профконсультирования [14]
Возвращаясь к понятийному аппарату, сформулированному во 2 вопросе лекции, напомним, что
Профессиональная консультация – это метод психологической помощи людям в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, а также преодолении трудностей профессиональной жизни.
Профессиональная консультация проводится с учетом физических и психологических индивидуальных особенностей клиента, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, общего и специального образования и подготовки. При проведении консультации учитывают также потребности рынка труда, возможности трудоустройства, профессионального роста, условия труда и т.п. Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшие проблемы.
Какие же проблемы встают при взаимодействии человека с миром профессий, в процессе выполнения профессиональной деятельности?
1. Прежде всего это определение своего места в мире профессий, нахождение личностью смысла в выполнении конкретной профессиональной деятельности. Помощь в профессиональном самоопределении является одной из задач профконсультации.
Актуальной проблемой для выпускников общеобразовательных школ является выбор способа получения профессионального образования. Особо следует подчеркнуть, что выпускники выбирают не профессию, а именно тип профессионального учебного заведения: профучилище, технический лицей, техникум, колледж, институт, университет. При этом, конечно же, подразумевается и выбор определенной специальности. Вообще, значимость выбора профессии на завершающей стадии общего образования несколько снизилась. Девальвация первого выбора профессии обусловлена характером тех изменений, которые происходят в мире профессий, содержании профессионального труда и социально-экономических условиях. Профессия в настоящее время уже не выбирается после школы «на всю оставшуюся жизнь». Проблема выбора профессии возникает перед многими людьми неоднократно. Это может быть обусловлено увольнением, ликвидацией предприятия, неудовлетворенностью трудом, длительным перерывом в работе в связи с уходом за ребенком и т.п.
|
Несмотря на то, что выбор профессии утратил свое определяющее значение, принятие решения о конкретном выборе порождает чувства неуверенности и психической напряженности. Эти чувства могут привести к иррациональному поведению при выборе профессии. Преодоление неуверенности, помощь в рациональном профессиональном выборе составляют содержание работы профконсультанта.
2. При выборе профессии, выполнении профессиональной деятельности возникает проблема пригодности профессии для человека. Особо подчеркнем, что речь идет не о пригодности человека для профессии, определение которой – прерогатива профессионального подбора.
Профконсультация должна помочь клиентам соотнести свои психофизиологические и индивидуально-психологические особенности с требованиями профессии. Профессиональная пригодность – не врожденное качество; она зависит от направленности субъекта труда, мотивации, ценностных ориентации, отношения к труду. В процессе длительного выполнения профессиональной деятельности происходит приспособление функциональных систем и психических процессов к труду, однако низкий уровень профпригодности отрицательно сказывается на продуктивности труда, а также на удовлетворенности им. Поэтому определение профпригодности работника входит в компетенцию профконсультанта.
|
3. При вхождении в профессию, выполнении профессиональной деятельности, освоении новой профессиональной роли и новой системы профессиональных отношений возникают проблемы профессиональной адаптации работника. Стартовая психическая напряженность, неуверенность свидетельствуют о необходимости психологического обеспечения адаптации. Своевременная помощь профконсультанта снимет психологический дискомфорт, предотвратит развитие профессиональной дезадаптации, которая может привести к деструктивному поведению работника, неудовлетворенности трудом.
4. Одна из важных проблем профконсультации — оказание помощи работнику в нахождении личностного смысла в профессиональном труде, возможности самоудовлетворения, «выполнения» себя. Одной из потребностей личности является реализация ее профессионально-психологического потенциала в сфере труда. Ситуация на производстве, рынке труда не всегда благоприятна для удовлетворения этой потребности. В ходе профессиональной консультации необходим поиск путей реализации себя, самоосуществления в конкретной социально-профессиональной ситуации. Важно дать человеку шанс быть тем, кем бы он хотел быть.
5. Проблемы повышения квалификации, профессионального роста, карьеры возникают перед личностью уже на этапе выбора профессии, но актуальными они становятся после периода адаптации. Прогноз профессионального успеха – область профконсультации. При составлении этого прогноза необходимо соотнести цель личности, ее ценности с квалификационными уровнями, профессиональными категориями и ступенями карьеры. Конечно, следует учесть также уровень общего и профессионального образования. Нередко для реализации этого прогноза работнику нужно изменить свое профессиональное поведение, и, конечно, помощь профконсультанта будет при этом уместна.
|
6. Любая профессиональная деятельность характеризуется стагнацией, кризисами, конфликтами. В эти периоды нарушается психологическое благополучие личности. Она становится уязвимой, неустойчивой. Своевременное обращение к профконсультанту помогает личности осознать суть трудностей, выработать стратегию оптимального профессионального поведения, преодолеть деструктивные моменты в профессиональной жизни.
7. И, наконец, еще одна проблема порождает необходимость профконсультации – частичная потеря трудоспособности вследствие перенесенных заболеваний, травм, приведших к инвалидности. Психологическая помощь в выборе новой профессии, облегчении профессионального самочувствия, нахождении новых ценностей, обретении себя в новых условиях должна стать предметом профконсультации. Профессиональная реабилитация в этих случаях без помощи профконсультантов будет затруднена.
Психологическая профконсультация строится на основе следующих положений:
1. Принцип активности субъекта профессиональной деятельности. Это положение указывает на активность субъекта, реализующуюся при выполнении им хотя бы двух следующих требований: во-первых, консультируемый должен испытывать потребность в получении помощи и информации от психолога-профконсультанта; во-вторых, он должен самостоятельно принимать решение о способах преодоления проблем профессионального становления, консультант же только помогает ему осознать свои интересы и способности и выработать сценарий профессионального развития.
2. Принцип комплексного подхода к субъекту профессионального становления. Согласно этому принципу, должны исследоваться различные по сложности психические свойства и их взаимосвязи. Психодиагностическое обследование проводится на трех уровнях: личностно-мотивационном – уровне исследования мотивов, склонностей и интересов, а также некоторых личностных свойств (экстраверсии-интроверсии, эмоциональных особенностей, коммуникативных способностей); уровне познавательных способностей, т.е. исследования меры выраженности различных свойств и видов внимания, памяти, мышления, воображения, представления и др.; уровне нейро- и психодинамических свойств, т.е. изучения свойств нервной системы и особенностей темперамента.
3. Принцип добровольности участия в консультировании. Недопустимо любое принуждение к тестированию и анкетированию в целях выяснения интересов и профессиональных намерений без согласия человека. Такое обследование, особенно если оно проводится с большим количеством людей, может привести к получению заведомо ложных результатов, так как в условиях принудительного обследования данные подобной диагностики значительно различаются с данными, полученными при добровольном обследовании.
4. Принцип индивидуального подхода. Следует подходить к каждой личности индивидуально и в процессе диагностики и консультирования исходить из ее интересов и склонностей. Другими словами, в первую очередь проводится диагностика тех познавательных способностей и свойств личности, которые необходимы для профессии, интересующей эту личность. Только в случае значительного несоответствия способностей личности и требований профессии возможен поиск другого варианта на основе диагностики основных познавательных способностей (мнемонических, мыслительных, аттенционных, имажитивных и др.). Психолог при этом должен исходить из интересов консультируемого, не навязывая ему своих суждений и оценок, а содействуя осознанию им собственных интересов и способностей, адекватному выбору профессии.
5. Принцип персональной ответственности. В соответствии с ним психолог несет персональную ответственность за правильность постановки психологического диагноза, адекватность используемых диагностических методов и коррекционных мероприятий.
Таким образом, профессиональное консультирование направлено на решение проблем, связанных с профессиональным самоопределением, выбором профессии и места работы, путей самореализации личности в профессиональном труде, с профессиональной адаптацией и профессионализацией, прогнозированием карьеры, преодолением трудностей, кризисов и конфликтов, а также с профессиональной реабилитацией работников, частично утративших трудоспособность.
Несмотря на то, что не сложилось единого определения сущности профессиональной консультации, большинство авторов признают важность оказания поддержки личности в ее профессиональном становлении. Основная задача при этом заключается в выявлении внутренних ресурсов личности и раскрытии путей осознания себя в процессе профессионального самоопределения. В связи с этим усиливаются требования к психологической подготовке самих профконсультантов: от них требуются знания о психологических возможностях, внутренних ресурсах личности, ее скрытом потенциале, а также владение основами профессиоведения и профессиографии.
Таким образом, профконсультацию следует рассматривать как процесс творческого взаимодействия консультанта и клиента, в результате которого человек осознанно подходит к формированию своего профессионального плана и определяет пути его реализации.
Основные направления профконсультационнои работы можно разделить на две группы:
профилактика профессионального становления личности, когда по мере возможного возникновения проблем упреждающе готовят оптантов, обучаемых, молодых специалистов, профессионалов к преодолению трудностей профессионального самоопределения | оперативная помощь в решении ставшей актуальной проблемы, когда личность испытывает трудности, обусловленные неуверенностью, некомпетентностью, профессиональным банкротством, а также пассивностью и беспомощностью, внутренними препятствиями, мешающими выбрать профессиональное учебное заведение или получить место работы и сохранить его за собой |
Условно можно выделить следующие направления организации профконсультационной помощи:
1. Справочно-информационное направление – предоставление клиентам актуальных и достоверных сведений, содержащих характеристику профессий, информацию о профессиональных учебных заведениях, состоянии рынка труда, вакантных рабочих местах и т.п. Распространение этой информации осуществляется путем издания доступных, эстетически оформленных, красочно иллюстрированных рекламно-справочных пособий.
2. Организационно-управленческий подход – координация профконсультационной работы между различными образовательными учреждениями, службами занятости, отделами развития персонала предприятий, общественными организациями (школы, центры профориентации, службы занятости, на предприятиях).
Особо следует выделить деятельность разного рода рекламно-посреднических фирм, обещающих потенциальным клиентам за вознаграждение прекрасное профессиональное будущее, материальное благополучие и успех.
3. Адаптационное профконсулыпирование – оказание помощи лицам, поступившим в профессиональное учебное заведение или устроившимся на работу. Вхождение в незнакомый коллектив, усвоение новой социальной роли и овладение новой деятельностью порождают психическую напряженность и трудности. Действенную помощь в этих ситуациях могут оказать психологические службы в учреждениях и организациях.
4. Стимулирующее профконсультирование – оказание помощи лицам, переживающим профессиональную стагнацию, депрессию. Главным при этом является формирование у клиента внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития, повышения квалификации, профессионального роста и карьеры. Важно обогатить представление личности о своих профессиональных возможностях, заложить уверенность в собственных силах и мотивировать профессиональное самосовершенствование.
5. Коррекционное профконсультирование – оказание помощи лицам, переживающим кризис профессионального становления, трудности в профессиональном общении и сотрудничестве, конфликты. Проведение такого рода консультации требует глубокого психологического анализа внутреннего мира клиента, использования психотерапевтических технологий, установления доверительных отношений между психологом и клиентом.
6. Реабилитационное консультирование – оказание помощи лицам, частично потерявшим трудоспособность, и инвалидам. Реализация этого направления, помимо владения психотехнологиями активизации потенциала личности и техникой психоанализа, требует наличия определенной правовой компетентности. Оказание морально-эмоциональной поддержки, формирование активной позиции, оптимизма являются важными составляющими этого вида консультирования.
7. Манипулятивное профконсультирование – навязывание клиенту определенной профессионально ориентированной услуги.
Стихийность в организации профконсультационной помощи порождает дополнительные проблемы. Очевидно, вся профконсультационная работа должна направляться и координироваться специальными отделами служб занятости. Возможно, следует законодательными актами запретить стихийную зазывную пропаганду определенных видов профессиональных услуг. Таким образом, в зависимости от характера оказываемой психологической помощи можно выделить семь организационных форм, или моделей, профконсультирования. Каждая из них в чистом виде не существует. Все они взаимно пересекаются и часто дополняют друг друга. Их выделение позволяет четче осознать сущность профконсультационной работы психолога. Вместе с тем, очевидно, назрела необходимость создания специализированных профконсультационных центров, бюро, служб.
12.4. Цели, типы и технологии профконсультирования [15]
Типы профконсультаций, их содержание, особенности, недостатки представлены в таблице:
Тип профконсультации | Фазы, этапы, задачи | Недостатки |
Диагностический подход– выбор профессии, соответствующей психологическим характеристикам человека | 1) изучение психических и личностных особенностей претендента на профессию (психодиагностическая фаза); 2) характеристика содержания труда, требований профессии и их описания в психологических терминах (профессиографическая фаза); 3) сопоставление индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии и принятие решения о пригодности человека (фаза принятия решения) | игнорируется изменчивость, динамичность мира профессий, вследствие чего человеку в течение профессиональной жизни, возможно, не раз придется менять профессию; наличие огромного числа профессий и специальностей негативно сказывается на профессиографической компетентности психолога-консультанта; не принимается во внимание профессиональное развитие личности, изменение ее направленности, компетентности и профессионально важных качеств; консультируемый исключается из процесса принятия жизненно важного для него решения |
Воспитательный подход –использованиеправильно подобранных эффективных методов профессионального обучения подготовят человека к любой профессии | изучение индивидуально-психологических особенностей человека организация оптимального профессионального обучения. | игнорирование психофизиологических различий людей (продуктивность выполнения деятельности определяются свойствами нервной системы, типологическими особенностями человека) |
Развивающая (активизирующая) консультация – активизация процесса формирования психологической готовности личности к профессиональному самоопределению | перенесение акцента с акта выбора профессии на психологическую подготовку личности к определению своей позиции и самостоятельному принятию решения | консультируемые предпочитают занимать пассивную позицию, перекладывая решение на психолога-консультанта |
Важным принципом активизирующей консультации является сотрудничество психолога с клиентом. Неприемлемы навязывание собственного мнения, директивные рекомендации, давление. Акцент делается на осознании консультируемым своей проблемы, его самоопределении и выработке решения.
Для компетентного проведения консультации психолог должен разбираться в современном мире профессий, обладать фундаментальными знаниями в области общей и дифференциальной психологии, владеть методами психодиагностики и психотехнологиями профконсультирования.
Технологии профконсультирования направлены на решение проблем профессионального самоопределения на разных стадиях становления личности.
В зависимости от организации психотехнологии профконсультирования можно разделить на две группы: индивидуальные и групповые.
Индивидуальные формы проведения консультации – организация доверительного обсуждения проблем профессионального самоопределения с целью активизации самопознания и самоопределения клиента, корректного педагогического воздействия на него.
К индивидуальным формам относятся диалогические технологии (беседа, интервью). Предметом взаимодействия психолога и клиента является психическая реальность: переживания, отношения, намерения, мечты, потребности, ценностные ориентации и т.п.
Темами диалогических технологий консультирования могут быть актуализация профессиональных намерений, выбор профессии, коррекция профессионального образования, трудности адаптации и профессионализации, карьера, смена профессии и др.
Технологии проведения беседы, интервью существенно не различаются. Рекомендуется пятишаговая модель их построения:
Первая стадия – структурирование и достижение взаимопонимания («знакомство»). В психотерапевтической практике эта стадия установления контакта с обратившимся за консультацией называется рапортом или присоединением. Конкретные варианты присоединения зависят от индивидуальных и культурных особенностей консультируемого. Могут устанавливаться позиции равенства или неравенства. Причем в последнем случае ведомым может быть как клиент, следующий за психологом, так и психолог, идущий за консультируемым.
Основными условиями установления контакта являются удобное помещение, исключающее возникновение внешних помех (наличие посторонних лиц, шумы и т.д.), комфортная межличностная дистанция.
При проведении консультации используются следующие приемы психотехники:
обращение к собеседнику только по имени и отчеству (имени);
использование фраз единомыслия и местоимения «мы»;
демонстрация радости от общения;
демонстрация уважения к личности клиента;
присоединение (неявное повторение) к элементам поведения клиента, слабо поддающимся его сознательному контролю, таким как дыхание, поза, жесты, мимика, темп и громкость речи;
искреннее переживание перечисленных выше составляющих присоединения.
Вторая стадия – определение сути проблемы с помощью следующих характеристик:
содержание проблемы;
область профессионального становления;
уровень владения проблемой;
возможная степень интенсивности влияния проблемы на поведение клиента;
временные параметры (как долго существует данная проблема).
Психолог решает следующие задачи: зачем клиент пришел; как он видит свою проблему; каковы его возможности в решении этой проблемы? Основываясь на собранном материале, психолог уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы.
Третья стадия – желаемый результат (чего хочет добиться клиент в результате взаимодействия с психологом).
Требования, которые следует соблюдать для достижения желаемого результата:
конкретность цели (если цель очень велика, необходимо ее разбить на ряд подцелей, достижение которых приведет к достижению основной цели);
определение показателей достижения результата (следует ответить на вопрос: как узнать, что желаемый результат получен?);
определение контекста результата (когда и в каких условиях хотел бы консультируемый реализовать предполагаемый результат?);
выяснение осознаваемых резервов достижения результата (что может способствовать достижению результата: уровень образования, способности, черты характера, квалификация; что можно сделать уже сегодня, а что через неделю, месяц, год?);
гармоничность цели, ее непротиворечивость другим личностно значимым целям.
Эта стадия консультирования предполагает обязательное воздействие на клиента. Оно осуществляется разными приемами: посредством ссылки на авторитеты, апелляции к психологической литературе, опоры на опыт. Чтобы инициировать самораскрытие клиента, психолог делится личным опытом или разделяет его эмоциональное состояние. Психолог также дает возможность консультируемому предвидеть последствия желаемого результата, суммирует его суждения, поощряет клиента путем повторения ключевых фраз. Весьма важно обсудить с клиентом возможные позитивные моменты его поведения и деятельности.
Если клиент оказывает сопротивление воздействию психолога, то последний обозначает это такими, к примеру, фразами: «Вам, должно быть, трудно принять...» или «Вам, наверное, не хочется согласиться...». Это позволяет выявить ситуацию сопротивления; одновременно психолог показывает, что признает за клиентом право на сопротивление.
Завершается эта стадия позитивным обобщением возможных путей достижения желаемого результата.
Четвертая стадия (альтернатива) – выработка альтернативных решений. Обсуждая с клиентом разные варианты решения проблемы, психолог должен постоянно осознавать содержание своей профессиональной позиции и помнить о том, что правильное для него решение не является таковым для клиента. И вместе с тем клиент ждет от психолога четких директивных рекомендаций. В психологическом консультировании используются различные директивы в виде Z-конкретных пожеланий «Я предлагаю Вам сделать следующее...»:
фантастическое предложение: «Представьте себе...», «Опишите идеальную профессиональную деятельность...»;
свободные ассоциации: «Расскажите, какие ассоциации вызывает у Вас эта профессия...», «Перейдите к тому, что происходит в Вашей профессиональной жизни...»;
обсуждение ролевых позиций: «Как учитель Вы...» или «Как адвокат Вы имеете право...»;
языковые замены: «Замените «хотелось бы» на «я хочу»», «Замените «нельзя» на «желательно»» и т.п.
Особо следует подчеркнуть, что именно за клиентом остается право на выбор альтернативного решения, а также способа его реализации и направления изменения.
Пятая стадия – обобщение предыдущих этапов под девизом «За работу!» (переход личности на уровень конкретных действий, изменение ее мыслей, намерений, чувств, поведения и деятельности) При этом проводится процедура, которая называется присоединением к будущему.
Из практики консультирования известно, что не всегда удается добиться желаемого результата. Главным достижением консультации считаются изменения психологического состояния клиента. Психолог же должен уметь выделить эти изменения и сделать их достоянием переживаний клиента. Если негативные эмоциональные переживания уменьшились или исчезли, можно сделать вывод, что результат консультации успешен.
При завершении консультации психолог может рекомендовать обратиться за советом к специалистам из смежной области или книге, а также пообещать при необходимости продлить контактное взаимодействие. Проведение профконсультации требует постоянной рефлексии, что обусловливает необходимость высокой нервно-психической устойчивости психолога.
Индивидуальные формы проведения консультации занимают много времени, но обеспечивают доверительность, конфиденциальность.
Групповые формы профконсультации – оказание помощи большему количеству людей за менее продолжительное время. Эффективность групповых технологий консультирования для решения проблем профессионального самоопределения убедительно показал Н.С.Пряжников.
Вопросы для самопроверки:
- Когда в психологии сложилось направление, решающее задачи профориентации и профконсультации?
- Какие задачи решают подразделения карьерного консультирования в США?
- На основе анализа истории развития профориентации и профконсультации в России, скажите – в какие периоды развития происходит возрождение и расцвет этих направлений психологии труда и почему?
- Дайте определения понятий: профессиональная ориентация, профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор.
- Что такое профессиональная консультация и какие задачи она решает?
- Как называется направление профконсультирования, используемое для адаптации первокурсников в учебном заведении?
- Как называется направление профконсультирования, используемое для преодоления человеком кризиса профессиональной карьеры?
- Какой из трех типов профконсультаций является наиболее перспективным и почему?
- Какие характеристики отличают активизирующие консультации от других типов?
- В чем, на Ваш взгляд, преимущества и недостатки индивидуальных форм технологий профконсультирования?
- Из групповых форм консультаций, разработанных С.Н. Пряжниковым, предложите наиболее эффективные для:
§ профориентации школьников;
§ карьерного консультирования?
Литература:
Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003 | |
Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004 | |
Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003 |
[1] Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 205-208
[2] Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) – русский психолог, физиолог, невропатолог. Основатель Санкт-Петербургской научной психологической школы
[3] Лазурский Александр Федорович (1874-1917) – русский врач, психолог, разработчик отечественной характерологии, исследователь индивидуально-психологических различий; выделял эндогенно и экзогенно обусловленные качества личности. Ввел в психологию метод естественного эксперимента
[4] Штерн Вильям (1871-1938) – немецкий психолог, профессор Гамбургского университета, предложил термин «психотехника», ввел понятие коэффициента интеллекта (IQ)
[5] Постановление «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1
[6] Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 208-210
[7] Там же
[8] Там же
[9] Там же
[10] Там же
[11] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 353-358
[12] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 360-362
[13] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 362-365
[14] Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003, С. 285-295
[15] Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003, С. 295-315