Основная часть сочинения - литературные аргументы (анализ литературных произведений или конкретных эпизодов произведений).




Основная часть сочинения - литературные аргументы (анализ литературных произведений или конкретных эпизодов произведений).

В комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин показывает имение дворян Простаковых. Что же это за дом? В нём главенствует не мужчина, глава семейства, а госпожа Простакова. Атмосфера здесь очень тяжёлая, потому что с утра до вечера здесь слышатся крики, брань, грубые слова. Помещица следит за всеми, хитрит, лжёт, унять её никто не может.

У Простаковой нет человеческого достоинства. Она ругает портного Тришку и мужа - подкаблучника, который только потакает своей жене. Жена деспотична по отношению к мужу. Ради сына она кидается на брата. Ей жаль перетрудившегося Митрофана. Невежественная, жестокая, самовлюблённая, госпожа выстраивает семейные отношения с позиции силы. Так, по мнению Д.Фонвизина, деспотизм уничтожает в человеке всё человеческое.

А ведь эта злобная и жестокая женщина - мать. Она сильно любит своего Митрофанушку. Но в атмосфере родного дома, которым управляет Простакова, её сын ничему хорошему не мог научиться, поэтому комедия завершается тем, что хозяйка дома не только лишается права управлять своим имением, но, что самое страшное, её предаёт Митрофан: он отказывается от матери. Стародум замечает: «Вот злонравия достойные плоды».

 

Второй литературный аргумент (анализ текста произведения).

Совсем другой образ дома создан в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого. Мы видим большой дом на Поварской улице в центре Москвы. Здесь живёт большая и дружная семья графа Ильи Николаевича Ростова. Двери открыты для всех. Семья музыкальная, артистичная, в доме обожают пение и танцы.

Глава дома - граф Илья Николаевич Ростов - любитель домашних праздников. Он обожает свою семью, доверительно относится к детям. «Он - сама распущенная доброта». «Прекраснейший был человек»,- так отзываются о нём знакомые после его смерти.

Толстой подчёркивает, что дар воспитателя присущ и графине Ростовой. Она - первая советчица дочерей, великодушна, душевна в обращениях с детьми, гостеприимна, открыта.

Всё это способствовало тому, что родительский дом стал особой атмосферой духовности. Жизненные ценности, которые вынесли дети Ростовых, достойны уважения. Это великодушие, патриотизм, благородство, уважение, взаимопонимание и поддержка. Наташа, не раздумывая, отдаёт подводы для раненых, Николай спасает Марью Болконскую во время бунта крестьян, Петя добровольцем уходит на фронт и погибает.

Заключение по теме сочинения

Два дома – дом госпожи Простаковой у Фонвизина и Ростовых у Толстого. А какие они разные… Первый – антиидеал, второй – образец семейного уюта и счастья.

И мне очень хочется верить в то, что и в наше время будет как можно больше родителей, заботящихся о своей семье и крепкой духовной атмосфере в ней. Пусть каждый дом станет настоящим истоком нравственных ориентиров для молодых людей!

 

МАТЕРИАЛЫК РАЗМЫШЛЕНИЮ

 

Направление «Дом» (Дом – семейный очаг)

Родительский дом – начало всех начал…»

(Ю.Антонов)

 

1.Вступление к сочинению.

Действительно ли, как утверждает известный композитор Ю. Антонов, «родительский дом- начало всех начал»? Думаю, что с этим трудно поспорить. Дом, очаг – это то место, где ребёнок начинает с помощью родителей, их мудрых советов постигать, что такое добро и зло, постепенно приобщается к семейным и национальным традициям, получает первые нравственные уроки жизни, которые во многом будут определять его дальнейшую жизнь. Бездуховность в семейных отношениях ведёт к их разрыву, «потере дома», крушению нравственных ориентиров у подрастающего поколения.

Основная часть сочинения - литературные аргументы (анализ литературных произведений или конкретных эпизодов произведений).

 

Актуальность данной проблемы очевидна. Вот почему тема дома-одна из ключевых тем в русской литературе. Писатели А.С.Пушкин, И.А.Гончаров,И.С.Тургенев, А.П.Чехов, М.Горький, и другие в своих произведениях обращали внимание читателей на то, как важно с детских лет воспитывать ребёнка в атмосфере любви и согласия, прививая ему чувство уважения к старшим, к народным традициям, формируя в нём понятия чести. совести и другие духовные ценности.

Так, в комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизина мы попадаем в дом Простаковых. Что же это за дом? Глава семьи не муж, а властная жена - госпожа Простакова. Грубая брань, побои, надругательства- обычное явление в помещичьем доме, потому что жестокость простаковых-скотининых сформировалась в условиях крепостнической действительности. «Злонравная» помещица Простакова смотрит на крепостных как на скот. Верную служанку Еремеевну она называет «собачьей дочерью», «старой хрычовкой», «бестией». Деспотична Простакова и по отношению к мужу, она не испытывает к нему ни любви, ни даже уважения. Ей не знакомы понятия чести, совести, гражданского долга, с тупым пренебрежением относится Простакова и к культуре, к просвещению. Потому для обучения сына Митрофанушки нанимает учителей «ценою подешевле». Она советует сыну «хоть для виду» поучиться, «нашед деньги, ни с кем не делиться», жениться на Софье ради её богатства.

Воспитанный по образу и подобию матери среди жестокости, обмана и лицемерия Митрофанушка не рвётся ни к учению, ни к службе. Он недоросль и в моральном отношении, ему неведомы чувства любви, уважения и милосердия.

Так, в самый критический момент жизни, его мать, оказавшись «у разбитого корыта», ищет у сына сочувствия: «Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!» Но Простакова наталкивается на чёрствый, грубый ответ сына: Да отвяжись, матушка, как навязалась!» Даже слёзы матери не вызвали в его сердце никакого сострадания. Значит, ни о какой сердечной привязанности сына к матери и речи быть не может, и такой результат, по мнению комедиографа Фонвизина, закономерен: это «злонравия достойные плоды».

В качестве второго аргумента обратимся к роману Л.Н.Толстого «Война и мир». В эпопее создан совсем другой образ дома. Писатель утверждал, что “люди как реки”: каждый имеет свой исток, своё русло. С истока — с колыбельной матери, с тепла родного очага, с заботы родных начинается человеческая жизнь. И в какое русло она войдёт, во многом зависит от семьи, семейного уклада и традиций. В качестве примера можно привести семью Ростовых.

О главе семьи, страстном охотнике, любителе домашних праздников, графе Илье Андреевиче, Толстой скажет: “Он — сама распущенная доброта”. Его жена – хранительница домашнего очага, первая советчица дочерей. У родителей сложились близкие, доверительные отношения с детьми. Наташа Ростова, как и её братья Николай и Петя, унаследовала лучшие черты «ростовской породы»: способность к сочувствию, сопереживанию, соучастию. Любовь к людям, ко всему русскому стала сущностью её характера.

ЭПИЗОДЫДЛЯ ОБДУМЫВАНИЯ, АНАЛИЗА (найти эпизод, обратить внимание на поведение героя, его мысли, чувства: проанализировать, связать с темой сочинения, сделать вывод по эпизоду

Русские национальные черты проявляются у героини в её соприкосновении с природой, с народными песнями и танцами. И в страшное и тяжёлое время для России Наташа не остаётся в стороне. Так, в эпизоде, когда перед взятием Москвы французами люди срочно эвакуируются из города, Наташа не может оставаться безучастной к судьбам раненых солдат. Их в Москве очень много, а подвод не хватает. Узнав об этом, Наташа, ни минуты не колеблясь, отдаёт подводы. Она не может понять, как можно вывозить вещи, когда погибают русские люди.

Данный эпизод ещё раз убеждает нас в том, что Наташа…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: