Тема. Общая характеристика процесса обучения.
Обучение - специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения научных знаний и способов деятельности.
Предмет дидактики (теории обучения) - закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средств обучения.
Общие задачи дидактики (теории обучения) состоят в том, чтобы: 1) описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; 2) разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии.
Познавательная деятельность - внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой познавательной целью.
Познавательные действия – компонент познавательной деятельности, представляют процессы, мотивы и цели которых задаются той познавательной деятельностью, в состав которой входят эти действия.
Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира.
Умение – характеристика учебного действия, выполняемого по образцу или правилу.
Навык - автоматизированное действие.
Функции обучения отражают его задачи и роль в развитии общества.
Основной состав функций обучения: образовательная, воспитательная и развивающая.
Отличие функций обучения: образовательная функция связана с расширением объема знаний, развивающая - со структурным усложнением, а воспитывающая - с формированием отношений.
Движущие силы процесса обучения:
· потребности личности;
· противоречия объективного и субъективного характера.
Противоречие становится движущей силой обучения, если оно отвечает условию:
|
· содержательно,т.е. имеет смысл в глазах учащихся, а разрешение противоречия явно осознается ими как необходимость.
· соразмерно познавательному потенциалу учащихся.
Логика учебного процесса и структура процесса усвоения.
Современная трактовка логики обучения определяется сочетанием индуктивно-аналитического и дедуктивно-синтетического представления процесса познания:
· При выборе индуктивно-аналитической логики, обобщение в виде понятий, определений, теорий, законов завершает (в основном) обучение.
· При выборе дедуктивно-синтетической логики, наоборот, обобщенные данные вводятся в начале изучения темы. В этом случае завершающим этапом обучения выступает конкретизация.
Структура процесса познания, основные его компоненты.
В логике процесса обучения действует следующая схема познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, которая определяет структуру процесса усвоения знаний.
Тема. Закономерности и принципы обучения.
Педагогический закон - это обобщённая, объективная, существенная и устойчиво повторяющаяся связь между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающая механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.
Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом (закономерность - это более широкое по объему понятие, чем "закон").
Основные законы обучения.
Закон единства и борьбы противоположностей.
Закон перехода количественных накоплений в качественные изменения.
|
Закон отрицания отрицания.
3. Внешние и внутренние закономерности, их роль в процессе обучения.
Основная закономерность процесса обучения: Личность развивается путем присвоения ею социального опыта, общечеловеческой культуры и духовных ценностей.
Внутренние или частные закономерности обучения.
1) Зависимость содержания, форм и методов обучения от уровня социально-экономического развития общества.
2) Зависимость эффективности процесса обучения от условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических и т.п.).
3) Зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия развивающейся личности с миром.
Названные закономерности процесса обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения.
Принципы обучения, их классификация.
Принципы обучения - обобщённая система норм и требований к построению учебного процесса и управлению им (обусловлены закономерностями, определяют общую стратегию достижения целей обучения).
Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность.
Подход в педагогике (например, индивидуальный подход, проблемный подход и т.д.) - это совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания.
Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила - его отдельные стороны.
Все принципы обучения могут быть разделены на содержательные и процессуальные (организационно-методические). Такое деление помогает ответить на два основных вопроса дидактики: чему и как учить?
|
Содержательные принципы обучения (принципы организации пед. процесса) отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования и его совершенствованием. К ним относятся принципы: гражданственности, научности, воспитывающего характера, фундаментальности и прикладной направленности (связи обучения с жизнью, теории с практикой).
Организационно-методические принципы обучения (принципы управления деятельностью учащихся): преемственности, последовательности и систематичности; единства группового и индивидуального обучения; соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых; сознательности и творческой активности; доступности при достаточном уровне трудности; наглядности; продуктивности и надежности (прочности).