Активизирующая профконсультационнойметодика во многом близка к игровой методике, но имеет и свои особенности:
интересность, увлекательность процедуры методики для данных клиентов;
личная значимость для клиентов обсуждаемых в методике вопросов;
добровольность участия клиентов в процедуре данной методики;
двухплановость действия (как и в игре), предполагающая, с одной стороны, план реальных действий (реальные эмоции, разговоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных действий;
организация совместного с клиентом рассмотрения профориентационных проблем, что в свою очередь, предполагает:
выделение общей цели работы (если представления консультанта и клиента о целях будут разными, то взаимодействия не получится);
использование общего средства для решения выделенных проблем и целей (консультант должен подобрать средства, методы, приемы, которые клиент может понять и наравне с самим консультантом использовать эти средства для рассмотрения обсуждаемых вопросов);
обеспечение постепенного перевода средства решения проблем во внутренний план действий клиента, т. е. профконсультант должен не просто показать, как это средство используется, но и обучить клиента использовать такое средство самостоятельно при решении своих проблем;
в идеальном случае консультант помогает клиенту построить свое собственное (индивидуальное) средство для решения многообразных профориентационных проблем. Но в основе активизации все-таки лежит специально сформированный интерес...Таким образом, существуют методы, у которых активизирующий потенциал по сравнению с другими методиками представлен в более доступном и понятном для многих психологов и их клиентов виде. Такие методы и называются собственно активизирующими. К ним относятся[12]:
|
Профориентационные игры с классом – рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках урока; предполагают работу с целым классом; проводятся одним ведущим; предполагают высокую динамику работы; имеют более «скромный» эффект, чем более длительные «терапевтические» группы и консультации (предназначены для работы с учащимися 7-11 классов).
В качестве примера рассмотрим игру «Спящий город». Цель игры – повышение у школьников уровня осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом социально-экономических условий в стране.
Методика включает следующие основные этапы:
1. Участникам дается общая инструкция: «В некотором городе злые силы околдовали всех жителей, превратив их в вялых, почти спящих существ. Чтобы разбудить людей, необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого нужно предложить жителям простые и понятные программы улучшения жизни. Группа должна разработать такие программы по следующим направлениям:
порядок и спокойствие в городе, снижение числа преступлений и правонарушений (юридические аспекты);
совершенствование городского управления;
оживление экономики, повышение благосостояния и занятости населения (экономические проблемы);
счастье жителей, помощь в решении семейных, личностных проблем (психологические аспекты);
здоровье жителей, профилактика заболеваний (медицинское обслуживание).
|
Сейчас мы разобьемся на команды и попробуем составить такие программы, которые смогли бы разбудить жителей города».
2. На классной доске выписываются названия программ, участникам предлагается выбрать одну из них.
3. Далее ведущий рассаживает все команды за отдельные столы и дает следующее задание: «В течение 10 - 15 мин. каждая группа должна определить 5 основных дел для реализации своей программы. Все выделенные дела обязательно должны быть реалистичны. После этого каждая группа определяет, кто из ее участников представит разработанную программу и ответит на вопросы остальных участников игры».
4. Участники приступают к работе. Ведущий не вмешивается в обсуждение и лишь напоминает об истекающем времени.
5. Докладчики от каждой группы представляют разработанные программы и отвечают на вопросы. Ведущий и сам должен быть готов задавать вопросы.
6. При подведении итога участники сами должны определить, насколько предложенные каждой группой программы были продуманными, реалистичными, интересными и насколько удалось сделать их не противоречащими друг другу.
Если программы удовлетворяют этим требованиям, то можно предположить, что жители города оживятся и, возможно, проснутся окончательно.
Эффект игры может быть усилен, если обсуждение снимать видеокамерой, а после окончания игровой процедуры посмотреть видеозапись.
Главный итог этой игры – формирование умения принимать профориентационные решения и развитие ответственности за свое профессиональное будущее.
Игровые профориентационные упражнения – по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с подгруппой. Участники рассаживаются в круг по 8-15 человек, что делает упражнения внешне похожими на занятия психотерапевтических групп. При проведении игр профконсультант должен обладать определенным уровнем психотерапевтической культуры:
|
не навязывать своего мнения;
всячески демонстрировать свою поддержку и эмпатию участникам;
организовывать их реальное взаимодействие;
создавать условия для самовыражения всех участников группы и т.д.
Н.С.Пряжников предлагает следующие игровые профориентационные упражнения: «Профессия на букву...», «Автопортрет», «Человек-профессия», «Кто есть кто?», «Звездный час» и др. В качестве примера такого рода технологии приведем упражнение «Кто есть кто?».
Смысл игрового упражнения — дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знаний учащихся друг о друге. Процедура проведения упражнения следующая:
1. Ведущий на основе опроса участников определяет, какие профессии для них наиболее интересны и выписывает их на классной доске, называя впоследствии профессии из этого перечня.
2. Ведущий называет профессию, каждый участник в течение нескольких секунд смотрит на других и определяет, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее ведущий хлопает в ладоши и все участники одновременно показывают рукой на выбранного ученика, наиболее подходящего, по их мнению, для названной профессии.
3. Ведущий подсчитывает, сколько рук показывает на каждого участника, и таким образом определяет, чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.
Прогнозы школьников относительно профессионального будущего своих одноклассников нередко оказываются более точными, чем прогнозы учителей и родителей. Опыт показал, что данная технология может оказаться эффективной и при работе со взрослыми людьми.
Карточные профконсулыпационные методики являются, по утверждению Н.С. Пряжникова, высокоэффективными технологиями. Главные их достоинства – предметность поискового действия и возможность оперативного составления из карточек образов моделируемых объектов. Данная технология весьма продуктивна при проектировании профессиональной судьбы. Средством построения образа жизни служат профконсультационные игровые карточки. В них приводятся образцы решения проблем профессионального становления, а также образцы наиболее привлекательных профессий.
Выделяются две основные группы карточных методик:
информационно-поисковые системы – ИПС («профессьянсы», внешне напоминающие раскладывание «пасьянсов», когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий);
игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где клиент, преодолевая по специальным правилам различные игровые «трудности», часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей. Примерами таких методик являются «Стратегия», «Шанс», «Карьера» и др. Важнейшие активизирующие приемы данных методик – специально организуемый игровой спор консультируемого клиента с ответами, написанными на карточках, а также определенные призы и наказания за успешность (или безрезультатность) такого спора.
Настольные карточные игры (разработаны с учетом интереса подростков к настольным играм). Поначалу эти методики задумывались как «домашнее средство», хотя опыт показал, что они эффективны и при использовании их профконсультантом (например, во внеурочной работе, на базе психологического центра, в детском лагере...).
Бланковые карточные методики – самостоятельное изготовление участниками карточек и игровых бланков, с последующей игрой в карты и отражением результатов игры в своих бланках.
Активизирующие профориентационные опросники – скорее «игра в тесты», так как главная цель – заставить задуматься о тех вопросах, которые при их обсуждении в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся «скучными», в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка. Опыт показал, что данные методики обладают и некоторым диагностическим эффектом (часть таких методик даже снабжены приблизительными нормами, что является редкостью для традиционных профориентационных опросников).
Бланковые игры с классом – игра со всем классом и с каждым в отдельности (психолог играет на доске, а каждый присутствующий – на своем бланке). Данные методики позволяют моделировать некоторые нравственные аспекты таких «престижных» на сегодняшний день профессий, как бизнесмен, юрист и т. п.
Ценностно-смысловые опросники – акцент на нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения. Эти опросники содержат некоторые игровые элементы, позволяющие в интригующей форме затрагивать те вопросы, которые на сегодняшний день, в эпоху ориентации значительной части молодежи на ценности массового общества и потребительского примитивизма, в открытую обсуждать просто рискованно: сам факт открытого разговора о том, что для многих «свято», может быть воспринят как «морализаторство».
Традиционно выделяют две основные стратегии (подходы) организации профориентационной помощи: допустимые подходы и недопустимые, нежелательные подходы[13], которые удобно представить в таблице.
Наименование стратегии | Основы, задачи, приемы, особенности |
Допустимые стратегии: | |
тестологическая | в основе – стандартизированные испытания профпригодности |
информационно-просветительская | главная идея – вооружить клиента необходимой информацией |
рационалистическая | предполагает, что профессиональный выбор и вообще самоопределение можно «рационально просчитать» |
«глубинная», психоаналитическая стратегия | основана на выявлении «внутренних» стремлений самоопределяющегося человека и направление этих стремлений в позитивное русло |
«гуманистическая-психотерапевтическая» | основана на уважительном отношении к уникальности и целостности самоопределяющегося человека |
организационно-управленческая | реально работающая система профориентации, предполагающая взаимодействие самых разных социальных институтов |
«частичные услуги» | ограниченная помощь (например только профдиагностика или помощь в принятии решения) |
идеологическая (воспитательная, мировоззренческая) | в основе – предположение о том, что на жизненные выборы оказывают сильное влияние господствующие в обществе идеи |
«принудительная» | для особых случаев, например: при выборе рода войск для призывника, при распределении работ среди заключенных |
активизирующая стратегия | в основе – реальное взаимодействие с клиентом и выведение его на уровень субъекта Построения своей жизни |
Нежелательные стратегии: | |
стратегия «обмана» | клиента или начальника-заказчика? (оба обязывают психолога работать определенным образом и строго наказывают за иные варианты работы) Если не удается переубедить (или «просветить») заказчика или администратора, то лучше делать все так, как подсказывает совесть и квалификация, а в отчетах рапортовать, что работа выполнена «как положено» |
стратегии «самообмана»: | психолог оказывает неполноценную помощь или просто «манипулирует» клиентом (и иногда даже понимает это), но находит оправдание такой работе |
А) директивное консультирование | психолог ласково улыбается клиенту, но про себя думает: «Все равно, ты ничего не понимаешь и сделаешь так, как я тебе скажу» |
Б) «деструктивно-рекомендательная» | в стремление «круто менять судьбы людей» и часто самоутверждаться таким образом, самому (характерно для начинающих профконсультантов) |
В) «адаптивно-манипулятивная» | когда клиент или мама клиента уже решили сделать какой-то явно неудачный выбор и буквально навязывают его психологу, переносят ответственность на него |