Тема. Типология и многообразие образовательных учреждений.




Типыобразовательных учреждений(ОУ). Определение
  Негосударственные Частные образовательные учреждения и учреждения общественных и религиозных организаций
  Дошкольные ОУ Создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития
2.1. Детский сад  
2.2. Прогимназия  
  Общеобразовательные учреждения · Традиционные (муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования) · Интернатные (нахимовское училище) · Полуинтернатные (школа с продленным днем).
3.1. Начального общего Призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее способностей, формирование у школьника умения и желания учиться
3.2. Основного общего Закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Основная школа является обязательной
3.3. Среднего (полного) общего образования Обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, активного их включения в жизнь общества
3.4. Гимназия Обеспечивает углубленное изучение учебных предметов, вариативность выбора образования в зависимости от его конкретного направления (гуманитарно-философского и т.п.).
3.5 Лицей Профильное общеобразовательное учреждение. Обеспечивает углубленное изучение учебных предметов по определенному профилю, с более узкой в сравнении гимназией специализацией (технической, спортивной и др.).
  Учреждение профессионального образования Создаются для реализации профессиональных образовательных программ
4.1. Колледж ОУ с начальным профессиональным образованием
4.2. Техникум ОУ обеспечивающее среднее специальное профессиональное образование или начальный цикл высшей школы
4.3. Вуз Высшее учебное учреждение, обеспечивающее профессиональную подготовку
5. Специальные ОУ  
5.1 Специальные (коррекционные) Обеспечивают лечение учащихся, их воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Направление учащихся в эти образовательные учреждения осуществляется по медицинским показаниям.
5.2 Специальные (социально реабилитационные) Воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые учреждения, обеспечивающие медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку учащихся. Направление учащихся в учреждения осуществляется по решению суда.
5.3 Специальные (оздоровительные) Санаторно-лесные учреждения, обеспечивают условия для лечения и получения основного общего образования учащихся
  Учреждения дополнительного образования (УДО) Обеспечивают всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования
6.1 Учреждения повышения квалификации Обеспечивают возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.
6.2 Музыкальные и художественные ОУ, школы искусств.  
6.3 Дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и др.  

Авторские педагогические системы.

Авторские педагогические системы – опыт педагогической деятельности, строящийся на основе оригинальной концепции, не сводимой к известным ранее педагогическим идеям

Авторы Особенности системы
  Педагогические системы
  Коменский Я.А. Школа классно-урочного обучения. Фундаментальная идея педагогики Я. А. Коменского – пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей.
  Руссо Ж.Ж. Школа естественного воспитания. Особенность: опора на внутреннюю мотивацию, проживание естественных последствий поступков, психическое, физическое, трудовое, социальное воспитание.
  Ушинский К.Д. Школа культурно-исторической самобытности (народности) воспитания. Особенность: предложил первое целостное представление, педагогическое и психофизиологическое обоснование системы воспитания человека.
  Толстой Л.Н. Школа свободного воспитания. Раскрытие роли социальной среды в развитии детей, их опыта, естественности, познавательной активности и свободы в обучении
    Шацкий С.Т. Школа воспитания через самоуправление и организацию жизнедеятельности. Разработка идеи эволюционного развития коллектива; концепции использования социализирующих факторов в учебно-воспитательном процессе.
  Макаренко А.С. Школа коллективного воспитания. Разработка теории воспитания детского коллектива и личности в коллективе.
  Сухомлинский В.А. Школа гражданского (патриотического) воспитания. Внес также много нового в теорию и практику умственного, нравственного, трудового и эстетического развития на основе социализирующих факторов (через коллектив и отдельного ученика).
Современные педагогические системы
  Библер В.С. Школа «диалога культур». Включает четыре ступени. На каждой ученики осваивают конкретные исторические формы сознания (мифологическое, ремесленное, научное и проектировочное) и типы деятельности (ритуальный, как деятельность по определенному сценарию, действие по образцу, исследовательский и проектный).
  Ямбург Е.А. «Школа-комплекс» и «Адаптивная школа». Обеспечивает детям индивидуальную траекторию обучения и развития с учетом его психосоматических особенностей. Включает модели: 1) ДОУ – интегративная образовательная модель; 2) начальная школа с пятыми классами – образовательная модель “смешанных способностей”; 3) основная школа – переходная модель от “отборочно-поточной” к “постановочной”; 4) старшая школа – “отборочная модель” – центр дополнительного образования – “инновационная модель”.
  Тубельский А.Н. Школа «самоопределения личности» и «саморазвития личности». Формирование опыта самореализации в различных пространствах жизнедеятельности: учебных, самообразовательных, творческих, правовых, трудовых, досуговых, игровых и т.п.
  Амонашвили Ш.А. Школа сотрудничества (психического развития младших школьников). Обучение на принципах уважения личности ребенка, свободного выбора, чувства взросления, чувства своей полноправности в педагогическом процессе.
  Балабан М.А. «Школа-парк». Включает открытые парк-студии, готовые принять детей, предложить им разнообразные образовательные услуги и возможность их выбора. Содержание образования формируется по потребностям главных субъектов - детей. Парк-студии могут быть как предметными, передающими учащимся существующие культурные нормы, так и проектными, занимающимися конкретной деятельностью.
  Тарасов Л.В. Школа «Экология и диалектика». Школа личностного развития (отсюда слово “экология” в названии) посредством включения психики ребенка в активную работу по добыванию новых для них знаний (отсюда слово “диалектика”, как синоним развития). Включает базовое образование (завершается не в XI, а в IX классе), дополняется в X и XI классах профильным образованием.
  Воспитательные системы
  Шацкий С.Т. Школа воспитания как организации жизнедеятельности самоуправления детей
  Макаренко А.С. Школа воспитательного коллектива
  Иванов И.П. Школа коммунарского воспитания
  Караковский В.А. Школа воспитания
  Современные дидактические концепции
  Занков Л.В. (Слас.С. 145) «Развивающего обучения». Особенности: имеет гибкую структуру урока, процесс познания строится "от ученика", его познавательного опыта. Опирается на интенсивную позитивные эмоциональные переживания, самостоятельную деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнивания, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельного формулирования выводов.
  Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. «Содержательного обучения».Особенности: направлена выявление учащимися условий происхождения содержания усваиваемых понятий, на развитие теоретического мышления, обеспечивает усвоение обобщенных способов действия и практическую деятельность, как движение от общего к частному.
  Эрдниев П.М. «Обучения на основе укрупнения дидактических единиц»
  Кудрявцев Т.В., Матюшкин А.М., Махмутов М.И. «Проблемного обучения». Развивает мыслительные способности. Предполагает и вызывает интерес к учению. Стимулирует творчество.
  Гальперин П.Я. Талызина Н.Ф. «Поэтапного формирования умственных действий». Включает этапы: мотивация; предварительное знакомство с ориентировочной основой деятельности (ООД); выполнение действия во внешней форме - материальной или материализованной; выполнение действия во внешнеречевой форме; этап внутренней речи; выполнение действия в умственном плане.
  Бабанский Ю.К. «Оптимизации процесса обучения». Реализует оптимальное соотношение элементов всех выше названных технологий.
       

 

Современные модели организации обучения.

  Модель Особенность
  Закрытого типа с централизованным управлением. Спектр образовательных услуг ориентирован на требования государства, устойчивый набор программ и дисциплин, на формирование индивида, как части коллективного целого.
  Рыночного типа со свободным выбором и здоровой конкуренцией. Спектр образовательных услуг ориентирован на требования рынка и потребности заказчика, зависит от его социальных притязаний и финансовых возможностей.
  Культурологического типа с опорой на гуманизацию сознания и практики. Спектр образовательных услуг ориентирован на потребности культуры, на формирование личности, способной к сознательному строительству жизненной среды, разумных отношений с природой, людьми, государством. Освоение опыта мировой культуры строится здесь в логике предмета (учебного цикла гуманитарного или естественнонаучного знания).
  Культурологического типа, с акцентом на становление личности разносторонне развитого выпускника. Спектр образовательных услуг ориентирован на становление личности творческого, разносторонне развитого выпускника. Освоение опыта мировой культуры осуществляется, в процессе становления культурного самосознания, в прямом соответствии с индивидуальными характеристиками психофизических и интеллектуальных возможностей личности.

 

Инновационные образовательные процессы.

Совокупность критериев педагогических новшеств: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.

 

Классификация уроков

Обоснована педагогами И.Н. Казанцевым и Б.П. Есиповым. Они выделяли всего шесть типов уроков:

1. Уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом:

а) имеющие целью ознакомление учащихся с конкретными явлениями и понятиями;

б) имеющие целью осмысление и усвоение учебного материала;

в) уроки, на которых сообщается ряд фактов и выводов.

2. Уроки закрепления знаний:

а) уроки повторения пройденного в начале учебного года, после длительного перерыва (каникулы);

б) уроки текущего повторения.

3. Уроки обобщения и систематизации изученного.

4. Уроки формирования и закрепления умений и навыков.

5. Уроки проверки знаний:

а) уроки устной проверки;

б) уроки письменной проверки;

в) уроки с проверочными заданиями практического характера;

г) уроки разбора проверочных (контрольных, самостоятельных) работ.

6. Комбинированные уроки, которые включают в себя элементы всех предыдущих типов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: