Методы активизации профессионального самоопределения




Активизирующая профконсультационнойметодика во многом близка к игровой мето­дике, но имеет и свои особенности:

интересность, увлекательность процедуры методики для дан­ных клиентов;

личная значимость для клиентов обсуждаемых в методике вопросов;

добровольность участия клиентов в процедуре данной методи­ки;

двухплановость действия (как и в игре), предполагающая, с одной стороны, план реальных действий (реальные эмоции, раз­говоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных дей­ствий;

организация совместного с клиентом рассмотрения профориентационных проблем, что в свою очередь, предполагает:

выделение общей цели работы (если представления консуль­танта и клиента о целях будут разными, то взаимодействия не получится);

использование общего средства для решения выделенных проблем и целей (консультант должен подобрать средства, ме­тоды, приемы, которые клиент может понять и наравне с са­мим консультантом использовать эти средства для рассмотре­ния обсуждаемых вопросов);

обеспечение постепенного перевода средства решения про­блем во внутренний план действий клиента, т. е. профконсуль­тант должен не просто показать, как это средство используется, но и обучить клиента использовать такое средство самостоятельно при решении своих проблем;

в идеальном случае консультант помогает клиенту построить свое собственное (индивидуальное) средство для решения мно­гообразных профориентационных проблем. Но в основе активи­зации все-таки лежит специально сформированный интерес...Таким образом, существуют методы, у которых активизирующий потенциал по сравнению с другими методиками представлен в более доступном и понятном для многих психологов и их клиен­тов виде. Такие методы и называются собственно активизирую­щими. К ним относятся[12]:

Профориентационные игры с классом – рассчитаны на реаль­ные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках урока; предполагают работу с целым классом; проводятся одним ведущим; предполагают высокую динамику работы; имеют более «скромный» эффект, чем более длительные «терапевтические» группы и консультации (предназна­чены для работы с учащимися 7-11 классов).

В каче­стве примера рассмотрим игру «Спящий город». Цель игры – повышение у школьников уровня осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее пре­стижных на данный момент сферах деятельности с учетом социально-экономических условий в стране.

Методика включает следующие основные этапы:

1. Участникам дается общая инструкция: «В неко­тором городе злые силы околдовали всех жителей, превратив их в вялых, почти спящих существ. Чтобы разбудить людей, необходимо как-то зажечь в них ис­кру жизни. Для этого нужно предложить жителям простые и понятные программы улучшения жизни. Группа должна разработать такие программы по сле­дующим направлениям:

порядок и спокойствие в городе, снижение числа преступлений и правонарушений (юридические аспекты);

совершенствование городского управления;

оживление экономики, повышение благосостояния и занятости населения (экономические проблемы);

счастье жителей, помощь в решении семейных, личностных проблем (психологические аспекты);

здоровье жителей, профилактика заболеваний (ме­дицинское обслуживание).

Сейчас мы разобьемся на команды и попробуем составить такие программы, которые смогли бы разбу­дить жителей города».

2. На классной доске выписываются названия программ, участникам предлагается выбрать одну из них.

3. Далее ведущий рассаживает все команды за отдельные столы и дает следующее задание: «В тече­ние 10 - 15 мин. каждая группа должна определить 5 основных дел для реализации своей программы. Все выделенные дела обязательно должны быть реалистич­ны. После этого каждая группа определяет, кто из ее участников представит разработанную программу и ответит на вопросы остальных участников игры».

4. Участники приступают к работе. Ведущий не вмешивается в обсуждение и лишь напоминает об истекающем времени.

5. Докладчики от каждой группы представляют разработанные программы и отвечают на вопросы. Ведущий и сам должен быть готов задавать вопросы.

6. При подведении итога участники сами должны определить, насколько предложенные каждой группой программы были продуманными, реалистичными, ин­тересными и насколько удалось сделать их не проти­воречащими друг другу.

Если программы удовлетворяют этим требовани­ям, то можно предположить, что жители города ожи­вятся и, возможно, проснутся окончательно.

Эффект игры может быть усилен, если обсужде­ние снимать видеокамерой, а после окончания игро­вой процедуры посмотреть видеозапись.

Главный итог этой игры – формирование уме­ния принимать профориентационные решения и раз­витие ответственности за свое профессиональное бу­дущее.

Игровые профориентационные упражнения – по процедуре близ­ки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с подгруппой. Участники рассаживаются в круг по 8-15 человек, что делает уп­ражнения внешне похожими на занятия психотерапевтических групп. При проведении игр профконсультант должен обладать определенным уровнем психотера­певтической культуры:

не навязывать своего мнения;

всячески демонстрировать свою поддержку и эмпатию участникам;

организовывать их реальное взаимодей­ствие;

создавать условия для самовыражения всех участников группы и т.д.

Н.С.Пряжников предлагает следующие игровые профориентационные упражнения: «Профессия на букву...», «Автопортрет», «Человек-профессия», «Кто есть кто?», «Звездный час» и др. В качестве примера такого рода технологии приведем упражнение «Кто есть кто?».

Смысл игрового упражнения — дать возможность участникам соотнести свой образ с различными про­фессиями на основании знаний учащихся друг о дру­ге. Процедура проведения упражнения следующая:

1. Ведущий на основе опроса участников опреде­ляет, какие профессии для них наиболее интересны и выписывает их на классной доске, называя впослед­ствии профессии из этого перечня.

2. Ведущий называет профессию, каждый участ­ник в течение нескольких секунд смотрит на других и определяет, кому эта профессия подойдет в наиболь­шей степени. Далее ведущий хлопает в ладоши и все участники одновременно показывают рукой на выбран­ного ученика, наиболее подходящего, по их мнению, для названной профессии.

3. Ведущий подсчитывает, сколько рук показывает на каждого участника, и таким образом определяет, чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.

Прогнозы школьни­ков относительно профессионального будущего своих одноклассников нередко оказываются более точными, чем прогнозы учителей и родителей. Опыт показал, что данная технология может ока­заться эффективной и при работе со взрослыми людь­ми.

Карточные профконсулыпационные методики являются, по утверждению Н.С. Пряжникова, высоко­эффективными технологиями. Главные их достоин­ства – предметность поискового действия и возмож­ность оперативного составления из карточек образов моделируемых объектов. Данная технология весьма продуктивна при проектировании профессиональной судьбы. Средством построения образа жизни служат профконсультационные игровые карточки. В них при­водятся образцы решения проблем профессионально­го становления, а также образцы наиболее привлека­тельных профессий.

Выделяются две основные группы карточных методик:

информационно-поисковые системы – ИПС («профессьянсы», внешне напоминающие раскладывание «пасьянсов», когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профес­сий);

игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где клиент, преодолевая по специальным правилам различные игро­вые «трудности», часто моделирующие реальные трудности жиз­ни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей. Примерами таких методик явля­ются «Стратегия», «Шанс», «Карьера» и др. Важнейшие активизирующие приемы данных методик – специаль­но организуемый игровой спор консультируемого кли­ента с ответами, написанными на карточках, а также определенные призы и наказания за успешность (или безрезультатность) такого спора.

Настольные карточные игры (разработаны с учетом интереса подростков к настольным играм). Поначалу эти методи­ки задумывались как «домашнее средство», хотя опыт показал, что они эффективны и при использовании их профконсультантом (например, во внеурочной работе, на базе психологического центра, в детском лагере...).

Бланковые карточные методики – самостоятельное из­готовление участниками карточек и игровых бланков, с после­дующей игрой в карты и отражением результатов игры в своих бланках.

Активизирующие профориентационные опросники скорее «игра в тесты», так как главная цель заставить задуматься о тех вопро­сах, которые при их обсуждении в режиме дискуссии или в обыч­ной беседе кажутся «скучными», в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по запол­нению бланка. Опыт показал, что данные методики обладают и некоторым диагностическим эффектом (часть таких методик даже снабжены приблизительными нормами, что является редкостью для традиционных профориентационных опросников).

Бланковые игры с классом иг­ра со всем классом и с каждым в отдельности (психолог играет на доске, а каждый присутствующий на своем бланке). Данные методики позволяют моделировать некоторые нравственные ас­пекты таких «престижных» на сегодняшний день профессий, как бизнесмен, юрист и т. п.

Ценностно-смысловые опросники акцент на нрав­ственные аспекты профессионального и личностного самоопре­деления. Эти опросники содержат некоторые игровые элементы, позволяющие в интригующей форме затрагивать те вопросы, ко­торые на сегодняшний день, в эпоху ориентации значительной части молодежи на ценности массового общества и потребитель­ского примитивизма, в открытую обсуждать просто рискованно: сам факт открытого разговора о том, что для многих «свято», мо­жет быть воспринят как «морализаторство».

Традиционно выделяют две основные стратегии (подходы) организации профориентационной помощи: допустимые подходы и недопустимые, нежелательные подходы[13], которые удобно представить в таблице.

 

 

Наименование стратегии Основы, задачи, приемы, особенности
Допустимые стратегии:
тестологическая в основе – стандартизированные испытания профпригодности
информационно-просветительская главная идея – вооружить кли­ента необходимой информацией
рационалистическая предполагает, что профессиональный выбор и вообще самоопределение можно «рационально просчи­тать»
«глубинная», психоаналитическая стратегия основана на выявлении «внутренних» стремлений самоопределяющегося че­ловека и направление этих стремлений в позитивное русло
«гуманистическая-психотерапевтическая» основана на ува­жительном отношении к уникальности и целостности самоопре­деляющегося человека
организационно-управленческая реально работающая система профориентации, предполагающая взаимодействие самых разных социальных институтов
«частичные услуги» ограниченная помощь (например только профдиагностика или помощь в принятии решения)
идеологическая (воспитательная, мировоззренческая) в основе – предположение о том, что на жизненные выборы оказывают силь­ное влияние господствующие в обществе идеи
«принудительная» для особых случаев, например: при выборе рода войск для призывника, при распреде­лении работ среди заключенных
активизирующая стратегия в основе – реальное взаимодействие с клиентом и выведение его на уровень субъекта Построения своей жизни
Нежелательные стратегии:
стратегия «обмана» клиента или начальни­ка-заказчика? (оба обязывают психолога работать определенным образом и строго наказывают за иные варианты работы) Если не удается переубедить (или «просветить») заказчика или админи­стратора, то лучше делать все так, как подсказывает совесть и квалификация, а в отчетах рапортовать, что работа выполнена «как положено»
стратегии «самообмана»: психолог оказывает неполно­ценную помощь или просто «манипулирует» клиентом (и иногда даже понимает это), но находит оправдание такой работе
А) директивное консультирование психолог ласково улыбается клиенту, но про себя думает: «Все равно, ты ничего не понимаешь и сделаешь так, как я тебе скажу»
Б) «деструктивно-рекомендательная» в стремление «кру­то менять судьбы людей» и часто самоутверждаться таким образом, самому (характерно для начинающих профконсультантов)
В) «адаптивно-манипулятивная» когда клиент или мама клиента уже решили сделать какой-то явно неудачный выбор и буквально навязывают его психологу, переносят ответственность на него

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: