Обучение как целенаправленный процесс развития личности.




Проблема соотношения обучения и развития является не только теоретически, но и практически значимой. От ее решения зависит содержание образования, выбор форм и методов обучения.

Можно выделить три точки зрения относительно соотношения обучения и развития:

1. обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития;

2. процессы обучения и развития отождествляют;

3. признается, что обучение может идти не только вслед за развитием, не только одновременно, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования.

Эту новую идею выдвинул Л. С. Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности. В связи с этим Л. С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый – уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно. Второй, более высокий уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л. С. Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития.

Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.

Обучение – это процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. Никакие знания нельзя просто передать и получить без активной деятельности самого ученика.

Педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, контролирует, представляет для нее нужные средства и информацию.

В самом общем виде развитие личности может быть представлено как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграции в ней в результате этого процесса. В случае, если индивид входит в относительную стабильную социальную общность, он проходит три фазы своего становления как личность.

Первая фаза – адаптация. На ней предполагается усвоение действующих ценностей, норм и овладение средствами, формами деятельности.

В качестве основного средства личностного развития выступает обучение. Личность, усвоившая определенную систему знаний, умений, навыков, становится уже другой. Обучение должно идти впереди личностного развития для того, чтобы иметь развивающий эффект. Обучение – это целенаправленный процесс организации и стимулирования активной познавательной деятельности обучаемого по овладению знаниями, умениями, навыками, развитию творческих способностей. Сущностью процесса обучения выступает создание условий, в которых возникает возможность формирования знаний, умений и навыков. Знания – это понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы). Умение – это овладение способами применения усваиваемых знаний на практике. Навык – это основной элемент умения, автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства (например, беглое чтение школьника). В обучении выделяют следующие структурные компоненты:

1. целевой – Организация обучения связана прежде всего с четким определением его целей учителем, осознанием и принятием этих целей учащимися. Цели обучения есть не что иное, как идеальное (мысленное) предвосхищение (прогнозирование) его конечных результатов, т.е. того, к чему конкретно должны стремиться педагог и учащиеся. В процессе обучения вообще и на каждом отдельном занятии в частности решаются три группы взаимосвязанных целей. К первой из них относятся цели обучающие (овладение знаниями, выработка умений и навыков); ко второй - цели развивающие (развитие мышления, памяти, творческих способностей); к третьей - цели воспитательные (овладение мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, формирование взглядов, убеждений и т.д.).

2. Огромная стимулирующая роль потребностей и мотивов деятельности в развитии личности в обучении. Овладение изучаемым материалом и развитие учащихся происходит только тогда, когда побуждаемые потребностями в учении, они проявляют высокую учебно-познавательную активность. В этом отношении весьма глубокий смысл имеет мысль выдающегося французского физика Б. Паскаля: ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь. Этим "факелом" и являются потребности учащихся в активном овладении изучаемым материалом. Как же их возбуждать и формировать?

Известный российский дидакт М.А. Данилов утверждал, что движущей силой учения и возбуждения потребности в овладении изучаемым материалом является переживание учащимися внутренних противоречий между знанием и незнанием, между возникающими у них познавательными вопросами и проблемами и недостатком наличных знаний для их решения.

Для того чтобы приводить в действие эту "движущую силу" и формировать у учащихся потребность в учении необходимо:

- создавать в процессе обучения проблемные ситуации, для решения которых необходимо овладеть новыми знаниями;

- ставить познавательные вопросы, решить которые учащиеся могут только изучив новый материал;

- использовать демонстрацию учебно-наглядных пособий и технических средств обучения, побуждающих учащихся к размышлению и осмыслению новых знаний;

- побуждать учащихся к анализу излагаемых фактов и примеров по изучаемому материалу и к формированию обобщающих выводов и теоретических понятий.

Существенное влияние на формирование потребностно - мотивационной сферы и познавательной активности учащихся оказывает та общая закономерность воспитания, согласно которой их учебная деятельность стимулируется радостью достигаемых успехов в овладении знаниями.

Нужно правильно подходить к оценке тех случаев, когда школьник плохо учится, не выполняет домашних заданий и шалит на уроках. В подобных ситуациях учителя иногда говорят, что ученик не хочет учиться, хотя правильно было бы сказать: у него нет потребности в учении, и принимать меры к ее возбуждению.

 

 

3. Учителю, готовясь к занятиям, каждый раз нужно продумывать, каким должно быть их содержание, и в необходимых случаях корректировать учебную программу и материал учебника. Для этого необходимо:

Первое. Следует конкретизировать объем теоретических положений, которыми необходимо овладеть учащимся, выделить из них ведущие, связывающие новый материал с ранее изученным.

Второе. Четко определить систему тех умений и навыков, которые следует выработать у учащихся.

Третье. Определить те идеи и морально-эстетические положения, овладение которыми должно способствовать формированию мировоззрения и нравственности учащихся.

Четвертое. При необходимости обновления материала учебника ввести новые факты, а также сделать, если это нужно, соответствующие теоретические уточнения.

Пятое. Если материал учебника слишком обширный и излишне перегружен несущественными деталями, попытаться структурировать его для более сжатого изложения

4. операциональный – организация учебно-познавательной деятельности учащихся;

5. эмоционально-волевой – термин эмоциональность означает возбуждать, волновать. Следовательно, эмоциональность обучения означает такой характер организации учебной работы, при котором у учащихся возбуждается чувство интереса к учению и внутреннее влечение к активной учебно-познавательной деятельности, что одновременно стимулирует также волевую направленность этой деятельности.

На придание обучению эмоционально-положительного характера оказывают влияние следующие факторы:

А) надлежащая сформированность потребностно-мотивационной сферы учащихся, стимулирующей их к учению;

Б) использование различных дидактических приемов и методов, способствующих развитию познавательных интересов и придающих учению увлекательный характер: демонстрация учебно-наглядных пособий, применение технических средств обучения, использование ярких примеров и фактов и т.д.;

В) эрудиция учителя, его умение с определенным артистизмом излагать новый материал, обращаться к чувствам учащихся, использовать особые мнемонические приемы, способствующие непроизвольному запоминанию материала.

6. контрольный – Регулирование учебно-познавательной деятельности учащихся и контроль за ее ходом являются важными условиями успешного обучения. Для них необходимо:

Во-первых, учителю необходимо постоянно делать акценты на анализе решения поставленных им целей учебной работы и соотносить их с достигнутыми результатами. Если, например, ему не удается обеспечивать усвоение учащимися изучаемого материала на уроке, возникает необходимость в корректировке и регулировании методики собственной работы.

Во-вторых, важно избегать однообразия в организации учебно-познавательной деятельности учащихся и проявлять необходимое творчество в структурировании уроков, в обновлении методов обучения, в расширении самостоятельной учебной работы и т.д.

В-третьих, следует более рационально подходить к определению объема и степени сложности материала и не допускать его перегрузки.

В-четвертых, важно регулярно осуществлять контроль за учебной работой учащихся, содействовать развитию более способных из них и оказывать своевременную помощь тем, кто испытывает трудности и отстает в учении.

 

7. оценочный – оценка и самооценка результатов деятельности. Чем регулярнее проводятся проверка и оценка знаний учащихся тем они больше стимулируют их учебно-познавательную деятельность. Поэтому в идеале учебная работа должна строиться так, чтобы на каждом уроке и по каждой изучаемой теме были проверены знания каждого учащегося. При коллективных формах обучения этого, естественно, достигнуть невозможно. Но учителю нужно рационализировать методы проверки знаний учащихся таким образом, чтобы сделать ее более регулярной

В качестве важнейших задач обучения выступают следующие:

1. стимулирование познавательной активности учащихся;

2. организация их учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями, навыками;

3. развитие мышления, сообразительности, памяти, творческих способностей и дарований;

4. формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

5. Термин эмоциональность означает возбуждать, волновать. Следовательно, эмоциональность обучения означает такой характер организации учебной работы, при котором у учащихся возбуждается чувство интереса к учению и внутреннее влечение к активной учебно-познавательной деятельности, что одновременно стимулирует также волевую направленность этой деятельности.

На придание обучению эмоционально-положительного характера оказывают влияние следующие факторы:

А) надлежащая сформированность потребностно-мотивационной сферы учащихся, стимулирующей их к учению;

Б) использование различных дидактических приемов и методов, способствующих развитию познавательных интересов и придающих учению увлекательный характер: демонстрация учебно-наглядных пособий, применение технических средств обучения, использование ярких примеров и фактов и т.д.;

В) эрудиция учителя, его умение с определенным артистизмом излагать новый материал, обращаться к чувствам учащихся, использовать особые мнемонические приемы, способствующие непроизвольному запоминанию материала.

6. формирование умения самостоятельно углублять и пополнять свои знания (самообразование).

Вторая фаза становления личности – индивидуализация. На этой фазе обостряются противоречия между необходимостью «быть таким, как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации, поиск средств и способов обозначения своей индивидуальности.

Третья фаза – интеграция. Характеризуется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те индивидуальные особенности, которые способствуют ее развитию.

Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода, то у него могут складываться качества конформности, зависимости, робости, неуверенности. Если на второй фазе развития индивид не встречает взаимопонимания, это способствует формированию негативизма, агрессивности, подозрительности. При успешном прохождении фазы интеграции у индивида формируются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, требовательность.

Как любой процесс, обучение имеет свою структуру, в которую входят:

1) задачи (стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых; организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями; развитие мышления, памяти, творческих способностей; совершенствование учебных умений и навыков);

2) принципы (принцип научности, наглядности; связи обучения с жизнью; положительного эмоционального фона; инновативности обучения);

3) методы – от греч. «methodos», что означает «путь, способ продвижения к истине».

Существует множество классификаций методов обучения. Одна из доступных и распространенных классификаций построена на основе выделения источников передачи содержания:

- словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж и др.);

- практические методы (упражнения, тренировка, самоуправление и др.);

- наглядные методы (иллюстрирование, показ и др.);

4) формы организации учебно-воспитательного процесса (беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация, дискуссии, культпоход, шахматный турнир – это простые формы; урок, конференция, КВН – это составные формы; дни открытых дверей, дни знаний, недели книги, спорта – это комплексные формы);

5) педагогические средства – вспомогательные материальные объекты, предназначающиеся для достижения цели педагогического процесса. К ним относятся: учебно-лабораторное оборудование, учебно-наглядные пособия, компьютерные классы, экзаменационные билеты, карточки-задания и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: