Проблемы, принципы и основные направления




профконсультирования [14]

Возвращаясь к понятийному аппарату, сформулированному во 2 вопросе лекции, напомним, что

Профессиональная консультация – это метод психологической помощи людям в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, а также преодолении трудностей професси­ональной жизни.

Профессиональная консультация проводится с учетом физических и психологических индивидуальных особенностей клиента, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способ­ностей, общего и специального образования и подго­товки. При проведении консультации учитывают так­же потребности рынка труда, возможности трудоуст­ройства, профессионального роста, условия труда и т.п. Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшие проблемы.

Какие же проблемы встают при взаимодействии человека с миром профессий, в процессе выполнения профессиональной деятельности?

1. Прежде всего это определение своего места в мире профессий, нахождение личностью смысла в выполнении конкретной профессиональной деятельно­сти. Помощь в профессиональном самоопределении является одной из задач профконсультации.

Актуальной проблемой для выпускников общеобра­зовательных школ является выбор способа получения профессионального образования. Особо следует подчеркнуть, что выпускники выбирают не профессию, а имен­но тип профессионального учебного заведения: профучилище, технический лицей, техникум, колледж, инсти­тут, университет. При этом, конечно же, подразумева­ется и выбор определенной специальности. Вообще, значимость выбора профессии на завершающей стадии общего образования несколько снизилась. Девальвация первого выбора профессии обусловлена характером тех изменений, которые происходят в мире профессий, содержании профессионального труда и социально-экономических условиях. Профессия в настоящее вре­мя уже не выбирается после школы «на всю оставшу­юся жизнь». Проблема выбора профессии возникает перед многими людьми неоднократно. Это может быть обусловлено увольнением, ликвидацией предприятия, неудовлетворенностью трудом, длительным перерывом в работе в связи с уходом за ребенком и т.п.

Несмотря на то, что выбор профессии утратил свое определяющее значение, принятие решения о конкрет­ном выборе порождает чувства неуверенности и психи­ческой напряженности. Эти чувства могут привести к иррациональному поведению при выборе профессии. Преодоление неуверенности, помощь в рациональном профессиональном выборе составляют содержание работы профконсультанта.

2. При выборе профессии, выполнении професси­ональной деятельности возникает проблема пригодно­сти профессии для человека. Особо подчеркнем, что речь идет не о пригодности человека для профессии, определение которой – прерогатива профессиональ­ного подбора.

Профконсультация должна помочь клиентам соот­нести свои психофизиологические и индивидуально-психологические особенности с требованиями профес­сии. Профессиональная пригодность – не врожденное качество; она зависит от направленности субъекта труда, мотивации, ценностных ориентации, отношения к труду. В процессе длительного выполнения профес­сиональной деятельности происходит приспособление функциональных систем и психических процессов к труду, однако низкий уровень профпригодности отрицательно сказывается на продуктивности труда, а также на удовлетворенности им. Поэтому определение профпригодности работника входит в компетенцию профконсультанта.

3. При вхождении в профессию, выполнении про­фессиональной деятельности, освоении новой профес­сиональной роли и новой системы профессиональных отношений возникают проблемы профессиональной адаптации работника. Стартовая психическая напря­женность, неуверенность свидетельствуют о необходи­мости психологического обеспечения адаптации. Сво­евременная помощь профконсультанта снимет пси­хологический дискомфорт, предотвратит развитие профессиональной дезадаптации, которая может при­вести к деструктивному поведению работника, неудов­летворенности трудом.

4. Одна из важных проблем профконсультации — оказание помощи работнику в нахождении личност­ного смысла в профессиональном труде, возможнос­ти самоудовлетворения, «выполнения» себя. Одной из потребностей личности является реализация ее про­фессионально-психологического потенциала в сфе­ре труда. Ситуация на производстве, рынке труда не всегда благоприятна для удовлетворения этой потреб­ности. В ходе профессиональной консультации необ­ходим поиск путей реализации себя, самоосуществ­ления в конкретной социально-профессиональной ситуации. Важно дать человеку шанс быть тем, кем бы он хотел быть.

5. Проблемы повышения квалификации, профес­сионального роста, карьеры возникают перед лично­стью уже на этапе выбора профессии, но актуальными они становятся после периода адаптации. Прогноз профессионального успеха – область профконсульта­ции. При составлении этого прогноза необходимо со­отнести цель личности, ее ценности с квалификацион­ными уровнями, профессиональными категориями и ступенями карьеры. Конечно, следует учесть также уровень общего и профессионального образования. Нередко для реализации этого прогноза работнику нужно изменить свое профессиональное поведение, и, конечно, помощь профконсультанта будет при этом уместна.

6. Любая профессиональная деятельность характеризуется стагнацией, кризисами, конфликтами. В эти периоды нарушается психологическое благополучие лич­ности. Она становится уязвимой, неустойчивой. Своевре­менное обращение к профконсультанту помогает лично­сти осознать суть трудностей, выработать стратегию оп­тимального профессионального поведения, преодолеть деструктивные моменты в профессиональной жизни.

7. И, наконец, еще одна проблема порождает не­обходимость профконсультации – частичная потеря трудоспособности вследствие перенесенных заболе­ваний, травм, приведших к инвалидности. Психоло­гическая помощь в выборе новой профессии, облег­чении профессионального самочувствия, нахождении новых ценностей, обретении себя в новых условиях должна стать предметом профконсультации. Профес­сиональная реабилитация в этих случаях без помо­щи профконсультантов будет затруднена.

Психологическая профконсультация строится на основе следующих положений:

1. Принцип активности субъекта профессиональ­ной деятельности. Это положение указывает на актив­ность субъекта, реализующуюся при выполнении им хотя бы двух следующих требований: во-первых, консуль­тируемый должен испытывать потребность в получении помощи и информации от психолога-профконсультанта; во-вторых, он должен самостоятельно принимать реше­ние о способах преодоления проблем профессионально­го становления, консультант же только помогает ему осознать свои интересы и способности и выработать сценарий профессионального развития.

2. Принцип комплексного подхода к субъекту про­фессионального становления. Согласно этому прин­ципу, должны исследоваться различные по сложности психические свойства и их взаимосвязи. Психодиаг­ностическое обследование проводится на трех уровнях: личностно-мотивационном – уровне исследования мо­тивов, склонностей и интересов, а также некоторых личностных свойств (экстраверсии-интроверсии, эмо­циональных особенностей, коммуникативных способ­ностей); уровне познавательных способностей, т.е. исследования меры выраженности различных свойств и видов внимания, памяти, мышления, воображения, представления и др.; уровне нейро- и психодинамичес­ких свойств, т.е. изучения свойств нервной системы и особенностей темперамента.

3. Принцип добровольности участия в консульти­ровании. Недопустимо любое принуждение к тестиро­ванию и анкетированию в целях выяснения интересов и профессиональных намерений без согласия челове­ка. Такое обследование, особенно если оно проводится с большим количеством людей, может привести к по­лучению заведомо ложных результатов, так как в усло­виях принудительного обследования данные подобной диагностики значительно различаются с данными, по­лученными при добровольном обследовании.

4. Принцип индивидуального подхода. Следует подходить к каждой личности индивидуально и в про­цессе диагностики и консультирования исходить из ее интересов и склонностей. Другими словами, в первую очередь проводится диагностика тех познавательных способностей и свойств личности, которые необходи­мы для профессии, интересующей эту личность. Толь­ко в случае значительного несоответствия способнос­тей личности и требований профессии возможен по­иск другого варианта на основе диагностики основных познавательных способностей (мнемонических, мысли­тельных, аттенционных, имажитивных и др.). Психо­лог при этом должен исходить из интересов консуль­тируемого, не навязывая ему своих суждений и оце­нок, а содействуя осознанию им собственных интересов и способностей, адекватному выбору профессии.

5. Принцип персональной ответственности. В со­ответствии с ним психолог несет персональную ответ­ственность за правильность постановки психологичес­кого диагноза, адекватность используемых диагности­ческих методов и коррекционных мероприятий.

Таким образом, профессиональное консультирова­ние направлено на решение проблем, связанных с про­фессиональным самоопределением, выбором профес­сии и места работы, путей самореализации личности в профессиональном труде, с профессиональной адапта­цией и профессионализацией, прогнозированием карь­еры, преодолением трудностей, кризисов и конфликтов, а также с профессиональной реабилитацией работни­ков, частично утративших трудоспособность.

Несмотря на то, что не сложилось единого опреде­ления сущности профессиональной консультации, большинство авторов признают важность оказания поддержки личности в ее профессиональном станов­лении. Основная задача при этом заключается в выяв­лении внутренних ресурсов личности и раскрытии путей осознания себя в процессе профессионального самоопределения. В связи с этим усиливаются требо­вания к психологической подготовке самих профконсультантов: от них требуются знания о психологичес­ких возможностях, внутренних ресурсах личности, ее скрытом потенциале, а также владение основами профессиоведения и профессиографии.

Таким образом, профконсультацию следует рас­сматривать как процесс творческого взаимодействия консультанта и клиента, в результате которого человек осознанно подходит к формированию своего профес­сионального плана и определяет пути его реализации.

Основные направления профконсультационнои работы можно разделить на две группы:

 

 

профилактика профессионального становления личности, когда по мере возможного возникновения проблем упреждающе готовят оптантов, обу­чаемых, молодых специалистов, профессионалов к преодолению трудностей профессионального са­моопределения   оперативная помощь в решении ставшей актуаль­ной проблемы, когда личность испытывает труд­ности, обусловленные неуверенностью, некомпе­тентностью, профессиональным банкротством, а также пассивностью и беспомощностью, внутрен­ними препятствиями, мешающими выбрать про­фессиональное учебное заведение или получить место работы и сохранить его за собой

 

Условно можно выделить следующие направления организации профконсультационной по­мощи:

1. Справочно-информационное направление – предоставление клиентам актуальных и достоверных сведений, содержащих характеристику профессий, информацию о профессиональных учеб­ных заведениях, состоянии рынка труда, вакантных рабочих местах и т.п. Распространение этой информа­ции осуществляется путем издания доступных, эстети­чески оформленных, красочно иллюстрированных рекламно-справочных пособий.

2. Организационно-управленческий подход – координация профконсультационной работы между различными образовательными учреждениями, службами занятости, отделами развития персонала предприятий, общественными организациями (школы, центры профориентации, службы занятости, на предприятиях).

Особо следует выделить деятельность разного рода рекламно-посреднических фирм, обещающих потенциальным клиентам за вознаг­раждение прекрасное профессиональное будущее, ма­териальное благополучие и успех.

3. Адаптационное профконсулыпирование – оказание помощи лицам, поступившим в профессиональное учебное заведение или устроившим­ся на работу. Вхождение в незнакомый коллектив, ус­воение новой социальной роли и овладение новой деятельностью порождают психическую напряженность и трудности. Действенную помощь в этих ситуациях могут оказать психологические службы в учреждени­ях и организациях.

4. Стимулирующее профконсультирование – оказание помощи лицам, переживающим профессиональную стагнацию, депрессию. Главным при этом является формирование у клиента внутрен­ней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития, повышения ква­лификации, профессионального роста и карьеры. Важ­но обогатить представление личности о своих профес­сиональных возможностях, заложить уверенность в собственных силах и мотивировать профессиональное самосовершенствование.

5. Коррекционное профконсультирование – оказание помощи лицам, переживающим кри­зис профессионального становления, трудности в про­фессиональном общении и сотрудничестве, конфлик­ты. Проведение такого рода консультации требует глубокого психологического анализа внутреннего мира клиента, использования психотерапевтических техно­логий, установления доверительных отношений между психологом и клиентом.

6. Реабилитационное консультирование – оказание помощи лицам, частично поте­рявшим трудоспособность, и инвалидам. Реализация этого направления, помимо владения психотехнологи­ями активизации потенциала личности и техникой психоанализа, требует наличия определенной право­вой компетентности. Оказание морально-эмоциональ­ной поддержки, формирование активной позиции, оп­тимизма являются важными составляющими этого вида консультирования.

7. Манипулятивное профконсультирование – навязывание клиенту определенной про­фессионально ориентированной услуги.

Стихийность в организации профконсультационной помощи порождает дополнительные проблемы. Очевидно, вся профконсультационная работа должна направляться и координироваться специальными отделами служб занятости. Возможно, следует законодательными актами запретить стихийную зазывную про­паганду определенных видов профессиональных услуг. Таким образом, в зависимости от характера оказы­ваемой психологической помощи можно выделить семь организационных форм, или моделей, профконсультирования. Каждая из них в чистом виде не существует. Все они взаимно пересекаются и часто дополняют друг друга. Их выделение позволяет четче осознать сущ­ность профконсультационной работы психолога. Вме­сте с тем, очевидно, назрела необходимость создания специализированных профконсультационных центров, бюро, служб.

12.4. Цели, типы и технологии профконсультирования [15]

Типы профконсультаций, их содержание, особенности, недостатки представлены в таблице:

Тип профконсультации Фазы, этапы, задачи Недостатки
Диагности­ческий подход– выбор профессии, соответствующей психологическим характеристикам человека 1) изучение психических и личностных особенностей претендента на профессию (психодиагностическая фаза); 2) характеристика содержания труда, требований профессии и их описания в психологических тер­минах (профессиографическая фаза); 3) сопоставление индивидуальных особенностей че­ловека с требованиями профессии и принятие ре­шения о пригодности человека (фаза принятия ре­шения) игнорируется изменчивость, динамичность мира профессий, вследствие чего человеку в течение профессиональной жизни, возможно, не раз при­дется менять профессию; наличие огромного числа профессий и специ­альностей негативно сказывается на профессиографической компетентности психолога-консультанта; не принимается во внимание профессиональное развитие личности, изменение ее направленности, компетентности и профессионально важных ка­честв; консультируемый исключается из процесса при­нятия жизненно важного для него решения
Воспитательный подход –использованиеправильно подобранных эффективных методов профессионального обучения подготовят человека к любой профессии изучение индивидуально-психологичес­ких особенностей человека организация оптималь­ного профессионального обучения. игнорирование психофизиологических различий людей (продуктивность выполнения деятельности определяют­ся свойствами нервной системы, типологическими особенностями человека)
Развивающая (активи­зирующая) консультация – активизация процесса формирования психологической готовности личности к профессиональному самоопре­делению перенесение акцента с акта выбора профессии на психологическую подготовку лич­ности к определению своей позиции и самостоятель­ному принятию решения консультируемые предпочитают зани­мать пассивную позицию, перекладывая решение на психолога-консультанта

Важным принципом активизирующей консультации является сотрудничество психолога с клиентом. Неприемлемы навязывание собственного мнения, директив­ные рекомендации, давление. Акцент делается на осоз­нании консультируемым своей проблемы, его самооп­ределении и выработке решения.

Для компетентного проведения консультации пси­холог должен разбираться в современном мире про­фессий, обладать фундаментальными знаниями в об­ласти общей и дифференциальной психологии, владеть методами психодиагностики и психотехнологиями профконсультирования.

Технологии профконсультирования направлены на решение проблем профессионального самоопределе­ния на разных стадиях становления личности.

В зависимос­ти от организации психотехнологии профконсультиро­вания можно разделить на две группы: индивидуаль­ные и групповые.

Индивидуальные формы проведения консуль­тации – организация доверительного об­суждения проблем профессионального самоопределе­ния с целью активизации самопознания и самоопреде­ления клиента, корректного педагогического воздействия на него.

К индивидуальным формам относятся диалогические технологии (беседа, интервью). Предметом взаимодействия психолога и кли­ента является психическая реальность: переживания, отношения, намерения, мечты, потребности, ценност­ные ориентации и т.п.

Темами диалогических технологий консультирова­ния могут быть актуализация профессиональных на­мерений, выбор профессии, коррекция профессио­нального образования, трудности адаптации и профес­сионализации, карьера, смена профессии и др.

Технологии проведения беседы, интервью суще­ственно не различаются. Рекомендуется пятишаговая модель их построения:

Первая стадия – структурирование и достиже­ние взаимопонимания («знакомство»). В психотерапевтической практике эта стадия установ­ления контакта с обратившимся за консультацией называется рапор­том или присоединением. Конкретные варианты при­соединения зависят от индивидуальных и культурных особенностей консультируемого. Могут устанавливать­ся позиции равенства или неравенства. Причем в пос­леднем случае ведомым может быть как клиент, следу­ющий за психологом, так и психолог, идущий за кон­сультируемым.

Основными условиями установления контакта яв­ляются удобное помещение, исключающее возникно­вение внешних помех (наличие посторонних лиц, шумы и т.д.), комфортная межличностная дистанция.

При проведении консультации используются сле­дующие приемы психотехники:

обращение к собеседнику только по имени и отче­ству (имени);

использование фраз единомыслия и местоимения «мы»;

демонстрация радости от общения;

демонстрация уважения к личности клиента;

присоединение (неявное повторение) к элементам поведения клиента, слабо поддающимся его созна­тельному контролю, таким как дыхание, поза, же­сты, мимика, темп и громкость речи;

искреннее переживание перечисленных выше составляющих присоединения.

Вторая стадия – определение сути проблемы с помощью следу­ющих характеристик:

содержание проблемы;

область профессионального становления;

уровень владения проблемой;

возможная степень интенсивности влияния про­блемы на поведение клиента;

временные параметры (как долго существует дан­ная проблема).

Психолог решает следующие задачи: зачем клиент пришел; как он видит свою проблему; каковы его возможности в решении этой проблемы? Основываясь на собранном материале, психолог уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы.

Третья стадия – желаемый ре­зультат (чего хочет добить­ся клиент в результате взаимодействия с психологом).

Требования, которые следует соблю­дать для достижения желаемого результата:

конкретность цели (если цель очень велика, необ­ходимо ее разбить на ряд подцелей, достижение которых приведет к достижению основной цели);

определение показателей достижения результата (следует ответить на вопрос: как узнать, что жела­емый результат получен?);

определение контекста результата (когда и в каких условиях хотел бы консультируемый реализовать предполагаемый результат?);

выяснение осознаваемых резервов достижения результата (что может способствовать достиже­нию результата: уровень образования, способно­сти, черты характера, квалификация; что можно сделать уже сегодня, а что через неделю, месяц, год?);

гармоничность цели, ее непротиворечивость дру­гим личностно значимым целям.

Эта стадия консультирования предполагает обяза­тельное воздействие на клиента. Оно осуществляется разными приемами: посредством ссылки на авторите­ты, апелляции к психологической литературе, опоры на опыт. Чтобы инициировать самораскрытие клиента, психолог делится личным опытом или разделяет его эмоциональное состояние. Психолог также дает воз­можность консультируемому предвидеть последствия желаемого результата, суммирует его суждения, поощ­ряет клиента путем повторения ключевых фраз. Весь­ма важно обсудить с клиентом возможные позитивные моменты его поведения и деятельности.

Если клиент оказывает сопротивление воздействию психолога, то последний обозначает это такими, к при­меру, фразами: «Вам, должно быть, трудно принять...» или «Вам, наверное, не хочется согласиться...». Это позволяет выявить ситуацию сопротивления; одновре­менно психолог показывает, что признает за клиентом право на сопротивление.

Завершается эта стадия позитивным обобщением возможных путей достижения желаемого результата.

Четвертая стадия (альтернатива) – выработка аль­тернативных решений. Обсуждая с клиентом разные вари­анты решения проблемы, психолог должен постоянно осознавать содержание своей профессиональной по­зиции и помнить о том, что правильное для него ре­шение не является таковым для клиента. И вместе с тем клиент ждет от психолога четких директивных ре­комендаций. В психологическом консультировании используются различные директивы в виде Z-конкретных пожеланий «Я предлагаю Вам сделать следую­щее...»:

фантастическое предложение: «Представьте себе...», «Опишите идеальную профессиональную деятель­ность...»;

свободные ассоциации: «Расскажите, какие ассо­циации вызывает у Вас эта профессия...», «Перейдите к тому, что происходит в Вашей профессио­нальной жизни...»;

обсуждение ролевых позиций: «Как учитель Вы...» или «Как адвокат Вы имеете право...»;

языковые замены: «Замените «хотелось бы» на «я хочу»», «Замените «нельзя» на «желательно»» и т.п.

Особо следует подчеркнуть, что именно за клиен­том остается право на выбор альтернативного реше­ния, а также способа его реализации и направления изменения.

Пятая стадия – обобщение преды­дущих этапов под девизом «За работу!» (переход личности на уровень конкретных действий, изменение ее мыслей, намерений, чувств, поведения и деятельности) При этом про­водится процедура, которая называется присоединени­ем к будущему.

Из практики консультирования известно, что не всегда удается добиться желаемого результата. Главным достижением консультации считаются изменения пси­хологического состояния клиента. Психолог же должен уметь выделить эти изменения и сделать их достоянием переживаний клиента. Если негативные эмоциональные переживания уменьшились или исчезли, можно сделать вывод, что результат консультации успешен.

При завершении консультации психолог может рекомендовать обратиться за советом к специалистам из смежной области или книге, а также пообещать при необходимости продлить контактное взаимодействие. Проведение профконсультации требует постоянной рефлексии, что обусловливает необходимость высокой нервно-психической устойчивости психолога.

Индивидуальные формы проведения консультации занимают много времени, но обеспечивают доверитель­ность, конфиденциальность.

Групповые формы профконсультации – оказание помощи большему количеству людей за менее продолжительное время. Эф­фективность групповых технологий консультирования для решения проблем профессионального самоопреде­ления убедительно показал Н.С.Пряжников.

Вопросы для самопроверки:

- Когда в психологии сложилось направление, решающее задачи профориентации и профконсультации?

- Какие задачи решают подразделения карьерного консультирования в США?

- На основе анализа истории развития профориентации и профконсультации в России, скажите – в какие периоды развития происходит возрождение и расцвет этих направлений психологии труда и почему?

- Дайте определения понятий: профессиональная ориентация, профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор.

- Что такое профессиональная консультация и какие задачи она решает?

- Как называется направление профконсультирования, используемое для адаптации первокурсников в учебном заведении?

- Как называется направление профконсультирования, используемое для преодоления человеком кризиса профессиональной карьеры?

- Какой из трех типов профконсультаций является наиболее перспективным и почему?

- Какие характеристики отличают активизирующие консультации от других типов?

- В чем, на Ваш взгляд, преимущества и недостатки индивидуальных форм технологий профконсультирования?

- Из групповых форм консультаций, разработанных С.Н. Пряжниковым, предложите наиболее эффективные для:

§ профориентации школьников;

§ карьерного консультирования?

 

Литература:

  Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003
  Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004
  Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003

 

 


[1] Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 205-208

[2] Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) – русский психолог, физиолог, невропатолог. Основатель Санкт-Петербургской научной психологической школы

[3] Лазурский Александр Федорович (1874-1917) – русский врач, психолог, разработчик отечественной характерологии, исследователь индивидуально-психологических различий; выделял эндогенно и экзогенно обусловленные качества личности. Ввел в психологию метод естественного эксперимента

[4] Штерн Вильям (1871-1938) – немецкий психолог, профессор Гамбургского университета, предложил термин «психотехника», ввел понятие коэффициента интеллекта (IQ)

[5] По­становление «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Россий­ской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1

[6] Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 208-210

[7] Там же

[8] Там же

[9] Там же

[10] Там же

[11] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 353-358

[12] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 360-362

[13] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 362-365

[14] Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003, С. 285-295

[15] Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003, С. 295-315



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: