Несказочная проза, ее функции и особенности




К фольклорной несказочной прозе относят рассказы, вызывающие доверие слушателей. Поэтому в первую очередь они выполняют информативную функцию. Собственно художественного статуса у этих рассказов нет: они являются непосредственным выражением народного мировосприятия.

По содержанию устные народные рассказы делятся на былички (мифологические рассказы), бывальщины. «Для всех этих жанров характерна относительно слабая выработанность стилистических средств. Они обычно не рассказываются без внешнего повода и не имеют зачинов и концовок, формально выделяющих их из обыденного речевого потока ». Они бытуют в трех формах (выделенных скандинавским фольклористом Карлом фон Сидовым):

- слухи и толки,

- меморат - быличка (рассказы-воспоминания) – устный рассказ, передающий воспоминание рассказчика о событиях, участником или очевидцем которых он был.

- фабулат - бывальщины (сюжетные рассказы, вошедшие в устную традицию) – устный рассказ, основанный на реальных событиях и жизненных наблюдениях, но не являющийся непосредственным их отображением.

Былички и бывальщины. Сходства и различия

Былички

Рассказы о существах и людях, наделенных сверхъестественными способностями, называются быличками. Они отражают не древние представления о мире, а верования русского человека XIX—XX вв.

Мир быличек — таинственный и страшный и, обращаясь к нему, мы, по словам А. Блока, вступаем «в лес народных поверий и суеверий », где нам необходимо «привыкнуть к причудливым и странным существам, которые потянутся к нам из-за каждого куста, с каждого сучка и со дна лесного ручья ». Это мир леших и водяных, полудниц и русалок, домовых и баенников, овинников и гуменников, ведьм и оживших мертвецов.

Раз охотник шел лесом, и его собаки к норе, а в нору-то эту леший девицу затащил. Вот он подошел к норе и кричит (охотник-то): «Кто там?» — «Человек». — «Какой человек?»— «Такой же, как ты».— «Вылазяй сюда!» — «Нельзя, — говорит, — мне: я вся ободраная. Кинь одежду — я вылезу». Охотник кинул в нору свою одежу, девка и вышла из норы. Лешего в то время в норе не было.

 

В воде жил водяной. Обычно это голый старик с косматыми волосами, покрытый тиной. По характеристике А.Н. Афанасьева, водяной «ныряет с неуловимою для глаз быстротою: среди совершенной тишины вдруг где-нибудь заклубится, запенится вода, из нее выскочит водяное чудо и в тот же миг скроется, и в полверсте от этого места снова клубится и пенится вода, и снова выставляется голова водяного ». Он любит ездить на соме. Поэтому во многих местностях России сомятину в пищу не употребляли — чтобы не обидеть водяного. Очень важно было установить с водяным добрые отношения — особенно для мельника. Мельника считали колдуном: он знался с нечистой силой. Чтобы задобрить водяного, в воду бросали конский череп, дохлых животных, сыпали хлебные крошки.

Бывальщины

Быличек о водяном мало — зато много бывальщин, рассказов о том, что где-то и с кем-то произошло. Былички — это мемораты, которые «документированы». Бывальщины ближе к фабулатам, и начинаются они нередко словом «сказывают». Бывальщины стоят между меморатами и фабулатами. Им верят, но строгой достоверностью бывальщины не обладают: «сказывают», но ведь могут сказывать и выдумку.

Домовой. Из домашних духов на первом месте стоит домовой. Жил он где-то в доме: под печкой, на чердаке, в чулане, под порогом. Домовой был покровителем семьи и хозяйства, дружил с кошками, собаками, козлами. К обитателям дома он относился, в общем, хорошо, но бывал и недоволен: то на чердаке завозится, а то и душить во сне начнет.

С домовым стремились жить в ладу и приносили ему небольшие жертвы: оставляли для него кашу, хлеб, табак. При переселении в новый дом брали с собой и домового: его переносили в горшке с углями, на хлебной лопате. Первой в новый дом пускали кошку, с которой домовой был всегда дружен. Будешь хорошо относиться к кошке — будет все хорошо и у тебя дома.

Злые духи. Еще одна категория персонажей быличек — злые духи, нечистая сила, которая вредит людям. Их много: черти, лихорадки, злыдни, кикимора и т. п. Болезни, сопровождающиеся жаром, представлялись в облике женщин. Это и есть лихорадки (трясовицы). Число их колебалось от 7 до 77, но чаще их было 12. «Двенадцать окаянных трясовиц», «дщерей царя Ирода», упоминаются в старинных заговорах. Это худющие, злющие, простоволосые бабы. Злыдни и мара — достояние южнорусского фольклора (древний индоевропейский корень, от него, как мы говорили, произошли слова мор, смерть). Мара — привидение, появляющееся лунными ночами. Того же корня кикимора — дух мелкий и зловредный. Мара и кикимора любят вредить женщинам: то пряжу перепутают, то нитки оборвут.

Обыкновенный род злых духов — черти. В русском фольклоре их множество, и зовут их по-разному (С.В. Максимов насчитывает более 80 названий, среди которых чаще встречаются черт, бес, нечистый, нежить, лукавый, нелегкая, анчутка, шиликун и т. д.). Внешний облик черта во многом сформирован лубочными картинками: черный, мохнатый, востроголовый, с рогами и копытами. В древнерусских миниатюрах он выглядит несколько иначе: «Это — черт с вытянутой шишом головой (часто лысый), или с торчащими шишом длинными волосами, голый, часто с крыльями за спиной, с небольшим (куцым) хвостом и с гусиными пятками». Он может принять облик человека, но при этом обычно хромает, при нем остаются хвост и копыта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: