Итак, начнем с колыбельных песен.
.1 Колыбельная песня
Колыбельная песня, по мнению народа, - спутник детства. Она, как один из древнейших жанров фольклора, составляет ценную часть сокровищницы народного творчества, не только русского, но и всех народов мира. В ней особым образом, специфическими средствами выразительности передается дух эпохи, преломленный через духовный мир создателя и исполнителя колыбельной. В колыбельных песнях преобладают ласкательные мотивы. С древнейших времен матери “убаюкивали детей песнями, утешали, ласкали, внушали”. Абу Али Ибн Сина так определил значение колыбельных: “Чтобы благотворно влиять на нрав детей, необходимо использование двух вещей. Первое - тихо качать ребенка, второе - петь привычную для него колыбельную. Именно бодрящее качество колыбельных песен способствует как физическому воспитанию плоти, так и пробуждению к музыке.
Исследования современных ученых показывают, что колыбельные песни вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воспитательном воздействии произведений устного народного творчества. Этому способствует прежде всего то, что успокаивающее действие, положительный эмоциональный фон создается благодаря тому, что исполняются они спокойным, ровным, тихим голосом, напевно и протяжно. Чувство психологической защищенности вызывается и тем, что, напевая эти песни, матери или бабушки, как правило, держат ребенка на руках, качают его, он же в свою очередь слышит голос родного ему человека, ощущает его равномерное спокойное сердцебиение и дыхание, ощущает его присутствие, чувствует внимание к себе со стороны взрослого.
|
Колыбельные играют, по мнению Т.С, Комаровой, громадную роль в ознакомлении ребенка дошкольного возраста с окружающей жизнью, с традициями и обычаями, бытом собственного народа, как и другие жанры народной поэзии, содержат в себе веками отобранный и проверенный материал.
Образы, создаваемые в колыбельных песнях, конкретны, близки, и понятны детям с момента рождения (это котенька-коток, собачка, заинька, гуленьки и т.п.). В них в художественных образах отражается жизнь народа.
Ай, - баю - баю - баю,
Мать пошла за рыбою,
Отец пошел по воду,
Отморозил бороду.
Они несут в себе пожелание добра и благополучия своему ребенка со стороны матери, уверенность в то, что он будет здоров и счастлив.
Колыбельные песни, также как и потешки, пестушки и другие формы устного народного творчества, обеспечивают, по выражению Л.И. Павловой, системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и его виды труда, жизнедеятельности.
В процессе ознакомления с колыбельной песней дети знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой, в частности, с местом, где дети спали, с теми атрибутами, которые связаны были с укладыванием ребенка на сон, т.е. приобщаются к культуре собственного народа. Недаром В.Н. Сорока-Росинский наряду со сказками, созданными народом, определяет их как один из воспитательных факторов. Он пишет: “Песня и сказка выводят ребенка за узкие пределы его семьи и знакомят в поэтической форме, воздействуя на его чувства и фантазию, с жизнью племен или родного народа, а также окружающей природной.
|
Слушая с колыбели родную песню, ребенок воспитывается в направлении к этим глубоким сторонам души”.
Колыбельные песни благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простым рифмам, звукосочетаниям типа: “люли-люли-люленьки”, “баю-баю-баиньки” и т.п., напевности, спокойным интонациям, плавному повествованию, использованию приема уменьшения) способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, а через это воздействуют на воспитание эстетических чувств детей. Через выражение любви к ребенку со стороны взрослого, которым пронизана колыбельная, дети учатся понимать “добро” и “зло”, закладываются основы человеколюбия и гуманизма по всему живому, а помогает этому используемый эмоциональный прием обращения к ребенку по имени, что делает его как бы соучастником действия, происходящего в колыбельной, утверждает его в мысли о том, что он интересен взрослому и нужен; и сравнение ребенка с наиболее значимым в жизни взрослого человека объектами, явлениями окружающей действительности. Например:
Спи-ка, Маша-солнышко,
Спи-ка, жито, зернышко,
Спи, моя родная,
Рыбка золотая.
Знания, усвоенные на эмоционально-чувственной основе в процессе соприкосновения с художественными образами колыбельных песен, постепенно переходят в образный план, что способствует интенсивному развитию воображения. К тому же в этих песнях создаются также образы, которые в реальной жизни не существуют (Бука, Дрема и т.п.) и которые требуют большего осмысления содержания произведения и привлечения всего своего опыта, извлечения из него нужного материала и создания на его основе определенного образа.
|
Колыбельные песни заключают в себя могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Они обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, заинька, котик.
Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Колыбельная содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.
Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Таким образом, невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Мы рассмотрим один из видов поэзии пестования (“материнской” поэзии) - это колыбельные песни.
Обратимся к другому виду “материнского” фольклора - к пестушкам.
.2 Пестушки
Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. На первых порах, пока ребенок не понимает еще смысла слов, это достигается с помощью некоторых физических приемов, в чем-то напоминающих физзарядку. Распеленав ребенка, мать или няня обеими руками, слегка сжимая тело ребенка, проводит несколько раз от шейки до ступеней ног. Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение, возбудить жизнедеятельность всего организма, что очень важно в период первоначального роста. Не каждая мать осознает необходимость этой процедуры, из сотни одна объяснит ее физиологическое значение, но народная педагогика эмпирическим путем пришла к убеждению в безусловной полезности этого приема и закрепила его в поэтических произведениях, передающихся из поколения в поколение. Мать забыла бы, когда и как необходимо проделывать эту процедуру, как дозировать время, если бы на помощь ей не пришла незамысловатая песенка:
Потягунюшки, порастянюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки ходунюшки,
А в руки фатунюшки,
А в роток говорок,
А в голову разумок.
Стишок прост. Исполнение его не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных, но в нем есть свое: понимание значения этого приема и для роста организма (“Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки”), и для развития двигательных функций ребенка (“А в ножки ходунюшки, А в ручки фатунюшки”), и для умственного и нравственного развития (“А в роток говорок, А в голову разумок”). Знания, закрепленные в поэтическом произведении, служат средством передачи культурного наследства от одного поколения к другому, служат руководством к действию любой молодой матери или пестунье.
Для упражнения мышц рук и закрепления двигательных навыков применяется прием медленного разведения рук ребенка, как бы имитация плавания. Упражнение весьма полезное и нужное. И снова оно закрепляется в народной жизни не в виде отвлеченного вывода, а воплотившись в примитивную песенку, сообразуясь с тактом которой и производятся необходимые движения:
Лунь плывет,
Лунь плывет.
По мере подрастания ребенка упражнения усложняются. Это закрепляется в более сложном тексте пестушки:
Тятеньке - сажень,
Маменьке - сажень,
Дедушке - сажень,
Бабушке - саженьБрату - сажень,
Сестрице - сажень,
А Колюшке -
Большую, наибольшую.
Заботясь об укреплении мышц торса, о развитии смелости у ребенка, его часто “тютюшкают”, т.е. посадив на ладонь одной руки и поддерживая другой рукой грудь, ребенка подбрасывают вверх, удерживая одной рукой, а затем подхватывают второй. Этот прием закреплен в целом ряде ритмически четко построенных стишков. Некоторые из них достигают хорошей художественной формы:
Гук, гук, гук, гук,
Наловил дед щук,
Баба рыбку пекла,
Сковородка утекла.
Ребенок начинает воспринимать материнскую речь не как мелодический набор звуков, а как сигналы, имеющие определенное смысловое значение, и мать уже использует это: она не просто берет ребенка на руки, а протягивает к нему руки и приговаривает или припевает: “Ручки, ручки, дай рученьки…”
Приговоры эти не отличаются ни поэтическими достоинствами, ни оригинальностью, ни разнообразием, но ребенок всегда стремится на руки к матери, делает отчаянные движения ручонками, чтобы коснуться материнских рук, постепенно вырабатывает умение управлять движением своих рук. Слово матери (пестуньи), отразившись в сознании ребенка, вызывает определенное представление о материнской ласке, волевой сигнал дает команду органам движения, ребенок делает хвалительные или иные движения руками. Таким образом, примитивная поэтическая схема закрепила в народном сознании очень важный как для физического развития ребенка, так и для развития второй сигнальной системы педагогический прием. У ребенка очень рано проявляются стремления к движению, и мать, идя навстречу его желаниям, ставит его на ножки, поддерживая за грудку или ручки, и приговаривает:
Дыбы-дыбок,
Скоро Сашеньке - годок!
Эти упражнения укрепляют мышцы ног, учат ребенка держаться в вертикальном положении, управлять движениями ног и т.д. Во всех этих произведения заложены выработанные многовековой педагогической практикой народа знания по физическому воспитанию детей. Но собственно учительный элемент их весьма скуден. Произведения этого рода призваны привести в определенную систему правила физического воспитания, пестования и, хотя не очень многочисленны, составляют жанр пестушек.
“Пестовать… - по словарю В.И. Даля, - (от питать? или же от пясть ли, от носки на руках?), нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, растить, холить, ходить за ним, быть дядькою, дядьковать… Не смешивать, в производных, с ней толкать…”
Наиболее правильно поняла специфику произведений этого рода И.О. Капица и выделила их в особую группу. Ее точку зрения разделил и В.И. Аникин.
Пестушкам присущи все жанровые черты. Произведения этой группы имеют строго определенную бытовую функцию, они являются сводом приемов физического воспитания, разработанных народной педагогикой. Им присуще своеобразное настроение, определяемое характером и крайностью физических упражнений, необходимых ребенку, в тот или иной момент. Они имеют отличное от родственных жанров содержание. В колыбельных песнях или забота о судьбе ребенка, о его настоящем и будущем, или раздумья, переживания, переживания матери, в потешках значительное место значительное место занимают учительный и развлекательный элементы. Ни то, ни другое не свойственно пестушкам. Содержание пестушек конкретно и касается только вопросов физического воспитания, только тех действий, которые производятся, их ожидаемых результатов. Пестушки не всегда рифмованы, но если имеется рифма, то она, как правило, парная (“дыбок - годок”, “ходуньки - фатунюшки”). В смежных, не рифмованных между собой стихах применяется внутренняя рифма (“В лесок по мошок”).
Пестушки кратки. Обычно это одно простое распространенное или сложносочиненное предложение. Диалогическая форма встречаются редко и является исключением (“Ножки, ножки, куда вы бежите? - В лесок по мошок…”)
.3 Заговоры
К пестушкам примыкают полные наивной простоты и обаяния заговоры-шутки. Купают ребенка и, чтобы он не плакал при окачивании водой, весело приговаривают:
С гуся вода,
С Пети худоба,
С гуся вода,
С Пети худоба.
Если ребенок ушибся, что бывает почти ежедневно, он ищет защиты, спасения от боли у матери. И мать, дуя на больное место или поглаживая его, приговаривает:
У сороки боли,
У вороны боли,
У Феденьки заживи.
Все эти заговоры носят подчеркнуто шуточный характер, но в силу веры ребенка в могущество матери помогают, успокаивают его.
Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек. Рассмотрим, что же представляют собой потешки.
3.4 Потешки
Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. Потешками называются и песенки-приговорки, организующие эти забавы. Чисто филологическое изучение этих приговорок вне игры неправомерно и невозможно.
Потешки начинают применять где-то на втором году жизни ребенка, когда ребенок, как правило, уже имеет первичный словесный фонд и даже произносит первые слова.
Главное назначение забавы - приготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.
Элементарные истины входили в сознание естественно, без морализаторского осадка. Известные потешки типа “Сорока-ворона” намекали ребенку на необходимость трудиться, на наказание за леность, включали в обиход новые слова. Играя с пальчиками, учили счету (первому свободному теоретическому акту); хлопая ручками под “Ладушки”, показывали богатство языка, ибо редко встречается столь насыщенная звукоподражаниями и богатством рифмы поэзия. “Частые повторы таких текстов настраивали, а иногда и провоцировали ребенка на диалог, совершенствовали его речь”.
Необходимость (поддержания интенсивной познавательной деятельности продиктовано введение в потешку широкой информации об окружающих предметах и явлениях, но при этом исключаются абстрактные, недоступные пониманию детей колыбельного возраста понятия. К абстракции ребенка ведут через конкретные образы.