Самоопределения
12.1. История и состояние профориентации и профконсультации в зарубежной и российской практике
12.2. Задачи, формы и методы профориентации
12.3. Проблемы, принципы и основные направления профконсультирования
12.4. Цели, типы и технологии профконсультирования
История и состояние профориентации и профконсультации
в зарубежной и российской практике [1]
С начала XX в. индустриальная психология, психология труда и прикладная психология личности пытались содействовать людям в выборе профессии, профессионального учебного заведения, в построении профессиональной карьеры.
В 1908 г. американский педагог и общественный деятель Фрэнк Парсонс (Parsons F., 1909) организовал в г. Бостоне (США) при бирже труда консультативное бюро в помощь выбирающим вакансии, профессии. За три с половиной месяца он организовал консультации 80 клиентам (юношам и девушкам) и сформулировал программу работы такого рода консультативной службы. К началу XX в. психологи научились оценивать многие виды психических функций, получила развитие дифференциальная психология. После окончания Первой мировой войны в США и Западной Европе в рамках индустриальной психотехники сложилось направление прикладной психологии, решающее задачи профориентации и профконсультации. В США с начала 20-х гг. XX в. действовала Национальная ассоциация профессионального консультирования (National Vocation Guidance Association), издававшая журнал «Vocation Guidance Magazine», ежегодно психологическому тестированию в целях прогнозирования профессиональной пригодности подвергалось до 60 тысяч претендентов. Во Франции в университете Сорбонны с 1928 г. действовал Национальный институт профессиональной ориентации, аналогичные научно-психологические учреждения были образованы в Испании, Италии, Швейцарии, Германии и других странах.
|
Практика психологической помощи людям, выбирающим профессию или по каким-то причинам меняющим ее, остается актуальной и в настоящее время и составляет одно из направлений индивидуального психологического консультирования. Так, в США действует два подразделения психологов-консультантов, занимающихся карьерным консультированием:
Национальная ассоциация развития карьеры (NCDA)
Национальная ассоциация консультантов по вопросам занятости (NECA).
Психологов, специализирующихся в области карьерного консультирования, курирует Национальный совет по аккредитации консультантов по вопросам карьеры. Такие специалисты должны быть не только ориентированы в области общего консультирования, в групповых и индивидуальных методах психодиагностики, но и осведомлены о состоянии рынка труда, теории и практике менеджмента, технологиях практической работы, они должны владеть компьютерными технологиями поиска информации, работой с базами данных. Некоторые психологи считают карьерное консультирование для большей части населения важнее, чем психотерапия. При этом консультирование в данной области рассматривается как требующее особой специализации, ибо здесь психологу необходима компетентность в области не только внутреннего мира клиента, но и внешнего мира, в сфере профессий.
Карьерное консультирование не ограничивается проблемой выбора профессии или смены профессии, но включает также вопросы помощи в повышении профессиональной эффективности, в преодолении стресса, связанного с профессией, и другие вопросы.
|
Работа в области психологии профориентации и помощи в профессиональном самоопределении была приоритетным направлением отечественных психотехников и педологов 20—30-х гг. XX в. По инициативе и при поддержке В.М. Бехтерева[2] была организована сеть профконсультационных бюро при биржах труда. К 1930 г. в нашей стране насчитывалась 141 такая служба. Школьные педологи проводили систематическую работу в области профориентационного просвещения школьников, исследовали их способности, склонности, интересы, совместно с медиками составляли профконсультационные заключения, в которых указывались рекомендации по выбору профессионального учебного заведения, профессии, противопоказания. Педологи работали в тесном контакте со школьными учителями, работниками профессиональных учебных заведений, представителями биржитруда. Для оценки способностей применялись психологические тесты. Психологическое тестирование интеллекта, понимаемого как способность к обучению, широко использовалось при наборе слушателей рабочих факультетов вузов, при комплектовании профессиональных училищ. Психотехники и педологи использовали методы оценки индивидуально-психологических различий и концепции дифференциальной психологии А.Ф. Лазурского[3], В. Штерна[4].
В годы первых пятилеток с развертыванием социалистического строительства биржи труда были преобразованы в управления по трудовым ресурсам, безработица уступила место острой нехватке квалифицированных рабочих кадров, поэтому психологи перестали разрабатывать проблемы профессионального отбора. В постановлении ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936) педология была объявлена лженаукой, запрещалась практика использования каких-либо тестов в оценке способностей. Таким образом, социальная практика, связанная с оценкой профессиональных способностей и склонностей, прогнозированием профессиональной успешности в интересах организаций или клиентов, прекратилась. Во второй половине 30-х гг. задачи выбора профессии с учетом интересов и склонностей личности выбирающего (оптанта) стали трактовать как «буржуазные пережитки», ибо личные интересы следовало без остатка подчинить интересам государства.
|
Проблематика психологии профориентации начала восстанавливаться в 40 - 50-е гг.: исследуются профессиональные способности и возможности их развития (музыкальные способности и практический интеллект; математические способности; психология изобразительного творчества. Развертываются исследования в области дифференциальной психофизиологии и психологии (Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, В.С. Мерлин и др.).
В 60-е гг. научным центром в области профессиональной ориентации молодежи, помощи в ее профессиональном самоопределении стал отдел психологии труда ВНИИ профтехобразования в Ленинграде, которым руководил Е.А. Климов. Сотрудниками ВНИИ профтехобразования была проведена работа как в области психологического профессиоведения, так и в направлении разработки технологий профориентации и индивидуального консультирования оптантов.
В России 90-х гг., в условиях перестройки идеологических и экономических основ общественной жизни, в ситуации конверсии военных предприятий и тяжелого экономического кризиса, породившего безработицу, психологическая помощь населению в области профориентации стала снова особенно актуальной.
Министерство труда и социального развития РФ приняло постановление «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (от 27 сентября 1996 г. № 1), которое было утверждено Министерством юстиции РФ 31 октября 1996 г. № 1186.