Родительский дом – судьбы начало




Дом… Родительский дом. Это место, где тебя любят и всегда ждут, где помогут в трудную минуту и дадут совет, где тебя примут таким, какой ты есть. Это малая родина. Куда хочется возвращаться и не уезжать.

Большое место в жизни каждого имеет дом и семья, ведь именно здесь формируется личность человека. От того, какие отношения были в семье, какое воспитание мы получили в детстве, зависит вся наша дальнейшая жизнь, наше будущее.

В литературе часто встречаются произведения, касающиеся этой темы. Рассмотрим два примера.

Фонвизин в комедии «Недоросль» изображает дом семьи Простаковых, где каждый думает лишь о себе, о своей выгоде. Глава семейства – госпожа Простакова, циничная и властолюбивая женщина, которая не уважает своего мужа и не считается с его мнением. Она очень любит своего Митрофанушку, пытается устроить его жизнь с выгодой для себя, но не заботится о его образовании. Говорит, что, чтобы посчитать деньги, математика и не нужна, чтобы куда-то ехать, не нужно знать географию, так как на это есть ямщик. Поэтому Митрофанушка вырос ленивым и недалёким юношей. Простакова очень переживает, как бы её сын не перетрудился. Каким человеком вырастет Митрофан, если он не сможет сам решить никакой жизненной проблемы? Ведь мама не будет всегда все делать за него.

Совсем другой дом – дом семьи Ростовых в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Здесь царит любовь и взаимопонимание. Отношения между детьми и родителями самые искренние и трогательные, между супругами полная гармония. Дети также очень добры друг к другу и отзывчивы. Родители стараются дать детям хорошее воспитание и образование, учат самостоятельности. Дом Ростовых всегда полон гостей, которых принимают тепло и радушно.

Хорошие отношения в доме Ростовых повлияли на семейную жизнь детей в будущем. Наташа с детства видела картину идиллии в родительском очаге, поэтому перенесла её и в свой дом. Выйдя замуж за графа Безухова, Наташа представляется примером идеальной жены. Она всячески пытается помочь Пьеру, заставляет всех ходить на цыпочках, когда спит её муж, и даже отгоняет от него мух. Наташа всегда с нетерпением ждёт его возвращения и бросается в его объятия даже после недолгой разлуки, как будто заново влюбляясь. Она очень счастлива в браке.

Из этих примеров мы видим, что судьба человека напрямую зависит от отношений в доме, где он провёл своё детство. Закончить хотелось бы красивыми строками из известной песни:

Родительский дом – начало начал,

Ты в жизни моей надёжный причал!

 

ДОМ

(проблема экологии)

 

 

Отношение человека к окружающей среде – это уже и сам

человек, его характер, его философия, его душа, его

отношение к другим людям.

С.П. Залыгин

Понятие «дом» многогранно. Для каждого человека он имеет своё значение, вызывает свои ассоциации. Для большинства людей это место, связанное с детством, с родными людьми, мамой. Мысли о доме вызывают приятные, трогательные воспоминания: это начало жизненного пути; это аромат свежеиспечённых блинчиков, ворсинки шерсти на стареньком диване, детские рисунки на стенах; мамин голос, тепло…

Многое в нашей жизни определяется домом и семьёй: с детства мы впитываем атмосферу домашнего очага, семейные традиции. Именно в семье, в родном доме нам прививаются нравственные ценности, формируется особое видение мира. Со временем понятие расширяется, родными становятся улица, край, страна, планета.

На нашей планете живет более шести миллиардов человек. Сколько из них считают ее настоящим домом? Многим кажется, что для этого нужно побывать в разных странах, чувствовать себя одинаково хорошо в любой точке земного шара. Однако это не так.

Земля – наш общий дом. Каждый сознательный человек понимает, что все в мире взаимосвязано. Веками мы пользуемся дарами природы, воспринимаем её как кладовую, из которой можно черпать до бесконечности. Такое отношение к природе неизбежно приводит к угрозе экологической катастрофы и причина всему – деятельность человека. Ярким примером может служить катастрофа в Чернобыле, на АЭС в Фукусиме, взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе. Эти трагедии унесли жизнь многих людей и продолжают отравляют жизнь. Последствия ещё многие годы будут служить страшным упрёком всему человечеству.

В литературе проблема экологии не нова. Писатели разных поколений затрагивают в своих произведениях тему взаимоотношений человека и природы, бережного отношения к природе.

Еще в 70-е годы Чингиз Айтматов поднимал вопрос безысходности пути, при котором человек губит природу. Она обязательно отомстит вырождением и бездуховностью. Эту тему автор рассматривает в таких произведениях, как "После сказки", "Буранный полустанок", "Плаха". Сильное впечатление оставляет после себя роман "Плаха". Этот роман – призыв одуматься. Интересно, что проблему экологии писатель рассматривает неразрывно с проблемами разложения человеческой личности.

Роман начинается с описания жизни волчьей семьи, которая обитает на своей территории, пока не появляется человек. Он бессмысленно и грубо уничтожает все на своем пути. Становится не по себе, когда читаешь про варварскую облаву на сайгаков. В этой бойне погибают волчата Акбары. На этом несчастья волчицы не кончились: еще пять волчат погибают во время пожара, который специально устроили люди, чтобы легче было добывать дорогое сырье: “Ради этого можно выпотрошить земной шар, как тыкву”. Автор понимает причину такой жестокости – алчность, борьба за собственное благополучие.

А люди не подозревают, что природа за все отомстит и намного раньше, чем они думают. У природы, в отличие от людей, есть только одно несправедливое действие: она, мстя людям за разорение, не разбирает, виновен ты или нет. Волчица, оставшись одна по вине человека, тянется к людям. Свою неистраченную материнскую нежность она хочет перенести на человеческого детеныша. Это оборачивается трагедией, но на этот раз и для людей. Акбара не виновата в гибели мальчика. Это человек в своем жестоком порыве страха к непонятному поведению волчицы стреляет в нее, но промахивается и убивает собственного сына. Человек поплатился за свою жестокость.

В романе Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» также звучит мысль об ответственности человека за природу. Главного героя романа беспокоит поведение приезжих туристов. Он видит озеро, опустевшее от браконьерской ловли, муравейник, облитый бензином и подожжённый туристами для забавы, белых лебедей, некогда украшавших озеро, а теперь сваренных в котле.

Хочется закончить словами русского писателя Ю. Бондарева: «Порой самодовольному человечеству кажется, что оно, подобно вселенскому полководцу, природу подчинило, покорило, обуздало...Человек забывает о том, что в длительной войне победа обманчива, а мудрая природа чересчур терпелива. Но в срок положенный приходит всему конец. Природа грозно поднимает карающий меч».

Мы убиваем свой дом. Живой, развивающийся и меняющийся дом, в котором первоначально было всё для человека. И этот дом рано или поздно перестанет им быть, если мы не научимся его беречь.

Образ родного Дома

 

Образ родного Дома – концептуально важное понятие в творчестве русских классиков. Именно родной Дом является главной составной частью в создании автором особого образа своей Родины." Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом",- писал В.Распутин.

Тема дома и семьи - одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской - в частности. Ее отголоски слышны еще в древнерусских художественных произведениях. О любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене, княгиня Ярославна («Слово о полку Игореве»). Через все жизненные испытания проносят любовь и верность муромский князь Петр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»), а в конце жизни герои, принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день, и тела их, как гласит легенда, оказываются в одном гробу это ли не доказательство преданности мужа и жене друг другу?!

Ю.М. Лотман писал: «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь».

Эта тема поднимается в Библии, в произведениях А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,М.А.Булгакова,А.Вампилова,В.Распутина,А.И.Солженицына. («Притча о блудном сыне», повесть «Станционный смотритель»,«Песня про купца Калашникова…»,романы «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита», пьеса «Старший сын»,повесть «Прощание с Матёрой», рассказ «Матренин двор».)

Блудный сын, раскаиваясь в греховной жизни, возвращается к отцу, возвращая себе утерянный дом. Вспомните описание дома в повести «Станционный смотритель» до и после отъезда Дуни. Пока Дуня живёт с отцом, дома чисто, уютно. «Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала». А когда дочь уехала, в доме Самсона Вырина всё изменилось, «все кругом показывало ветхость и небрежение».Купец Калашников, главный герой поэмы, защищает семью, которая является символом Дома, что восходит к традиции «Домостроя».В этих двух романах писатель даёт два противоположных образа дома – «дома-приюта» и «мёртвого дома». «Хорошая квартира» в «Белой гвардии» имеет своё пространство, свой запах, своё лицо, свои голоса, а главное – в ней соблюдаются семейные традиции. «Образ мёртвого дома» в романе «Мастер и Маргарита» связан с темой нравственного умирания людей.Тема дома как символ мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро.В повести Распутина символичен образ Дома. Он одухотворённый, живой, чувствующий. Дарья убирает его как покойника перед похоронами.Ключевыми словами в рассказе являются слова «дом», «изба». Дом, построенный «давно и добротно», - это и сохранившийся фрагмент «самой нутряной (настоящей) России», словно защищающийся от напора внешней лжи и абсурда.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: