Схема оценки знаний по дисциплине




Бегалина А.А.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине общая фитопатология

 

 

для студентов специальности 5В081100 – Защита растений и карантин

(бакалавр)

 

 

Астана 2012

 

Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина

 

Рассмотрено и одобрено «Утверждаю» к изданию на заседании Первый зам. председателя

методического совета правления по УМР и МС

Казахского агротехнического Казахского агротехнического университета им. С.Сейфуллина университета им. С.Сейфуллина

протокол № 8 «08» июня 2012 г ______________Е.Т. Тазабекова

«» ________________ 2012г.

 

 

Составила: к.с.х.н., доцент Бегалина А.А.

 

 

Рецензент: к.с.х.н., доцент кафедры экологии и лесного хозяйства Жумагулов И.И.

 

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры растениеводства

Протокол №9 от «09» апреля 2012 г.

 

 

Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии

агрономического факультета

Протокол №9 от «11» мая 2012 г.

 

Содержание

  Введение  
  Рабочая программа дисциплины (Силлабус) 4  
  Глоссарий и определения  
  Тезисы лекций  
  Лабораторные занятия  
  Задания по самостоятельной работе  
  Вопросы 1 рубежного контроля  
  Вопросы 2 рубежного контроля  
  Экзаменационные вопросы  
  Карта учебно - методической обеспеченности дисциплины  

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предмет и значение общей фитопатологии. Основные этапы исто­рического развития общей фитопатологии. Общие закономерности воз­никновения и развития фитопатологии как науки.

Первый - теологический и антропоморфический этап. Пер­вичные представления о природе болезней растений. Значение открытий А. Левенгука в изучении микроорганизмов. Морфоло­гический период развития микробиологии.

Второй - микробиологический этап. Патология растений как "ветвь микологии". Работы братьев Л.Тюлан и Ч.Тюлан, А.Де-Бари, М.С.Воронина и др. Разработка учения о паразитиче­ских грибах как причине, а не следствии инфекционных болезней растений.

Третий - комплексный этап. Становление фитопатологии как комплексной науки. Применение цитологического и биологического методов исследования в изучении онтогенеза фитопатогенных грибов.

Установление новой группы возбудителей болезней расте­ний - патогенных бактерий. Работы М.С.Воронина, Т. Барилла, Э.Смита, И.В. Сербинова, А.А. Ячевского и др.

Открытие фильтрующихся вирусов и создание нового на­правления в фитопатологии - фитовирусологии. Классические ис­следования Д.И. Ивановского, У. Стенли и др.

Развитие экологического направления в фитопатологии и начало изучения закономерностей массового распространения и развития болезней растений. Работы К. Мюллера, Н.А.Наумовой и др.

Четвертый - современный этап. Роль эксперимента в фитопа­тологии с использованием разнообразных технических средств и достижений современной науки и техники. Развитие и дальнейшее углубление исследований по эволюции паразитизма, специализа­ции патогенов, генетике иммунитета, биологическим и терапевти­ческим мерам борьбы с болезнями растений.

 

 

1.ДИСЦИПЛИНА: ОБЩАЯ ФИТОПАТОЛОГИЯ

1. ДАННЫЕ О ПРЕПОДАВАТЕЛЯХ: к.с.-х.н., доцент кафедры растениеводства Бегалина Алмагуль Абылкаировна, ассистент Сулейменова Зейнекуль Шагиевна.

2. ДАННЫЕ О ДИСЦИПЛИНЕ. Сведения по дисциплине: количество кредитов-2, период обучения - один семестр, лекции 15 часов, лабораторных занятий 15 часов, СРСП 15, СРС 45 и итоговый контроль-экзамен.

Распределение учебного времени

Недели               Рубежный контроль                 Рубежный контроль Всего
Лекции                                
Лабора-торные                                
СРСП                                
СРС                                
Итого                                

 

3.ПРЕРЕКВИЗИТЫ– успешное усвоение курса предполагает наличие знаний по дисциплинам: экология и устойчивое развитие, ботаника, химия, физиология растений.

4. ПОСТРЕКВИЗИТЫ– химическая защита растений, биологическая защита растений, карантин растений, растениеводство, овощеводство, плодоводство, кормопроизводство, луговодство, технология хранения и переработки продукции растениеводства, селекция и т. д.

5.КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА

Цель: ознакомить студентов с учением о болезнях растений, патологических процессах в растениях, признаками болезней, выявлением, причин, вызывавших болезнь, закономерности возникновения и распространения болезней и роли в этом факторов окружающей среды, вредоносностью и потери от болезней, с приемами и средствами для предупреждения болезней и лечением заболевших растений.

Задачи: в результате изучения дисциплины студент должен убедиться в том, что знание общей фитопатологии необ­ходимы не только для успешного изучения специальных дисциплин: сельскохозяйственной фитопатологии, иммунитета растений, прогноза развития болезней, карантина сельскохозяйственных растений. Биологической защите растений от болезней, но и являются залогом успеха творческой деятельности агронома по защите растений, поскольку общая фито­патология закладывает основу формирования студента, как будущего специалиста.

Студент должен знать: принципы классификации болезней растений; этиологию болезней; основные типы проявления болезней (неинфекционные, инфекционные); видовой состав болезней сельскохозяйственных культур; характер инфекционного процесса в растениях; биоэкологию, паразитизм основных возбудителей болезней сельскохозяйственных растений; болезни, вызываемые растениями-паразитами; организацию, технологию проведения фитосанитарного обследования почв, сельскохозяйственных угодий; защитные мероприятия против болезней растений.

Студент должен уметь: определять причину болезней растений; определять видовой состав возбудителей болезней; оценивать фитосанитарное состояние почвы, посевов, многолетних насаждений и растениеводческой продукции; использовать методику проведения фитосанитарной экспертизы; использовать методы фитопатологических исследований; организовать и провести защитные мероприятия против болезней растений. Требование курса: Учебное время разделяется на лекционные, лабораторно - практические и СРС основное требование- систематическая подготовка занятиям и разные виды контроля. Подготовка к экзамену осуществляется разнообразными формами контроля - экспресс - опрос, беседа, индивидуальная работа с раздаточным материалом, дискуссии и т.д. при невыполнении задания итоговая оценка снижается.

 

 

6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

6.1 Перечень лекционных занятий

 

№ и наименование темы Вопросы к теме Коли- чество часов Лите- ратура Текущий контроль, балл
         
1. Введение 1.Предмет и задачи общей фитопатологии 2.Понятие о болезнях растений, их сущность и вредоносность. 3.Краткий исторический очерк развития фитопатологии.   Осн. 1-4 0,2
2. Болезни растений и принципы их классификации 1.Болезни растений и их классификации. 2.Неинфекционные болезни растений. 3.Болезни, вызываемые недостатком питательных веществ-болезни голодания.   Осн. 1-4 0,2
3.Грибы как растений и возбудители болезней растений, систематика грибов 1.Характеристика грибов возбудителей болезней и их систематическое положение. 2.Вредоносность болезней.     Осн. 1-4 0,2
4.Неинфекционные болезни растений 1.Болезни, вызываемые недостатком или избытком влаги в воздухе и почве. 1. 2.Болезни, вызванные действием на растение вредных химических 2. веществ.Лучевые болезни растений. 3.Понятие о сопряженных болезнях.     Осн. 1-4 0,2
5.Инфекционные болезни растений 1.Инфекционные болезни. 2. Грибы – возбудители болезней сельскохозяйственных растений. 3.Размножение, распространение и сохранение грибов.     Осн. 1-4 0,2
6.Систематика грибов   1. Класс хитридиомицеты. 2. Класс Оомицетты. 3.Класс Зигомицеты. 4. Класс Аскомицеты     Осн. 1-4. Доп. 1-8 0,2
7. Высший класс грибов   1. Класс Базидиомицеты – Basydiomycetes. 2 2. Класс несовершенные ггрибы – Deuteromycetes.     Осн. 1-4. Доп. 1-8 0,2
8. Актиномицеты и бактерии как возбудители болезней растений     1. Актиномицеты или лучистые грибы. 2.Фитопатогенные бактерии.       Осн. 1-4. Доп. 1-8 0,2
9.Вирусы - возбудители болезней растений   1.Строение и основные свойства фитопатогенных вирусов. 2.Размножение и распространение вирусов. 3.Природа вирусов.     Осн. 1-4. Доп. 1-8 0,2
10.Воздействие вируса на растение и их симптомы     1. Воздействие вируса на растение и симптомы вирусных заболеваний. 2.Влияние условий окружающей среды на развитие вирусных болезней. 3.Методы диагностики вирусных болезней растений.     Осн. 1-4. Доп. 1-8 0,2
11.Возбудители болезней растений   1.Микоплазменные организмы. 2.Цветковые растения. 3.Повилики.     Осн. 1-4. Доп. 1-8 0,2
12.Возбудители болезней растений 1. Заразихи - Orobanche. 2. Омела -Viskum album.     Осн. 1-4. Доп. 1-8 0,2
13.Динамика развития и распространения инфекционных заболеваний 1.Заражение. 2.Инкубационный период. 3.Проявление болезни.     Осн. 1-4. Доп. 1-8 0,2
14.Сохранение и источники инфекции 1.Первичная и вторичная инфекции. 2.Ареалы болезней. 3.Эпифитотии.     Осн. 1-4. Доп. 1-8 0,2
15.Система защитных мероприятий против болезней растений     1.Роль борьбы против болезней –агротехническим методом 2.Роль борьбы с болезнями растений –биологическим методам. 3.Физические методы. 4. Механические методы. 5.Карантинные защитные мероприятия.     Осн. 1, 2 0,2
  Всего:     3,0

 

 

6.2 Перечень лабораторно-практических занятий

 

Наименование лабораторных занятий Коли- чество часов Лите- ратура Текущий контроль, балл
1Ознакомление с оптическими приборами Ознакомление с основными типами болезней растений: некрозы, гнили, увядание, налеты, пятнистости, опухоли (наросты), язвы, хлорозы, пустулы, курчавость, камедетичение, мумификации, деформациия, «Ведьмина метла». 1 (2) Осн. 1.2,3  
2.Вирусы и микоплазменные организмы- возбудители болезни растений: Изменения.вызываемые в растении вирусными и микоплазменными болезнями и ознакомления с их симптомами. Способы передачи инфекции Растения-индикаторы Методика диагностики вирусов. 1 (2) Осн. 1.2,3  
3.Бактерии - возбудители болезней растений: Типы бактериальных болезней Обнаружения бактерий в тканях растения. Изучение морфологии и методы заражения растений. 1 (2)    
4. Грибы - возбудители болезней растений Морфология грибов (грибница и её видоизменения) Органы бесполого размножения Органы полового размножения Половой процесс у высших грибов Особенности питания высших и низших грибов. 1 (2) Осн. 1.2,3  
5.Систематика грибов. Низшие грибы (классы) Изучение грибов класса Chytridiomycetes Изучение грибов класса Oomycetes Изучение грибов класса Zygomycetes Типы проявления болезней, определение болезней. 1 (2) Осн. 1.2,3  
6.Класс Ascomycetes (Аскомицеты) - сумчатые грибы Изучение грибов подкласса Hemiascomycetidae (Protoascomycetidae, Gymnoascomycetidae) Изучение грибов подкласса Euascomycetidae первой группы порядков Plectomycetidae - плектомицеты (Cleistomycetes- клейстомицеты) Типы проявления болезней, определение болезней. 1 (2) Осн. 1.2,3  
7. Класс Ascomycetes (Аскомицеты) - сумчатые грибы Изучение грибов второй группы порядков Pyrenomycetidae (периномицеты) Изучение грибов третьей группы порядков Discomycetidae (дискомицеты) Изучение грибов подкласса Loculoacsomycetidae (локулоаскомицеты) Типы проявления болезней, определение болезней. 1 (2) Осн. 1-6. Д 1-3.  
8.Класс Basiodiomycetes (базидиомицеты) Изучение грибов подкласса Teliobasidiomycetidae, порядка Ustilaginales Основы систематики порядка Ustilaginales Типы проявления болезней, определение болезней. 1 (2) Осн. 1-6. Д 1-3.  
9.Класс Basiodiomycetes (базидиомицеты) Изучение грибов порядка Uredinales Изучение грибов подкласса Homobasidiomycetidae Типы проявления болезней, определение болезней. 1 (2) Осн. 1-6. Д 1-3.  
10. Класс - DEUTEROMYCETES (дейтеромицеты) несовершенные грибы: Изучение грибов порядка Hyphomycetales Изучение грибов cемейства Stibaceae Изучение грибов семейства Melanconiaceae Типы проявления болезней, определение болезней. 1 (2) Осн. 1-6. Д 1-3.  
11.Класс-DEUTEROMYCETES (дейтеромицеты) несовершенные грибы: Изучение грибов порядка Sphaeropsidales Изучение грибов порядка Mecylia sterillia Типы проявления болезней, определение болезней. 1 (2) Осн. 1.2,3  
12.Основные этапы патологического процесса. Влияние окружающей среды на развитие болезней Методы прогнозирование болезней растений. 1 (2) Осн. 1-6. Д 1-3.  
13.Изучение распространение и развития, вредоносность болезней растений, комплексные меры борьбы. 1 (2) Осн. 1.2,3  
14.Методы исследований диагностики возбудителей грибов и микозов. 1 (2) Осн. 1.2,3  
15.Селекционно-семеноводческие методы. Выведение и возделывание сортов, устойчивых к наиболее опасным болезням сельскохозяйственных культур. 1 (2) Осн. 1.2,3  
Всего      

 

 


7. График выполнения и сдачи заданий по дисциплине (второй семестр)

Тема Задание СРСП Цель занятия Литература Форма контроля Неде-ля сдачи Бал-лы
               
   
    Введение   Предмет и задачи общей фитопатологии. Понятие о болезнях растений, их сущность и вредоносность. Краткий исторический очерк развития фитопатологии. Ознакомление студентов с законами по защите и карантину растений РК. Развитие фитопатологии, как наука, ознакомление и перспективы её развития. О. 1-10 Д.1-6     Конспект. Опрос. Проверка выполнения задания в тетради.     1,3
  Болезни растений и принципы классификация.   Болезни растений и их классификации. Неинфекционные болезни растений. Болезни, вызываемые недостатком питательных веществ-болезни голодания. Ознакомление с классифика цией болезней растений и основными группами.   О. 1-10 Д.1-6     Конспект. Опрос. Проверка выполнения задания в тетради.     1,3
  Грибы как растений и возбудители болезней растений, систематика грибов Характеристика грибов возбудителей болезней и их систематическое положение. Вредоносность болезней.   Ознакомление с основными возбудителями болезней растений и систематикой грибов О. 1-10 Д.1-6     Конспект. Опрос. Проверка выполнения в тетради.     1,3  
  Неинфекцион ные болезни растений Болезни, вызываемые недостатком или избытком влаги в воздухе и почве. 3. Болезни, вызванные действием на растение вредных химических веществ. Лучевые болезни 4. растений. Понятие о сопряженных болезнях.   Ознакомление неинфекционны ми болезнями растений.   О. 1-10 Д.1-6     Раздел 2. Развитие, размноже ние и жизнен ные циклы болезней   1,3
  Инфекционные болезни растений Инфекционные болезни. Грибы – возбудители болезней сельскохозяйственных растений. Размножение, распространение и сохранение грибов.   Ознакомление с инфекционными болезнями растений.   О. 1-10 Д.1-6     Конспект. Опрос. Проверка выполнения задания в тетради.   1,3
  Систематика грибов   Класс хитридиомицеты. Класс Оомицетты. Класс Зигомицеты. Класс Аскомицеты   Ознакомление с систематикой грибов О. 1-10 Д.1-6     Конспект. Опрос. Проверка выполнения задания в тетради.   1,3
  Высший класс грибов   1. Класс Базидиомицеты – Basydiomycetes. 2 2. Класс несовершенные ггрибы – Deuteromycetes.   Ознакомление с видами высших грибов. О. 1-10 Д.1-6     Конспект. Опрос. Проверка выполнения задания в тетради.   1,3
Рубежный контроль 1
  Актиномицеты и бактерии как возбудители болезней растений     1. Актиномицеты или лучистые грибы. 2. Фитопатогенные бактерии.   Ознакомление с актиномицетами и бактериями как возбудители болезней растений.   О. 1-10 Д.1-6     Конспект. Опрос. Проверка выполнения задания в тетради.   1,3
  Вирусы - возбудители болезней растений   1.Строение и основные свойства фитопатогенных вирусов. 2.Размножение и распространение вирусов. 3.Природа вирусов.   Ознакомление с вирус - возбудителями болезней растений.     О. 1-10 Д.1-6     Конспект. Опрос. Проверка выполнения задания в тетради.   1,3
  Воздействие вируса на растение и их симптомы     1. Воздействие вируса на растение и симптомы вирусных заболеваний. 2. Влияние условий окружающей среды на развитие вирусных болезней. 3. Методы диагностики вирусных болезней растений.   Ознакомление с воздействием вируса на растение и их симптомы.   О. 1-10 Д.1-6     Конспект. Опрос. Проверка выполнения задания в тетради.   1,3
  Возбудители болезней растений   1. Микоплазменные организмы. 2.Цветковые растения. 3.Повилики.   Ознакомление с возбудителилями болезней растений. О. 1-10 Д.1-6     Конспект. Опрос. Проверка выполнения задания в тетради.   1,3  
  Возбудители болезней растений 1. Заразихи - Orobanche. 2. Омела -Viskum album.   Ознакомление с возбудителилями болезней растений. О. 1-10 Д.1-6     Конспект. Опрос. Проверка выполнения задания в тетради.   1,3
    Динамика развития и распространения инфекционных заболеваний 1.Заражение. 2.Инкубационный период. 3.Проявление болезни.   Ознакомление с распростране нием, развитием инфекционных заболеваний растений   О. 1-10 Д.1-6     Конспект. Опрос. Проверка выполне ния задания в тетради.     1,3    
  Сохранение и источники инфекции 1.Первичная и вторичная инфекции. 2.Ареалы болезней. 3. Эпифитотии.   Ознакомление с сохранением и источниками инфекции О. 1-10 Д.1-6     Конспект. Опрос. Проверка выполне ния задания в тетради.   1,3
  Система защитных мероприятий против болезней растений     1.Роль борьбы против болезней –агротехническим методом 2.Роль борьбы с болезнями растений–биологическим методам. 3.Физические методы. 4. Механические методы. 5.Карантинные защитные мероприятия.   Ознакомление с системой защитных мероприятий против болезней растений     О. 1-10 Д.1-6     Конспект. Опрос. Проверка выполнения задания в тетради.   1,3
Рубежный контроль 2
                       

8.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список литературы

Основная литература

1. Головин Г. Н. Практикум по общей фитопатологии. М., 1977.

2. Горбуля В. С. Защита сельскохозяйственных культур от болезней.Руководство к лабораторно-практическим занятиям. –Астана, 2006.

3.Защита растений от болезней/под ред. ШкаликоваВ.А.-М., 2004

4.Попкова К.В. Общая фитопатология.- М.: 2005

5.Практикум по с/х фитопатологии. Под. Ред. К.В. Попковой М.Агропромиздат, 1988.

6.Справочник агронома по защите растений / под. редакцией Сагитова А.О., Исмухамбетова Ж.Д., Алматы, 2004.

 

Дополнительная литература

1.Дементьева М.И. Фитопатология, М.: Агропромиздат 1985.

2.Власова Ю.И., Ларина Э.И. Сельскохозяйственная вирусология. –М.: Колос, 1980.

3.Горленко М. В. Бактериальные болезни растений. – М.: Высшая школа.

4.Власова Ю.И., Ларина Э.И. Сельскохозяйственная вирусология. –М.: Колос, 1980.

5.Защита растений/под ред. Попова С.Я.-М, 2005.

6. Захваткин Ю.А. и др. Словарь-справочник фитопатолога.

7.Черемисинов Н.А. Общая патология растении. –М.: - Высшая школа, 1973

8.Хохряков М. К. и др. Определитель болезней сельскохозяйственных культур, М., 1984

9. Яковлева Н.П. Фитопатология. Программированное обучение, 1983.

10. Кирай Э.З., Климент 3. Методы фитопатологии. - М.,Колос, 1974.

11. Наумова Н.А. Анализ семян на грибную и бактериальную инфекцию. - Л., Колос, 1970.

12.Основные методы фитопатологических исследований. /Под ред. А.Е.Чумакова/. - М., Колос, 1974.

13. Метьюз Р. Вирусы растений. - М., Мир, 1973.

14.Тарр С. Основы патологии растений. - М., Мир, 1975.

15.Шмыгля В.А. Вирусные микоплазменные болезни расте­ний. Методические указания по диагностике и изучению. - М., ТСХА, 1978.

9. Политика курса

1. Не опаздывать на занятия, в лабораторию на перемене не заходить.

2. Не отвлекаться на посторонние разговоры, отключать мобильный телефон.

3. Не пропускать занятия, в случае пропуска представлять определенный документ.

4. Соблюдать правила внутреннего распорядка университета.

5. Активно участвовать в учебном процессе.

6. Бережно относиться к оборудованию, лабораторной мебели.

10.Информация по оценке знаний.

Текущий контроль проводится в течение семестра путем систематической проверки знаний студентов. Учитывается посещение и активность на лекционных, лабораторных занятиях, выполнение и сдача лабораторных работ и заданий СРС. Рубежный контроль проводится два раза в семестр на 8 и 17 неделе для проверки уровня знаний студентов.

Итоговый контроль проводится по окончании курса в форме экзамена.

Наглядные пособия

1. Плакаты.

2. Гербарий.

3. Коллекционные материалы по болезням.

4. Бинокуляр МБС.

5. Микроскоп.

6. Мультимедийные материалы.

7. Компьютеры.

8. Проекторы.

 

11. Политика выставления оценок

При оценке знаний студентов используется рейтинговая система, предусматривающая следующее распределение баллов и процентов. Текущий контроль: 40 баллов (40%), рубежный контроль 20 баллов (20%), итоговый контроль 40 баллов (40 %). При несвоевременной сдаче работ оценка будет занижена на 20%. Максимальное количество баллов – 100.

Схема оценки знаний по дисциплине

  Вид контроля Виды занятий и работ студентов Балл за занятие Итого баллов min/max
  Текущий Посещение лекций 0,2 х15 1,5/3
  Лабораторные занятия 1,0х15 8,5/15
  Заполнение тетради 0,15х15 1/1,5
  СРС (выполнение задания) 1,3х15 10/19,5
  Рубежный Коллоквиум (2 контроля по 10 баллов) 5/10 10/20
  Итоговый Экзамен   20/40
  Всего баллов в сумме     50/100

 

 

схема оценки знаний студентов на экзамене

Экзаменационная оценка Оценка в баллах
Удовлетворительно 20/29
Хорошо 30/35
Отлично 36/40

 

Шкала оценки знаний студентов

 

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент баллов Процентное содеожание баллов Оценка по традиционной системе
А 4,0 95-100 Отлично
А- 3,67 90-94
В+ 3,33 85-89 Хорошо
В 3,0 80-84
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74 Удовлетворительно
С 2,0 65-69
С- 1,67 60-64
Д+ 1,33 55-59
Д 1,0 50-54
F 0 0-49 Неудовлетвори-тельно

Глоссарий

 

Агрофитоценоз - растительное сообщество, созданное человеком путем посева (посадки) возделываемых растений.

Агроэкосистема - совокупность растений, животных, микроорганизмов и их местообитания, измененная, упрощенная и используемая человеком.

Антибиоз - взаимодействие двух видов организмов в форме антагонизма, приводящее к гибели одного из них.

Антифидант - вещество, подавляющее питание животных или вызывающее у них отравление к пище.

Апотеций - орган сумчатого гриба, имеющий форму диска, блюдца или чашечки, на поверхности которых формируются аски (сумки), содержащие споры.

Аппресории - присоски, образующиеся на конце гифы парази­тических грибов, служащие для прикрепления к растению-хозяину.

Аскомицеты — класс грибов, для которых характерно образова­ние спор внутри овальной или трубкообразной сумки.

Базидиомицеты - класс грибов, для которых характерно обра­зование спор (базидиоспор) на утолщённых гифах, называемых базидиями. Как правило, на каждой базидии развивается по 4 базидиоспоры.

Балл — единица, которой оценивается степень или интенсив­ность какого-либо явления.

Биотип - группа микроорганизмов, имеющих сходные генети­ческие признаки. Для грибов аналогичным является подразде­ление на расы.

Биологическая эффективность применения пестицида — результат применения пестицида в полевых условиях, выраженный показателями гибели или снижения численности вредных организмов, или степени повреждения ими защищаемых растений.

Болезнь растения - нарушение нормального обмена ве­ществ органа, клеток или целого растения под влиянием фитопатогена или неблагоприятных условий среды.

Бордосская смесь - фунгицидный состав содержащий сульфат серы и негашеную или гашеную известь.

«Ведьмины метлы»- проявления болезни, при котором появ­ляется метлообразное разрастание мелких непродуктивных побегов.

Вектор -насекомое, клещ или нематода которые передают вирусы на своем ротовом аппарате или со слюной.

Вирус - заразное начало, имеющее размеры, различимые только при сильном увеличении с помощью электронного микро­скопа.

Вирусоноситель - организм, который содержит в себе вирус и может заразить им растение.

Вредный организм для растения - организм, снижающий урожай растений или его качество.

Время ожидания - период между применением пестицида и уборкой урожая (использованием культуры), в течение которого содержание остатков пестицида снижается до безопасного уровня.

Вторичная инфекция - заражение, происходящее в результа­те распространения инфекционного начала, развившегося от пер­вичного инфицирования после периода покоя патогена.

Галлы - разрастание клеток или ненормальное увеличение их количества, в результате которого образуется нарост, вздутие сфе­рической или неопределённой формы.

Гаустория - специализированный тип гифы, проникающий в клетку растения - хозяина и исполняющий роль поглотителя пита­тельных веществ для патогенов.

Гиалиновые споры (гиалоспоры) - споры, не имеющие окра­ски, светлые, прозрачные.

Гиперплазия - ненормальное увеличение количества клеток, возникающее под воздействием выделений патогена, в результате которого образуются наросты (галлы, опухоли).

Гифа – нитевидная структура, образуемая грибами.

Грибы несовершенные - класс грибов, у которых отсутствует или не установлено наличие полового процесса.

Действие бластомогенное - эффект вещества или агента, проявляющийся в образовании в организме опухолевых тканей (доброкачественных или злокачественных).

Диплоидная фаза - период развития организма, при котором индивидуум имеет двойной набор хромосом.

Доза пестицида - количество пестицида в единицах массы из расчета на единицу поверхности, объема или массы подопытного объекта.

Защита растений – сфера деятельности, направленная на разработку и практическое применение методов фитосанитарного мониторинга, фитосанитарных мероприятий с целью предотвращения потерь растениеводческой продукции от вредных и особо опасных вредных организмов.

Зигоспоры - покоящаяся спора гриба, формирующаяся в ре­зультате слияния морфологически одинаковых разнополых кле­ток.

Зооспорангий - плодовое тело гриба, формирующее зооспо­ры, способные к самостоятельному передвижению с помощью жгутиков.

Иммунитет - свойство растения противостоять вторжению вредителями или патогенными микроорганизмами.

Индекс - цифровой показатель, выражающий в процентах по­следовательность изменения какого-либо явления. Индексирова­ние показателей позволяет обезличивать их наименование при со­хранении общего разнообразия.

Инкубация - период времени от момента заражения растения патогеном до появления первых признаков болезни, другое по­нятие - содержание инокулированных растений или возбудителей в условиях, благоприятных для развития болезни.

Интегрированная борьба с вредными видами - особый подход к совместному использованию всех доступных форм подавления вредного организма, включая механические, физические, биологические, генетические, биоценотические, агротехнические, химические методы борьбы и регулирование численности, систематически применяемые с основной целью - безопасно, эффективно и с минимальными затратами средств уменьшить популяцию данного вида.

Искореняющее опрыскивание - нанесение фунгицида или инсектицида на стебли и ветки листопадных растений в период покоя или для обеззараживания почвы.

Кайромон - химическое вещество, служащее для передачи информации между разными видами и адаптивно полезное главным образом для воспринимающего, а не для выделяющего его организма.

Канцероген - химический, физический и биологический агент, способный вызывать перерождение ткани в злокачественную опухоль.

Клейстотеции (клейстокарпии) - плодовое тело мучнисто-росяных грибов совершенно замкнутой формы, в которых образу­ется одна или несколько сумок со спорами. Освобождение спор происходит в результате разрыва оболочки клейстокарпия, кото­рый происходит под давлением созревающих сумок и сумкоспор.

Контактный пестицид - пестицид, который уничтожает вредные объекты при непосредственном контакте с ними, проникая через наружные покровы.

Корреляция (лат. correlation) - соотношение, соответствие, взаимосвязь, взаимозависимость предметов или понятий. В мате­матической статистике К.- понятие, которым отмечают связь ме­жду явлениями, если одно из них входит в число причин, опреде­ляющих другие.

Коэффициент корреляции - число, показывающее степень тесноты корреляции в пределах от -1 до +1.

Ложе - тип спороношения грибов в форме плоского или во­гнутого образования, состоящего из слоя конидиеносцев, на кон­цах которых развиваются бесполые споры - конидии.

Мониторинг - контроль параметров ситуации с целью её со­хранения в заданных пределах. В отношении фитопатологии -контроль параметров поражения растений с целью поддержания показателей в экономически целесообразных пределах.

Мумификация - высыхание или сморщивание плодов после их поражения грибными организмами. Мумифицированный плод после перезимовки служит первичным источником инфекции.

Некроз - отмирание клеток растения, вызванное биологиче­скими или абиотическими причинами.

Несовершенная стадия - период жизни гриба, при котором спорообразование осуществляется только бесполым путём.

Норма расхода пестицида - количество действующего вещества или препарата пестицида, расходуемое на единицу площади обрабатываемой поверхности, единицу массы, объема или на отдельный объект.

Облигатный паразит (облигатно биотрофные организмы) - паразит, не способный жить вне клеток организма хозяина, его тканей или клеток.

Однодомность (однохозяйность) - развитие всех стадий биологического цикла грибов на растениях одного вида.

Ооспора - спора, образующаяся в результате оплодотворе­ния крупной неподвижной женской половой клетки (оогония) с помощью небольшой мужской клетки.

Первичная инфекция - заражение растения патогеном после его выхода из стадии покоя.

Перитеций - плодовое тело сумчатого гриба кувшинообразной формы, в котором развиваются сумки с сумкоспорами, вы­ходящие при созревании через отверстие на вершине плодового тела.

Персистентность - стойкость вещества, характеризующаяся временем, в течение которого оно сохраняется в неизменном состоянии в объектах окружающей среды.

Пестициды – химические, биологические и другие вещества, используемые против вредных и особо опасных вредных организмов, а также для предуборочного просушивания, удаления листьев и регулирования роста растений.

Пикнида - структура несовершенных грибов кувшинообразной формы, в которой бесполым путём формируются споры. Пикниды образуются либо на поверхности поражённых тканей, либо в частично погружённом состоянии. Пикноспоры выходят через от­верстия пикнид крупными группами или в виде длинной цепочки.

Профилактическое применение пестицида - применение пестицида до начала повреждения культурных растений вредным организмом.

Плодовое тело - орган гриба, служащий для развития и рас­пространения спор. Плодовые тела бывают разных типов - пери­теции, апотеции, коремии, спорангии, спермогонии, эцидии, пикниды, ложа, спородохии.

Про



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: