Проблемы источниковедения 2 глава




Понятие «общины» в широкий научный оборот ввели ис­следователи-экономисты в начале XX в. в связи с изучением особенности землепользования казахов. В тот период иссле­дователи неизменно подчеркивали ту прямую связь, которая имела место между хозяйственной деятельностью и родом. «Эти небольшие группы лиц, - пишет Л.К.Чермак, имея в виду родовое подразделение казахов, - имеющие в своем пользо­вании известную территорию пастбищ и других угодий, обо­собленную от соседних пространств естественными различ­ными признаками, а иногда и искусственными сооружения­ми в виде ям, кучей дерна, пирамидок из камней, связаны между собой принадлежностью к одному родоначальнику и образуют земельно-родовую группу» /252. - С.232/.

Так, земельно-родовая община по единодушному мнению исследователей /Л.Чермак, А.Букейханов, Ф.Щербина и др./

считалась верховным хозяином земли, в отдельных случаях она санкционировала переход хозяйств от раздельного пользова­ния пастбищами к совместному, и полному уничтожению гра­ниц между отдельными хозяйствами. То, что эта община была построена на родовых принципах, доказывает и то, что даже зятья, принятые в отдельные дома, при дележе /например, по­косов/ не принимались в расчет. Но в начале XX в. родовые отношения и родовой быт изучались сами по себе, т.е. вне об­щины, что и было, на наш взгляд, правильным подходом.

В 50-60-гг. XX в. в исследовательской практике община ста­ла применяться очень широко, подчас заглушая и заменяя по­нятия «родового начала» и т.д. Но в целом ее определения ос­тавались те же. «Эти группы хозяйства, - пишет о традицион­ном родовом коллективе казахов В.Ф.Шахматов, - члены кото­рых были объединены между собой родством и соседством и правом совместного владения и пользования одними и теми же пастбищами» /256. - С.45/. Существенным здесь было то, что исследователь распространил термин «община» на чисто кочевое родовое подразделение.

Но постепенно исследователи казахского общества забы­вали первую составляющую общины /т.е. родство/ и стали вы­пячивать вторую /т.е. соседство/. «Некоторые исследователи, верно, считали совместное кочевание и общие хозяйственные интересы признаками кочевой общины», - пишет С.Е.Толыбе-ков. Рациональность научной методики состояла как раз в при­знании общины как хозяйственной единицы. Но «общинное землепользование выходило далеко за пределы подобных ко­чевых общин, оно распространялось на всю кочевую террито­рию ряда крупных родов и племен», - оговаривает данное по­ложение С.ЕТолыбеков. Основная ошибка С.ЕТолыбекова зак­лючалась в том, что он фактически не понимал специфику и сущность родовых отношений кочевников. Это неплохо иллю­стрируется его следующим высказыванием: «Вследствие огром­ных размеров казахских родов, классовой дифференциации в них по отношению к ним нельзя применять понятие «род» как

понятие «общинного родового строя». Внутри казахских ро­дов существовали классы и шла острая классовая борьба» /237. - С.513/. Таким образом, реальные, действующие очертания родового подразделения, хозяйственной микроединицы коче­вого общества, затерялись в пространных научных рассужде­ниях о кочевой общине. Попытка доказать явное несоответ­ствие принципов родства как основы социальной системы, ре­альным факторам совместной хозяйственной деятельности в кочевом обществе было основным итогом научной историог­рафии 70-х годов. Выделенные С.Е.Толыбековым основные признаки кочевой общины /совместное кочевание, общие хо­зяйственные интересы/ позднее стали доминирующими. Это четко выражено в определении, данном казахской общине Масановым Н.Э. «...община представляла собой кооперацию трудящихся индивидов по поводу всего производственного цик­ла, то функционирование производственных групп обусловли­валась совместной трудовой деятельностью по поводу отдель­ных элементов системы материального производства»*. Таким образом, из содержания понятия «община» была выброшена самая основная цементирующая часть - родство, взамен чего было предложено пустое словосочетание «кооперация трудя­щихся индивидов». Потребовалось ровно 100 лет, чтобы окон­чательно исказить смысл понятия «земельно-родовая община». В последние десятилетия в этнологической науке стало ха­рактерно расширительное толкование и применение этого по­нятия /община/. Можно сказать, что она приняла всеобъем­лющий характер, поглощая функции рода, семьи и других эле­ментов социальной организации. Современное определение

"Дальше у Масанова Я. Э. в развитии этого хоздетерминистического определения присутствует сильно противоречащее сказанному предложе­ние: «Это своего рода микромир и макрокосм, социум /это об общине -Ж. А./, в котором конституируется вся социальная жизнь индивида, обес­печивается его жизнедеятельность и бытие» /175. - С. 137/. С критикой «небезупречной с политэкономической точки зрения логики аргумента» Н.Э. Масанова выступил Н. Алимбай /17. —С. 12/.

общины перекрывает все основные формы социальной орга­низации, типологически разнородных социальных институтов и систем.

Примеров подобного применения этой категории много. Обратимся к книге С.А.Маретиной «Эволюция общественно­го строя у горных народов Северо-Восточной Индии»:«... в качестве верховной организации у горных народов выступает община. Для горного жителя община - средоточие всей его со­циальной, экономической и политической жизни, его микро- и макромир, в котором он живет, трудится, участвует в ритуале, где точно определен его социальный статус - он знает с кем дозволен брак, кому он должен помогать во время сельскохо­зяйственных работ» /169. - С.25/.

Община как единица и механизм землепользования, гена-логические отношения как механизм регулирования социаль­но-экономической деятельности в первичных ячейках обще­ства, в данном случае отступают на второй план. Община рань­ше рассматривалась как макросистема традиционного обще­ства, которая реализовывалась в виде сосуществования двух различных форм связей: генеалогической /кровнородственной/ и производственной /хозяйственно-культурной/. В указанных аспектах шли и исследовательские поиски проблем общины в нашей историографии.

О неформальном, а скорее функциональном /корпоратив­ном/ характере хозяйственных интересов, служивших основ­ным побудительным мотивом образования социальных груп­пировок, говорилось и в более ранних историографических традициях. Многие исследователи подчеркивали нелепость выпячивания только одной формы связи. «Было бы нелепо при­писывать какой-либо одной из них первенствующее или ис­ключительное влияние на возникновение столь сложного об­щественного строя», - пишет К.Н.Старке /225. - С.129/. Осно­ву этносоциальной организации казахов составляют родовые ячейки и родовые отношения. Поэтому ее структура по суще­ству воспроизводит структуру генеалогического древа, хотя

родовые единицы больше представляют собой политические союзы. МКовалевский, рассматривая причины и ход разложе­ния общинного землевладения, дал описание подобного состо­яния: «...таким образом, род перестал быть обширной семьей и сделался не больше как агломератом всех поселений, распо­ложенных на родовых землях, какой-то конфедерацией пала­ток, конфедерацией с более чем прежде официальным и поли­тическим характером» /131. - С.220/.

С понятием «община» происходит парадоксальная вещь. Ее первоначальное значение уже забыто. «Вероятно, количество существующих в исследованиях научных дефиниций об общи­не столько, сколько самих этносов», - пишет Н.Алимбай /17. -С.10/. Не означает ли это разнообразие бессмысленность упот­ребления в дальнейшем этого понятия, сущность которого не имеет адекватного признания со стороны специалистов по тра­диционному обществу. Есть ли смысл и дальше эксперименти­ровать в этой области, не лучше ли вернуть понятию «община» свое первоначальное предназначение и не заменять ею соци­альную организацию. Социальная организация и без общины есть социальная организация. Системный подход не должен накладывать понятие общины на социальный организм. Об­щина и общинный механизм регулирования социальной жизни всегда изучались в рамках этносоциальной организации.

Казахское общество - это общество родов, родовых поряд­ков, в котором абсолютно господствуют принципы генеалоги­ческого /мнимого/ и кровного родства, как основополагающие условия функционирования этносоциальной организации. От того, что мы назовем всю эту сложную конструкцию ныне по­пулярным термином «община», на наш взгляд, кроме неразбе­рихи, никакого результата это не принесет. Вряд ли можно со­гласиться и со следующим утверждением о том, «что «семипо-коленная» социальная структура обладает всеми отмеченными выше автономными жизнеобеспечивающими структурно-функ­циональными параметрами - социокультурными, экономичес­кими, этноэкологическими, институциональными и т. п. - и в

таком качестве функционирует как общинная организация» /177.-С.43/.

Насколько позволяют судить наши этнографические мате­риалы, «ofcemi ama» ~ понятие достаточно условное. Для всех родовых единиц характерна тенденция к расщеплению на сег­менты, к объединению снова в родовой союз. В основе всей общественной, социальной организации находится система родственных отношений. В реальной жизни «жет1 ото» - один из таксонов родства /как «уш ата», «он ата»1. Некоторая ин-ституализация «жетг ата» связана с экзогамным запретом, но в реальной жизни этот запрет мало влияет на формирование общинной структуры.

В связи с универсализацией компетенции общины, не обес­печенными терминологическими понятиями остаются «хозяй­ственный аул, аульно-общинная группа» /в материалах Щер­бины, Букейханова/. Современный термин «минимальная об­щина», вероятно, обозначает общинно-аульную группу, выде­ленную из социальной жизни в конце XIX - начале XX вв. Алимбай Н. связывает возникновение и формирование этого своеобразного явления эпохи кризиса кочевничества с поня­тием «адаптивной стратегии». Хозяйственный аул представля­ет собой специализированную организационную форму адап­тивной стратегии жизнедеятельности номадов, точнее, гене­рализованную адаптивную функцию кочевой общины в холод­ное время года» /17. - С.43/.

Социальное в истории человечества, прежде всего, являет­ся предметом изучения исторической науки. При этом истори­ческая наука изучает не столько отдельные социальные явле­ния, сколько социокультурные феномены, каждое явление в их собственной разительной значимости как неповторимое и уни­кальное во времени и пространстве. В этом и состоит разли­чие в предметных областях истории и социологии. Последняя рассматривает социальные явления /события и факты/ как па­радигма. Социология изучает свойства надорганики /выраже­ние П.Сорокина/, куда относятся наука, философия, религия,

этика и другие явления, где применяется и проявляется созна­ние, т.е. те области, где люди взаимодействуют друг с другом и его порождением, т.е. культурой. Именно культура является носителем надорганических ценностей.

С другой стороны, любая организованная группа обладает культурой с ее составными элементами: правовыми, мораль­ными ценностями и т.д. Следовательно, история не столько изучает социальные явления и факты, а сколько культуру в ши­роком смысле этого слова. Общество и культура не могут рас­сматриваться отдельно друг от друга, т.е. в отрыве. «Неадек­ватна любая теория, которая концентрируется лишь на одном из них, исследуя социокультурный мир», - пишет П.Сорокин, изучая взаимодействие личности, общества и культуры как неразрывной триады /224. - С.218/.

В изучении социальной структуры традиционного казахско­го общества чрезвычайно важную роль играют базовые носите­ли культуры и, прежде всего, родовая организация. К со­жалению, исследовательская практика оперирует в отношении этого феномена механическими и абстрактными категориями, увы, незаслуженными. Без изучения и привлечения правовых, морально-этических традиций невозможно выяснить всю роль этого базового элемента социальной организации казахского общества.

В наше время огромное количество исследовательских про­ектов по традиционному казахскому обществу /и кочевникам Евразии/ спокойно обходят родовые институты и сам род /ру/. Нередко встречаются заявления типа: «рода нет и никогда не было в природе, но был и до сих пор есть у некоторых народов генеалогический счет родства» /175. - С. 132/. При этом исследо­ватели, вероятно, забывают, что сам по себе генеалогический счет родства есть производное от рода /ру/. Вся отечествен­ная историография по истории кочевничества во все годы Со­ветской власти, да и сейчас, фактически игнорирует наиболее мощное явление общественной системы номадов - родовую организацию, являющуюся генерализующей по отношению ко

всем остальным элементам системы. Марксистская наука сво­дила родовую организацию кочевников к пережиткам перво­бытнообщинного строя. Вследствие такого подхода община рассматривалась как основная составляющая социальной организации степных народов Евразии. Ее сущность связы­валась с хозяйственным /производственным/ процессом /т.е. как единица землевладения/, в результате отбрасывалась в сторону все, что касалось родовых институтов и ценностей.

Кстати, в дореволюционной литературе вплоть до 30-х гг. XX в. исследователи казахского общества всегда подчерки­вали наличие рода, родовых отношений и выдающееся место рода: «Какую бы сторону как общественной, так и семейной жизни того времени мы ни взяли, мы всюду сталкиваемся с всеобъемлющим значением рода, - пишет Н.А.Логутов. - Это было время, когда вокруг рода сосредоточивалась вся эконо­мическая и социальная жизнь народа, ибо только род рассмат­ривался в казахском союзе как самостоятельная правовая еди­ница» /159. - С.46/. Здесь четко указано значение рода в тради­ционном казахском обществе как основного магистрального ствола общественной системы. При этом дореволюционные исследователи подчеркивали, что родовая организация игра­ет роль основного фона для различных институтов и явлений в кочевом обществе.

Правда, ряд исследователей и тогда однобоко понимал зна­чение родовой организации кочевого общества казахов. При­знавая высокую роль рода в общественной системе, тем не ме­нее они ассоциировали его с первобытностью, хотя в стади­альном плане род кочевников - универсальное явление. Одна­ко такое механическое понимание происхождения рода степ­ных народов, исходящее из тождества «первобытный род» -«ру», чревато рядом проблем. В действительности, казахский род /ру/ и по внутреннему содержанию, и по внешним призна­кам не имеет никакого отношения к первобытному роду. Ка­захский род, прежде всего, политическая единица, основываю­щаяся не на кровнородственных, а на генеалогических свя-

зях. Кочевников, перешедших рубеж двадцатого века с этой уникальной социальной организацией, основанной на универ­сальной системе «ру», нельзя рассматривать, как пережиток первобытнообщинной эпохи. Дня понимания высокой роли родовой организации казахов необходим структурно-функци­ональный подход. К.Леви-Строс, говоря о системе родства, писал: «Несомненно, что биологическая семья существует и имеет продолжение в человеческом обществе. Однако соци­альный характер родству придает не то, что оно должно сохра­нить от природы, а то основное, благодаря чему родство отде­ляется от природы. Система родства состоит не из объектив­ных родственных или кровнородственных связей между инди­видами» /156. - С.51/. Но, тем не менее, ряд современных ис­следователей представляют казахский род как биологическую организацию, функционирующую на основе кровного родства. Не находя в нем архаических институтов первобытного рода, они приходят в замешательство, а затем и к бездоказательному отрицанию рода. Род есть, он существует как первооснова ко­чевого общества. На нем базируется вся общественная, эконо­мическая и политическая жизнь. Он играет роль политической ячейки общества, а родовые отношения - роль социальной орга­низации, так как «генеалогический счет родства» как идеоло­гия в самом деле необходим для нормального функционирова­ния общества. За ним скрываются явно экономические или же политические интересы отдельных родовых или семейно-ро-довых групп и, в конечном счете, кочевого общества. Это на­чинается с самых мельчайших кристалликов общества и идет до самой вершины пирамиды, т.е. начиная от патронимии до государства.

И, наконец, проблемы территориальной организации и от­ношение к земле кочевников Евразии также не избежали тех недоразумений, которые касаются вопросов социальной, по­литической, экономической истории. Можно однозначно гово­рить о том, что территориальный аспект истории кочевниче­ства не разработан и находится в начальной стадии изучения.

Все исследовательские поиски, проводимые на централь-ноазиатской территории, носят этногеографический, описа­тельный характер. В основном внимание исследователей на­правлено на изучение особенностей расселения и размещения населения, взаимосвязи между кочевыми этносами и их сосе­дями. В последние годы этнографами разрабатываются про­блемы сложения историко-культурных областей. Одновремен­но ведутся широкомасштабные работы по различным аспек­там природопользования и возникающих экологических про­блем.

Этногеография Центральной Азии, и особенно ее кочевни­ческой части, традиционно изучается однотипно: обычно к исследованиям привлекаются письменные источники той или иной эпохи, довольно большие очерки посвящаются истори­ографии проблемы.

Природная среда, если рассматривать ее с учетом возмож­ных в прошлом колебаний и изменений, представляет весьма существенный источник для исторических исследований. Она оказывает решающее влияние на формы и уклады хозяйствен­ной деятельности, а через нее - и на культуру. Культура кочев­ников предельно точно отражает характер той географической среды, в которой обитает данная общность, т.е. носители этой культуры. Механизм ее воспроизводства и существования на­прямую зависит от степени адаптации к этой природной сис­теме.

Изучая прошлое, невозможно обойти вопросы палеографии, поскольку даже в историческое время, известное нам по пись­менным источникам, менялись русла рек, происходили опус­тынивания или наоборот, увлажнения территории. Малейшие климатические колебания приводят к усиленному заселению или же опустошению тех или иных районов обитания кочев­ников, поскольку хозяйственно-культурная система народов Великого степного пояса Евразии напрямую зависела от усло­вий природной среды и была подчинена ей больше, чем у осед­лых народов.

В данном контексте и следует изучать тотальные движения кочевников Великого степного пояса, которые характерны вплоть до начала Нового времени. Вероятно, «эпоха брожения» /по определению Ч.Валиханова/ наступила не столько в резуль­тате падения Золотой Орды, а сколько в результате серьезных природных изменений. В доказательство этой гипотезы мож­но сослаться на описания у Мирзы Хайдара Могулистана, Му­хаммеда Шайбани Дашт-и-Кыпчака и др. До конца XV - нача­ла XVI вв. это были цветущие оазисы. Важный вопрос в исто­рических исследованиях - это изучение отношений кочевни­ков к земле. В классической историографии историческое опи­сание любого образования /государство, отдельный этнос и т.д./ привязано к определенной территории. «Прежде всего надле­жит знать, - пишет Рашид ад-Дин, - что в каждом поясе земли существует отдельное /друг от друга/ население, /одно/ - осед­лое, /другое/ - кочевое. Особенно в той области /или стране/, где есть луга, много трав /в местностях/, удаленных от предме­стий городов и от домов /селений/, много бывает кочевников» / 211.-Т.1.-КН.1.-С.74/.

Пространственные категории современной исторической науки чрезвычайно европоцентричны, т.е. привязаны к осед­ло-земледельческому стандарту жизнедеятельности. На наш взгляд, следовало бы основательно изучить территориаль­ные отношения у степных народов и вообще их отношение к земле. Вероятно, есть народы, жизненная энергия которых привязана к определенной территории, и в то же время, для многих народов, цель и смысл существования заключается в передвижениях, в стремлении развиваться вширь.

А.Вебер в своих рассуждениях о духовности /европей­ской/, оценивая послевоенные реалии /40-х гг./ пишет: «Па­риж и Рим, с их имперскими традициями, по-прежнему станут бороться со свойственным немцам стремлением вширь» /71. -С.169/. Это свойство он считал одним из признаков язычества - «присущее язычеству стремление к движению». Возможно, секрет заключается не в язычестве, а в том, что германские

племена в I тыс. н.э. находились еще в состоянии «обрете­ния Родины».

А.Вебер считает необходимым «обратить внутрь нашу 1нем-цев-Ж.А.1 склонность к экспансии, преобразовать наружное стремление к бесконечности во внутреннее свойство» /71. -С180/.

Коренной переворот в отношении человека к Земле насту­пил, по Веберу, в XV в., когда «вместо приспособления к Земле и миру или ухода от мира утверждается тенденция господства над Землей» /71. - С.202/. И тогда ярко проявилось то противо­речие, которое существовало у оседлых и у кочевых народов по отношению к земле. У последних земля продолжала оста­ваться основной субстанцией их бытия. Ни в прошлом, ни после XV в. в кочевых обществах не происходило отчуждения земли в пользу социальной верхушки. У казахов земля вплоть до кон­ца XDC в. не стала субъектом частной собственности, хотя в пользовании ею в практику вошли различные переходные нор­мы, продиктованные изменившимися условиями жизни. С дру­гой стороны, именно максимальная подвижность обеспечива­ла нормальное функционирование кочевого хозяйства. Част­ная собственность на землю фактически означала бы конец хо­зяйства.

Вместе с тем, народы Великого степного пояса выработали особое отношение к земле и особые приемы землепользова­ния как необходимое условие формирования общностей и фун­кционирования этносоциальных организмов. Специфика это­го отношения к земле может быть понятна только в связи с принципом родства, который играет генерализирующую роль в социальной системе степных народов. Пространственные ориентиры и отношение к земле у народов Великого степного пояса сильно отличались от оседлых, включая сюда современ­ные цивилизации. Земля кочевниками воспринимается как суб­станциональная основа жизни человека. Существует довольно емкое понятие для определения этого отношения «Кудайдыц жер1», следовательно, все, что растет на земле воспринимает-

ся как «Кудайдьщ берген ризыа>1». Жизнь человека быстротеч­на, он временный гость на священной земле.

Границы, которые существуют (а они имеются везде, где человек) для кочевников условны. Традиционное мышление не воспринимает жестких границ, разграничений, посколь­ку не существует жестких собственнических отношений к зем­ле. В этой связи уместно вспомнить тех великих мыслителей прошлого, которые ищут землю обетованную, благодатную и где люди живут вечно /Коркыт, Асан кайгы/.

И, наконец, несколько замечаний относительно методов исследования. В литературе порой встречается убежден­ность в том, что общество древних и средневековых степ­ных народов демонстрируют не только однотипность, но и сходство многих конкретных форм социальной организа­ции. А.М.Хазанов, ссылаясь на Л.Крэдэра и на свои иссле­дования пишет: «... по основным социально-экономическим структурам и формам эксплуатации, равно как и по основ­ным тенденциям общественного развития, древние кочев­ники евразийских степей были весьма близки к кочевникам средневековья и даже нового времени» /245. - С.265/.

Этот вывод основывается, прежде всего, на консервативно­сти /экстенсивный характер кочевого хозяйства, мало меня­ющийся во времени/ экономики Великого степного пояса. Одна­ко, он пишет об обратимости социальных процессов: «у тех кочевников, которые знали в прошлом, и даже неоднократно, периоды государственной жизни». На наш взгляд, нельзя од­нозначно говорить о консервативном, застойном характере хо­зяйственно-культурных структур народов Великого степного пояса. Зачастую социально-экономические условия, на кото-

ром строятся социальные отношения, подвержены чередова-нию. На всем протяжении обозримой истории /с ГУ тыс. до н.э./ мы наблюдаем перманентное чередование комплексного хозяй­ства /с преобладанием пастушества/ с кочевым скотоводством. С другой стороны, окружающий степные народы мир тоже не стоит на одном месте. Восток, с которым тесно связан степной

мир Евразии, постепенно развивался. Вероятно, в этом про­цессе высока роль тех же самых кочевников, время от вре­мени нарушающих монотонный ритм жизни и вторгающих­ся в покои Востока.

На наш взгляд, многие стороны быта казахов, действитель­но сходны и сравнимы по уровню развития с саками, гуннами, древними тюрками и т.д., но необходимо учесть и то, что они сохранились в виде реликтов грандиозной и яркой культуры народов Великого Степного пояса Евразии. Причина столь разительной перемены кроется не только в военной и эконо­мической экспансии России и Китая в ХУШ - XIX вв., она кро­ется гораздо глубже. Чтобы легче было понять, я предлагаю мысленно сконструировать треугольник, тернарную структу­ру с активным углом. Территория древних культур (имеются в виду оседлые цивилизации древности) в те далекие времена была крохотной частью Евразийского материка. К.Ясперс сво­еобразно начертил границы этой культурной зоны. «Возник­новение культуры территориально охватывает лишь узкую полосу всей земли от Атлантического до Тихоокеанского по­бережья, от Европы через Северную Африку, Переднюю Азию до Индии и Китая. Эта полоска, составляющая в длину около четверти, в ширину - меньше двенадцати частей всей земной поверхности, содержит плодородную почву, разбросанную меящу пустынями, степями и горными кряжами» /263. - С.5/. Эта узкая полоска материка довольно долго, фактически до Великих географических открытий, была подконтрольна па­стушеским народам. Вдоль полосы постоянно сталкивались интересы семитских народов с юга и алтайских /в раннем пе­риоде индоевропейских, арийских/ народов с севера.

Последние были гораздо сильнее и влиятельнее на всем протяжении последних 6-5 тысячелетий, исключение состав­ляют лишь эпоха поздних династий в Шумере и эпоха мусуль­манского ренессанса в VI-XII вв.

Начало кризиса традиционных отношений в Старом Свете и социальных институтов степных народов датируется XV-XVI вв., когда Великая степная зона Евразии теряет свое былое зна-

чение доминанты в мировом пространстве. Впоследствии были нарушены и уничтожены существовавшие у них тысячелетия­ми жизненные коммуникации, производительные силы, поли­тические институты и культура.

Разительные перемены происходили и в глубинных степ­ных районах в относительно недавние времена. Масштабы и суть перемен, проходивших не в пользу казахов, неплохо осоз­навались мудрыми представителями степной элиты - жырау. В народной памяти запечатлелись слова Бухар-жырау, сказанные

гей бойлы Ер EciMdi де бигемм. Сен оньщбгр тусттне жара-майсыа^. Вероятно, казахское общество эпохи Есим-хана было намного мощнее и влиятельнее, если жырау говорит Аблай-хану такие унизительные слова. Как можно сравнивать и нахо­дить сходство между эпохой Золотой Орды и казахским обще­ством середины XIX в.? Разительные перемены особо остро ощущаются в сопоставлении лучших образцов поэзии указан-

ных эпох:

Еуяут болшн айды ашкан, Мунар болтн кундг ашкан, Мусылман мен ioyipdin, Арасын бузып втгп dindi ашкан Казтутн

XV г. Казтуган

К,илы-кциы заман-ды, Замант сай адам-ды, Саяыстырып кирасам, Су му&13 болшн танадай, Шыр кебелек айналам. Мынау азтн заманда, Кирасы - анткх>р, ханы - арам, Бозбаласы - бошалац, Кырсыт туды кьгз бала». E6i кеткен ел болды,

Ендг кайда мен барам?!

Х1Хг.Дулат

Следующая проблема историографии вытекает из преды­дущих. Среди ученых общепринято мнение об отсутствии ка­ких-либо поступательных изменений в социальной сфере степ­ных народов. Тезис о застойности кочевой экономики, а следо­вательно и общества, сделали очень популярными ретроспек­тивные методы изучения.

В широком смысле так называемый «европоцентризм» и есть проявление именно такого подхода к истории кочевых обществ. Превратности судьбы были таковы, что современные исторические концепции и школы начали складываться в Ев­ропе в новое время, оно совпало с эпохой заката степных наро­дов и началом господства европейцев. Начало мощного про­движения Европы обычно связывают с Великими географичес­кими открытиями, а расстояние между Востоком и Западом усугубляется в эпоху промышленного переворота. Европа с этого времени стала проявлять стремление к господству над миром. Инструментом превращения человечества в единую унифицированную общность стал капитализм /мировой рынок и т.д./. Исходя из анализа действия Европы и изучая ее взаимо­отношение с остальным миром, наблюдая, как центр тяжести постепенно переходит в Северную Америку /из Западной Ев­ропы/, можно сделать вывод о структурообразующем характе­ре западного капитализма в мировом масштабе. Начало геге­монии капитализма утверждается в XV-XVm вв., когда пушки и порох одержали верх над степными кочевниками Евразии. Последние в эту эпоху окончательно потеряли власть над ми­ром и превратились в жалкие периферии оседлых государств.

Вероятно, этот контраст и стал причиной чрезмерно высо­комерного отношения европейских учёных к истории Великой Степи. Они немало потрудились, чтобы не допустить кочевни­ков ни к понятию культуры, ни к понятию цивилизации /см. схемы множественности культур и цивилизаций О.Шпенгле-ра, Дж. Тойнби и т.д./.

При оценке древней и средневековой культуры Великого степного пояса наши историки нередко обращаются к матери-

алам поздней реальности, к образу жизни степняков в XIX-XX вв. Безусловно, вчерашняя действительность легко под­дается реконструкции. Но вместе с тем, такой подход зара­нее предполагает появление уродливой картины бытия каза­хов, поскольку этот народ в рассматриваемое время находился в состоянии тяжелого кризиса, стоял перед необходимостью выбора. В казахском обществе во второй половине XIX века шли кардинальные переустройства. «Далее нет уже истории киргизского /казахского - Ж. А./ народа, а есть история сельс­ких обывателей - инородцев степных областей», - пишет в этой связи П.П.Румянцев. Он был глубоко прав в своем выводе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: