В эпилоге романа показаны два счастливых брака. Семью Безуховых Толстой рисует идиллически. Это народный идеал семьи, основанный на взаимном полном подчинении супругов друг другу, но с отчётливым разграничением сфер влияния. Вне дома Пьер имел право делать только то, на что давала согласие Наташа. Дома же она подчинялась малейшему желанию Пьера. Весь мир Наташи – в семье, детях, муже. Других интересов, по мнению Толстого, у неё не должно быть. Таково назначение женщины. Взаимопонимание Пьера и Наташи Толстой объясняет силой интуитивного понимания близкого человека, не благодаря единству мыслей, обмену мыслями, а «таинственным путём».
Душевные страдания многому научили Наташу. Став женой и матерью, она утратила своё прежнее девичье очарование, но сущность её натуры не изменилось, исчезло лишь внешнее проявление той жизненной силы, той страстной способности любить, которою она теперь и жила. Глубже, серьёзнее, строже стало её полная любви душа, и именно это позволило ей сердцем понять идеи и дела Пьера и поверить в их великую важность.
Наташа не только кормит и растит детей. Она их воспитывает в полном единодушии с Пьером, она принимает участие «в каждой минуте жизни мужа». Его мысли были ей известны и дороги уже потому, что Наташа «знала всё то, из чего это выходило, - всю душу Пьера». Но это ведь свидетельствует и о духовном богатстве самой Наташи.
Образцом неподражаемой психологической чуткости писателя является сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем в двадцать третьей главе третьей части второго тома романа. Здесь мы встречаем князя Андрея, внутренне обновленного, желающего наслаждаться жизнью после всех тех разочарований и несчастий, которые он перенес в связи с неудавшейся военной карьерой и утратой жены. К этому времени герою уже было за тридцать, и это значило, что он уже человек в возрасте. Но как всегда это бывает, любви покоряются все возрасты. И Болконский ей покорился, влюбившись в шестнадцатилетнюю Наташу Ростову, только еще начинающую жить, но уже способную испытывать взаимные чувства. Судьба свела совершенно разных людей, которые в конечном счете так и не смогут испытать счастья совместной жизни в браке. Но пока герои этого не знают. Хотя рассматриваемый эпизод подталкивает читателя предопределить из судьбу.
|
Первое, что нас настораживает, это настойчивая просьба старшего князя Болконского отложить свадьбу на год, выполнить которую был вынужден Андрей. Второе – это ветреность Наташи, которая может легко броситься в омуты развлечений, чтобы забыть о своем горе. Третье – слишком чувствительная разница в возрасте, подчеркнутая неоднократно употребленным словом «чужой», которое мы подмечаем в размышлениях Наташи и ее матери о князе Андрее. Действительно, они были чужими друг другу. И как бы ни была сильна их любовь, она была обречена…
Но все же… Это было первое, по-настоящему сильное чувство, испытанное Наташей Ростовой. Когда князь Андрей уехал к отцу за благословлением, девушка три недели ходила «как тень, праздная и унылая…вечером тайком от всех плакала и не являлась по вечерам к матери». Когда же ее возлюбленный приехал, она не помнила себя от счастья, не понимала ничего, что он говорил во время объяснения с ней.
|
Это объяснение психологически тонко передано писателем: «Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза. «Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?» Любовь ее была настолько сильна, что «… лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, что нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь?». Наташа была настолько счастлива, что «зарыдала», а затем, осмелившись, поцеловала своего возлюбленного. Писатель в точности передает перемену чувств в душе героя: «В душе его вдруг повернулось что-то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе с тем радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею". Через это описание писатель открывает нам глаза на природу «настоящего чувства».
Читая этот эпизод, невольно поражаешься тому факту, что Л. Н. Толстой, мужчина, мог так точно передать чувства девушки, первые чувства юности!
Роль данного эпизода очень важна для понимания образа Наташи Ростовой. Она изображается писателем как легкомысленная, веселая девочка, которая наивно любуется собой, повторяя мысленно: «Что за прелесть эта Наташа!». Но, несмотря на эту детскую легкомысленность, Толстой показывает нам совсем не детские мысли Наташи, когда князь Андрей делает ей предложение: «Неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнью, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово?»
Эти мысли будут в последствии руководить героиней, когда роковая ошибка (попытка бежать с Анатолием Курагиным) приведет к разрыву с князем Андреем. Она будет чувствовать ответственность за свой поступок, и это приведет ее на путь самоочищения и самосовершенствования.
Так эта маленькая сцена в романе, исполненная лиризма, становится одним из ключей к пониманию сложного и противоречивого образа любимой героини автора романа-эпопеи «Война и мир».
4. Заключение по теме сочинения ТОЖЕ ПОДУМАТЬ!
Два дома – дом госпожи Простаковой у Фонвизина и Ростовых у Толстого. А какие они разные… Первый – антиидеал, второй – образец семейного уюта и счастья.
И мне очень хочется верить в то, что и в наше время будет как можно больше родителей, заботящихся о своей семье и крепкой духовной атмосфере в ней. Пусть каждый дом станет настоящим истоком нравственных ориентиров для молодых людей!