Процесс (любой) - есть последовательная смена одного состояния другим.
Система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление.
Учебная модель упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, имитирующих изучаемые процессы.
Учебные модели бывают нескольких типов:
· На которых изображено устройство или схема работы.
· Воспроизводящая внешний вид изделия или предмета.
· На которых можно показать принцип действия объекта.
К учебным моделям не относятся объекты:
– Со случайным набором характеристик;
– Многофункциональные объекты.
Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе
Образовательный процесс определяется также как педагогический процесс.
Образование, т.е. педагогический процесс – есть:
· специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определённой воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей общества и личности в её развитии и саморазвитии.
· процесс социализации, сознательно ориентированный на сложившиеся в общественном сознании эталоны личности.
Образование и, соответственно, - педагогический процесс, включает воспитание и обучение как способы его (педагогического процесса) осуществления.
|
Обучение - специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Воспитание - это специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством проживания определенных способов жизнедеятельности и формирования на её основе определённых качеств, свойств и отношений воспитанника.
Формировать – придавать форму, устойчивость, законченность, определенный тип чему-либо.
Формирование личности - это процесс и результат социализации, воспитания и саморазвития; становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств.
Комплексность педагогического процесса – многообразность форм рассмотрения педагогического процесса (используя данные разных наук) способствующего повышению его эффективности.
Целостность педагогического процесса – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.
Целостному педагогическому процессу присуще 1) внутреннее единство составляющих его компонентов, 2) их гармоническое взаимодействие. 3) В нем непрерывно происходит движение, 4) преодоление противоречий, 5) перегруппировка взаимодействующих сил, 6) образование нового качества.
Целостный педагогический процесс не сводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания
|
Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов целостного педагогического процесса, объединенных единой образовательной целью развития личности. Педагогическая система является структурной или функциональной моделью педагогического процесса (строится с учётом закономерностей его функционирования и принципов эффективной организации).
Педагогическая система может быть представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов: субъекты педагогического процесса, содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура) и материальная база (средства). Их органичное взаимосвязанное движение, направляемое целью, порождает педагогический процесс как динамическую систему.
По Сласт. (С. 61): Цель - выступает в роли системообразующего фактора, а не элемента педагогической системы, т.е. внешней по отношению к ней силы. Педагогическая система создается с ориентацией на цель. Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются обучение и воспитание.