Соотношение обучения, воспитания, пед. процесса, пед. системы (АПИМ)




· Обучение (как специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения научных знаний и способов деятельности).

· Воспитание (как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса).

· Педагогический процесс (как движение от целей образования к его результатам путём обеспечения единства обучения и воспитания).

· Педагогическая система (как множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединённых единой образовательной целью развития личности).

Учебная деятельность (УД).

Научить школьника учиться - значит сформировать у него полноценную учебную деятельность (УД) с присущими ей мотивами, действиями (И.А.Зимняя).

Учебная деятельность - это деятельность субъекта (школьника) по овладению обобщёнными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения им учебных задач посредством учебных действий специально поставленных учителем на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку самого ученика.

Свойства учебной деятельности:

· специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

· в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

· общие способы действия предваряют решение задач;

· учебная деятельность ведет к изменениям в самом ученике;

· изменяются психические свойства и поведение обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий.

Способы осуществления УД

· репродуктивные

· проблемно-творческие

· исследовательско-познавательные.

Средства УД

· интеллектуальные действия, операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и т.п.);

· знаковые, языковые средства, в форме которых усваивается знание.

Продукт учебной деятельности:

· внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах;

· формирование знания и умения применять его для решения разнообразных практических задач

Результат учебной деятельности – изменение самого действующего субъекта (ученика).

Структура учебной деятельности:

· Познавательная потребность.

· Учебная задача (подлежащие усвоению способы действия).

· Учебные мотивы.

· Учебные действия.

· Контроль, переходящий в самоконтроль (определение правильности и полноты решения задачи).

· Оценка, переходящая в самооценку (определение меры продвижения в решении задачи).

Самостоятельная деятельность – это система индивидуальной и групповой деятельности учащихся, осуществляемой под опосредованным руководством преподавателя во время аудиторных и внеаудиторных занятий и стимулирующей их познавательную активность, развивающей интеллектуальные способности и потребности в самообразовании.

Виды самостоятельной работы:

· Работа с книгой: реферирование, составление аннотаций, конспектов, обзор научно-методической литературы, тезирование, цитирование, чтение текста.

· Составление ребусов, кроссвордов.

· Написание педагогических эссе, писем-размышлений, сочинений.

· Создание «картотек методов, идей».

· Создание разнообразных проспектов, проектов, моделей.

· Составление различных памяток, рекомендаций, советов, кодексов.

Процесс обучения.

Процесс обучения представляет собой единство преподавания и учения.

Методы учения - это разработанная с учетом дидактических принципов и закономерностей система приемови соответствующих им правил учения, целенаправленное применение которых существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в процессе решения определенного типа учебных задач.

Методы преподавания - это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемови соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения определенного типа педагогических (дидактических) задач.

Соотнесение понятий "прием" и "правило":

Правило - это нормативное предписание или указание на то, как следует действовать наиболее оптимальным образом, чтобы осуществить соответствующий методу прием деятельности.

Правило поэтому выступает описательной, нормативной моделью приема.

Система правил решения определенного типа задач - это нормативно-описательная модель метода.

Основные способы педагогического влияния:

· преднамеренный (осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения);

· косвенный (педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение, изменяет обстоятельства жизни ученика);

· прямой (непосредственное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений);

· непреднамеренный (осуществляется ситуативно, как реакция на конкретные обстоятельства).

Структура процесса обучения включает следующие этапы:

планирование, организация, регулирование (стимулирование), контроль, оценка и анализ результатов.

1). Этап планирования в деятельности учителя включает: составление календарно-тематических или поурочных планов (ориентируясь на решаемые задачи стратегические, тактические или оперативные). Включает в себя:

· анализ исходного уровня учебных возможностей учащихся, состояния материальной базы, методического оснащения, личных профессиональных возможностей;

· определение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач, исходя из дидактической цели урока и сформированности класса как коллектива:

· отбор содержания, форм и методов ведения урока, конкретных видов работ, своих действий и действий учащихся;

· прогнозирование результатов, возможных затруднений на пути их получения и т.п.;

· определение места и приемов использования учебно-наглядных и технических средств обучения, дидактического раздаточного материала;

· продумывание содержания и организации самостоятельных работ, приемов стимулирования активности учащихся, форм домашних заданий и др.

2). Организация деятельности учащихся включает в себя: использование приемов включения в деятельность (инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма и др.); постановку учебных задач перед учащимися; создание благоприятных условий для их выполнения.

Особенности задач изучения общеобразовательных дисциплин:

Предметно-познавательные задачи (рассматривается ситуация, предполагающая построение модели на основе объективных законов; задачи направлены на освоение понятийного и операционного материала);

Практико-ориентированные задачи (представлена не рафинированная учебная ситуация, а более целостная жизненная коллизия, где предметные задания играют инструментальную роль);

Личностно ориентированные задачи (наряду с когнитивным и практическим мышлением ученик должен проявить и личностный потенциал).

3). Регулирование (стимулирование) процесса обучения обеспечивается:

• продуманной системой оценивания (подбадривание, воодушевление, вселение уверенности в собственных силах, увлечение перспективами, порицание и т.п.);

• использованием системы отметок;

• вовлечение форм и методов, активизирующих деятельность учащихся (учебные дискуссии, конференции, обсуждения рефератов, парно-групповые способы обучения, взаимопроверки и т.п.).

4). Контроль решения педагогической задачи - получение информации о ходе и результатах обучения учащихся (в форме простого наблюдения, устных и письменных опросов, проверки классных и домашних самостоятельных работ и с помощью других приемов и методов).

5). Оценка и анализ результатов решения педагогической задачи является завершающим этапом процесса обучения. Анализ должен выявить причины недостатков в обучении и основания успехов, наметить пути дальнейшего взаимодействия в рамках процесса обучения.

Виды обучения

  Название Особенность
  Догматическое обучение. Механическое запоминание передаваемой информации и механическое же ее воспроизведение.
  Объяснительно-иллюстративное обучение Ориентировано на зону актуального развития (когда учащиеся самостоятельно выполняют задания только на уровне того учебного материала, которым они уже овладели) и не гарантирует развитие творческих способностей
  Программированное обучение Реализует принципы: 1) подача информации небольшими порциями; 2) установка задания для контроля усвоения каждой порции информации; 3) предъявление ответа для самоконтроля; 4) дача указаний в зависимости от правильности ответа.
  Проблемное обучение Процесс учения уподобляется научному поиску и отражается в понятиях
  Модульное обучение Ориентировано на самостоятельное овладение логически завершенных частей учебного материала, обязательно сопровождающееся контролем знаний учащихся.

Последовательность этапов обучения как естественнонаучного поиска:

1. Учащиеся знакомятся с содержанием предстоящего исследования.

2. Учащиеся выстраивают свое понимание замысла естественно научного исследования.

3. Учащиеся выделяют трудности научного познания как проблему для своего познания.

4. Учащиеся намечают свой собственный способ построения исследовательских процедур.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: