Темы практических и семинарских занятий ПО ПРЕДМЕТУ «оБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ»




Тема 1. Предмет и метод статистической науки

Тема 2. Статистическое наблюдение

По этим темам проводится одно семинарское занятие.

Цель занятия – уяснить место статистики в системе экономических наук, определить ее предмет и особенности методологии. Своевременное обеспечение органов государственной власти и управления всех уровней, а так же научной общественной и коммерческих структур населения и международных организаций объективной и полной статистической информации.

Статистическое наблюдение – первая стадия статистического исследования, представляющая собой научно-организованный сбор массовых данных об изучаемом явлении и процессах общественной жизни. Оно обязательно должно быть массовым, систематическим, производиться на научной основе по заранее разработанным плану и программе.

 

Контрольные вопросы по темам

1. Что означает термин «Статистика»?

2. Чем обусловлено возникновение и развитие статистической практики и науки?

3. Что является предметом исследования статистической науки?

4. Дайте определение статистического показателя и укажите их виды.

5. В чем заключается сущность статистической методологии?

6. Перечислите стадии статистического исследования, раскройте их основное содержание.

7. Какова роль и значение математики в статистическом исследовании?

8. Каковы принципы организации статистики в России в настоящее время?

9. Каковы задачи государственной статистики в условиях перехода к рыночной экономике?

10. В чем состоит роль статистического наблюдения в комплексном экономико-математическом исследовании?

11. Назовите основные программно-методологические вопросы статистического наблюдения.

12. Какие контрольные виды статистического наблюдения используются для сбора данных?

13. Какие задачи решаются на основе специальных статистических наблюдений?

14. Поставьте цель, определите объект, единицы наблюдения, контрольные признаки. Составьте программу специального статистического наблюдения.

 

Литература по теме

Основная

1. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2002. Раздел 1, с 5-24.

2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000. Гл. 1, с 3-25.

 

Дополнительная

1. Годин А.М. Статистика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. Гл. 1, с 5-30.

2. Сиденко А.М., Попов Г.Ю., Матвеева В.М. Статистика: Учебник. – М.: «Дело и сервис», 2000. Гл. 1,2, с 7-13

3. Статистика. Учебник/Под ред. Проф. И.И. Елисеевой. – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002. Гл. 1, с 5-10.

4. Статистика: Курс лекций / Харченко Л.П., Долщенкова В.Г., Ионин В.Г., и пр.; Под ред. к.э.н. В.Г. Ионина – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, М.: ИНФРА-М, 1999. Гл. 1, с 4-11.

 


Тема 3. Статистическая сводка материалов наблюдения

Контрольные вопросы

1. Что понимается под статистической информацией?

2. Для чего и кому нужна статистическая информация в современных условиях?

3. Дайте определение статистического наблюдения. В чем его сущность?

4. Какие характерные черты присущи статистическому наблюдению?

5. Что является целью наблюдения?

6. Что такое «объект наблюдения» и как он определяется?

7. Что представляет собой единицы наблюдения?

8. В каких формах осуществляется наблюдение?

9. Что представляет собой программа наблюдения и как она оформляется?

Задания для практических работ

Задача № 1.

Имеются данные о работе 20 предприятий:

Номер предприятия Стоимость основных производственных фондов/среднегодовая/, млн. руб. Продукция за отчетный период, млн. руб.
1. 5,3 8,5
2. 5,9 9,0
3. 7,1 9,6
4. 10,0 13,0
5. 4,3 7,6
6. 4,5 7,8
7. 5,1 8,3
8. 5,7 8,8
9. 8,1 10,6
10. 6,1 9,1
11. 2,0 5,1
12. 3,6 7,1
13. 4,1 7,4
14. 4,7 8,0
15. 5,5 8,7
16. 7,9 10,1
17. 4,9 8,1
18. 2,6 6,0
19. 3,1 7,0
20. 4,0 7,3

 

Требуется определить:

1. Применяя к данным метод аналитической группировки, выявите характер зависимости выпуска продукции на одно предприятие от величины основных фондов.

2. При группировке по факторному признаку образуйте 4 группы предприятий с равными интервалами. Каждую группу охарактеризуйте количеством предприятий, среднегодовой стоимостью ОПФ, продукцией за отчетный период (по группе на одно предприятие и в целом по предприятию).

3. Постройте статистический ряд распределения предприятий по выпуску продукции, образовав 4 группы с равными интервалами.

 

Задача № 2.

Проверьте следующие данные о выручке от обслуживания населения предприятиями связи района города и дайте наиболее вероятное объяснение несоответствия между числами, которые вы обнаружили (тыс. руб.)

Всего выручка – 255

В том числе выручка от:

– продажи конвертов, марок, открыток и других видов товаров – 150;

– подписка на периодические издания – 200;

– продажа газет и журналов – 45.

 

Литература по теме

Основная

1. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2002. Гл. 3, с 34-45.

2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000. Гл. 3, с 49-64.

3. Практикум по теории статистики. Под ред. проф. Шмайловой Р.А. – М.: «Финансы и статистика», 2002. Гл. 3, с 26-45.

Дополнительная

1. Годин А.М. Статистика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. Гл. 3, §§ 1, 2, 3 (с 53-69).

2. Сиденко А.М., Попов Г.Ю., Матвеева В.М. Статистика: Учебник. – М.: «Дело и сервис», 2000. Гл. 4, с 22-32.

3. Статистика: Курс лекций / Харченко Л.П., Долщенкова В.Г., Ионин В.Г., и пр.; Под ред. к.э.н. В.Г. Ионина – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, М.: ИНФРА-М, 1999. Гл. 3, с 29-51.

 


 

 

Тема 4. Обобщающие статистические показатели в анализе

Контрольные вопросы

1. Что такое абсолютные статистические величины и каково их значение? Приведите пример абсолютных величин.

2. Назовите виды статистических показателей. Приведите примеры.

3. В каких единицах измерения выражаются абсолютные относительные показатели (величины)?

4. Что называется относительными величинами?

5. Какие виды относительных величин вы знаете? Приведите примеры.

 

Задания для практических работ

Задача № 1.

Розничный товарооборот магазина за 2002 год составил 1500 тыс. руб., в том числе товарооборот продовольственных товаров – 700 тыс. руб., товарооборот непродовольственных товаров – 800 тыс. руб. Требуется определить структуру розничного товарооборота магазина.

 

Задача № 2.

Имеются данные о продаже продовольственных товаров в магазине:

Годы          
Продажа продовольственных товаров, тыс. руб.          

Вычислить относительные показатели динамики с постоянной и переменной базой. Сделайте выводы.

 

Задача № 3.

Планом предприятия на 2003 г. по сравнению с 2002 г. было предусмотрено снижение себестоимости продукции на 6%. Фактически она была снижена на 5 %.

Вычислите относительную величину выполнения плана по снижению себестоимости продукции предприятии в 2003 г.

 

Задача № 4.

Розничный товарооборот торговли области в 2002 г. составил 10500 млн. руб. Планом на 2003 г. розничный товарооборот предусмотрен в размере 12300 млн. руб.

Исчислите относительную величину планового задания области по розничному товарообороту на 2003 год.

 

Литература по теме

Основная

1. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистик: Учебник. – М.: Инфра – М, 2002. Гл. 4 п.п. 4.1; 4.2; 4.3 (с. 75-88).

2. Практикум по теории статистики. Под ред. проф. Шмойловой Р.А. – М.: «Финансы и статистика», 2002. Гл. 6, п. 6.1 (с. 97-106).

 

Дополнительная

1. Статистика: Курс лекции / Харченко Л.П. Домренкова В.Г., Ионин В.Г. и др.; Под ред. к.э.н. В.Г. Ионина – Новосибирск: изд-во НГАЭиУ, М: Инфра – М, 1999. Гл. 3, п. 3.5 (с. 51-58).

2. Годин А.М. Статистика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. Гл. 4, §§ 1, 2, 3 (с 75-89).

3. Статистика: Курс лекций / Харченко Л.П., Долщенкова В.Г., Ионин В.Г., и пр.; Под ред. к.э.н. В.Г. Ионина – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, М.: ИНФРА-М, 1999. Гл. 4, п.п. 4.1; 4.2 (с 59-68).

 


Тема 5. Средние величины

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение средней величины.

2. Какие виды средних величин применяются в статистике?

3. Формулы расчета средних величин простых и взвешенных.

4. Каковы основные свойства средней арифметической?

5. В чем сущность моды и как она рассчитывается для вариационного и интервального ряда?

6. Что такое медиана, какими свойствами она обладает и как рассчитывается медиана для интервального ряда?

7. Квартили и децили. Для каких целей она применяются и как они рассчитываются.

 

Задания для практических работ

Первое занятие.

Задача № 1.

По каждому из трех рабочих, которые делают одну и ту же операцию, известно следующее:

Рабочие Число изд., изготавливаемых за час работы Количество отработанных часов за месяц
     
     
     

Определить среднее число изделий за час по трем рабочим.

 

Задача № 2.

Бригада упаковщиков шоколадной фабрики из 3 человек должна собрать 1040 коробок конфет «Ассорти». Первый упаковщик тратит на формирование одной коробки 4 млн., второй – 3 млн., третий – 2 млн.

Требуется определить, сколько времени потребуется бригаде на формирование заказа.

 

Задача № 3.

В результате проверки двух партий сыра перед отправкой его потребителям установлено, что в первой партии сыра высшего сорта было 3942 кг., что составляет 70,4 % общего веса сыра этой партии; во второй партии сыра высшего сорта было 6520 кг., что составляет 78,6 % общего сыра этой партии.

Определите процент сыра высшего сорта в среднем по первой и второй партиям вместе.

 

Задача № 4.

По данным таблицы требуется определить среднюю цену одного килограмма картофеля:

Номер магазина Цена картофеля, руб. за кг. Выручка от реализации, млн. руб.
     
     
     

 

Второе занятие.

Задача № 5.

Имеются следующие данные о стоимости коттеджей, предлагаемых к продаже в Подмосковье и расположенных далее 30 км. от МКАД (на начало 1996 г.)

Цена 1 кв. метра, долларов США Общая площадь, тыс. кв. метров
300-400 29,4
400-500 20,5
500-600 7,3
600-700 7,0
700-800 4,0

Рассчитайте среднюю цену одного квадратного метра.

Задача № 6.

Три предприятия заняты производством миксеров. Себестоимость производства миксера на первом предприятии – 6 тыс. руб., на втором – 4 тыс. руб., на третьем – 7 тыс. руб.

Определите среднюю себестоимость миксера при условии, что на каждом предприятии общие затраты на его изготовлении составляют 70 тыс. руб.

 

Задача № 7.

Имеются следующие данные о распределении рабочих по затратам времени на обработку одного кулинарного изделия:

Затраты времени на одну обработку 4,5-5,5 5,5-6,5 6,5-7,5 7,5-8,5 8,5-9,5 9,5-10,5 10,5-11,5
Число рабочих, чел.              

Требуется определить:

1. Среднюю величину времени на упаковку одного кулинарного изделия.

2. Моду и медиану.

 

Литература по теме

Основная

1. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2002. Гл. 5, п.п. 5.1; 5.2 (с 52-71).

2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000. Гл. 4, п.п. 4.4; 4.5 (с 89-106).

3. Практикум по теории статистики. Под ред. проф. Шмойловой Р.А. – М.: «Финансы и статистика», 2002. Гл. 6, п. 6.1 (с 105-109).

 

Дополнительная

1. Годин А.М. Статистика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. Гл. 5, §§ 1, 2, 3,4 5, 6, 7, 8 (с 90-112).

2. Сиденко А.М., Попов Г.Ю., Матвеева В.М. Статистика: Учебник. – М.: «Дело и сервис», 2000. Гл. 7, п.п. 7.1; 7.2; 7.3 (с 47-56)

3. Статистика: Курс лекций / Харченко Л.П., Долщенкова В.Г., Ионин В.Г., и пр.; Под ред. к.э.н. В.Г. Ионина – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, М.: ИНФРА-М, 1999. Гл. 4, п.п. 4.3; 4.4; 4.5; 4.6 (с 68-84).

 


Тема 6. Показатели вариации

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой вариация признака, от чего зависят его размеры?

2. Что такое размах вариации, по какой формуле он исчисляется, в чем его недостаток как показателя вариации?

3. Что представляет собой среднее линейное отношение, его формулы?

4. Какой показатель вариации называется дисперсии.

5. По каким формулам она рассчитывается?

6. Что называется средним квадратическим отклонением?

7. По каким формулам оно вычисляется?

8. Что представляет собой дисперсия альтернативного признака? Чему она равна?

9. Каковы основные свойства дисперсии?

10. Почему дисперсия и среднее квадратическое отклонение не всегда являются достаточными для характеристики вариации признака в изучаемых совокупностях?

11. Коэффициент вариации как показатель, формула его вычисления и значение для экономического анализа.

12. Что характеризует межгрупповая дисперсия, ее формула?

13. Как определяются внутригрупповые дисперсии, средняя из внутригрупповых дисперсий, их формулы?

14. Что собой представляет правило сложения дисперсий, в чем его практическое значение?

15. Что называется эмпирическим коэффициентом детерминации, каков его смысл?

16. Что называется эмпирическим корреляционным отношением, в чем его смысл?

 

Задания для практических работ

Задача № 1.

Имеются выборочные данные о стаже работников магазинов:

Стаж работы, лет До 3 3 – 5 5 – 7 7 – 9 Св. 9
Среднесписочная численность работников, чел.          

Требуется определить:

1. Средний стаж работников магазинов.

2. Дисперсию.

3. Среднее квадратическое отклонение.

4. Коэффициент вариации.

 

Задача № 2.

Имеются следующие условные данные по трем группам рабочих с разным стажем работы:

Стаж работы, лет Число рабочих Средняя заработная плата, руб. Среднее квадратическое отклонение зарплаты, руб.
До 3      
3 – 10      
Св. 10      

Требуется рассчитать:

1. Среднюю заработную плату для всей совокупности рабочих.

2. Общую дисперсию.

3. Среднее квадратическое отклонение.

 

Задача № 3.

Имеем распределение рабочих по среднечасовой выработке изделий:

Номера рабочих Рабочие IV разряда Номера рабочих Рабочие V разряда
Выработка рабочего, шт. Выработка рабочего, шт.
       
       
       
       
       
       
       

Для результативного признака выработки рабочего исчислим:

1. Групповые дисперсии

2. Среднюю из внутригрупповых дисперсий

3. Межгрупповую дисперсию

4. Общую дисперсию

5. Проверим правило сложения дисперсий

6. Эмпирический коэффициент детерминации

7. Эмпирическое корреляционное отношение

8. Выводы о тесноте связи между квалификацией рабочих и производительностью труда.

 

Задача № 4.

Распределение семей города по размеру среднедушевого дохода в феврале 1999 года:

Группа семей по размеру дохода, руб. Число семей Накопленные частоты Накопленные частоты, % к итогу
       
До 500      
500 – 600      
600 – 700      
700 – 800      
800 – 900      
900 – 1000      
Св. 1000      

Требуется определить:

1. Медиану.

2. Нижний квартиль, верхний квартиль и квартильное отклонение.

 

Задача № 5.

В трех партиях продукции, представленных на контроль качества, было обнаружено:

- первая партия – 1300 изделий, из них 980 годных, 320 бракованных;

- вторая партия – 730 изделий, из них 700 годных, 30 бракованных;

- третья партия – 890 изделий, из них 840 годных, 50 бракованных.

Требуется определить в целом для всех партий следующие показатели:

1. Средний процент годной продукции и средний процент брака.

2. Дисперсию, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации годной продукции.

 

Задача № 6.

Численность и удельный вес одной из категорий крупного рогатого скота фермерских хозяйств района, см. таблицу:

Хозяйство Удельный вес дойных коров, % Всего коров
     
     
     

Требуется определить:

1. Долю дойных коров в целом по 3-м хозяйствам.

2. Общую дисперсию доли дойных коров.

3. Внутригрупповые дисперсии.

4. Среднюю из внутригрупповых дисперсий.

5. Межгрупповую дисперсию.

6. Проверить правило сложения дисперсий.

 

Литература по теме

Основная:

1. Гусаров В.М. статистика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. Гл. 5, п. 5.3 (с. 71-84).

2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики учебник. – М.: ИНФРА – М, 2000 Гл. 58, п.п. 5.1; 5.2; 5.3; 5.4; 5.5; 5.6; 5.7; 5.8. (с. 107-158).

3. Практикум по теории статистики. Под редакцией проф. Шмойловой Р.А. – М.: «Финансы и статистика», 2002. Гл. 7, п. 7.1 (с. 122-146).

 

Дополнительная:

1. Годин А.М. Статистика: учебник – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. Гл. 5, §§9, 10, 11, 12 (с. 112-126).

2. Ситенко А.В., Попов Г.Ю., Матвеева В.М. Статистика: Учебник. – М.: «Дело и сервис», 2000. Гл. 8, п.п. 8.1; 8.2; 8.3; 8.4 (с. 57-66).

3. Статистика: Курс лекций (Харченко Л.П., Долугенкова В.Г., Ионин В.Г., и т.д.) под редакцией к.э.н., В.Г. Ионина – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, М: ИНФРА – М, 1999. Гл. 4, п. 4.7 (с. 84-90).

 


Тема 7. Выборочный метод в статистических исследованиях

коммерческой деятельности

Цель занятия: решение задач, связанных с определением способа отбора и процедуры выборки, вычислением ошибок выборки и необходимого объема выборочной совокупности.

 

Контрольные вопросы.

1. Какое наблюдение называется выборочным?

2. В чем преимущества выборочного наблюдения над сплошным?

3. Почему при выборочном наблюдении неизбежны ошибки и как они классифицируются?

4. Каковы условия правильного отбора единиц совокупности при выборочном наблюдении?

5. Как производится собственно-случайный, механический, технический и серийный отборы?

6. В чем различие повторной и биповторной выборки?

7. Что представляет собой средняя ошибка выборки (для средней и доли)?

8. По каким расчетным формулам находят средние ошибки выборки (для средней и доли) при повторном и бесповторных отборах?

9. Что характеризует предельная ошибка выборки и по каким формулам она исчисляется (для средней и доли)?

10. По каким формулам определяется необходимая численность выборки, обеспечивающая с определенной вероятностью заданную точность наблюдения?

 

Задания для практических работ

Первое занятие. Решение задач.

 

Задача № 1.

В результате выборочного обследования жилищных условий жителей города, осуществленного на основе собственно-слу­чайной повторной выборки, получен следующий ряд распределения:

Общая полезная площадь жилищ, приходящаяся на 1 чел., кв.м. До 5,0 5,0 – 10,0 10,0 – 15,0 15,0 – 20,0 20,0 – 25,0 25,0 – 30,0 Св. 30,0
Число жителей              

Требуется определить:

1. Выборочную среднюю величину, дисперсию, среднее квадратическое отклонение.

2. Среднюю ошибку выборки, предельную ошибку выборки с установле­нием границ генеральной средней.

 

Задача № 2.

Для определения среднего срока пользования краткосрочным кредитом в банке была произведена 5%-я механическая вы­борка, в которую попало 100 счетов. В результате обследования ус­тановлено, что средний срок пользования краткосрочный кредитом 30 дней при среднем квадратическом отклонении 9 дней. В пяти сче­тах срок пользования кредитом превышал 60 дней. С вероятностью 0,954 определить пределы, в которых будут находиться срок пользо­вания краткосрочным кредитом в генеральной совокупности и доля 1 счетов со сроком пользования краткосрочным кредитом более 60 дней.

 

Задача № 3.

На складе готовой продукции цеха находится 200 ящиков изделий по 40 штук в каждом ящике. Для проверки качества готовой продукции была произведена 10%-я серийная выборка. В ре­зультате выборки установлено, что доля бракованных изделий составляет 15%. Дисперсия серийной выборки равна 0,0049. С вероятностью 0,99? определить пределы, в которых находится доля бракованной продукции в партии ящиков.

 

Задача № 4.

При изучении производительности труда работников торговли произведено 15%-ное выборочное обследование выполнения 1 норм выработки кассирами магазинов города. В результате пропорци­онального типического отбора из группы кассиров, прошедших и не прошедших производственное обучение, получены следующие данные о распределении выборочной совокупности по уровню выполнения касси­рами норм выработки за смену (см. таблицу):

Группа кассиров по квалификации    
До 80 80- 90 90- 100 100- 110 110- 120 120- 130 130- 140 Св. 140  
Прошедшие производственное обучение                
Не прошедшие производственное обучение              

При условии, что в каждой группе кассиров производилась соб­ственно-случайная бесповторная выборка, нужно определить для гене­ральной совокупности с вероятностью 0,954:

1. Предел значений удельного веса /доли/ кассиров, не выполняю­щих нормы выработки.

2. Предел, в котором находится средний процент выполнения касси­рами норм выработки.

Второе занятие. Решение задач.

Задача № 1.

Сколько рабочих предприятия нужно обследовать в порядке случайной выборки для определения средней заработной пла­ты, чтобы с вероятностью равной 0,954 можно было бы гарантировать ошибку не более 5 руб. Предполагаемое среднее квадратическое от­клонение равно 20 руб.

 

Задача № 2.

Для определения доли сотрудников коммерческих бан­ков области в возрасте старше 50 лет предполагается организовать типическую выборку пропорционально численности сотрудников мужского и женского пола с механическим отбором внутри групп. Общее число сотрудников банков составляет 15 тыс. чел., в том числе 9 тыс. мужчин и 6 тыс. женщин. На основании предыдущих обследова­ний известно, что средняя из внутригрупповых дисперсий составляет 2000. Определите необходимый объем выборки при вероятности 0,954 и ошибке 7%.

 

Задача № 3.

В акционерном обществе 250 бригад рабочих. Пла­нируется проведение выборочного обследования с целью определения удельного веса рабочих, имеющих профессиональные заболевания. Известно, что межсерийная дисперсия доли равна 256. С вероятностью 0,683 рассчитайте необходимое количество бригад для обследования рабочих, если ошибка выборки не должна превышать 6 %.

 

Задача № 4.

Выборочное обследование малой выборки состоящей из 10 рабочих, показало, что при выполнении одной из производст­венных операций рабочие затратили время, мин.: 3,4; 4,7; 1,8; 3,9; 4,2; 3,8; 4,3; 4,0; 3,7; 3,2.

Необходимо найти:

1. Выборочные средние затраты.

2. Выборочную дисперсию.

3. Среднюю ошибку и предельную ошибку малой выборки при-вероят­ности равной 0,924.

Пределы средних затрат времени.

 

Литература по теме

Основная:

1. Гусаров В.М. статистика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002 Гл. 6, п. 6.1; 6.2; 6.3 (с. 87-104).

2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики учебник. – М.: ИНФРА – М, 2000 Гл. 6, п.п. 6.1; 6.2; 6.3; 6.4; 6.5; 6.6; 6.7; 6.8; 6.9; 6.10. (с. 157-219).

3. Практикум по теории статистики. Под редакцией проф. Шмойловой Р.А. – М.: «Финансы и статистика», 2002. Гл. 8, п. 8.1 (с. 159-168).

 

Дополнительная:

1. Годин А.М. Статистика: учебник – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. Гл. VI, §§1, 2, 3, 4, 5, 6 (с. 127-144).

2. Сиденко А.В., Попов Г.Ю., Матвеева В.М. Статистика: учебник – М.: «Дело и сервис», 2000 Гл. 9, п.п. 9.1; 9.2 (с. 67-70).

3. Статистика Учебник под ред. проф. И.И. Елисеевой – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002. Гл. 6, п.п. 6.1; 6.2 (с. 66-76).

 


Тема 8. Статистическое изучение связи показателей

коммерческой деятельности

Цель занятия: научиться решению задач с использованием конкретного эмпирического материала по реально существующим социально – экономическим явлениям или объектам. При решении каждой задачи сконцентрировать внимание студентов на сущность показателя и специфике его расчета. Уяснить методику анализа взаимосвязей экономических и социальных явлений.

 

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит отличие между функциональной и стохастической связью?

2. Что собой представляет корреляционная связь?

3. Какими статистическими методами исследуются функциональные и корреляционные связи?

4. В чем достоинства и недостатки метода параллельных рядов и аналитических группировок?

5. Какие основные задачи решают с помощью корреляционного и регрессивного анализа?

6. В чем состоит значение уравнения регрессии?

7. Что характеризуют коэффициенты регрессии?

8. Зачем необходима проверка адекватности регрессионной модели?

9. Как осуществляется проверка значимости коэффициентов регрессии?

10. Какими показателями измеряется теснота корреляционной связи?

11. Какое значение имеет расчет коэффициента детерминации?

12. Линейные коэффициенты корреляции и детерминации, их смысл и назначение.

13. Проверка существенности показателей тесноты связи как необходимое условие распространения выводов по результатам выборки на всю генеральную совокупность. Как она осуществляется?

14. Какой экономический смысл имеют коэффициенты эластичности?

15. Сущность и значение совокупного коэффициента множественной корреляции и совокупность коэффициента детерминации.

16. Какие непараметрические методы применяются для моделирования связи.

 

Задания для практических работ

Первое занятие. Решение задач.

Задача № 1.

По 5-ти предприятиям имеем данные цены товара и дальности его перевозки:

Номер предприятия Дальность перевозки, км. Цена товара, руб.
     
     
     
     
     

Требуется определить:

1. Тесноту связи между показателями по линейному коэффициенту корреляции.

2. Коэффициент детерминации.

Задача № 2.

По 10 предприятиям имеем объем выпускаемой про­дукции и стоимость основных производственных фондов:

Номер предприятия Объем выпускаемой продукции, млн. руб. Стоимость основных производственных фондов, млн. руб.
  3,9 1,5
  4,4 1,8
  3,8 2,0
  3,5 2,2
  4,8 2,3
  4,3 2,6
  7,0 3,0
  6,5 3,0
  6,1 3,5
  8,2 3,8

Требуется определить тесноту зависимости между объемом выпуска продукции и стоимостью основных производственных фондов с помощью коэффициентов рангов Спирмена и Кендела.

 

Задача № 3.

Имеются следующие данные по 5-ти предприятиям:

Предприятие Прибыль, млн. руб. Стоимость основных фондов, млн. руб. Затраты на 100 руб. продукции, руб.
       
    4,1  
    6,6  
    3,9  
    4,2  
    6,3  

Требуется определить зависимость параметров по коэффициенту конкордации.

 

Второе занятие. Решение задач.

Задача №1.

По 10 однородным магазинам имеются следующие данные:

Товарооборот, тыс. руб.                    
Товарные запасы, дни                    

По исходным данным определить уравнение регрессии между товарооборотом и товарными запасами.

 

Задача № 2.

Требуется определить наличие связи между ра­ботниками торговли, распределёнными по полу и содержанию работы:

Работа Мужчины Женщины
Интересная    
Неинтересная    

По коэффициенту ассоциации и контингенции.

 

Задача № 3.

Имеются выборочные данные по 10 однородным предприятиям:

Номер предприятия Энерговооруженность труда на одного рабочего, кВт-ч. Выпуск продукции на одного рабочего, т.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Построить однофакторную регрессионную модель с ее основанием.

 

Аудиторная контрольная работа по темам 8 и 9.

Контрольная работа состоит из двух задач. (см. п.7 УМК)

 

Литература по теме

Основная:

1. Гусаров В.М. статистика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002 Гл. 9, п. 9.1; 9.2; 9.3 (с. 181-216).

2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики учебник. – М.: ИНФРА – М, 2000 Гл. 7, п.п. 7.1; 7.2; 7.3; 7.4; 7.5. (с. 221-279).

3. Практикум по теории статистики. Под редакцией проф. Шмойловой Р.А. – М.: «Финансы и статистика», 2002. Гл. 9, п. 9.1 (с. 180-215).

Дополнительная:

1. Годин А.М. Статистика: учебник – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. Гл. VII, §§1, 2, 3, 4, 5 (с. 146-185).

2. Сиденко А.В., Попов Г.Ю., Матвеева В.М. Статистика: учебник – М.: «Дело и сервис», 2000 Гл. 9, п.п. 9.3; 9.4; 9.5; 9.6; 9.7; 9.8 (с. 70-86).

3. Статистика Учебник под ред. проф. И.И. Елисеевой – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002. Гл. 7, п.п. 7.1; 7.2; 7.3; 7.4; 7.5; 7.6; 7.7 (с. 77-107).

4. Статистика: Курс лекций (Харченко Л.П., Долугенкова В.Г., Ионин В.Г., и т.д.) под редакцией и э.м., В.Г. Ионина – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, М: ИНФРА – М, 1999 Гл. 7, п.п. 7.1; 7.2; 7.3; 7.4; 7.5; 7.6; 7.7 (с. 128-147).

 


Тема 10. Статистическое изучение динамики

коммерческой деятельности

Цель занятия: усвоить правила построения и анализа рядов динамики для характеристики изменения социально – экономических явлений во времени, выявить основную тенденцию, закономерности их развития. Расчет аналитических показателей.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение ряда динамики. Из каких элементов он состоит и каков их смысл?

2. Какие существуют виды рядов динамики?

3. Какие динамические ряды называются моментными и почему их уровни нельзя суммировать?

4. Какие ряды статистических величин называются интервальными? Можно ли их суммировать?

5. Какие приемы применяются для преобразования несопоставимых рядов динамики в сопоставимые?

6. От чего зависит способ расчета хронологической средней?

7. Как исчисляется средняя для интервального ряда?

8. Как исчисляется средняя для моментного ряда?

9. Что характеризуют показатели абсолютного прироста и как они исчисляются?

10. Что представляет собой темп роста? Как он исчисляется?

11. Что показывает абсолютное значение одного процента прироста и как оно исчисляется?

12. По какой формуле исчисляется средний темп роста?

13. Как исчисляется средний темп прироста?

14. Что представляют собой коэффициенты опережения, ускорения и замедления?

15. В чем сущность метода укрупнения интервалов и для чего он применяется?

16. Как производится сглаживание рядов динамики способом скользящей средней?

17. В чем сущность метода аналитического выравнивания динамических рядов?

18. Как определяется тип уравнения тенденции динамики?

19. Что представляют собой сезонные колебания, в чем практическое значение их изучения?

20. Как исчисляются индексы сезонности?

21. Что такое экстаполяция рядов динамики?

 

Задания для практических работ.

Первое занятие. Решение задач.

Задача № 1.

Производство электроэнергии в России за 1998 по 2003 г.г.:

Год            
Электроэнергия, млрд. кВт. – ч.            

Требуется определить:

1. Показатели динамики (абсолютный прирост, коэффициент роста, темп роста, темп прироста абсолютное значение одного процента прироста, пункты роста).

2. Средний абсолютный прирост, средний темп роста, средний темп прироста.

 

Задача № 2.

Имеются данные о валютном курсе, установленном ЦБ РФ на первое число каждого месяца, согласно таблице:

Месяц, год 01.10.1999г. 01.11.1999г. 01.12.1999г. 01.01.2000г.
Руб. за 1 доллар 25,05 26,05 26,75 27,0

Требуется определить средний месячный курс доллара в чет­вертом квартале 1999 г.

 

Задача № 3.

Товарные запасы в магазине составили:

на 01.01 – 72 тыс. руб.;

на 01.04 – 85 тыс. руб.;

на 01.08 – 60 тыс. руб.;

на 01.11 – 69 тыс. руб.;

на 01.01 след. года – 90 тыс. руб.

Требуется определить среднегодовой товарный запас в мага­зине.

 

Задача № 4.

Изменение цен на потребительские товары и услуги за 1 квартал 2002 года оказались в Перми следующими (см. табл.). в процентах к предыдущему месяцу:

Месяц Апрель Май Июнь
Изменение цен, % 2,9    

Требуется определить в целом за 1 квартал прирост цен.

Второе занятие. Решение задач.

Задача №1.

Объем сделок по продуктам составил:

– 10.02.2003 – 80 млн. руб.;

– 15.02.2003 – 110 млн. руб.

Требуется определить прогноз объема сделок на 16.02.2003г. по среднему коэффициенту роста.

 

Задача № 2.

Ежегодный прирост продукции фирмы характеризу­ется следующими данными (в процентах к предшествующему году):



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: