Задачи, формы и методы профориентации




Профессиональная ориентация [5] –компонент общечеловеческой культуры, в котором проявля­ется забота общества о профессиональном становлении подраста­ющего поколения, о поддержке развития природных дарований, а также о проведении комплекса специальных мер содействия чело­веку в профессиональном самоопределении и выборе оптимально­го вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, со­циально-экономической ситуации на рынке труда.

Важнейшие направления профориентации представлены на рисунке 1.

 

 

Рис.1. Направления профориентации

Дадим определения составляющих профориентации.

 

профессиональная информация [6]–ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квали­фицированных кадрах, с содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, с требова­ниями профессий к работнику, с возможностями профессиональ­ного роста и развития;

профессиональная консультация [7]–оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия им осо­знанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также по­требностей общества;

профессиональный подбор [8]– предоставление рекомендаций че­ловеку о возможных направлениях профессиональной деятельно­сти, наиболее соответствующих его психологическим, физиоло­гическим особенностям на основе результатов психологической и медицинской диагностики;

профессиональный отбор [9]–определение степени профессиональ­ной пригодности человека к конкретной профессии (должности) в соответствии с нормативными требованиями;

профессиональная, производственная и социальная адаптация [10]– система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей в активном творческом труде, достижению высшего уровня профессионализма.

Профориентация должна помочь в обеспечении социальных гарантий свободного выбора профессий в условиях рыночных от­ношений, содействовать балансу интересов человека и рынка тру­да, способствовать росту профессионализма личности, развитию индивидуального потенциала, формированию здорового образа жизни, удовлетворенности трудом. На рисунке 2 представлены основные группы методов профориента­ции и дано их описание[11].

Рис. 2. Методы профориентации

Информационно-справочные, просветительские методы:

профессиограммы – краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом «воспринимаются» многими школьниками, поэтому важно искать более ком­пактные и понятные формы описания профессий);

справочная литература (при условии достоверности такой спра­вочной информации);

информационно-поисковые системы –ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): «ручные» варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т.п.), компьютеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ);

профессиональная реклама и агитация (при условии достовер­ности, оперативности и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена);

экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифициро­ванных ведущих и экскурсоводов);

встречи школьников со специалистами по различным професси­ям (при условии специального отбора и психолого-педагогичес­кой подготовки таких специалистов по профессии);

познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;

профориентационные уроки со школьниками как система заня­тий (а не как отдельные «мероприятия»);

учебные фильмы и видеофильмы (на сегодняшний день очень про­блематично для РФ, так как показывать почти нечего);

использование средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно эффективным, но при обязательном учете их специ­фики(специфического жанра общения с телеаудиторией, требу­ющего не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения «производить впечатление» на самую разную аудиторию, а также неизбежность сокращения «объема» профессиографической информации и спокойного отношения к разного рода «ре­дакторским правкам» и «цензуре»);

различные «ярмарки профессий» и их модификации, уже пока­завшие свою эффективность в профориентационной помощи не только безработным, но и выпускникам школ.

Методы профессиональной психодиагностики:

беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным воп­росам);

открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого от­влечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информа­ции больше, чем традиционное тестирование);

опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т. е. для боль­шинства, это более важная диагностика, чем определение спо­собностей к профессии);

опросники профессиональных способностей (требуется очень из­бирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов; эти опросники оправдыва­ют себя применительно к профессиям с особыми условиями тру­да; для большинства же профессий «профпригодность формиру­ется в самой трудовой деятельности»);

«личностные» опросники (для их использования требуется осо­бая подготовка профконсультантов, понимание смысла и ограни­чений применения такого типа опросников в профконсультации). По-настоящему личность нельзя «просчитать» (возникает масса проблем); настоящий личностный тест – это поступок человека в ответственные моменты жизни (например, на «референдумах» и при «голосованиях», когда испытывается способность противо­стоять изощренной пропаганде); иногда о человеке можно многое сказать и по его поведению в общественном транспорте; таким образом, получается, что тест на «личность» – это, с одной сто­роны, поступок глобального масштаба, но, с другой стороны, это проявление своей нравственной позиции в «мелочах» жизни, так что очень сложно оценить личность в обыденном, «усреднен­ном» режиме жизни;

проективные личностные тесты (требуется особая подготовка профконсультанта для их использования);

метод наблюдения –это «один из основных научно-практичес­ких методов работы психолога» – по Е. А. Климову (при условии владения этим методом, т. е. выделения четкого объекта и пара­метров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результа­тов, способов интерпретации результатов и др.);

сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от родите­лей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при усло­вии тактичности и этической корректности такого опроса, когда получение косвенной информации не ставит знакомых и друзей интересующего профконсультанта человека в положение «стука­чей» и доносчиков);

психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специаль­ных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности);

«профессиональные пробы» в специально организованном учеб­ном процессе по типу «F-теста» японского профессора Фукуямы; обычно они требуют очень больших материальных затрат (созда­ние мастерских, обеспечение «заинтересованности» фирм и орга­низаций и т. п.) и, к сожалению, не очень подходят к условиям современной РФ;

использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельно­сти (например, особенности общения или нравственного выбора), что позволяет строить прогнозы относительно будущего про­фессионального поведения участников этих процедур;

исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека бе­рут на работу с «испытательным сроком»);

использование различных тренажеров, где не только отрабаты­ваются трудовые навыки, но и изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.

Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:

группы общения (в профориентации чаще используются для со­здания благоприятной атмосферы взаимодействия, но не для ре­шения собственно профконсультационных проблем); своеобраз­ным развитием подобных групп применительно к профориентационной проблематике стали «Клубы ищущих работу» и их все­возможные модификации, где на фоне благоприятной психоло­гической атмосферы удается более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы;

тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить неко­торые коммуникативные навыки поведения при приеме на рабо­ту, на экзаменах и при различных деловых контактах);

сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия и др.); иногда они позволяют кли­енту лучше осознать смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; требуют особой подготовки профконсуль­танта;

«пламенные» публичные выступления, несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, при умелом использовании могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределе­ния у ряда клиентов, но в других случаях могут стать и сильным манипуляционным средством для доверчивых клиентов;

профориентационные и профконсультационные активизирую­щие методы (игры) с элементами психотренинга;

личное обаяние профконсультанта (то, что от природы, и то, что можно самостоятельно в себе развивать);

различные положительные (успешные) примеры самоопределе­ния, на которые может ссылаться профконсультант для повыше­ния уверенности клиента в принципиальной возможности разре­шения своих проблем;

«праздники труда», повышающие престиж конкретных профес­сий (естественно, при умелой организации и учете специфики той аудитории, для которой такой праздник организуется, т.е. чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не «тор­жественное заорганизованное мероприятие»).

Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии ре­шения:

построение «цепочки» основных ходов (последовательных дей­ствий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перс­пектив, которые позволяет наглядно (на листочке) представить возможные жизненные перспективы самоопределяющегося чело­века;

построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определен­ной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные вариан­ты перспектив;

использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: