются природы художественного творчества. Литература — искусство слова.

Фольклор — тоже. Однако это устное народное творчество. Следовательно, очень важную роль играет в фольклоре начало исполнительское. Одна и та же сказка по-разному звучит в устах рассказчиков разной одаренности. Говорят о синкретизме фольклора, т. е. о соединении в устном творчестве выразительных средств разных искусств — словесного, музыкального, театрального и т. п.

Творческий процесс в фольклоре и литературе протекает по-разному. В литературе творчество индивидуально, в фольклоре — коллективно. Это значит, что фольклорное произведение выражает не индивидуальное самосознание, а мировоззрение группы, в которой оно быту ет.

Авторство фольклорного текста

В фольклоре нет индивидуального авторского самосознания, и неверно говорить об «анонимности» фольклорных произведений. Аноним — это человек, скрывающий свое имя. В фольклоре же никто ничего не скрывает, и в нем вообще нет понятия «автор». Фольклорный текст находится в постоянном движении. Фольклорные исполнители — это своего рода «соавторы», «редакторы»: они не творят что-либо принципиально новое, а рассказывают и поют то, что известно многим.

Типы мирового фольклора

Типы мирового фольклора: архаический, классический и современный.
Архаический фольклор складывается у народов, находящихся на первобытной ступени развития. Письменности еще нет, и вся культура является устной. Поэтому в данном случае можно говорить о панфольклоре: он охватывает всю культуру этноса. Это фольклор людей с мифологическим мышлением.

Классический фольклор складывается в ту эпоху, когда образуются государства и возникают письменность и литература, но отношения между людьми во многом остаются патриархальными.

Здесь формируются художественное время и художественное пространство, появляется художественный вымысел, складывается жанровая система.

Самое же главное в том, что современный фольклор развивается в тесном соседстве с массовой культурой. Дешевые песенники, бульварный роман, лубочная книжка — все это питается народным творчеством и одновременно питает его.

Поэтика архаического фольклора

Мифология отражает самый примитивный уровень человеческого мышления, еще не познавшего причинно-следственные закономерности, не научившегося обобщать и не выработавшего абстрактных понятий, не отделявшего космическое от биологического, человеческое от животного. Миф есть древнейшая поэзия.

Мифология — это не только древнее, языческое мировосприятие, но и система мышления, находящаяся в развитии

Категории мифов

Этиологические («причинные», объяснительные) – мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов – рассказы происхождении животных и объектов.

Культовые – объясняющие происхождение культового действия. В случае эзотеричности культового мифа, он может быть сильно сакрализован.

Космогонические – (менее архаические и более сакрализованные) – повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе.

Антропогонические – мифы о происхождении человека, или племенных первопредков (тотемия).

Астральные – о звездах и планетах. Солярные и лунарные – о солнце (маркировано положительно) и луне (отрицательно). Лучше представлены в развитых мифологиях. Мужское и женское начало.

Близнечные – о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и выступающих в качестве родоначальников племени.

Тотемические – представление о сверхъестественном родстве мужду определенной группой людей и тотемными видами животных и растений.

Календарные мифы – цикл календарных обрядов, аграрная магия.

Героические – подвиги и жизнь героев.

Эсхатологические – о конце мира (боги наказывают людей за преступления).

Мифология — это своего рода философия, которая обусловила «правила» поведения первобытного человека и нашла конкретные, практические воплощения в обряде (ритуале).

В наиболее архаичных мифах создание мира приписывается предкам, в которых животное начало не отделено от человеческого. Эти тотемические предки выступают одновременно и как демиурги (создатели мира), и как культурные герои (создатели человеческой культуры). Нынешнее состояние мира — рельеф, небесные светила, породы животных и виды растений, образ жизни, социальные группировки и религиозные установления, все природные и культурные объекты — оказывается следствием событий давно прошедшего времени и действий мифических культурных героев.

Так, на Чукотке и Камчатке существует цикл мифов о Вороне-Кутхе. Ворон достает горсть земли из безбрежного океана и создает сушу. У хранителя света он ворует шары, содержащие небесные светила. Хитростью он добывает воду у ее хранителя и выплевывает ее в виде рек. Он вырезает лосося и другие породы рыб из различных пород деревьев. Наконец, Ворон делает человека из дерева, листьев и камней. Ворон, таким образом, — и первопредок, и демиург, и культурный герой. При всем том Ворон вовсе не был объектом религиозного культа. Вместе со значительными деяниями он совершает массу неудачных; это не только серьезный культурный герой, но и проказник, ловкостью, хитростью и обманом добивающийся своих целей. Когда это ему не удается, над Вороном смеются. Единство серьезного и комического характерно для всей архаической мифологии. Такой мифологический проказник получил название трикстера.

В позднеродовом обществе культурные герои приобретают человеческий облик. Они заняты уже не созданием мира, а добыванием предметов культуры, необходимых человеку в его борьбе с природой. Прежде всего это добывание огня и освоение полезных злаков. Кроме того, культурные герои ведут борьбу с чудовищами, мешающими мирной жизни людей и олицетворяющими враждебные человеку силы природы либо чужеплеменников. Подобные культурные герои хорошо знакомы нам по древнегреческой мифологии (Геракл, Прометей).

Именно в архаической мифологии берут начало многие жанры фольклора, которые сформируются значительно позже.

Жанровые особенности классического фольклора

Каждому жанру присущи свой художественный мир и особое отношение к действительности.

Понятие о жанре, как фольклорном, так и литературном, связано с художественными законами преображения действительности

Развитие жанра

Каждый жанр проходит в своем развитии полный цикл:

- порождается определенными социально-историческими обстоятельствами,

- наступает период его продуктивного развития,

- время стабилизации,

- старения и смерти.

Так случилось в 30—40-е годы XX в., когда некоторые фольклористы пытались создать советский эпос, так называемые «новины» — эпические тексты о новой действительности — с помощью былинной поэтики. Это приводило к созданию таких художественных диковинок:

Тут садился богатырь да в скороходный ЗИС,

Да во ту ли машину бронетанкову,

Да поехал-то в раздольице чисто поле

Да по той-то дороженьке крестовоей.

 

Оставим этот текст без комментариев.

Можно сказать, что жанровая картина русского фольклора не представляет собой монолитное целое.

Во-первых, древние жанры соседствуют с более поздними.

Во-вторых, пестрота жанровой картины русского фольклора объясняется огромными масштабами расселения русских — от побережья Балтийского моря до берегов Тихого океана. По мере миграции русских появлялись локальные художественные традиции. Это делает классический русский фольклор чрезвычайно пестрым:

- рядом с древними заклинаниями живут заговоры от пули времен Первой мировой войны,

- рядом с архаическим обрядом завивания березки - новогодняя елка. Таким образом, классический фольклор — сложное соединение архаических и современных форм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: