7.1 Для формирования ФОС по учебным дисциплинам и профессиональным модулям используется макет контрольно-оценочных средств, предназначенный для подготовки оценочных материалов, обеспечивающих проведение промежуточной аттестации по учебным дисциплинам, профессиональным модулям, а также междисциплинарным курсам и практикам, входящим в состав профессионального модуля.
7.2 Всодержание комплекта компетентностно-ориентированных заданий по ПМ (ККОЗ) входят:
- «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств», характеризующий область применения и нормативные основания разработки; сводные сведения об объектах оценивания, показателях и критериях оценивания, типах заданий; формах аттестации;
- «Комплект контрольно-оценочных средств», включающий разные типы заданий для обучающихся и пакет экзаменатора в соответствии с указанными в паспорте областью применения и объектами оценивания, в том числе практико-ориентированные задания для экзамена (квалификационного), учебной и производственной практике, которые могут быть 3 типов:
- задания, ориентированные на проверку освоения вида деятельности в целом;
- задания, проверяющие освоение группы компетенций, соответствующих определенному разделу модуля;
- задания, проверяющие отдельные компетенции внутри профессионального модуля.
7.3 Выбор объектов оценки осуществляется в соответствии с программами учебных дисциплин и профессиональных модулей. Предметом оценки освоения учебной дисциплины, междисциплинарного курса являются умения и знания, с учетом которых целесообразно составлять перечень показателей для оценки. Экзамен по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу может проводиться с учетом результатов текущего контроля (рейтинговая система оценивания).
|
7.4 Комплекты компетентностно-ориентированных заданий по профессиональному модулю разрабатывают преподаватели и мастера производственного обучения лицея самостоятельно в соответствии с утвержденным макетом образовательного учреждения и согласовывают с представителями профессионального сообщества (работниками и/или специалистами по профилю получаемого образования, руководителями организаций отрасли, профессиональными экспертами и др.)
7.5 При проведении экзамена (квалификационного) по ПМ мастера производственного обучения обеспечивают обучающимся выполнение практической составляющей экзамена (квалификационного).
7.6 Показатели усвоения знаний содержат описание действий, отражающих работу с информацией, выполнение различных мыслительных операций: воспроизведение, понимание, анализ, сравнение, оценка и др.
7.7 Показатели для проверки освоения умений обычно содержат требования к выполнению отдельных действий и/или операций.
7.8 Критерии оценки усвоения умений и знаний представляют собой правила определения численной и/или вербальной оценки при сравнении результатов действий, демонстрируемых (полученных) аттестуемым, с эталонными (заданными, планируемыми) параметрами по показателям оценки результата. Критерии могут содержать указание на требуемую полноту информации, точность ее воспроизведения, аргументированность и обоснованность анализа и оценки, а также на допустимые отклонения от эталона.
7.9 Показатели освоения практического опыта содержат характеристику видов работ, выполненных обучающимися во время практики, критерии - указание на их объем и (или) качество выполнения в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика.
|
7.10 Перечень показателей для профессиональных компетенций составляется с учетом имеющихся в программе профессионального модуля умений и знаний, соответствующих данному виду деятельности. Показатели сформированности компетенций носят комплексный характер.
7.11 Критерии для показателей сформированности компетенций содержат указание на соответствие выполненного обучающимся процесса (полученного продукта) эталону процесса или результата деятельности: ГОСТу, техническому регламенту, технологической карте, правилам, другим документам, устанавливающим требования к качеству процесса или результата деятельности, а также к скорости выполнения процесса, к допустимому объему затрат на выполнение процесса (получение результата).
7.12 Подготовка и защита проекта как тип задания используется в тех случаях, когда оценивание освоения вида деятельности в рамках профессионального модуля невозможно обеспечить в режиме «здесь и сейчас». При этом проект обеспечивает оценку всех или большинства компетенций, относящихся к профессиональному модулю.
Поскольку проект всегда предусматривает публичную защиту, формулируются требования не только к его оформлению, но и к защите.
7.13 В состав портфолио входят документы, подтверждающие практический опыт, сформированность компетенций и качество освоения вида профессиональной деятельности. Процедура экзамена сводится либо к оцениванию портфолио членами экзаменационной комиссии, либо путем публичной защиты портфолио студентом. В зависимости от выбранной процедуры разрабатываются требования к оформлению и (или) защите портфолио.
|
7.14 После разработки показателей и критериев для их оценки разрабатываются типовые задания для каждого задания текущего контроля и промежуточной аттестации. Разработка типовых заданий сопровождается установлением критериев для их оценивания. Совокупность оценочных критериев может быть оформлена как экспертный лист.
7.15 Формулировка типовых заданий включает требования к условиям их выполнения: место выполнения, время, отводимое на выполнение задания, необходимость наблюдения за процессом выполнения задания, источники, которыми можно пользоваться и др.
7.16 Содержание заданий должно быть максимально приближено к ситуациям профессиональной деятельности и направлено на решение не учебных, а профессиональных задач.
7.17 Характер типового задания определяет, какая форма проведения контроля или аттестации будет предпочтительней по данному заданию.