Целостность, системность и комплексность педагогического процесса.




Процесс (любой) - есть последовательная смена одного состояния другим.

Система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление.

Учебная модель упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, имитирующих изучаемые процессы.

Учебные модели бывают нескольких типов:

· На которых изображено устройство или схема работы.

· Воспроизводящая внешний вид изделия или предмета.

· На которых можно показать принцип действия объекта.

К учебным моделям не относятся объекты:

– Со случайным набором характеристик;

– Многофункциональные объекты.

Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе

Образовательный процесс определяется также как педагогический процесс.

Образование, т.е. педагогический процессесть:

· специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определённой воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей общества и личности в её развитии и саморазвитии.

· процесс социализации, сознательно ориентированный на сложившиеся в общественном сознании эталоны личности.

Образование и, соответственно, - педагогический процесс, включает воспитание и обучение как способы его (педагогического процесса) осуществления.

Обучение - специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Воспитание - это специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством проживания определенных способов жизнедеятельности и формирования на её основе определённых качеств, свойств и отношений воспитанника.

Формироватьпридавать форму, устойчивость, законченность, определенный тип чему-либо.

Формирование личности - это процесс и результат социализации, воспитания и саморазвития; становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств.

Комплексность педагогического процесса – многообразность форм рассмотрения педагогического процесса (используя данные разных наук) способствующего повышению его эффективности.

Целостность педагогического процесса – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.

Целостному педагогическому процессу присуще 1) внутреннее единство составляющих его компонентов, 2) их гармоническое взаимодействие. 3) В нем непрерывно происходит движение, 4) преодоление противоречий, 5) перегруппировка взаимодействующих сил, 6) образование нового качества.

Целостный педагогический процесс не сводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов целостного педагогического процесса, объединенных единой образовательной целью развития личности. Педагогическая система является структурной или функциональной моделью педагогического процесса (строится с учётом закономерностей его функционирования и принципов эффективной организации).

Педагогическая система может быть представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов: субъекты педагогического процесса, содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура) и материальная база (средства). Их органичное взаимосвязанное движение, направляемое целью, порождает педагогический процесс как динамическую систему.

По Сласт. (С. 61): Цель - выступает в роли системообразующего фактора, а не элемента педагогической системы, т.е. внешней по отношению к ней силы. Педагогическая система создается с ориентацией на цель. Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются обучение и воспитание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: